Первый слайд презентации
Эклектика в Санкт-Петербурге, 2-ая половина XIX века Архитектура эклектики (эклектизм, историзм) — направление, доминировавшее в Европе и России в 1830-1890-ые гг. Эклектика – это обращение архитекторов к историческим архитектурным стилям при использовании новых конструкций, строительных техник и материалов. В архитектуре эклектики нет чистого повторения того или иного стиля – часто в один стиль архитектор вполне органично добавляет элементы другого стиля. Поэтому эклектику еще характеризуют, как смешение стилей. Эклектика многостильна в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные доходные дома ) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор архитектурной постройки и экономная «краснокирпичная» архитектура). Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России - это разделение на «николаевский» и « александровский » периоды. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры. В архитектуре Санкт-Петербурга существует несколько направлений в стиле эклектика: 1). Неоготика и неороманский стили ( А.Брюллов, Н. Бенуа, К. Шинкель, К. Андерсон); 2). Неоренессанс (А. Резанов, В. Шретер, М. Перетяткович, Н. Ефимов, А. Красовский); 3). Неовизантийский стиль ( В. Косяков, Н. Никонов, К. Тон, М. Месмахер ). 4). Необарокко (А. Штакеншнейдер, Г. Боссе, С. Гингер ); 5). Неоклассицизм (И. Фомин; А. Белогруд, М. П еретяткович ; О. Мунц ); 6). Восточный стиль (Н. Васильев, С. Кричинский, А. Барановский); 7). Псевдорусский стиль ( Н. Никонов, Тон, Парланд ) 8). Кирпичный стиль( И. Китнер, А. Рейнбольдт, Р. Бернгардт ); 9) Стилизация под западно-европейскую архитектуру (М. Месмахер, В. Шретер, А. Штакеншнейдер ).
Слайд 2
Дом Вавельберга, 1911-1912 гг. арх. Перетяткович. Здание было перестроено за год с 1911-12 гг. в стиле итальянского ренессанса. Величественный гранитный дом, где размещался банк одного из самых богатых людей Петербурга. Стиль неоренессанс Дворец великого князя Владимира Александровича, арх. А. Резанов. Фасад здания выполнен в духе флорентийского палаццо с арочными окнами и декором в виде гербов.
Слайд 3
Петроградское губернское кредитное общество «Дом кино», 1914-1916 гг., арх. К. Бобровский, Б. Боткин. Архитекторы спроектировали здание в характере итальянского палаццо позднего ренессанса 16-го в. Аттик украшен пышным картушем и статуями крылатых львов. Особняк фон Дервизов на Английской набережной, 1883-1885 гг., арх. А. Красовский. Здание особняка выполнено в стиле флорентийского палаццо – весь фасад оформлен рустовкой, арочные окна, парадный вход выделен 2-ух колонным портиком.
Слайд 4
Дворец великого князя Михаила Михайловича, арх. М. Месмахер. Трехъярусное решение фасада, рустика цокольного этажа, арочные окна первых 2-ух этажей и романские окна третьего; мощный венчающий карниз – все это указывает, что архитектор стилизовал фасад под итальянское палаццо эпохи ренессанса. Николаевский вокзал, 1843-1851 гг., арх. К.Тон. Фасад напоминает венецианские здания 16 в.- двойные арочные окна первого яруса с колонками посередине; вертикальное членение фасада полуколоннами; « брамантовы » окна на боковых крыльях здания - арочные окна, одетые в прямоугольную рамку и завершенные горизонтальным сандриком ; квадратная башня с часами – доминанта фасада.
Слайд 5
Шведская лютеранская ц. св. Екатерины,1838г., К. Андерсон Ц ерковь Лурдской Божьей Матери, 1867г., арх. Бенуа, Перетяткович. Лютеранская кирха св. Петра и Павла, 1909г., А.Брюллов. Неороманский стиль. Стиль зародился приблизительно в середине 19 в. В основу стиля легла романская архитектура 11-12 вв. Главное в фасадах зданий – ритм аркады: романские окна, перспективный портал, аркатурный пояс, встречается и окно-роза. Часто здания в этом стиле венчаются одной или двумя башнями.
Слайд 6
Неоготика («новая готика») - распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики, или историзма, возрождавшее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Церковь в Парголово, 1840г., арх. А. Брюллов. Лютеранская кирха св. А рхангела Михаила, 1876г., К. Бульмеринг. Церковь св. Александра Невского, Петергоф, 1834г., К. Шинкель
Слайд 7
Неоготика в гражданских постройках Санкт-Петербурга Вокзал, Н овый Петергоф, 1854-1857гг., арх. Н. Бенуа. Особняк барона Кельха, 1896-1903гг., дворовый фасад – в готическом стиле, а главный фасад был выполнен в стиле французского ренессанса, арх. В. Шене. Здание Императорских конюшен,1847-1852гг. Петергоф, разработано арх. Н. Бенуа в стиле английской готики.
Слайд 8
Интерьеры особняка Кельха хорошо иллюстрируют смешение стилей в эклектике: фасады особняка решены – один в стиле ренессанс, другой в стиле готика; в интерьерах – итальянское барокко и английская готика.
Слайд 9
Неовизантийский стиль. В России подобный стиль под названием «русско-византийский» получил распространение в 1830-х годах, затем его стали называть просто « византийским». Для этого стиля характерна ориентация на византийское искусство VI—VIII веков. Особенно ярко стиль проявился в церковном зодчестве. Доходные дома также возводились с применением этого стиля. Иоанновский монастырь, 1900-1902гг., арх. Н. Никонов. Морской Никольский собор в Кронштадте, 1903-1913гг., арх. В. Косяков.
Слайд 10
Тенденции необарокко своеобразно отразились в архитектуре Петербурга середины XIX века. В самом ярком произведении «второго барокко » дворце Белосельских-Белозерских (1846—1848 ) архитектор Штакеншнейдер следовал общей композиции Строгановского дворца, возведённого Б. Растрелли столетием раньше. Однако мощная пластика растреллиевского декора превратилась у Штакеншнейдера в утончённую, мелкомасштабную орнаментацию, что было оценено критикой того времени положительно, как улучшение стиля. Необарокко Особняк Бутурлиной, арх. Г. Боссе. Доходный дом Колобова,1910г., а рх. С. Гингер. Дворец Белосельских-Белозерских, арх. Штакеншнейдер.
Слайд 11
Неоклассицизм — термин, применяемый для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, эпохи Возрождения или классицизма. Даже в ситуации, когда архитекторы - ретроспективисты стремились к точному воссозданию исторического прототипа, их композиции вынужденно включали современные функционально-планировочные структуры, новые технологии и материалы, и приобретали совсем другой оттенок. Доходный дом Штенберга, 1912г., арх. Данини. Дом князя Абамелек -Лазарева, 1845г., арх. Турмышев.
Слайд 12
Восточный стиль Соборная мечеть, 1909-1917 гг., архитекторы Н. Васильев, С. Кричинский. Буддийский храм, 1909г., арх. Барановский.
Слайд 13
Неорусский стиль, иногда называемый " псевдорусским " или ошибочно просто "русским" стилем - эклектическое направление в русской архитектуре XIX - начала XX веков объединяющее несколько архитектурных течений, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства. Доходный дом Никонова на Колокольной улице, 1899г., арх. Н. Никонов. Детали фасада.
Слайд 14
Храм Спас на Крови – яркий пример архитектуры псевдорусского стиля. Был построен в стиле русских деревянных росписных теремов - напоминает храм Василия Блаженного в Москве XVI -го века. Храм Спас на Крови, 1883-1907гг., арх. А. Парланд и архимандрит Игнатий.
Последний слайд презентации: Эклектика в Санкт-Петербурге, 2-ая половина XIX века Архитектура эклектики
Кирпичный стиль, получивший широкое распространение в 1870-90 х годах, отразился на архитектуре очень многих городов, как больших, так и маленьких провинциальных. Его популярность можно объяснить удачным сочетанием дешевизны строительства и эстетики. Кирпичная стена без штукатурного слоя и гипсовых деталей оказалась вполне выразительной за счет рельефной кладки. Поверхность кладки оставалась обнаженной, или отделывалась керамической плиткой. Узор мог быть выложен в два цвета кирпича, вводились детали из керамики и природный камня. Здание Евангелической больницы, 1905-1915гг., арх. Бернгард. Здание Мастерской Фрейберга, 1898, А. Рейнбольдт. Чертеж фасада больницы конца 19 века.