Презентация на тему: Единство музыкального произведения

Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
Единство музыкального произведения
1/24
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 13)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5739 Кб)
1

Первый слайд презентации

Единство музыкального произведения

Изображение слайда
2

Слайд 2

« Не бойся слов теория, гармония, полифония и т. п. Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся». Р. Шуман

Изображение слайда
3

Слайд 3

... Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжёлый занавес и начнётся спектакль. Герои старой сказки ещё не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы захвачены ею.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Оркестр играет интродукцию ( интродукция - слово латинского происхождения, означает «введение» - краткое вступление к оперному или балетному спектаклю ) к балету Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица».

Изображение слайда
5

Слайд 5

Изображение слайда
6

Слайд 6

О чём эта музыка?... Внезапно на вас обрушивается мощное и жёсткое звучание огромного оркестра. «Колючие», изломанные мелодические линии, резкое звучание диссонантных ( диссонанс - сочетание двух или нескольких звуков, образующих напряжённое, резкое созвучие. Слово «диссонанс» происходит от латинского dissonantia, что значит «нестройное звучание» ) аккордов, грозные кличи духовых инструментов создаёт музыкальный портрет злой феи Карабос.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Изображение слайда
8

Слайд 8

Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема феи Сирени. Сначала мелодию исполняют только два инструмента: флейта и английский рожок. Затем её ведут скрипки, и вот наконец из неё рождается новая тема: она звучит у медных духовых инструментов торжественно и победно. В итоге развития лирическая мелодия превратилась в героическую. Чем же вызвано такое превращение?

Изображение слайда
9

Слайд 9

Издавна торжественные церемонии встреч, парадов, приветствий открывались праздничными сигналами фанфар. Эти духовые инструменты играли мелодии, использующие звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем такие мелодии стали называть фанфарными. Они всегда связаны с выражением радости. А если их к тому же исполняют медные духовые инструменты, то они приобретают героический, торжественный характер. Поэтому, слушая интродукцию, мы верим, что фея Сирени победит Карабос, добро одолеет зло. Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим языком, более сильным и выразительным.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи?

Изображение слайда
11

Слайд 11

Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрихи, фразировка... Всеми этими элементами музыкального языка в их всевозможных сочетаниях пользуются композиторы, создавая музыку.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей. П. Чайковский

Изображение слайда
13

Слайд 13

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно, порой просто невозможно выделить в его звучании что-то одно - мелодию, ритм или тембры. Каждый композитор в своём творчестве стремится к созданию их единства. Дело ведь не в том, что он изобретает какие-то новые средства выразительности, а в том, что каждый раз он подчиняет их своему замыслу, своим представлениям о мире, о жизни, о людях.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Чтобы понять музыкальное произведение, мы обращаемся обычно к двум сторонам - традиции (традиция – то, что унаследовано от предшествующих поколений), в которой оно возникло, и неповторимому «почерку» его автора.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Почему необходимо обращение к традиции? Потому что всё в мире возникает постепенно, ничто не приходит ниоткуда. Каждая река вытекает из своего истока и впадает в своё море; мастерству предшествует ученичество, зрелости - юность... Новая песня рождается из песенных особенностей своего времени, новый ритм - из ритмических, новый тембр - из тембровых. Любое явление, взятое в отрыве от породивших его корней, выглядит нелепо, как пришелец ниоткуда.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его уникальность (уникальный – единственный в своём роде), неповторимость? Потому что в каждом значительном произведении, сколь бы сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то, чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг творчества, как и любой миг, неповторим.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Единство старого и нового, образующее каждое музыкальное произведение, вызывает естественный вопрос: в чём оно проявляется? В биографии композитора? В названиях его произведений? Отчасти - да. И жизнь композитора, и названия его произведений, - всё это помогает нам понять многое в его творчестве. Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, в которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли самое полное своё выражение.

Изображение слайда
18

Слайд 18

И хотя музыка воздействует целостно, всё же она очень разная: в одних случаях в такой целостности солирует ритм, а в других - мелодия, в одних мы погружаемся в волшебный мир гармонии, в других - в многокрасочное тембровое царство. Это естественно: ведь в каждом произведении общий замысел диктует выбор необходимых средств выразительности.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Было бы странно, если, например, образы сказочного мира вдруг воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в красочной гармонии и оркестровки. Также было бы странно, если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью линий, и т. д. К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по-прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а испанские танцы быстры и ритмичны.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Вот почему понимание музыки требует обращения к тому, что называется, средствами музыкальной выразительности. Эти средства образуются такими сторонами музыки, как ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры и динамика.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Вслушайтесь в музыкальные произведения и постарайтесь подумать не только над тем, что музыка слагается из различных сторон своего звучания, но и то, чем именно выразительна каждая сторона.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Послушайте Антракт к III действию оперы « Лоэнгрин » Р. Вагнера. Можно ли согласиться, что сила воздействия этой музыки связана с единством всех её выразительных средств? Для ответа на этот вопрос постарайтесь охарактеризовать особенности ритма, лада, мелодии, тембров, динамики. Вильгельм Рихард Вагнер 1813 - 1883 Немецкий композитор и теоретик искусства

Изображение слайда
23

Слайд 23

Август фон Хюккель. Лоэнгрин и Эльза

Изображение слайда
24

Последний слайд презентации: Единство музыкального произведения

Изображение слайда