Презентация на тему: Экологическая токсикология

Реклама. Продолжение ниже
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
Тема 1. Введение : формирование индустриальной интоксикации биоты
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
Общая схема реализации биоактивности (токсичности)
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
Экологическая токсикология
1/21
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 39)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (829 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Экологическая токсикология

Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт экологии и природопользования Зобов Владимир Васильевич, д.б.н., профессор e-mail: vz30608@mail.ru Магистратура. Цикл Б1.В.ДВ.2 Направление: 05.04.06 Экология и природопользование Профиль: Экологическая безопасность и управление в сфере охраны окружающей среды Казань – 2019

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2

Интеллект-карта FreeMind место дисциплины в Эколого-Физиологическом блоке знаний : 2

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3: Тема 1. Введение : формирование индустриальной интоксикации биоты

Л екция 1. Введение. Цель и задачи экологической токсикологии Экологическая токсикология - это 6 -я часть единого блока знаний, посвященного проблемам адаптации животных и человека к воздействию факторов среды физической, химической и биологической природы В единый блок знаний входят следующие взаимосвязанные дисциплины : Экология организмов : животных ( http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=74 7 ) Физиология адаптаций ( http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=746 ) Экология человека ( http://do.kpfu.ru/course/view.php?id=711 ) Физиология и охрана труда Экологическая фармакология ( магистратура ) Экологическая токсикология ( магистратура ) Экология и физиология питания ( магистратура ) Дисциплина « Экологическая токсикология » составлена из 5 тем (3 лекции = 6 часов): Введение: формирование индустриальной интоксикации биоты Экотоксикокинетика : поведение (судьба) веществ в окружающей среде Экотоксикодинамика : механизмы действия и влияние факторов среды на токсический эффект Экотоксикометрия Основные классы токсических веществ 3

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4

Лекция 1. Введение. Место дисциплины в эколого-физиологическом блоке знаний : интеллект-карта FreeMind. Программа дисциплины. Формы самостоятельной работы студентов. Требования к составлению рефератов и презентаций PowerPoint. Основная литература. Электронные ресурсы и дополнительная литература. Цель и задачи экологической токсикологии. Индустриальная интоксикация биоты и ее последствия. Экопатогенные воздействия и массовые отравления : Китай и Япония, США, Европа и Россия. Начало экотоксикологии : значение книги Рэчел Карсон «Молчаливая весна». Содержание дисциплины «Экологическая токсикология» (особенности и цель). Научные и законодательные задачи экотоксикологии. Основные понятия экотоксикологии : яд и токсичность, механизм действия, биодоступность и биоактивность. Судьба биодоступного вещества. Ксенобиотик и ксенобиотическая часть вещества. Ксенобиотический профиль среды обитания. Экополлютанты и экотоксиканты. Две категории экотоксикантов. Химический стресс и экосистемы. Тема 1. Введение: формирование индустриальной интоксикации биоты 4

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

Лекция 2. Критерии экотоксикокинетики и экотоксикодинамики Общая схема реализации токсического действия. Критерии экотоксикокинетики и экотоксикодинамики. Постулаты « Corpora non agunt nisi soluta » и « Corpora non agunt nisi fixata ». Биоактивность : сродство и внутренняя активность вещества. Химические свойства веществ и биоактивность. Физико-химические свойства вещества: коэффициенты октанол /вода и почва / вода, летучесть. Математические прогнозы биоактивности по химическим и физико-химическим свойствам вещества ( QSAR ): неорганические и органические вещества. Экотоксикокинетика и токсикокинетика. Персистентность. Мобильность. Трансформация абиотическая и биотическая. Метаболизм (окисление и конъюгация). Биоаккумуляция и факторы влияющие на нее. Распределение и депонирование веществ в организме. Комплексы вещество-белок, вещество-жир. Стрессы и вторичная интоксикация. Биомагнификация. Роль пищевых рационов в оценке токсического воздействия. Биоиндикаторы реакции и накопления. Судьба веществ в почве и седиментах. Связанные (не-экстрагируемые водой) остатки веществ. Комплексы веществ с гуминовыми кислотами и глинистыми материалами. Тема 2. Экотоксикокинетика : поведение (судьба) веществ в окружающей среде 5

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

Лекция 3. Экотоксические эффекты и механизмы экотоксичности Экотоксические эффекты. Аутэкотоксические эффекты. Аллобиоз. Демэкотоксические эффекты. Резистентность особей в популяции. Синэкотоксические эффекты. Критерии классической токсикологии: острая и хроническая токсичность, дозы и концентрации. Экотоксическая опасность. Оценка экологического риска как искусство. Острая экотоксичность : примеры крупных аварий и экологических катастроф (1-я мировая война, Севезо, Бхопал ). Острое отравление с позиций общей патологии. Хроническая экотоксичность как основная проблема экотоксикологии. Отсроченные эффекты и качество потомства. Увеличение видового разнообразия мелких млекопитающих в градиенте токсической нагрузки. Механизмы экотоксичности : примеры прямого, опосредованного и смешанного действия. Аллобиотические состояния после интоксикации: иммунодепрессия и инфекции. Сенсибилизация и аллергизация как источники последующих мутаций, гено - и эмбриотоксичности. Лекция 4. Влияние факторов среды на токсический эффект Комбинированные (сочетанные) токсические эффекты. Синергизм ( аддитивность и потенцирование) и антагонизм (химический и функциональный). П ринцип Safety in numbers. Токсические эффекты при совместном действии факторов среды (температура, влажность, шум, вибрация, радиация и др.). Массовые заболевания неясной этиологии (синдром ПХВ). Синдромы «войны в Персидском заливе», «Свердловской области» и др. Адаптация и резистентность в экотоксикологии. Изменчивость особей и появление несбалансированных фенотипов как адаптивная реакция популяций на токсическое воздействие. Резистентность 2-го типа у насекомых на воздействие пестицидов. Сверхрезистентость и пути взлома резистентности Тема 3. Экотоксикодинамика : механизмы действия и влияние факторов среды на токсический эффект 6

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7

Лекция 5. Острая и хроническая токсичность. Зависимость «доза – эффект». Экспозиционная и абсорбированная дозы. Смертельный и несмертельные эффекты. Быстро- и медленно- действующие яды. Острая токсичность и кривая доза-эффект: ЛД(К) 16, ЛД(К) 5 0, ЛД(К) 84. Хроническая токсичность и коэффициент опасности: порог хронического токсического действия. NOEC, LOEC и ПДК. NOEC и эффекты стимуляции плодовитости. Парадоксальные полифазные эффекты. Химический гормезис. Эффекты сверхмалых доз суперэкотоксикантов и ионизирующей радиации. Проблема экстраполяции токсикометрических данных. Межвидовая чувствительность к веществам: значение понятий r- и K-стратегий для экстраполяции токсикометрических данных. Основные закономерности для межвидовой экстраполяции данных. Требование для увеличения точности экстраполяций. Ярусная тест-программа. Характеристики лабораторного, полулабораторного ( мезокосм ) и полевого ярусов испытаний. Лабораторная сходимость и система GLP. Коэффициент запаса Тема 4. Экотоксикометрия 7

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

Лекция 6. Классификация токсических веществ. Политропность действия ядов и основные классы токсических веществ. Вещества раздражающего действия. «Литейная лихорадка». Эффекты нейротропных ядов. Эффекты ядов крови и сердечно-сосудистой системы. Особенности действия гепатотропных ядов, почечных ядов и ядов, поражающих репродуктивную функцию. Особенности действия кадмия, ртути и свинца. Особенности действия радионуклидов, нефтей и нефтепродуктов. Особенность действия полициклических ароматических углеводородов. Особенность молекулярного строения бенз (а) пирена и его канцерогенность. Особенности действия полигалогенированных ароматических углеводородов ( дибензофураны, дибензодиоксины и бифенилы ). Вьетнамская экологическая катастрофа после войны с США. Особенность действия хлорированных бензолов. Пестициды. Принципы классификации пестицидов. Спектр действия гербицидов: хлорфенолы, феноксиуксусные кислоты, дефолианты и десиканты. Гербициды и изменение вкуса ядовитых растений. Гербициды и эрозия почв. Особенность токсического действия хлорогранических пестицидов (ДДТ и др.). Особенности токсического действия пиретринов и ингибиторов холинэстераз. Боевые отравляющие вещества. Особенности токсического действия ртуть-, медь- органических пестицидов. Госрегистрация пестицидов. Биологические методы борьбы с вредителями. Избирательная токсичность в борьбе с вредителями. ______________________ Общая трудоемкость дисциплины « Экологическая токсикология » составляет 3 зачетные единицы на 108 часов. Контактная работа - 28 часов, в том числе лекции - 6 часов, практические занятия - 0 часов, лабораторные работы - 22 часа, контроль самостоятельной работы - 0 часов. Самостоятельная работа - 44 часа. Контроль ( экзамен ) - 36 часов. Форма промежуточного контроля дисциплины: экзамен во 2 семестре. Тема 5. Основные классы токсических веществ 8

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

Написание рефератов и сдача их преподавателю в письменном или электронном виде (файлы Word ). Оцениваются : проработка источников, изложение материала и формулировка выводов, соблюдение требований к структуре и оформлению работы : объем 5 страниц, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1,5 строки в случае устной публичной защиты реферата в форме презентации оцениваются также ораторские способности (премия / бонус ! ) Подготовка презентаций ( файлы PowerPoint ), сдача их преподавателю и устное публичное выступление (защита; 5 минут ) на практическом занятии-семинаре. Оцениваются : владение материалом по теме презентации, логичность, информативность, способы представления информации, решение поставленных задач, у мение отвечать на вопросы и комментарии преподавателя и студентов Устный опрос на практических занятиях-семинарах в форме : а) устного публичного выступления ( собственная презентация ), б) дополнения к чужой презентации, в) участия в дискуссии, г) ответов на вопросы и комментарии преподавателя и студентов. Оцениваются : уровень подготовки по теме, способность системно и логично излагать материал, анализировать, формулировать собственную позицию, отвечать на вопросы C амоконтроль и контроль знаний (оценка в баллах): оперативный (1 раз в неделю) и рубежный (2 раза в семестр) по качеству рефератов и устных выступлений на практических занятиях-семинарах итоговый (экзамен) – по суммарным результатам оперативного и рубежного контроля Электронные формы подготовленных рефератов (файлы Word) и презентаций (файлы PowerPoint) высылаются (сдаются) преподавателю Зобову Владимиру Васильевичу по адресу vz30608@mail.ru в количестве не менее 3-х рефератов и 3-х презентаций с каждого студента 9 Формы самостоятельной работы студентов над избранной темой

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10

Каждый слайд в презентации должен иметь номер ( 10 … ) Шрифт без засечек ( Calibri или др. ) Недопустимы мелкий шрифт, мелкие рисунки и много текста : min размер шрифта для презентации 28-й чем крупнее шрифт и объекты на слайде, тем лучше текста на слайдах должно быть как можно меньше Чужие фото/видео должны иметь ссылки на Internet -источник Цвет фона слайда не должен напрягать глаза при чтении текста : Требования к составлению презентаций PowerPoint Многие люди считают, что Альпийские луга располагаются исключительно в Альпах, но это не так. Альпийские луга — это горные луга, расположенные в альпийском поясе и покрытые травянистой растительностью. Они встречаются практически во всех регионах планеты. Альпийские луга начинаются на разной высоте, в зависимости от климата и географической широты местности. 10

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
11

Слайд 11

Основная литература : В первых 7 книгах рассматриваются история формирования индустриальной интоксикации биоты, вопросы экотоксикокинетики и экотоксикодинамики : Куценко С.А. Основы токсикологии: Научно-методическое издание. –СПб: ООО «Изд-во Фолиант»», 2004. 720 с. ( http:// www.medline.ru/monograf/toxicology/p8-ecotoxicology/p1.shtml ) Общая токсикология. Под ред. Курляндского Б.А., Филова В.А. М.: Медицина, 2002. 608 с. Филенко О.Ф. Водная токсикология. –М.: Изд-во Моск.ун -та, 1988, 154 с. Барышников И.И., Лойт А.О., Савченков М.Ф. Экологическая токсикология. - Иркутск: Изд. Иркут. ун-та, 1991, 281 с. Основы общей промышленной токсикологии (рук-во). Под ред. Н.А.Толоконцева, В.А.Филова. Л.:Медицина, 1976, 304 с. Общая токсикология / Под. ред. А.О. Лойта. СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2006. 224 с. Голиков С.Н., Саноцкий И.В., Тиунов Л.А. Общие механизмы токсического действия. Л.: Медицина, 1986. 280 с. 11

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
12

Слайд 12

Основная литература : В 5 следующих изданиях освещаются вопросы экотоксикометрии и классификация токсических веществ : Голубев А.А., Люблина Е.И., Толоконцев Н.А., Филов В.А. Количественная токсикология. Л.: Медицина. 1973. 287 с. Корте Ф., Бахадир М., Клайн В., Лай Я.П. и др. Экологическая химия. Пер. с нем./Под ред. Ф. Корте. –М.: Мир, 1997. 396 с. Келина Н.Ю., Безручко Н.В. Токсикология в таблицах и схемах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 144 с. Эйхлер В. Яды в нашей пище. Пер. с нем. –2-е доп.изд. –М.: Мир, 1993. 189 с. Оксенгендлер Г.И. Яды и организм: Проблемы химической опасности. СПб.: Наука, 1991. 320 с. 12

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13

Электронные ресурсы и дополнительная литература : Зобов В.В. Физиология адаптаций [Электронный ресурс http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=746 ]. Учебное пособие: полный курс лекций. - Режим доступа: курс доступен только зарегистрированным слушателям. - Казань: КФУ, 2015. Зобов В.В. Экология человека [Электронный ресурс http://do.kpfu.ru/course/view.php?id=711 ]. Учебное пособие: полный курс лекций. - Режим доступа: курс доступен только зарегистрированным слушателям. - Казань: КФУ, 2018 (в работе) Дополнительная литература и источники информации: Владимир Зобов. Вконтакте. Записи на стене. Доступно на сайте: https://vk.com/ Casarett and Doull’s Toxicology. The basic science of poisons / Seventh Edition. Editor: Curtis D. Klaassen / McGraw-Hill. Medical Publishing Division. 2008. 1309 p. Jorg Rombke, Johann F. Moltmann. Applied ecotoxicology. Boca Raton,N.Y., London,Tokyo /CRC Lewis Publishers. 1996. 282 p. Федоров Л.А., Яблоков А.В. Пестициды–токсический удар по биосфере и человеку. –М.: Наука, 1999. 462 с. Трахтенберг И.М. Книга о ядах и отравлениях. Очерки токсикологии. Киев: Наукова думка, 2000. 366 с. Майстренко В.Н., Хамитов Р.З., Будников Г.К. Эколого-аналитический мониторинг супертоксикантов. М.: Химия, 1996. 319 с. 13

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
14

Слайд 14: Общая схема реализации биоактивности (токсичности)

Биоактивность зависит от: 1) химических и физико-химических свойств токсиканта ; 2) свойств биосистемы: 14

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Вопросы к экзамену по дисциплине «Экологическая токсикология» Опишите источники появления потенциально токсичных веществ в окружающей среде. Поясните понятия «идиопатические состояния» и « экопатогенные воздействия». Что означает "улыбка Минамата ", итай-итай, "масляные болезни"? Поясните понятия "токсичность", "механизм токсического действия", " биодоступность ". Расшифруйте постулаты " Corpora non agunt nisi soluta " и " Corpora non agunt nisi fixata ". Что обозначают понятия «ксенобиотики» и « ксенобиотическая концентрация»? Каковы цели и задачи экологической токсикологии? Опишите гигиенические (эпидемиологические) подходы, научные и законодательные задачи экологической токсикологии. Что обозначает понятие « ксенобиотический профиль среды обитания»? Поясните разницу в понятиях " экополлютант " и " экотоксикант ". Опишите возможные последствия целенаправленных эмиссий токсических веществ в окружающую среду. 15

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16

Вопросы к экзамену по дисциплине «Экологическая токсикология» Опишите общую схему реализации токсического действия. Охарактеризуйте основные физико-химические параметры веществ ( logPow, молекулярная масса, pH, фугитивность, Коу и др.) Оцените ценность прогнозов токсичности веществ (эмпирических и QSAR). Что окружающая среда делают с экотоксикантом ? Что организм делают с токсикантом ? Что токсикант делает с организмом? Охарактеризуйте критерии экотоксикокинетики ( персистентность, мобильность, трансформация, метаболизм, биоаккумуляция ). Опишите казус с байковином. Каков характер связи канцерогенности с химической структурой вещества? Опишите факторы, влияющие на биоаккумуляцию веществ в организме. Охарактеризуйте принципы распределения и депонирования веществ в организме. Каковы особенности комплексов «вещество-белок» и «вещество-жир». Как связаны между собой стрессы и вторичная интоксикация? Какова роль пищевых рационов в оценке токсического воздействия? Что означают понятия «биоиндикаторы накопления», «биоиндикаторы реакции»? Какова "судьба" веществ в почве и седиментах ? Каковы особенности комплексов веществ с гуминовыми кислотами и глинистыми материалами? В чем заключается особенность связанных (не-экстрагируемых водой) остатков веществ с точки зрения экотоксикологии ? 16

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17

Вопросы к экзамену по дисциплине «Экологическая токсикология» Опишите аутэкотоксические эффекты. Что означает понятие « аллобиоз »? Опишите демэкотоксические эффекты: резистентность особей в популяции. Что означает синэкотоксические эффекты: деформация межвидовых отношений. Опишите базовые критерии общей токсикологии: острая и хроническая токсичность, дозы и концентрации. Что такое экотоксическая опасность и риск. Каковы сложности в оценке дем - и син -экологических эффектов? Что такое острая экотоксичность ? Охарактеризуйте крупные аварии и экологические катастрофы (1-я мировая война, Севезо, Бхопал, война во Вьетнаме). Какова судьба запасов химического оружия в России? Почему хроническая экотоксичность является основной проблемой экотоксикологии ? Как отсроченные эффекты веществ влияют на качество потомства? В чем заключается причина увеличения видового разнообразия мелких млекопитающих в градиенте токсической нагрузки ? 17

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18

Вопросы к экзамену по дисциплине «Экологическая токсикология» Опишите основные механизмы экотоксичности. Приведите примеры прямого, опосредованного и смешанного действия веществ. Приведите примеры развития аллобиотических состояний после интоксикации. Опишите механизмы развития иммунодепрессия и инфекций. Охарактеризуйте сенсибилизацию и аллергизацию как источники последующих мутаций, гено - и эмбриотоксичности. Опишите особенности комбинированных (сочетанных) эффектов веществ. Что означает синергизм ( аддитивность и потенцирование) и антагонизм (химический и функциональный) действия веществ? Опишите токсические эффекты при совместном действии факторов среды (температура, влажность, шум, вибрация, радиация и др.). Что подразумевают под массовыми заболеваниями неясной этиологии (синдромы MCS, environmental illness, TILT, ПХВ)? Опишите синдромы "войны в Персидском заливе", "Свердловской области", "Каширского шоссе", "Балканский", "Тбилисский", "Чернобыльский" и др. Опишите изменчивость особей и появление несбалансированных фенотипов как пример адаптивной реакции популяций на токсическое воздействие. Опишите резистентность 2-го типа у насекомых в ответ на воздействие пестицидов. Что такое сверхрезистентость и каковы пути взлома резистентности ? 18

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

Вопросы к экзамену по дисциплине «Экологическая токсикология» Поясните разницу между экспозиционной и абсорбированной дозами. Приведите примеры быстро- и медленно- действующих ядов. Нарисуйте пример кривой доза-эффект: ЛД(К) 16, ЛД(К) 50, ЛД(К) 84. Что такое хроническая токсичность (коэффициент опасности) и порог хронического токсического действия? Что такое NOEC, LOEC и ПДК. NOEC и эффекты стимуляции плодовитости? Что подразумевают под парадоксальными полифазными эффектами. Поясните понятие «химический гормезис » и эффекты сверхмалых доз суперэкотоксикантов. В чем заключается проблема экстраполяции токсикометрических данных? Охарактеризуйте лабораторный, полулабораторный ( мезокосм ) и полевой ярусы экотоксикологических испытаний. Что означает понятия «лабораторная сходимость» и система GLP. В чем заключается суть «коэффициента запаса ». 19

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

Вопросы к экзамену по дисциплине «Экологическая токсикология» Опишите политропность действия ядов и основные классы токсических веществ. Охарактеризуйте вещества раздражающего действия. Чем обусловлена «литейная лихорадка»? Опишите эффекты нейротропных ядов и синдромы вегето-сосудистой дистонии и астено -вегетативный. Опишите эффекты ядов крови и сердечно-сосудистой системы. В чем заключается особенность действия гепатотропных ядов? В чем заключается особенность действия почечных ядов и ядов, поражающих репродуктивную функцию. В чем заключается особенность действия кадмия, ртути и свинца? В чем заключается особенность действия радионуклидов, нефтей и нефтепродуктов? В чем заключается особенность действия полициклических ароматических углеводородов? Опишите особенность молекулярного строения бенз (а) пирена и его канцерогенность. В чем заключается особенность действия полигалогенированных ароматических углеводородов ( дибензофураны, дибензодиоксины и бифенилы )? Опишите вьетнамскую экологическую катастрофу после войнв с США. В чем заключается особенность действия хлорированных бензолов? 20

Изображение слайда
1/1
21

Последний слайд презентации: Экологическая токсикология

Вопросы к экзамену по дисциплине «Экологическая токсикология» Опишите различные принципы классификации пестицидов. Опишите спектр действия гербицидов: хлорфенолы, феноксиуксусные кислоты, дефолианты и десиканты. Как гербициды меняют вкус ядовитых растений? Как гербициды усиливают эрозию почв? В чем заключается особенность действия хлорогранических пестицидов (ДДТ и др.)? В чем заключается особенность действия пиретринов и ингибиторов холинэстераз ? В чем заключается особенность действия ртуть-, медь- органических пестицидов? В чем заключается особенность действия нитрозаминов ? 21

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже