Презентация на тему: ЕГЭ по химии 2013 г

ЕГЭ по химии 2013 г.
Количество участников ЕГЭ по химии в АК (июнь)
Доля выпускников, сдававших химию
Количество участников ЕГЭ по химии по типам населенных пунктов ОУ
Средний тестовый балл ЕГЭ по химии
Средний тестовый балл ЕГЭ по химии по типам населенных пунктов ОУ
Доля выпускников не сдавших ЕГЭ по химии
Доля выпускников не сдавших ЕГЭ по химии в зависимости от типа ОУ
Уровень подготовки выпускников в АК
Плотность распределения учащихся АК, набравших соответствующий тестовый балл по химии
Распределение выпускников с различным уровнем подготовки по группам
Требования к подготовке выпускников
Структура экзаменационной работы
Распределение заданий ЕГЭ по уровню сложности и по времени
Дополнительные материалы и оборудование
Система оценивания работ Части 1 (А)
Особенности подготовки к ЕГЭ по химии
Система оценивания работ Части 2 (В)
Анализ результатов решения заданий части 2 за 2007-2012 гг.
Анализ результатов решения заданий части 2 (2011-2012 гг.)
Анализ результатов решения заданий части 2 в зависимости от типа ОУ (2012 г.)
Анализ результатов решения заданий части 2 (2012 г.)
Часть 2
ЕГЭ по химии 2013 г.
ЕГЭ по химии 2013 г.
ЕГЭ по химии 2013 г.
В1 Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений
В1 Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений
В1 Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений
В1 Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений
Часть 2
В2 Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от
В2 Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от
Часть 2
Часть 2
В3 Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)
В3 Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)
В3 Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)
Часть 2
Часть 2
В4 Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная
В4 Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная
В4 Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная
Часть 2
Часть 2
В5 Характерные химические свойства неорганических веществ
В5 Характерные химические свойства неорганических веществ
Часть 2
ЕГЭ по химии 2013 г.
ЕГЭ по химии 2013 г.
В6 Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Ионный
В6 Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Ионный
ЕГЭ по химии 2013 г.
ЕГЭ по химии 2013 г.
В7 Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров
В7 Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров
ЕГЭ по химии 2013 г.
ЕГЭ по химии 2013 г.
В8 Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды,
В8 Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды,
Часть 2
В9 Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей
В9 Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей
В10 Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ
В10 Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ
Особенности подготовки к ЕГЭ по химии
Система оценивания работ
Анализ результатов решения заданий части 3 за 2007-2012 гг.
Анализ результатов решения заданий части 3 (2011-2012 гг.)
Анализ результатов решения заданий части 3 в зависимости от типа ОУ (2012 г.)
Анализ результатов решения заданий части 3 в зависимости от типа ОУ (2012 г.)
Анализ результатов решения заданий части 3 за 200 5 -2012 гг.
Часть 3
ЕГЭ по химии 2013 г.
Типичные восстановители
Типичные окислители
Среда
Полуреакции Mn и Cr
Наиболее известные полуреакции восстановления окислителей
С1 Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее
C1
С1
C1
С1
C1
ЕГЭ по химии 2013 г.
С2 Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ
C2
С2 Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ
C2
ЕГЭ по химии 2013 г.
Альтернативные реакции
Альтернативные реакции
С 3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений
C 3
С 3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений
C 3
ЕГЭ по химии 2013 г.
С4 Расчетные задачи на растворы
С4
C4
C4
C4
C4
C4
С4 Расчетные задачи на растворы
С4
C4
C4
C4
С 5 Нахождение молекулярной формулы веществ
С 5 Нахождение молекулярной формулы веществ
С 5 Нахождение молекулярной формулы веществ
С5
ЕГЭ по химии 2013 г.
ЕГЭ по химии 2013 г.
С 5 Нахождение молекулярной формулы веществ
С5
ЕГЭ по химии 2013 г.
ЕГЭ по химии 2013 г.
Литература
Официальные сайты ЕГЭ
http://www.ege.edu.ru/ru/main/consult/ video_item/?vid_39=40
http://www1.ege.edu.ru/online-testing/chem
http://www.edu.ru/moodle/
http://www.fipi.ru/view/sections/ 155/docs/
Химический факультет АлтГУ
Спасибо за внимание!
1/128
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 23)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2821 Кб)
1

Первый слайд презентации: ЕГЭ по химии 2013 г

Катраков Игорь Борисович, канд. хим. наук, доцент, зам. декана ХФ АлтГУ по учебной работе

Изображение слайда
2

Слайд 2: Количество участников ЕГЭ по химии в АК (июнь)

Примечание: сверху указан процент выпускников, сдававших химию

Изображение слайда
3

Слайд 3: Доля выпускников, сдававших химию

Изображение слайда
4

Слайд 4: Количество участников ЕГЭ по химии по типам населенных пунктов ОУ

АК РФ Выпускники городских ОУ 56,7 % ( 45,7 %, 58,0 %) ( 71,6 % ) Выпускники сельских ОУ 43,3 % ( 54,3 %, 42,0 %) ( 28,4 % )

Изображение слайда
5

Слайд 5: Средний тестовый балл ЕГЭ по химии

Изображение слайда
6

Слайд 6: Средний тестовый балл ЕГЭ по химии по типам населенных пунктов ОУ

Изображение слайда
7

Слайд 7: Доля выпускников не сдавших ЕГЭ по химии

В 201 2 г. 129 человек (11,38 %) в первой волне и 2 (25,0 %) во второй волне не сдали ЕГЭ по химии в АК. В 201 1 г. 81 человек ( 8, 8 4 %) в первой волне и 3 (14,29 %) во второй волне не сдали ЕГЭ по химии в АК

Изображение слайда
8

Слайд 8: Доля выпускников не сдавших ЕГЭ по химии в зависимости от типа ОУ

В 201 2 г. 129 человек (11,38 %) в первой волне и 2 (25,0 %) во второй волне не сдали ЕГЭ по химии в АК. В 201 1 г. 81 человек ( 8, 8 4 %) в первой волне и 3 (14,29 %) во второй волне не сдали ЕГЭ по химии в АК

Изображение слайда
9

Слайд 9: Уровень подготовки выпускников в АК

Изображение слайда
10

Слайд 10: Плотность распределения учащихся АК, набравших соответствующий тестовый балл по химии

Изображение слайда
11

Слайд 11: Распределение выпускников с различным уровнем подготовки по группам

2 – минимальный (неудовлетворительный) уровень; 3 – низкий (удовлетворительный) уровень; 4 – средний (хороший) уровень; 5 – высокий (отличный) уровень.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Требования к подготовке выпускников

По итогам обучения выпускники должны уметь: характеризовать общие свойства химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева; состав, свойства и применение веществ; факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции и состояние химического равновесия; объяснять закономерности в изменении свойств веществ, сущность химических реакций; составлять формулы веществ, схемы строения атомов, уравнения химических реакций различных типов; называть и определять вещества, их свойства, признаки классификации веществ, типы реакций и др.; проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям; использовать приобретенные знания для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; для распознавания важнейших веществ, безопасной работы с веществами и т.д. Требования к подготовке выпускников

Изображение слайда
13

Слайд 13: Структура экзаменационной работы

Часть 1 содержит 28 заданий закрытого типа (с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных) – базовый уровень сложности. Их обозначают в работе под литером А: А1, А2 и т.д. Часть 2 содержит 10 заданий открытого типа (с кратким ответом) – повышенный уровень сложности. Их обозначают в работе под литером В: В1, В2 и т.д. Часть 3 содержит 5 заданий открытого типа (с развернутым ответом) – высокий уровень сложности. Их обозначают в работе под литером С: С1, С2 и т.д.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Распределение заданий ЕГЭ по уровню сложности и по времени

Уровень сложности заданий Число зада-ний Макси-мальный первич-ный балл % от макси-мального балла (65) Время выпол-нения работы, мин (всего на Часть) Базовый 28 28 43,1 2-3 (56-84) Повышенный 10 18 27,7 5-7 (50-70) Высокий 5 19 29,2 до 10 (50) Итого 45 65 100 180

Изображение слайда
15

Слайд 15: Дополнительные материалы и оборудование

В аудитории во время экзамена у каждого экзаменующегося должны быть следующие материалы и оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева*; таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде*; электрохимический ряд напряжения металлов; непрограммируемый калькулятор. * Ч-б таблицы по учебнику Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. «Начала химии»

Изображение слайда
16

Слайд 16: Система оценивания работ Части 1 (А)

Ответы на задания Части 1 (А) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов № 1. Верное выполнение каждого задания Части 1 оценивается в 1 балл. Задание считается выполненным верно, если учащийся указал код правильного ответа. Задание считается выполненным неверно : выбран другой ответ; выбрано два ответа, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Особенности подготовки к ЕГЭ по химии

Вопросы Части 2 ЕГЭ по химии

Изображение слайда
18

Слайд 18: Система оценивания работ Части 2 (В)

Задание Части 2 считается выполненным верно, если правильно указана последовательность цифр (число). За полный правильный ответ на задания В1–В8 ставится 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствии) – 0 баллов. За правильный ответ на задания В9 и В10 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствии) – 0 баллов.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Анализ результатов решения заданий части 2 за 2007-2012 гг

Изображение слайда
20

Слайд 20: Анализ результатов решения заданий части 2 (2011-2012 гг.)

Остальные задания, кроме 2 и 7 выполнены слабо (менее 56 %). Увеличение сложности заданий части 2: В2 < В7 < В1 < В3 < В10 < В8 < В6 < В4 < В9 < В5. Задание 5 выполнено неудовлетворительно (менее 36 %). Увеличение сложности заданий части 2: В 5< В1 < В2 < В7 < В6 < В3 < В8 < В9 < В4 < В10.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Анализ результатов решения заданий части 2 в зависимости от типа ОУ (2012 г.)

Задание 5 выполнено неудовлетворительно (менее 36 %). Задания 4, 6, 8 и 9 выполнены слабо (менее 56 %).

Изображение слайда
22

Слайд 22: Анализ результатов решения заданий части 2 (2012 г.)

Задания 4, 6, 8 и 9 выполнены слабо (менее 56 %). Задание 5 выполнено неудовлетворительно (менее 36 %).

Изображение слайда
23

Слайд 23: Часть 2

Изображение слайда
24

Слайд 24

В1 Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений Тривиальная номенклатура неорганических веществ: Бертолетова соль – KClO 3 Генераторный газ – N 2 + CO Гипс (алебастр) – CaSO 4. 2H 2 O Жидкое стекло (конторский клей) – Na 2 SiO 3 Известь негашеная ( кипелка) – CaO Известь гашеная (пушенка, известковое молоко) – Ca(OH) 2 Каменная ( поваренная) соль – NaCl Купорос медный (синий) – CuSO 4. 5H 2 O Мел (мрамор, известняк) – Ca С O 3 Нашатырный спирт – NH 4 OH Нашатырь – NH 4 Cl Плавиковая кислота – HF Поташ – K 2 CO 3 Селитра аммиачная – NH 4 NO 3 Синтез-газ (водяной газ) – H 2 + CO Сода пищевая – NaHCO 3 Сода каустическая – NaOH Сухой лед – CO 2 (твердый) Угарный газ – CO Углекислый газ – CO 2

Изображение слайда
25

Слайд 25

В1 Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений *Предельные (насыщенные) соединения

Изображение слайда
26

Слайд 26

Тривиальная номенклатура органических веществ: Аланин (2-аминопропановая кислота) – С H 3 С H(NH 2 )COOH Аллилхлорид (2-хлорпропен-1) – СН 2 =С H –СН 2 – Cl Амиловый спирт (пентанол–1) – С H 3 С H 2 С H 2 С H 2 CH 2 OH Ацетилен (этин) – СН≡СН Ацетон (пропанон, диметилкетон) – CH 3 C(O)CH 3 Валериановая кислота ( пентановая кислота) – С H 3 С H 2 С H 2 С H 2 COOH Винилхлорид (хлорэтен) – СН 2 =С HCl Винный спирт (этанол) – С H 3 CH 2 OH Глицерин (пропантриол-1,2,3) – НО CH 2 C Н (O Н )CH 2 ОН Глицин (аминоуксусная кислота) – NH 2 С H 2 COOH Дивинил (бутадиен-1,3) – СН 2 =С H –СН=С H 2 Древесный спирт (метанол) – С H 3 OH Изопрен (2-метилбутадиен-1,3) – СН 2 =С(СН 3 )–СН=С H 2 Капроновая кислота (гексановая кислота) – С H 3 С H 2 С H 2 С H 2 С H 2 COOH Карболовая кислота (фенол) – С 6 Н 5 ОН Кумол (изопропилбензол) – С 6 Н 5 СН(СН 3 ) 2 Масляная кислота (бутановая кислота) – С H 3 С H 2 С H 2 COOH Муравьиная кислота (матановая кислота) – HCOOH Пальмитиновая кислота (гексадекановая кислота) – С H 3 (С H 2 ) 14 COOH Пропионовая кислота (пропановая кислота) – С H 3 С H 2 COOH Стеариновая кислота (октадекановая кислота) – С H 3 (С H 2 ) 16 COOH Стирол (винилбензол) – С 6 H 5 –СН=С H 2 Уксусная кислота (этановая кислота) – С H 3 COOH Формалин (40 %-ный водный раствор формальдегида) – H 2 CO Хлоропрен (2-хлорбутадиен-1,3) – СН 2 =С(С l )–СН=С H 2 Хлороформ ( трихлорметан ) – СНС l 3 Этилен (этен) – СН 2 =СН 2 Этиленгликоль (этандиол-1,2) – НО CH 2 CH 2 ОН В1 Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений

Изображение слайда
27

Слайд 27: В1 Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений

3 4 2 3 46,6 % (37,2 %, 54,5 %, 41,5 % – процент невыполнения в 201 1 -200 9 гг.) 29,1–72,9 % – диапазон выполнения задания В1 22,2 % – полностью справились с этим примером

Изображение слайда
28

Слайд 28: В1 Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений

3 4 6 2

Изображение слайда
29

Слайд 29: В1 Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений

3 1 2 5

Изображение слайда
30

Слайд 30: В1 Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений

6 3 1 4

Изображение слайда
31

Слайд 31: Часть 2

В2 Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

Изображение слайда
32

Слайд 32: В2 Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее

2 6 2 5 +7 –2 –1 0 +5 –1 +7 +5 –2 –1 0 +1 –1 +5 39,5 (39,6 %, 41,6 %, 34,2 %) 50,1–72,7 % 49,8 %

Изображение слайда
33

Слайд 33: В2 Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее

2 4 2 1 +1 0 0 +1 0 0 +1 –1 –2 +1 0 –2 0 –3 +1

Изображение слайда
34

Слайд 34: Часть 2

Li K Ba Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Co Ni Sn Pb H 2 Cu Hg Ag Pt Au В3 Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).

Изображение слайда
35

Слайд 35: Часть 2

В3 Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).

Изображение слайда
36

Слайд 36: В3 Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)

3 3 5 3 46,9 % (46,7 %, 50,7 %, 46,8 %) 38,5–64,3 % 31,1 %

Изображение слайда
37

Слайд 37: В3 Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)

2 1 1 2

Изображение слайда
38

Слайд 38: В3 Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)

3 2 1 1

Изображение слайда
39

Слайд 39: Часть 2

В4 Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Сильные основания (щелочи): LiOH, NaOH, KOH, RbOH, CsOH, Ca(OH) 2, Sr(OH) 2, Ba(OH) 2. Сильные кислоты: HCl, HBr, HI, HNO 3, H 2 SO 4, H 2 CrO 4, HMnO 4, HClO 4

Изображение слайда
40

Слайд 40: Часть 2

В4 Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Гидролиз солей осуществляется по слабому компоненту (например, по катиону: NH 4 +, Cu 2+, Cr 3+, Al 3+, Fe 3+ и др. или аниону: CO 3 2–, SO 3 2–, S 2–, SiO 3 2–, ClO –, CN –, CH 3 COO – и др.); Среда водных растворов определяется по сильному компоненту (у кого больше К дис ) например, по катиону: Li +, Na +, K +, Rb +, Ca 2+, Sr 2+, Ba 2+ – щелочная среда; или аниону: l –, Br –, Cl –, NO 3 –, ClO 4 –, SO 4 2– – кислая среда.

Изображение слайда
41

Слайд 41: В4 Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

1 3 1 2 55,6 % (50,1 %, 49,0 %, 47,8 %) 25,1–64,7 % 18,5 %

Изображение слайда
42

Слайд 42: В4 Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

1 3 2 4 50,1 % (49,0 %, 47,8 %, 80,0 %)

Изображение слайда
43

Слайд 43: В4 Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

2 3 1 1

Изображение слайда
44

Слайд 44: Часть 2

В5 Характерные химические свойства неорганических веществ: простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа); простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния; оксидов: осн ó вных, амфотерных, кислотных; оснований и амфотерных гидроксидов; кислот; солей: средних, кислых и основных); комплексных (на примере соединений алюминия и цинка).

Изображение слайда
45

Слайд 45: Часть 2

В5 Характерные химические свойства неорганических веществ: Порядок рассмотрения вопроса по формуле вещества и реагентам : Классифицировать неорганическое вещество в определенной степени окисления основного элемента; Отметить его характерные свойства; Отметить его специфические свойства (ОВР). Пересекающие свойства удовлетворяют требованиям задания – реакция возможна.

Изображение слайда
46

Слайд 46: В5 Характерные химические свойства неорганических веществ

2 4 2 1 неметалл, вос-ль с более Э.О. неметаллами, ок-ль с менее Э.О. элементами, спецефич. ОВР со щелочами и кислотами-окислителями амф. оксид щелочь осн. оксид силь. ок-ль, к-та вос-ль силь. ок-ль сл. ок-ль вос-ль ок-ль силь. ок-ль кисл. оксид, сл. ок-ль осн. оксид к-та, вос-ль инерт. мет. сильн. вос-ль неметалл, вос-ль с более Э.О. неметаллами и оксидами металлов, водой, ок-ль с менее Э.О. элементами (металлами, водородом), спецефич. ОВР с кислотами-окислителями осн. оксид в низшей ст. ок., вос-ль с сильными ок-лями, ок-ль с восстановителями кисл. оксид в высшей ст. ок., ок-ль с восстановителями 75,2 % (27,3 %, 64,3 %, 88,6 %) 10,8–34,2 % 5,0 %

Изображение слайда
47

Слайд 47: В5 Характерные химические свойства неорганических веществ

5 3 4 2 осн. оксид сильн. ок-ль сл. ок-ль щелочь сильн. ок-ль, к-та сл. ок-ль и вос-ль амф. оксид ср. вос-ль вос-ль, сл. ок-ль кисл. оксид сл. к-та амф. оксид раств. соль сл. к-ты сильн. ок-ль и к-та раств. соль. сл. осн-я соль сильн. осн-я и сильн. к-ты, р-ции ионного обмена неметалл, сильн. ок-ль, спецефич. ОВР со щелочами осн. оксид амф. оксид, сл. ок-ль

Изображение слайда
48

Слайд 48: Часть 2

Изображение слайда
49

Слайд 49

Характерные химические реакции алканов: замещения (радикальный механизм –образование новой σ - связи); дегидрирование; окисления (горение). Характерные химические реакции циклоалканов: присоединения (циклопропан и циклобутан); замещения (циклопентан, циклогексан); окисления (горение). В6 Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии

Изображение слайда
50

Слайд 50

Характерные химические реакции алкенов, диенов и алкинов: присоединения (ионный механизм – разрыв π - связи); полимеризация; восстановления; окисления (горение). Характерные химические реакции аренов (бензола и толуола) : замещения (электрофильное по кольцу; радикальное в боковой цепи толуола); окисления (горение); окисления боковой цепи толуола; восстановления. В6 Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии

Изображение слайда
51

Слайд 51: В6 Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии

2 3 6 54,4 % (32,1 %, 51,8 %, 63,3 %)    36,9–57,6 % 15,5 %

Изображение слайда
52

Слайд 52: В6 Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии

2 5 6   

Изображение слайда
53

Слайд 53

Характерные химические реакции предельных одноатомных спиртов: замещения; этерификации; слабые кислотные свойства; дегидратация; окисления и восстановления. Характерные химические реакции многоатомных спиртов: кислотные свойства (комплекс с Cu(OH) 2 – качественная реакция ). Характерные химические реакции фенола: кислотные свойства; замещения в кольце (в т.ч. с Br 2 (aq) – качественная реакция); комплексные соединения с FeCl 3 – качественная реакция; окисления. В7 Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров

Изображение слайда
54

Слайд 54

Характерные химические реакции альдегидов: присоединения (присоединение-отщепление); окисления (с Ag 2 O (NH 3 ), Cu(OH) 2 – качественные реакции ) ; восстановления. Характерные химические реакции предельных карбоновых кислот: кислотные свойства; этерификации; окисления (горение); восстановления. Характерные химические реакции сложных эфиров: гидролиз. В7 Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров

Изображение слайда
55

Слайд 55: В7 Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров

   1 3 5 43,7 % (26,6 %, 54,6 %, 37,7 %) 33,7–82,3 % 22,6 %

Изображение слайда
56

Слайд 56: В7 Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров

   2 4 5

Изображение слайда
57

Слайд 57

Характерные химические реакции аминов: осн ó вные свойства; горение (азот, углекислый газ и вода); с Br 2 (aq) - качественная реакция на анилин. Характерные химические реакции аминокислот: амфотерные свойства; этерификация; пептизация. Характерные химические реакции белков: денатурация; цветные реакции (биуретовая, ксантопротеиновая, реакция на серу). В8 Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки

Изображение слайда
58

Слайд 58

Характерные химические реакции жиров: омыление (гидролиз); гидрогенизация (восстановление) непредельных жиров. Характерные химические реакции углеводов (моносахариды, дисахариды, полисахариды): образование комплексных соединений с Cu(OH) 2 ; замещения; окисление (моносахариды, дисахариды); восстановление (моносахариды, дисахариды); гидролиз (дисахариды, полисахариды). В8 Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки

Изображение слайда
59

Слайд 59: В8 Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки

   4 5 6 53,0 % (32,3 %, 49,5 %, 34,9 %) 37,3–63,2 % 14,1 %

Изображение слайда
60

Слайд 60: В8 Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки

   2 3 5

Изображение слайда
61

Слайд 61: Часть 2

Изображение слайда
62

Слайд 62: В9 Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей

· 100 % = (3,0 г / 45,5 г) · 100 % = 6,5934… % Из раствора хлорида бария массой 50 г с массовой долей соли 3 % выпарили 6 г воды и добавили 1,5 г соли. Массовая доля соли в полученном растворе равна ______________ %. (Запишите число с точностью до десятых.) В9 Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей m ( BaCl 2 ) = m ( р-ра). ω 6,6 m ( в-ва) = 1, 5 г + 1,5 г = 3,0 г = 5 0 г. 0, 03 = 1, 5 г ω ( BaCl 2 ) = 6,6 % m ( р-ра) m (в-ва ) m ( р-ра 2 ) = m (р-ра 1) – m (воды) + m ( соли) = 50,0 г – 6,0 + 1,5 г = 45,5 г 56,2 % (56,6 %, 60,2 %, 82,3 %) 32,4–60,1 % 37,3 %

Изображение слайда
63

Слайд 63: В9 Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей

Из раствора хлорида бария массой 50 г с массовой долей соли 3 % выпарили 6 г воды и добавили 1,5 г соли. Массовая доля соли в полученном растворе равна ______________ %. (Запишите число с точностью до десятых.) В9 Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей m (1 р-ра). ω 1 + m (2 р-ра). ω 2 = ( m (1 р-ра) + m (2 р-ра) ). ω 3 6,6 ω ( BaCl 2 ) = 0,065934… . 100 % = 6,6 % m 1. ω 1 + m 3. ω 3 = – m 2. ω 2 ( m 1 – m 2 + m 3 ). ω 4 50. 0,03 – 6. 0 + 1,5. 1,0 = ( 50 – 6 + 1,5 ). ω 4

Изображение слайда
64

Слайд 64: В10 Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ

Цинк массой 14,5 г растворили в избытке водного раствора гидроксида натрия. Рассчитайте объём (н.у.) газа, выделившегося в результате этой реакции. Ответ: ______________ л. (Запишите число с точностью до целых.) В10 Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ Zn + 2NaOH + 2H 2 O = Na 2 [Zn(OH) 4 ] + H 2 ↑ 1 моль 1 моль – по теории 0,223 моль 0,223 моль – на практике 5 n = m / M = 14,5 г / 65 г/моль = 0,2 2 3 моль V = n · V m = 0,223 моль · 22, 4 л/моль = 4,9952 л 5 л 51,1 % (68,1 %, 52,2 %, 63,5 %) 40,9–65,0 % 45,0 %

Изображение слайда
65

Слайд 65: В10 Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ

Сульфид железа ( II ) массой 66,8 г обработали избытком водного раствора хлороводородной кислоты. Рассчитайте объем (н.у.) газа, выделившегося в результате этой реакции. Ответ: ______________ л. (Запишите число с точностью до десятых.) В10 Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ FeS + 2HCl = FeCl 2 + H 2 S ↑ 1 моль 1 моль – по теории 0, 759 моль 0, 759 моль – на практике 17 n = m / M = 66, 8 г / 88,0 г/моль = 0, 759 моль V = n · V m = 0,759 моль · 22, 4 л/моль = 17, 0018 л 17 л

Изображение слайда
66

Слайд 66: Особенности подготовки к ЕГЭ по химии

Вопросы Части 3 ЕГЭ по химии

Изображение слайда
67

Слайд 67: Система оценивания работ

Ответы к заданиям Части 3 (С) записываются в бланке ответов № 2 и проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя и преподаватели вузов. Задания Части 3 имеют различную степень сложности и предусматривают проверку от 3 до 5 элементов содержания. Наличие в ответе каждого элемента оценивается в 1 балл, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 3 до 5 баллов (в зависимости от степени сложности). Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами.

Изображение слайда
68

Слайд 68: Анализ результатов решения заданий части 3 за 2007-2012 гг

Изображение слайда
69

Слайд 69: Анализ результатов решения заданий части 3 (2011-2012 гг.)

Задания 1-3 и 5 выполнены слабо (менее 51 %). Увеличение относительной сложности заданий части 3: С1 <C 5 <C3<C2<C 4. Задание 4 выполнено неудовлетворительно (менее 15,5 %). Увеличение относительной сложности заданий части 3: С1 <C 2 <C 5 <C 3 <C 4.

Изображение слайда
70

Слайд 70: Анализ результатов решения заданий части 3 в зависимости от типа ОУ (2012 г.)

Задания 1-3 и 5 выполнены слабо (менее 51,0 %). Увеличение относительной сложности заданий части 3: С1 <C 3 <C 2 <C 5 <C 4. Задание 4 выполнено неудовлетворительно (менее 15,5 %).

Изображение слайда
71

Слайд 71: Анализ результатов решения заданий части 3 в зависимости от типа ОУ (2012 г.)

Задания 1-3 и 5 выполнены слабо (менее 51,0 %). Увеличение относительной сложности заданий части 3: С1 <C 5 <C 3 <C 2 <C 4. Задание 4 выполнено неудовлетворительно (менее 15,5 %).

Изображение слайда
72

Слайд 72: Анализ результатов решения заданий части 3 за 200 5 -2012 гг

Увеличение абсолютной сложности заданий части 3: С1 <C 3 <C 5 <C 2 <C 4.

Изображение слайда
73

Слайд 73: Часть 3

Изображение слайда
74

Слайд 74

С1 Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее Уравнения ОВР даны как в явном (полном), так и неявном (не полном) виде. Обычно три компонента вступают в реакции ОВР: восстановитель, окислитель и среда. Если есть среда, то обязательно будет вода. Часто нужно знать существование ионов в различных средах ( Mn, Cr). Наиболее встречающиеся реакции с элементами: S, Mn, Hal, N, Cr, P, С (в орг. соединениях)

Изображение слайда
75

Слайд 75: Типичные восстановители

Нейтральные атомы и молекулы: Al, Zn, Cr, Fe, H, С, LiAlH 4, H 2, NH 3, и др. Отрицательно заряженные ионы неметаллов: S 2–, I –, Br –, Cl – и др. Положительно заряженные ионы металлов в низшей степени окисления: Cr 2+, Fe 2+, Cu + и др. Сложные ионы и молекулы, содержащие атомы в состоянии промежуточной степени окисления: SO 3 2–, NO 2 –, CrO 2 –, CO, SO 2, NO, P 4 O 6, C 2 H 5 OH, CH 3 CHO, HCOOH, H 2 C 2 O 4, C 6 H 12 O 6 и др. Электрический ток на катоде.

Изображение слайда
76

Слайд 76: Типичные окислители

Нейтральные молекулы: F 2, Cl 2, Br 2, O 2, O 3, S, H 2 O 2 и др. Положительно заряженные ионы металлов и водорода: Cr 3 +, Fe 3 +, Cu 2 +, Ag +, H + и др. Сложные молекулы и ионы, содержащие атомы металла в состоянии высшей степени окисления: KMnO 4, Na 2 Cr 2 O 7, Na 2 CrO 4, CuO, Ag 2 O, MnO 2, CrO 3, PbO 2, Pb 4+, Sn 4+ и др. Сложные ионы и молекулы, содержащие атомы неметалла в состоянии положительной степени окисления: NO 3 –, HNO 3, H 2 SO 4 (конц.), SO 3, KClO 3, KClO, Ca(ClO)Cl и др. Электрический ток на аноде.

Изображение слайда
77

Слайд 77: Среда

Кислая: H 2 SO 4, реже HCl и HNO 3 Щелочная: NaOH или KOH Нейтральная: H 2 O

Изображение слайда
78

Слайд 78: Полуреакции Mn и Cr

кислая среда: MnO 4 – + 8H + + 5 ē → Mn 2+ + 4H 2 O Mn +7 + 5 ē → Mn +2 щелочная среда: MnO 4 – + ē → MnO 4 2– Mn +7 + ē → Mn +6 нейтральная среда: MnO 4 – + 2H 2 O + 3 ē → MnO 2 + 4OH – Mn +7 + 3 ē → Mn +4 кислая среда: Cr 2 O 7 2– + 14H + + 6 ē → 2Cr 3+ + 7H 2 O 2 Cr +6 + 6 ē → 2Cr +3 щелочная среда: Cr 3+ + 8OH – – 3 ē → CrO 4 2+ + 4H 2 O Cr +3 – 3 ē → Cr + 6

Изображение слайда
79

Слайд 79: Наиболее известные полуреакции восстановления окислителей

O 2 + 4 ē → 2O − 2 ; O 3 + 6 ē → 3O − 2 ; F 2 + 2 ē → 2F − ; Cl 2 + 2 ē → 2Cl − ; S +6 + 2 ē → S +4 (H 2 SO 4 → SO 2 ); N +5 + ē → N +4 (концентрированная HNO 3 → NO 2 ); N +5 + 3 ē → N +2 (разбавленная HNO 3 → NO; реакции со слабыми восстановителями); N +5 + 8 ē → N − 3 (разбавленная HNO 3 → NH 4 NO 3 ; реакции с сильными восстановителями); 2O − 1 + 2 ē → 2O − 2 (H 2 O 2 )

Изображение слайда
80

Слайд 80: С1 Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: Ca 3 P 2 +... + H 2 O → Ca 3 (PO 4 ) 2 + MnO 2 +.... Определите окислитель и восстановитель. 22,8–52,6 % – диапазон выполнения задания С1 16,9 % – полностью справились с этим примером

Изображение слайда
81

Слайд 81: C1

Составляем электронный баланс: 2 P –3 – 16ē → 2P +5 Mn +7 + 3ē → Mn +4 3 окисление 1 6 восстановление C1 Ca 3 P 2 +... + H 2 O → Ca 3 (PO 4 ) 2 + MnO 2 +.... Расставляем коэффициенты в уравнении реакции: 3 Ca 3 P 2 + 16KMnO 4 + 8H 2 O → 3Ca 3 (PO 4 ) 2 + 16MnO 2 + 16KO H Определяем окислитель и восстановитель ок-тель вос-тель 63,1 % ( 61, 0 %, 55,8 %, 66,2 % – процент невыполнения в 2011-2009 гг.) –3 +5 +4

Изображение слайда
82

Слайд 82: С1

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: HCHO + KMnO 4 +... → CO 2 + K 2 SO 4 +... +.... Определите окислитель и восстановитель. 29,1– 65, 1 % – диапазон выполнения 30,0 % – полностью справились с заданием

Изображение слайда
83

Слайд 83: C1

5 окисление 4 восстановление Составляем электронный баланс: C 0 – 4ē → C +4 Mn +7 + 5ē → Mn +2 C1 HCHO + KMnO 4 +... → CO 2 + K 2 SO 4 +... +... Расставляем коэффициенты в уравнении реакции: 5HCOH + 4KMnO 4 + 6H 2 SO 4 = 5CO 2 + 2K 2 SO 4 + 4MnSO 4 + 11H 2 O Определяем окислитель и восстановитель ок-тель вос-тель 0 + 7 +4

Изображение слайда
84

Слайд 84: С1

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: Ca ( HS ) 2 + HNO 3 (конц.) →... + CaSO 4 + NO 2 +.... Определите окислитель и восстановитель. 26,3–57,7 % – диапазон выполнения задания С1 4,9 % – полностью справились с этим заданием

Изображение слайда
85

Слайд 85: C1

Составляем электронный баланс: 2S -2 – 16ē → 2S +6 N +5 + ē → N +4 1 окисление 16 восстановление C1 Ca ( HS ) 2 + HNO 3 (конц.) →... + CaSO 4 + NO 2 +.... Расставляем коэффициенты в уравнении реакции: Ca ( HS ) 2 + 16 HNO 3 (конц.) → H 2 SO 4 + CaSO 4 + 16NO 2 + 8H 2 O Определяем окислитель и восстановитель ок-тель вос-тель -2 +5 +6 +4

Изображение слайда
86

Слайд 86

С2 Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ Изобразите генетическую связь неорганических веществ. Отметьте характерные свойства вещества: кислотно-основные и окислительно-восстановительные, специфические. Обратите внимание на концентрации веществ (если указывается): твердое, раствор, концентрированное вещество. Если реакции ионного обмена, то продукт реакции проверьте по таблице растворимости на предмет существования (некоторые вещества гидролизуются). Как правило, две реакции являются ОВР. Необходимо записать четыре уравнения реакций (не схемы).

Изображение слайда
87

Слайд 87: С2 Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Твёрдый хлорид лития нагрели с концентрированной серной кислотой. Выделившийся при этом газ растворили в воде. При взаимодействии полученного раствора с перманганатом калия образовалось простое газообразное вещество жёлто-зелёного цвета. При горении железной проволоки в этом веществе получили соль. Соль растворили в воде и смешали с раствором карбоната натрия. Напишите уравнения четырёх описанных реакций. 11,3–24,2 % – диапазон выполнения задания С2 2,7 % – полностью справились с этим примером

Изображение слайда
88

Слайд 88: C2

Записываем возможные уравнения реакций: LiCl + H 2 SO 4 = HCl ↑ + LiHSO 4 2KMnO 4 + 16HCl = 2MnCl 2 + 5Cl 2 ↑ + 2KCl + 8H 2 O 3) 2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3 4) 2FeCl 3 + 3Na 2 CO 3 + 3H 2 O = 2Fe(OH) 3 ↓ + 6NaCl + 3CO 2 ↑ соль ок-ль, к-та ок-ль мет., в-ль соль сл. к-ты C2 LiCl ( тв), H 2 SO 4 ( конц.), KMnO 4, Fe, Na 2 CO 3 (р-р) 83, 25 % (75,7 %, 68,9 %, 72,6 %)

Изображение слайда
89

Слайд 89: С2 Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Смесь оксида азота ( IV ) и кислорода пропустили через раствор гидроксида калия. Полученную при этом соль высушили и прокалили. Остаток, полученный после прокаливания соли, растворили в воде и смешали с раствором иодида калия и серной кислотой. Образовавшееся в ходе этой реакции простое вещество прореагировало с алюминием. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

Изображение слайда
90

Слайд 90: C2

Записываем возможные уравнения реакций: 4NO 2 + O 2 + 4KOH = 4KNO 3 + 2H 2 O 2KNO 3 = 2KNO 2 + 5O 2 ↑ 3) 2KNO 2 + 2HI + 2H 2 SO 4 = I 2 + 2NO + 2K 2 SO 4 + 2H 2 O 4) 3I 2 + 2Al = 2AlI 3 щелочь терм. неуст. соль раст. соль, ок-ль в-ль амф. мет. C2 KOH ( р-р), KNO 3, KNO 2, HI, Al t o

Изображение слайда
91

Слайд 91

С3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений Участвуют все классы органических соединений. Цепочки представлены в неявном виде (по продукту или по условиям реакции). Особое внимание необходимо обратить на условия протекания реакций (альтернативные реакции). Все реакции необходимо уравнивать (в т.ч. ОВР ). Никаких схем реакций быть не должно! В случае затруднения выполнения цепи в прямом направлении, решайте с конца цепи или фрагментарно. Пытайтесь что-либо выполнить.

Изображение слайда
92

Слайд 92: Альтернативные реакции

Изображение слайда
93

Слайд 93: Альтернативные реакции

Изображение слайда
94

Слайд 94: С 3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: 16,0–34,6 % – диапазон выполнения задания С3 3,5 % - полностью справились с этим заданием При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Изображение слайда
95

Слайд 95: C 3

Записываем уравнения реакций: 1) BrCH 2 CH 2 CH 2 Br + Zn → ZnBr 2 + 2) + HBr → CH 3 CH 2 CH 2 Br 3) CH 3 CH 2 CH 2 Br + KOH ( спирт. р-р) → CH 3 – CH=CH 2 + H 2 O +KBr 4) 3CH 3 – CH=CH 2 + 2KMnO 4 + 4H 2 O → 3CH 3 –CH(OH)–CH 2 OH + 2KOH + + 2MnO 2 5) CH 3 –CH(OH)–CH 2 OH + 2HBr → CH 3 –CH(Br)–CH 2 Br + 2H 2 O C 3 t ° 76,2 % (81,0 %, 81,0 %, 81,4 %)

Изображение слайда
96

Слайд 96: С 3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Изображение слайда
97

Слайд 97: C 3

Записываем уравнения реакций: 1) CH 3 –CH 3 + Br 2 → CH 3 – CH 2 Br + HBr 2) CH 3 – CH 2 Br + KOH ––– → CH 3 – CH 2 OH + K Br 3) 3 CH 3 – CH 2 OH + K 2 Cr 2 O 7 + 4H 2 SO 4 → → 3CH 3 – CHO + Cr 2 (SO 4 ) 3 + K 2 SO 4 + 7H 2 O 4) CH 3 – CHO + H 2 ––– → CH 3 –CH 2 OH 5) 2CH 3 –CH 2 OH ––– → CH 2 =CH–CH=CH 2 + H 2 + 2H 2 O C 3 H 2 O, t ° hv kat, t ° kat, t °

Изображение слайда
98

Слайд 98

С4 Расчетные задачи на растворы Записываем уравнение(ия) реакции(ий). Выбираем алгоритм решения задачи: на избыток (или примесь ), выход продукта реакции от теоретически возможного и определяем массовую долю (массу) химического соединения в смеси. Всего 4 этапа решения задачи. В расчетах ссылаться на уравнения реакций и использовать соответствующие математические формулы. Не забывайте проверять единицы измерения. Если количество вещества менее 1 моль, то необходимо брать три цифры после запятой. Массовые доли и процент пишите, отделяя скобками, или через союз или. Не забудьте записать ответ.

Изображение слайда
99

Слайд 99: С4 Расчетные задачи на растворы

Смесь порошков железа и алюминия реагирует с 810 мл 10 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,07 г/мл). При взаимодействии такой же массы смеси с избытком раствора гидроксида натрия выделилось 14,78 л водорода (н.у.). Определите массовую долю железа в смеси. 3,0– 1 2,9 % – диапазон выполнения задания С4 1,9 % - полностью справились с этим заданием

Изображение слайда
100

Слайд 100: С4

Смесь порошков железа и алюминия реагирует с 810 мл 10 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,07 г/мл). При взаимодействии такой же массы смеси с избытком раствора гидроксида натрия выделилось 14,78 л водорода (н.у.). Определите массовую долю железа в смеси. 1) Записываем уравнения реакций металлов Fe + H 2 SO 4 = FeSO 4 + H 2 2Al + 3 H 2 S O 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 2Al + 2Na OH + 6H 2 O = 2Na[Al(OH) 4 ] + 3 H 2

Изображение слайда
101

Слайд 101: C4

2) Рассчитываем количества веществ реагентов: n = m / M n = V / V m n ( H 2 SO 4 ) = ( 810 г · 1,07 г/мл · 0,1) / 98 г/моль = 0,88 моль n (H 2 ) = 14,78 л / 22,4 л/моль = 0,66 моль n ( Al ) = 2/3 n ( H 2 ) = 0, 44 моль 2Al + 2Na OH + 6H 2 O = 2Na[Al(OH) 4 ] + 3 H 2 2 моль 3 моль 0,44 0,66 Смесь порошков железа и алюминия реагирует с 810 мл 10 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,07 г/мл). При взаимодействии такой же массы смеси с избытком раствора гидроксида натрия выделилось 14,78 л водорода (н.у.). Определите массовую долю железа в смеси.

Изображение слайда
102

Слайд 102: C4

2 ) Рассчитываем количества веществ реагентов: n ( H 2 SO 4, израсходованной на реакцию с Al ) = 1,5 n ( A l) = 0, 66 моль n ( H 2 SO 4, израсходованной на реакцию с Fe ) = = 0, 88 моль – 0,66 моль = 0,22 моль n ( Fe ) = n ( H 2 SO 4 ) = 0, 22 моль 2Al + 3 H 2 S O 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 0,44 0,66 Fe + H 2 SO 4 = FeSO 4 + H 2 0,22 0,22 Смесь порошков железа и алюминия реагирует с 810 мл 10 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,07 г/мл). При взаимодействии такой же массы смеси с избытком раствора гидроксида натрия выделилось 14,78 л водорода (н.у.). Определите массовую долю железа в смеси.

Изображение слайда
103

Слайд 103: C4

3 ) Вычисляем массы металлов и их смеси: m ( Al ) = 0, 440 моль · 27 г/моль = 11,88 г m ( Fe ) = 0, 22 моль · 56 г/моль = 1 2, 32 г m (смеси) = 1,88 г + 12,32 г = 24, 2 г Смесь порошков железа и алюминия реагирует с 810 мл 10 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,07 г/мл). При взаимодействии такой же массы смеси с избытком раствора гидроксида натрия выделилось 14,78 л водорода (н.у.). Определите массовую долю железа в смеси.

Изображение слайда
104

Слайд 104: C4

4) Рассчиты ваем масс овую долю железа в смеси : ω (Fe) = 12, 32 г / 24,2 г = 0,509 или 50,9 % Примечание. Не забудьте записать ответ. 9 2,5 % ( 86,2 %, 74,7 %, 84,3 %) Смесь порошков железа и алюминия реагирует с 810 мл 10 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,07 г/мл). При взаимодействии такой же массы смеси с избытком раствора гидроксида натрия выделилось 14,78 л водорода (н.у.). Определите массовую долю железа в смеси.

Изображение слайда
105

Слайд 105: C4

Примечание. В случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из трёх элементов (втором, третьем или четвёртом), которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.

Изображение слайда
106

Слайд 106: С4 Расчетные задачи на растворы

Определите массовую долю веществ в растворе, полученном в результате последовательного растворения в 150 мл воды 5,75 г натрия и 8,1 г оксида цинка.

Изображение слайда
107

Слайд 107: С4

Определите массовую долю веществ в растворе, полученном в результате последовательного растворения в 150 мл воды 5,75 г натрия и 8,1 г оксида цинка. 1) Записываем уравнения реакций металлов 2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2 ZnO + 2NaOH + H 2 O = Na 2 [Zn(OH) 4 ] 2 моль 2 моль 1 моль – по теории 1 моль 2 моль 1 моль – по теории

Изображение слайда
108

Слайд 108: C4

2) Рассчитываем количества веществ реагентов: n = m / M n ( Na ) = 5,75 г / 23 г/моль = 0, 25 моль n ( ZnO ) = 8, 1 г / 81 г/моль = 0,10 моль n ( NaOH ) = n ( Na ) = 0, 25 моль – избыток 2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2 ZnO + 2NaOH + H 2 O = Na 2 [Zn(OH) 4 ] 2 моль 2 моль 1 моль – по теории 0,25 моль 0,25 моль 0,125 моль – на практике 1 моль 2 моль 1 моль – по теории 0,1 моль 0,20 моль 0,1 моль – на практике

Изображение слайда
109

Слайд 109: C4

3 ) Вычисляем массы продуктов реакций: n ( H 2 ) = 0,5 n ( Na ) = 0,25 моль / 2 = 0,1 25 моль m ( H 2 ) = n · M = 0,125 моль · 2 г/моль = 0,25 г n ( NaOH прореагировало) = 2 n ( ZnO ) = 0, 2 0 моль n ( NaOH осталось в растворе) = 0,25 – 0,20 = 0,05 моль m ( NaOH ) = 0,05 моль · 40 г/моль = 2 г n ( Na 2 [Zn(OH) 4 ]) = n ( ZnO ) = 0,10 моль m ( Na 2 [Zn(OH) 4 ) = 0,1 0 моль · 179 г/моль = 17, 9 г 2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2 ZnO + 2NaOH + H 2 O = Na 2 [Zn(OH) 4 ] 2 моль 2 моль 1 моль – по теории 0,25 моль 0,25 моль 0,125 моль – на практике 1 моль 2 моль 1 моль – по теории 0,1 моль 0,20 моль 0,1 моль – на практике

Изображение слайда
110

Слайд 110: C4

4) Рассчиты ваем масс овые доли веществ в растворе : ω (NaOH) = m в-ва / m р-ра = 2 г / (150 + 5,75 + 8,1 – 0,25) г = = 2 / 163,6 г = 0,0122249… = 0,0122 или 1,22 % ω (Na 2 [Zn(OH) 4 ]) = m в-ва / m р-ра = 17,9 г / 163,6 г = 0,1 09413 … = 0,1 094 или 1 0, 94 % Примечание. Не забудьте записать ответ. Определите массовую долю веществ в растворе, полученном в результате последовательного растворения в 150 мл воды 5,75 г натрия и 8,1 г оксида цинка.

Изображение слайда
111

Слайд 111: С 5 Нахождение молекулярной формулы веществ

Необходимо знать брутто-формулы классов органических соединений. Необходимо уметь записывать химические реакции органических веществ с использованием брутто-формул. При горении органических веществ, содержащих углерод, водород и кислород выделяется углекислый газ и вода. При горении органических веществ (СН), содержащих азот выделяется N 2, а галогены – галогеноводород.

Изображение слайда
112

Слайд 112: С 5 Нахождение молекулярной формулы веществ

Решение задачи будет включать три последовательные операции : составление схемы химической реакции и определение стехиометрических соотношений реагирующих веществ; расчет молярной массы искомого соединения; вычисления на их основе, приводящие к установлению молекулярной формулы вещества.

Изображение слайда
113

Слайд 113: С 5 Нахождение молекулярной формулы веществ

В результате реакции предельного одноатомного спирта с 9,75 г металлического калия получено 28 г алкоголята. Определите молекулярную формулу исходного спирта. 26,4–38,1 % – диапазон выполнения задания С5 22,6 % - полностью справились с этим заданием

Изображение слайда
114

Слайд 114: С5

1 ) Записываем общее уравнение реакции и рассчитываем количества калия: 2С n H 2 n +1 OH + 2 K = 2 С n H 2 n +1 OK + H 2 ↑ n ( K ) = m / M = 9,75 г / 39 г/моль = 0, 2 5 моль 2 моль 2 моль 0,25 моль 0, 2 5 моль В результате реакции предельного одноатомного спирта с 9,75 г металлического калия получено 28 г алкоголята. Определите молекулярную формулу исходного спирта.

Изображение слайда
115

Слайд 115

2) Рассчитываем молярную массу спирта: n ( K) = n (С n H 2 n +1 OK) = 0, 25 моль (согласно закона сохранения массы вещества) M (С n H 2 n +1 OK ) = m / n = 28 г / 0, 2 5 моль = 112 г/моль M (С n H 2 n +1 OH ) = 112 – 39 + 1 = 74 г/моль С5 В результате реакции предельного одноатомного спирта с 9,75 г металлического калия получено 28 г алкоголята. Определите молекулярную формулу исходного спирта.

Изображение слайда
116

Слайд 116

3) Устанавливаем молекулярную формулу спирта: M (С n H 2 n +1 OH ) = 12 n + 2 n + 1 + 16 + 1 = 74 г/моль 1 4 n + 18 = 74 1 4 n = 56 n = 4 Молекулярная формула спирта – C 4 Н 9 OH С5 Примечание. Не забудьте записать ответ. 68,5 % (78,9 %, 75,5 %, 66,4 %) В результате реакции предельного одноатомного спирта с 9,75 г металлического калия получено 28 г алкоголята. Определите молекулярную формулу исходного спирта.

Изображение слайда
117

Слайд 117: С 5 Нахождение молекулярной формулы веществ

В результате окисления 11,5 г предельного одноатомного спирта оксидом меди  ( II ) получены продукты реакции общей массой 31,5 г. Определите молекулярную формулу исходного спирта.

Изображение слайда
118

Слайд 118: С5

1 ) Записываем общее уравнение реакции и рассчитываем количество вещества оксида меди (II) : С n H 2 n +1 OH + CuO = С n H 2 n O + Cu + H 2 O m ( CuO ) = 31,5 г – 11,5 г = 20 г (согласно закона сохранения массы вещества) n ( CuO ) = m / M = 20 г / 80 г / моль = 0,25 моль 1 моль 1 моль 0,25 моль 0, 2 5 моль В результате окисления 11,5 г предельного одноатомного спирта оксидом меди  ( II ) получены продукты реакции общей массой 31,5 г. Определите молекулярную формулу исходного спирта.

Изображение слайда
119

Слайд 119

2) Рассчитываем молярную массу спирта: n (С n H 2 n +1 OH) = n ( CuO) = 0, 25 моль M (С n H 2 n +1 OH ) = m / n = 11,5 г / 0, 2 5 моль = 46 г/моль M (С n H 2 n +1 OH ) = 112 – 39 + 1 = 74 г/моль С5 С n H 2 n +1 OH + CuO = С n H 2 n O + Cu + H 2 O 0,25 моль 0, 2 5 моль

Изображение слайда
120

Слайд 120

3) Устанавливаем молекулярную формулу спирта: M (С n H 2 n +1 OH ) = 12 n + 2 n + 1 + 16 + 1 = 46 г/моль 1 4 n + 18 = 46 1 4 n = 28 n = 2 Молекулярная формула спирта – C 2 Н 5 OH С5 Примечание. Не забудьте записать ответ. В результате окисления 11,5 г предельного одноатомного спирта оксидом меди  ( II ) получены продукты реакции общей массой 31,5 г. Определите молекулярную формулу исходного спирта.

Изображение слайда
121

Слайд 121: Литература

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. В 2 Т. – М.: Экзамен, 2010. Дроздов А.А., Еремин В.В. Пособие для подготовки к ЕГЭ по химии. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 191 с. ЕГЭ-2013: Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий / А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин, М.Г. Снастина. – М.: Астрель, 2013. – 186 с. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина – Ростов н/Д: Легион-М, 2012. – 329 с. Егоров А.С., Аминова Г.Х. Химия: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 279 с. Мешкова О.В. ЕГЭ. Химия: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с. ЕГЭ 2009. Химия. Репетитор / П.А. Оржековский, Н.Н. Богданова, В.В. Загорский и др. – М.: Эксмо, 2009. – 112 с.

Изображение слайда
122

Слайд 122: Официальные сайты ЕГЭ

Официальный информационный портал ЕГЭ http://www1.ege.edu.ru Официальный сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www. fipi.ru Сайт информационной поддержки ЕГЭ в Алтайском крае http://ege.uni-altai.ru/

Изображение слайда
123

Слайд 123: http://www.ege.edu.ru/ru/main/consult/ video item/?vid 39=40

Изображение слайда
124

Слайд 124: http://www1.ege.edu.ru/online-testing/chem

Изображение слайда
125

Слайд 125: http://www.edu.ru/moodle/

Изображение слайда
126

Слайд 126: http://www.fipi.ru/view/sections/ 155/docs/

Изображение слайда
127

Слайд 127: Химический факультет АлтГУ

Декан: Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор Деканат: ауд. 102 К (пр-т, Красноармейский, 90) Телефон: 8(3852) 66-66-82 Сайт: www.chem.asu.ru E-mail: dekanat@chem.asu.ru

Изображение слайда
128

Последний слайд презентации: ЕГЭ по химии 2013 г: Спасибо за внимание!

Желаю успехов!

Изображение слайда