Презентация на тему: ЕГЭ по обществознанию

ЕГЭ по обществознанию
Понятие науки
Время возникновения науки как формы общественного сознания
Наука как деятельность
Наука как система знаний. Свойства научного менталитета
Научный язык
Особенности научного познания
Уровни научного познания
Функции и задачи науки
ЕГЭ по обществознанию
Универсальные методы исследования
Эмпирические и теоретические методы исследования
ЕГЭ по обществознанию
Социальные науки
Классификация социальных наук
Особенности социального познания
Домашнее задание
Домашнее задание
Домашнее задание
Домашнее задание
1/20
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 41)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (773 Кб)
1

Первый слайд презентации: ЕГЭ по обществознанию

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. ЕГЭ по обществознанию

Изображение слайда
2

Слайд 2: Понятие науки

1 ) Ф орма общественного сознания, сумма знаний, сфера общественного труда. 2) Форма развития производственных сил и движения производственных отношений. 3) Отрасль производства. 4) С истема управления информационными потоками. 5) П роцесс производства новой научной информации.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Время возникновения науки как формы общественного сознания

1. В каменном веке (около 2 млн. лет назад), когда человек стал приобретать и передавать практические умения и навыки. 2. В V в. до н.э. в Древней Греции. 3. В период расцвета поздней средневековой культуры (Р. Бэкон и Р. Гроссетест ). 4. В XVI–XVII вв. (И. Кеплер, X. Гюйгенс, Г. Галилей, И. Ньютон и др.). 5. В конце первой трети ХIХ в. (В. Гумбольдт и Ю. Либих).

Изображение слайда
4

Слайд 4: Наука как деятельность

1. Субъекты: Научные работники Специалисты научных организаций Работники сферы научного обслуживания 2. Объекты 3. Потребность 4. Мотив 5. Цель 6. Средства 7. Действия 8. Результат

Изображение слайда
5

Слайд 5: Наука как система знаний. Свойства научного менталитета

1)  объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), 2) стремление к максимально достигаемой определенности, точности, доказательности, проверяемости, объективной истинности знания, 3) открытость для критики, 4) практическая применяемость знания

Изображение слайда
6

Слайд 6: Научный язык

- П онятийная точность, - строгие определения понятий в соответствии с формальной логикой, - логичность. Понятия Термины

Изображение слайда
7

Слайд 7: Особенности научного познания

доказательность; логическая непротиворечивость; подтверждаемость опытом; системность ; простота; в оспроизводимость ; предсказательная сила; преемственность; наличие методологии; ф ормализация.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Уровни научного познания

Эмпирический Теоретический

Изображение слайда
9

Слайд 9: Функции и задачи науки

- культурно-мировоззренческая, - познавательно-объяснительная, - прогностическая, - социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие ), - хозяйственная - собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов; - обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания; - систематизация полученных знаний; - объяснение сущности явлений и процессов; - прогнозирование событий, явлений и процессов; - установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Составные элементы науки как системы знаний Теории Законы Принципы, постулаты Гипотезы Факты Понятия и термины Методы

Изображение слайда
11

Слайд 11: Универсальные методы исследования

- анализ – разложение целого на части; - синтез – воссоединение целого из частей; - дедукция – от общего к частному; - индукция – от частного к общему; - аналогия – сходство нетождественных объектов; - моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения; - абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения; - идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Эмпирические и теоретические методы исследования

Эмпирические Теоретические 1.Наблюдение 1. Формализация 2.Эксперимент 2. Логическое моделирование 3.Измерение 3. Математизация 4. Описание 4. Классификация 5. Интервью 5. Абстрагирование

Изображение слайда
13

Слайд 13

Наука как социальный институт. Классификация наук 1. Естественные науки. 2. Технические науки. 3. Медицинские науки. 4. С/х науки. 5. Гуманитарные науки и искусство.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Социальные науки

- науки, дающие наиболее общие знания об обществе : философия, социология - науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни : экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика - науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение

Изображение слайда
15

Слайд 15: Классификация социальных наук

исторические науки экономические науки философские науки филологические науки юридические науки педагогические науки психологические науки социологические науки политические науки культурология

Изображение слайда
16

Слайд 16: Особенности социального познания

- субъект и объект познания совпадают; - получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания; - социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание; - сложность объекта познания – общества; - установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей; - ограниченность применения эксперимента как метода познания.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Домашнее задание

1. Проанализируйте высказывания двух немецких философов. «Если науки в своих областях получили убедительно достоверные и общепризнанные знания, то философия не добилась этого, несмотря на свои старания в течение тысячелетий. Нельзя не признать: в философии нет единогласия относительно окончательно познанного... То, что любой образ философии не пользуется единогласным признанием, вытекает из природы ее дел» (К. Ясперс). «История философии показывает... что кажущиеся различными философские учения представляют собой лишь одну философию на различных ступенях ее развития» (Г. Гегель). Какое из них вам представляется более убедительным? Почему? Как вы понимаете слова Ясперса о том, что отсутствие единогласия в философии «вытекает из природы ее дел»?

Изображение слайда
18

Слайд 18: Домашнее задание

2. Поработайте с источником Философия об обществознании. Отрывок из книги В. Е. Кемерова. Сам термин «социально-гуманитарное познание» указывает на то, что обществознание «составлено» из двух разных видов познания, т. е. термин этот фиксирует не столько связь, сколько различия. Ситуация становления научного обществознания «подкрепила» эти различия, обособив, с одной стороны, социальные науки, ориентированные на изучение структур, общих связей и закономерностей, и, с другой стороны, гуманитарное познание с его установкой на конкретно индивидуальное описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей. Вопрос о соотношении социального и гуманитарного в обществознании был предметом постоянных дискуссий; в ходе этих дискуссий побеждали то сторонники четкого методологического определения дисциплин (и, соответственно, размежевания), то сторонники их методологического сближения (и соответствующей предметной интеграции). Однако важно отметить, что указанное различение и противопоставление социальных и гуманитарных дисциплин научного обществознания в основном трактовалось как ситуация «естественная», соответствующая общей логике разделения и связывания человеческой деятельности. Само оформление этой ситуации в недолгой и недавней истории становления научного обществознания, как правило, во внимание не принималось

Изображение слайда
19

Слайд 19: Домашнее задание

Различия социальных наук и гуманитарного познания проявлялись и в отношениях научного обществознания с повседневным сознанием людей. Социальные науки четко противопоставлялись повседневному сознанию как специфическая область теорий, понятий и концепций, «возвышающихся» над непосредственным отображением людьми их обыденной жизни (отсюда в догматическом марксизме — идея внедрения научного мировоззрения в повседневное поведение людей). Гуманитарное познание в значительно большей степени считалось со схемами повседневного человеческого опыта, опиралось на них, более того, часто оценивало научные построения через их соответствие формам индивидуального бытия и сознания. Иными словами, если для социальных наук люди были элементами той объективной картины, которую эти науки определяли, то для гуманитарного познания, напротив, формы научной деятельности проясняли свое значение как схемы, включенные в совместную и индивидуальную жизнь людей. Вопросы и задания : 1) Какие два вида познания включает обществознание? 2) Чем отличаются социальные науки от гуманитарного познания? 3) Что связывает социальные и гуманитарные научные дисциплины?

Изображение слайда
20

Последний слайд презентации: ЕГЭ по обществознанию: Домашнее задание

3. Насколько верно характеризуют науку следующие суждения о ней? 1. Наука является непосредственной производительной силой и демонстрирует небывалые успехи в деле освоения природы. 2. Наука является угрозой всему человечеству, так как своими открытиями и технологическими достижениями (например, создание ядерного, химического и биологиче­ского оружия) поставила человека, общество и природу на грань возможного уничтожения. Дайте аргументированный ответ.

Изображение слайда