Презентация на тему: ЕГЭ-2019 Русский язык

ЕГЭ-2019 Русский язык
Формулировка задания
Композиция сочинения
Ключевые понятия
Проблема
Проблема
Проблема
Проблема
Позиция автора
ЕГЭ-2019 Русский язык
От позиции автора к проблеме
Пр о б л е ма
Выявление проблемы в художественном тексте
Комментарий
Комментарий
Комментарий
Комментарий
Комментарий
Логика комментирования
Логика комментирования
Логика комментирования
Что такое пример-иллюстрация?
Типы информации в тексте
Способы отсылки к тексту
Способы отсылки к тексту
Способы отсылки к тексту
Способы отсылки к тексту
Структура комментария
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
Пример + пояснение
Смысловая связь между примерами
Где обозначать связь между примерами?
Что проверяет эксперт?
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
К.Г. Паустовский «Акварельные краски»
Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Не замечал красоты природы вокруг, н е понимал, к о г д а бойцы г о во р ил и : «В о т о т обь ё м
К.Г. Паустовский «Акварельные краски»
К.Г. Паустовский «Акварельные краски»
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
Позиция автора
Типичные ошибки комментирования
Комментарий не опирается на текст
Комментарий подменяется пересказом
ЕГЭ-2019 Русский язык
Прокомментирована другая проблема, не заявленная в сочинении
Обоснование своего отношения к позиции автора
Обоснование
Обоснование
В качестве обоснования аргумент из литературы
Аргументы к пафосу
Аргументы к пафосу
Аргументы к пафосу
Хорошая речь – важная составляющая имиджа делового человека
ЕГЭ-2019 Русский язык
Художественная литература – это могучее средство духовного обогащения человека
Стратегия работы с текстом
Нарушевич А.Г. Русский язык. Твой курс подготовки к ЕГЭ. Пишем сочинение-рассуждение М.: Просвещение, 2018
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
Нарушевич А.Г., Голубева И.В. Русский язык. Тетрадь-тренажёр. 10 класс. 11 класс. М.: Просвещение, 2018
Нарушевич А.Г. Русский язык. Тесты с комментированными ответами для подготовки к ОГЭ. М.: Просвещение, 2018
Ответы с комментарием
Ответы с комментарием
Задание 15.2. Пример сочинения
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
ЕГЭ-2019 Русский язык
Контактная информация
1/82
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 53)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5658 Кб)
1

Первый слайд презентации: ЕГЭ-2019 Русский язык

Готовимся к сочинению в новом формате Нарушевич Андрей Георгиевич, канд. филол. наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы ТИ имени А.П. Чехова АВТОРСКИЙ КУРС ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Композиция сочинения

Изображение слайда
4

Слайд 4: Ключевые понятия

Проблема Комментарий ( пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами ) Позиция автора Своё отношение к позиции автора Обоснование своего отношения к позиции автора Ключевые понятия

Изображение слайда
5

Слайд 5: Проблема

Проблема – вопрос, над которым рассуждает автор Про б лем а ти к а текстов ЕГЭ Человек и общество Человек и культура Человек и природа Человек и человек

Изображение слайда
6

Слайд 6: Проблема

Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Проблема

В публицистическом тексте автор обычно достаточно прямо формулирует проблему, а также и свою позицию. В художественном тексте автор как бы «прячется» за образы героев, развитие событий, авторские отступления и пр. Читая о событиях, вы должны понимать, над какой проблемой заставляют задуматься все события текста. При работе с художественным текстом нужно помнить, что речь идет не о проблемах героев, а о тех общечеловеческих проблемах, которые автор раскрывает через образы героев.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Проблема

Как определить главную проблему текста? Посмотрите, есть ли в прочитанном тексте вопросы. Подумайте, какие проблемы текста в них заключаются. Выберите главную из них. А если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям, в которых заключена главная мысль. Ответ на вопрос и определяет проблему текста. .

Изображение слайда
9

Слайд 9: Позиция автора

Позиция автора – это ответ на этот вопрос, возможные пути решения проблемы, предлагаемые автором, тот вывод, к которому он приводит читателя.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Способы формулирования проблемы Вопросительное предложение Конструкция «Проблема чего» Какими должны быть отношения между р о д и т е лям и и д е ть м и? Э т у проблему ставит (ФИО автора). В ч ё м за к люча е т ся д об р о та ? Т а к ова проблема, которую ставит автор. Автор ставит проблему отцов и детей. (используется ключевое слово « проблема», тогда для названия проблемы используется форма родительного падежа существительного. Если мы используем для формулировки проблемы родительный падеж, то нам необходимо отглагольное существительное в родительном падеже (проблема влияния, необходимости, отсутствия, возрождения и т.п.) В такой формулировке не должно быть предлогов.

Изображение слайда
11

Слайд 11: От позиции автора к проблеме

Выявите основную мысль текста Запишите её в виде законченного предложения Определите, на какой вопрос отвечает это предложение Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

Изображение слайда
12

Слайд 12: Пр о б л е ма

Человек должен с уважением относиться к родному языку. По з иц и я автора Каким должно быть отношение человека к родному языку? Пр о б л е ма

Изображение слайда
13

Слайд 13: Выявление проблемы в художественном тексте

Проанализируйте поступки, отношения героев Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества ( долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм ) Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Изображение слайда
14

Слайд 14: Комментарий

Комментарий – это объяснение того, как автор эту проблему раскрывает, как он приводит нас к необходимому выводу. Это доказательство, что такая проблема в тексте действительно есть.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Комментарий

Комментарий — объяснение, разъяснение, пояснение, толкование текста. Создавая комментарий, выпускник должен показать, как автор раскрывает поднимаемую в тексте проблему. Комментарий представляет собой рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме и дать понять свою позицию по этому вопросу.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Комментарий

Текстуальный комментарий — это объяснение пишущим структуры исходного текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы: - как автору удаётся привлечь внимание читателей к данной проблеме? - на каком жизненном материале автор раскрывает проблему? - какой случай из жизни (своей собственной, известного человека или вымышленных персонажей) приводит автор и как оценивает поступки своих героев? - на каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему? - какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? - какие эмоции вызывают у автора описанные им события, поступки героев и почему?

Изображение слайда
17

Слайд 17: Комментарий

Требования, предъявляемые к текстуальному комментарию. При текстуальном комментарии пишущий акцентирует своё внимание на действиях и эмоциях автора исходного текста, показывая, как автор выстраивает свой текст и какие чувства испытывает, рассказывая читателям о той или иной жизненной истории. Текстуальный комментарий не должен представлять собой простой пересказ исходного текста или его отрывка. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а составляя текстуальный комментарий показываем, что делает автор, привлекая внимание к той или иной проблеме. Недопустима подмена текстуального комментария обширным цитированием исходного текста. Текстуальный комментарий - это не цитирование обширного фрагмента исходного текста, не простой пересказ его содержания, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Комментарий

Требования, предъявляемые к текстуальному комментарию. 4. При написании текстуального комментария выпускнику не следует пускаться в общие рассуждения по поводу всех проблем, затрагиваемых автором исходного текста. Необходимо показать, как автор раскрывает одну из проблем. 5. Чтобы избежать неоправданного лексического повтора, работая над текстуальным комментарием, необходимо варьировать слова, обозначающие автора исходного текста: «автор», «имя, отчество и фамилия», «публицист» и т.д. Для этого можно воспользоваться краткой информационной справкой, помещённой в КИМах после текста и содержащей общие биографические сведения о его авторе. Например: « Сикирич Елена Анатольевна (род. в 1956 г.) - современный публицист, философ, психолог, общественный деятель». 6. При написании комментария следует избегать фамильярности: не следует употреблять имя и отчество автора исходного текста без указания на его фамилию. Например: « Елена Анатольевна раскрывает поднятую проблему, приводя данные научных исследований, проведённых российскими учёными».

Изображение слайда
19

Слайд 19: Логика комментирования

Проблема Комментарий По з иция автора

Изображение слайда
20

Слайд 20: Логика комментирования

Под словом «проблема» в данном случае понимается то, О ЧЁМ говорится в тексте. Для формулировки проблемы используются следующие речевые модели: И.Ф. ставит проблему (чего?)… Как… / В чём … /Что… / Почему….? Вот проблема, которую ставит И.Ф Позиция автора - то, ради чего написан текст; то главное, что хотел сказать автор. Проблема – позиция соотносятся следующим образом:  проблема – вопрос ; позиция -  отве т.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Логика комментирования

Есть очень простой, но очень  эффективный «инструмент» выхода на проблему и позицию. Если герой автору нравится, мы понимаем за что. Значит, надо быть таким, как этот герой. Это рабочий вариант авторской позиции. Если герой автору не нравится, мы понимаем, каким не надо быть. И мы опять выходим на позицию: нельзя быть …. То абстрактное существительное, которое объясняет нам, за что герой автору нравится или не нравится, и будет ключевым в формулировке проблемы.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Что такое пример-иллюстрация?

При м е р -и л люс т р а ция – э т о с в язанная с поставленной проблемой информация текста, к о т ора я с опров о жда е т ся пояснениям и, интерпретациями учащегося. Что такое пример-иллюстрация?

Изображение слайда
23

Слайд 23: Типы информации в тексте

Фактуальная информация – это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте. Концептуальная информация – это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. н е обоз н ачена словами, а только Подтекстовая информация подразумевается.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Способы отсылки к тексту

Ссылка на номера предложений Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе. Способы отсылки к тексту

Изображение слайда
25

Слайд 25: Способы отсылки к тексту

Прямое цитирование « Д у х о в ная ж и знь мн е пр е д ста в ляе т ся в ты с яч у раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная », – пишет Ш. А. Амонашвил и. Д е й стви т е льн о, внутри себя мы порой пр о ж и ва е м д еся т ки и с о тн и жизней, к о т оры е оп р е д е л я ю т наши прини м а е м р е шен и я, поступки. Способы отсылки к тексту

Изображение слайда
26

Слайд 26: Способы отсылки к тексту

Косвенное цитирование Ав т о р п о д че р кивае т, ч т о, п о д даваяс ь своим н и зменным п о требн о стям, ч е лове к способств у е т саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас. Способы отсылки к тексту

Изображение слайда
27

Слайд 27: Способы отсылки к тексту

Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных. Способы отсылки к тексту

Изображение слайда
28

Слайд 28: Структура комментария

Комментарий Первый пр и мер Поя с нения к примеру Связь между пр и мерами Второй пр и мер Поя с нения к примеру

Изображение слайда
29

Слайд 29

Примеры-иллюстрации Публицистический текст Художественный текст Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… Писатель не случайно приводит слова (кого): « Цитата ». Автор разделяет мнение (кого)…. Публицист спорит (с кем)… Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… Особого внимания заслуживает мнение автора о… В центре внимания автора случай…. Писатель изображает (кого, что)… Герой говорит: « Цитата ». С т о и т обр а ти т ь вним а ние на м ысли (слова, поступки) героя… Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… Симп а ти и ав т ор а на с т ор о не г ероя, который…

Изображение слайда
30

Слайд 30

Пояснение к примерам Публицистический текст Художественный текст Писатель хочет сказать, что… Этот пример показывает, что… Смыс л э т о г о выс к аз ы вания в т о м, что… Эти слова уб е ди т е л ь но д о к аз ы ва ю т, что… Я думаю, этим примером автор хотел показать… Пр и в е д ён н ые слова с о д е р ж а т глубокий смысл… Ав т о р не сл у чайно о бр а щае т н аше внимание на… Поступок героя показывает, что… Слов а (мысли ) г е р о я п о зв о ля ю т понять…. Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… Эти события автор описывает, чтобы…

Изображение слайда
31

Слайд 31: Пример + пояснение

«Цитата», – пишет автор, чтобы… «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть », – пишет А.П. Чехов, чтобы показать разрушительное влияние нравственной глухоты на внутренний мир человека. Пример + пояснение

Изображение слайда
32

Слайд 32: Смысловая связь между примерами

Смысловые отношения Типовые конструкции Противопоставление Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает… Сравнение, сопоставление Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… Причина Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее. Следствие, вывод Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… Уступка Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе. Дополнение и уточнение данной информации Вторая микротема (второй пример) может дополнять, уточнять первую (второй пример). Также, вместе с тем, более того

Изображение слайда
33

Слайд 33: Где обозначать связь между примерами?

Указание на связь примеров как зачин в комментарии: Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. <…> У к а зан и е н а с в я зь при м еров пр и пер е х о д е о т перво г о ко второму: <…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…> Указание на связь примеров как итог комментирования: Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

Изображение слайда
34

Слайд 34: Что проверяет эксперт?

Изображение слайда
35

Слайд 35

Фрагмент сочинения п о о трывку из ин т ервью с Ч.Т. Айтматовым «Книги, открывающие нас»

Изображение слайда
36

Слайд 36

Проблема Какова роль книги в жизни человека и общества? Эту проблему ставит Чингиз Айтматов. Первый пример (1) Автор искренне убеждён в том, что книга – это «важное звено в духовной связи людей». Пояснение к первому примеру (2) Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Второй пример (3) Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о т о м, ч т о « к а жд а я кни г а тре б у ет п о лной отрешённости от суетных дел». Пояснение ко второму примеру (4) Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю. Связь между примерами (5) Позиция автора Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать важность книги и чтения. Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Работа с отрывком из повести В.М.Санина «Когда я был мальчишкой» Фрагмент сочинения

Изображение слайда
39

Слайд 39

О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово! Но никогда и нигде я не слышал ничего прекраснее мечты моей мамы — нет, всех миллионов мам: «Эх вы, сони, проспали — война окончилась!» Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять. Можете напрячь воображение, вспомнить кинокартины о войне, книги о войне, рассказы дедушек и бабушек, пап и мам, сделать вид, что вы поняли и даже произнести: «Да-а-а!» — всё равно тем, кто не жил этой мечтой, её не понять.

Изображение слайда
40

Слайд 40

А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом. Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля. П о т о м у ч т о в г ор о д е, в к о т ор о м я пр о ж и л к ор о т кие д е т с кие г о д ы, т епе р ь были фашисты. П о т о м у ч т о мо я ба б у ш к а, м о и т ё тк и и их д е т и — м о и б р а т ья и сестры — были расстреляны. П о т о м у ч т о м ы к аж д ый д ень в и д е л и г аз е т ы с ф о т ог р афиями за м ученн ы х, повешенных, растерзанных советских людей. Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения. Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт. Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке? Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей. Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой. В войну научились мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль. ( По В. Санину )

Изображение слайда
41

Слайд 41

Проблема В чём величайшая трагедия войны? Эту проблему ставит в своём т е к с т е Влади м ир Маркович Санин. Первый пример (1) Автор вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о сокровенной мечте миллионов советских людей – мечте об окончании войны: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять». Пояснение к первому примеру (2) Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Связь между примерами (3) Однако долг писателя, свидетеля событий войны, - рассказать читателям об этом страшном времени, поэтому далее автор перечисляет то, что навсегда врезалось ему в память. Второй пример (4) Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей… Пояснение ко второму примеру (5) Позиция автора И мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей, которых коснулась война. Так автор убеждает нас в том, что война - это страшная трагедия, потому что приносит с собой смерть, разруху, голод, физическую и душевную боль, невыносимые страдания.

Изображение слайда
43

Слайд 43

Моя позиция Трудно не согласиться с автором текста в том, что война – это страшно. Она приносит невыносимые страдания не только защитникам, но и обычным людям. Примером этому является всем известная блокада Ленинграда. Тяжело осознавать число людей, погибших в это время. По разным данным, количество смертей колеблется от трехсот тысяч до полутора миллионов, что заставляет поистине ужаснуться бременем войны. Вывод Таким образом, каждый человек должен осознать бессмысленность и безумность войны. Именно от понимания этого людьми зависит, будут ли в дальнейшем продолжаться войны или нет.

Изображение слайда
44

Слайд 44: К.Г. Паустовский «Акварельные краски»

Изображение слайда
45

Слайд 45: Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Не замечал красоты природы вокруг, н е понимал, к о г д а бойцы г о во р ил и : «В о т о т обь ё м родную землю и напоим коней из родной реки»

К.Г. Паустовский «Акварельные краски» Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Не замечал красоты природы вокруг, н е понимал, к о г д а бойцы г о во р ил и : «В о т о т обь ё м родную землю и напоим коней из родной реки». Трепотня! – мрачно говорил Берг. –У таких, как мы, нет и не может быть родины. Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором о тв е чали бойц ы. – Т ы з е мл ю н е лю б ишь, ч у дак. А е щ ё х у до жник! М о ж е т б ы ть, по э т о м у Бергу и не удавались пейзажи. <…>

Изображение слайда
46

Слайд 46: К.Г. Паустовский «Акварельные краски»

Берг торопился. Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. Берг работал как одержимый, пел и кричал. …Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, – мой первый пейзаж».

Изображение слайда
47

Слайд 47: К.Г. Паустовский «Акварельные краски»

Спустя время Берг сидел и думал. Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень и крики журавлей. – Эх, Берг, сухарная душа! – вспомнил он слова бойцов. Бойцы тогда были правы. Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

Изображение слайда
48

Слайд 48

Фрагмент сочинения. Формулировка проблемы Что является источником вдохновения для художника ? Такую проблему ставит в своей произведении К. Паустовский. Формулировка проблемы

Изображение слайда
49

Слайд 49

Комментарий. 1-ый пример-иллюстрация + пояснение Писа т е л ь изо б р а ж ает х у д о ж н и к а Бе р га - ч е ло ве к а, равн о д ушно г о к р о дин е и крас о т е е ё пр и р о д ы. К онечн о ж е, не случайно упоминание о том, что Бергу «не удавались пейзажи». Так автор показывает значимость чувства родины для творческой работы художника: невозможно создать произведение искусства, оставаясь равнодушным к тому, что ты изображаешь. Комментарий. Первый пример с пояснением

Изображение слайда
50

Слайд 50

Комментарий. 1-ый пример-иллюстрация + пояснение Комментарий. Второй пример с пояснением Но вот на наших глазах происходит преображение героя. Оставшись наедине с природой родного края, Берг впервые ощутил её красоту, начал напряжённо работать, чтобы передать в рисунках «всё то, что дрожало где-то на сердце», изобразить «великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто ». Мы видим, как красота природы пробудила в художнике чувство родины и вдохновила на творчество.

Изображение слайда
51

Слайд 51

Комментарий. 1-ый пример-иллюстрация + пояснение Смысловая связь между примерами Приведённые примеры позволяют увидеть героя в развитии и показать процесс становления его личности, изменение отношения к миру и творчеству.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Позиция автора

Комментарий. 1-ый пример-иллюстрация + пояснение Позиция автора Т аким образ о м, а в т о р пр и х о ди т к сл ед у ю щ е м у ис т очни к о м в д о х но в ения дл я х у д о ж н и к а м о ж е т быть выв о д у : р о дн а я природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём.

Изображение слайда
53

Слайд 53: Типичные ошибки комментирования

Т и п и чные ошибки к о ммент ир о ва ния К о м мент ар и й не опирается на текст К о м мен т арий подменяется пересказом или цитированием Приведены неп о д х о дящ и е примеры Приведены примеры без пояснения Не указана связь между примерами Типичные ошибки комментирования

Изображение слайда
54

Слайд 54: Комментарий не опирается на текст

Автор ставит очень актуальную на сегодняшний день проблему. К сожалению, вокруг нас много таких художников, которые не любят свою родину и готовы при первом удобном случае уехать за границу. Вряд ли их можно назвать настоящими мастерами искусства. Настоящий художник любит свою родину.

Изображение слайда
55

Слайд 55: Комментарий подменяется пересказом

К. Паустовский рассказывает о х у д о ж н и к е Бе р г е, к о т о р ый в н ачале н е люби л р о дин у. Но по т о м, оставши сь н а ме с я ц в му р о м с к их лесах, он по н ял, к ак п р е к рас н а п р ир о д а Р о сси и. Т ак пейзаж, написанный акварельными появ и л с я е г о первый красками.

Изображение слайда
56

Слайд 56

Примеры без пояснения. Не выявлена смысловая связь между примерами Автор повествует о художнике Берге. Не случайно писатель упоминает о том, что Бергу не удавались пейзажи. Паустовский показывает, как в художнике проснулось ясное и радостное чувство родины, как «любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».

Изображение слайда
57

Слайд 57: Прокомментирована другая проблема, не заявленная в сочинении

Как приходит вдохновение к художнику? Над этой проблемой размышляет К.Г. Паустовский. Читая т е к с т, м ы с у ди в лени е м у з н а е м, ч т о х у д о жник Берг не п риз н ает сл о во «р о дина», р а вн о д уш е н к пр и р о д е р о дно г о кра я. «Ты землю не любишь, чудак! А еще художник!» - говорят ему товарищи. Только после долгого пребывания в муромских лесах в герое просыпается любовь к родине. Берг сам хочет понять, какими «неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины». Паустовский хотел показать, как красота природы пробуждает в человеке любовь к родному краю, к своей стране.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Обоснование своего отношения к позиции автора

Изображение слайда
59

Слайд 59: Обоснование

Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения.

Изображение слайда
60

Слайд 60: Обоснование

« Обосновать - подкрепить доказательствами что-нибудь; привести убедительные доводы для доказательства чего-нибудь, доказать правильность чего-нибудь » (словарь Ушакова) В качестве аргументов могут выступать:  -  факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло) -  иллюстрации ( наглядно-описательная форма) Можно использовать конкретный пример – сообщение о событии ( в литературе, в жизни и т.д.) и  предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях. -  опыт   (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.) - об ращение к традициям,  авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов), цитаты из авторитетных источников. - обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.)

Изображение слайда
61

Слайд 61: В качестве обоснования аргумент из литературы

Аргумент должен быть исчерпывающим, не должен представлять собой пересказ сюжета. Следует провести анализ ситуации и героя.

Изображение слайда
62

Слайд 62: Аргументы к пафосу

Пишущий строит свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определенные чувства, эмоции и сформировать определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идет о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо.

Изображение слайда
63

Слайд 63: Аргументы к пафосу

Аргументы к обещанию предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, общечеловеческие ценности: вежливость, нап р имер, со с тр а да н ие, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство. Т р у д но н е согл а си т ьс я с а втор о м. Я т о ж е сч и таю, что к а ж дый человек должен стремиться воплотить свою мечту в жизнь. Сама история человеческого прогресса – это история воплощения мечты: мечты о полёте, об освоении морских глубин, наконец, о покорении космоса! Когда-то всё это казалось несбыточными фантазиями, и только настоящим мечтателям мы обязаны этими достижениями цивилизации.

Изображение слайда
64

Слайд 64: Аргументы к пафосу

Аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство): Нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принесла в мир коричневая чума: Вторая мировая война, разрушенные города, разоренные села, десятки миллионов погибших, замученных, заживо сожженных в печах, задушенных в га з овых искалеченных камерах, сотни миллионов исковерканных, суде б … – та к о в а плата з а тор ж ество фашистских идей. Это не должно повториться.

Изображение слайда
65

Слайд 65: Хорошая речь – важная составляющая имиджа делового человека

Мнение о человеке во многом определяется тем, как он говорит. Хорошая речь свидетельствует о начитанности, внутренней культуре, развитой логике мышления. Для многих специальностей навыки устной и письменной речи являются непременным условием профессионального роста. От любого менеджера, консультанта, переводчика, секретаря требуется умение быстро и грамотно составлять документы, вести деловые беседы, отвечать на телефонные звонки. Таким образом, хорошая речь всегда будет помогать добиться успеха человеку любой профессии.

Изображение слайда
66

Слайд 66

Честность – одно из важнейших качеств человека Честность, порядочность во все времена высоко ценились людьми. Человек, обманывающий окружающих ради личной выгоды, рано или поздно непременно окажется в одиночестве, ему просто перестанут доверять. Даже в мире бизнеса, где, казалось бы, хитрость и изворотливость часто ведут к успеху, честность не утратила своего значения. Деловые люди предпочитают надежных партнеров, которые не подведут, не нарушат данного обещания. Итак, нечестным путем можно добиться сиюминутного, временного успеха, однако, лишившись доверия окружающих, человек теряет гораздо больше: новых клиентов, новые выгодные контракты и, наконец, просто друзей, которые пришли бы на помощь в трудную минуту.

Изображение слайда
67

Слайд 67: Художественная литература – это могучее средство духовного обогащения человека

Главное достоинство художественной книги в том, что она н е т о ль к о з а ста вл я е т ч е л о ве к а д у м а ть, н о и про б у ж дае т е г о чувства. К о г д а - т о, е щ ё в д е в я т о м классе, я о т к ры л дл я себя сти х и Ф е д ери к о Г арсиа Л о рки, и с творчес т ва э т о г о испа н с к о г о по э та н а чало с ь Пушкина м ое пости ж ение иных х у д о ж ес т ве н ных и Тютчева, Ахматовой и Цветаевой, миро в – Бло к а и Ман д е льш т ам а … Вме с т е с ав т орам и и г еро я м и х у д о ж е ствен н ых книг м ы пе р е жи в а е м с т о ль к о, с к о ль к о не в оз м о ж н о пе р е жить и « пе р еч у в с тво в а т ь» з а о дн у ч е ло вече с кую жи з нь. Раз в е м о ж н о пренебречь этим бесценным духовным опытом?

Изображение слайда
68

Слайд 68: Стратегия работы с текстом

Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию. Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарий, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией. Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её. Шаг 4. Напишите заключение.

Изображение слайда
69

Слайд 69: Нарушевич А.Г. Русский язык. Твой курс подготовки к ЕГЭ. Пишем сочинение-рассуждение М.: Просвещение, 2018

(с учетом изменений в спецификации ЕГЭ-2019) Урок 1. Сформулировать проблему? Без проблем! Урок 2. Учимся комментировать Урок 3. Как выявить позицию автора? Урок 4. Учимся обосновывать свою позицию Урок 5. С чего начать и чем закончить? Композиция сочинения Урок 6. Поговорим об ошибках Урок 7. Обобщаем сказанное

Изображение слайда
70

Слайд 70

Нарушевич А.Г. Русский язык. Твой курс подготовки к ЕГЭ Задания для самоподготовки с комментированными ответами М.: Просвещение, 2018 (с учетом изменений в спецификации ЕГЭ-2019) Тематические задания по измененной спецификации 2019 года Теоретический материал к каждому разделу Комментированные ответы с подробным объяснением

Изображение слайда
71

Слайд 71

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. ЕГЭ-2019. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов н/Д: Легион, 2018. С учетом изменений спецификации 2019 года Алгоритмы написания сочинения Система упражнений Анализ типичных ошибок Примеры готовых сочинений

Изображение слайда
72

Слайд 72: Нарушевич А.Г., Голубева И.В. Русский язык. Тетрадь-тренажёр. 10 класс. 11 класс. М.: Просвещение, 2018

Изображение слайда
73

Слайд 73: Нарушевич А.Г. Русский язык. Тесты с комментированными ответами для подготовки к ОГЭ. М.: Просвещение, 2018

Анализ средств выразительности Орфографический анализ Лексический анализ. Синонимия Словосочетание Грамматическая основа предложения Пунктуационный анализ Синтаксический анализ СПП. Типы придаточных Синтаксический анализ СПП с несколькими придаточными Комплексный синтаксический анализ Работа над сочинением Тренировочные тесты

Изображение слайда
74

Слайд 74: Ответы с комментарием

Изображение слайда
75

Слайд 75: Ответы с комментарием

Изображение слайда
76

Слайд 76: Задание 15.2. Пример сочинения

Изображение слайда
77

Слайд 77

Нарушевич А.Г., Голубева И.В., Добротина И.Н., Смеречинская Н.М. Русский язык. ОГЭ. 25 лучших вариантов от «Просвещения». М., 2018 25 вариантов по спецификации 2019 года Информация о текстах для изложения Бланк ответов Ответы

Изображение слайда
78

Слайд 78

Нарушевич А.Г., Смеречинская Н.М. Русский язык. ОГЭ на «отлично»! Готовимся к устному собеседованию М.: Бином, 2018 Подготовка к выразительному чтению Подготовка к пересказу Подготовка к монологу Подготовка к диалогу Тренировочные упражнения ко всем заданиям 10 типовых вариантов

Изображение слайда
79

Слайд 79

Изображение слайда
80

Слайд 80

Изображение слайда
81

Слайд 81

Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое выпускное сочинение 2018/19 учебный год. Ростов н/Д: Легион, 2018 Методика подготовки к итоговому сочинению Разбор тематических направлений 2018-2019 учебного года Система творческих заданий Примеры готовых работ

Изображение слайда
82

Последний слайд презентации: ЕГЭ-2019 Русский язык: Контактная информация

anarushevich@yandex.ru

Изображение слайда