Презентация на тему: Е. Д. Поливанов

Е. Д. Поливанов
Е. Д. Поливанов
Е. Д. Поливанов – ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ Общие мысли:
«…это самый плодотворный с точки зрения полученных ре­зультатов метод… реальное его значение настолько нео­споримо, что мы <…> позволили себе даже не
Е. Д. Поливанов
Теория языковых изменений
Причина языковых изменений
Е. Д. Поливанов
Основные идеи теории языковых изменений
«Для того чтобы в языке произошло то или иное <...> изменение, совершенно недостаточно декретировать это изменение, т.е. опубликовать соответствующий декрет.
Могут ли лингвисты влиять на развитие языка?
Социолингвистическая концепция
«…зави­сит решение, 1 ) быть или не быть данного рода языковой эволюции вообще, и 2 ) видоизменение отправных пунктов развития»
Изменения на других уровнях языковой структуры
«Социально-групповые диалекты»
1/15
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 81)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (866 Кб)
1

Первый слайд презентации: Е. Д. Поливанов

Выполнила: Н. Горшкова, 1 курс магистратуры, Филологический факультет

Изображение слайда
2

Слайд 2

Евгений Дмитриевич Поливанов (1891-1938)

Изображение слайда
3

Слайд 3: Е. Д. Поливанов – ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ Общие мысли:

язык - социально-психологическое явление; фонема - психологический эквивалент звука; равноправие всех языков перед наукой; рассмотрение любого частного явления языка с общетеоретических позиций

Изображение слайда
4

Слайд 4: это самый плодотворный с точки зрения полученных ре­зультатов метод… реальное его значение настолько нео­споримо, что мы <…> позволили себе даже не упо­минать о тех элементах конкретной истории языков, которые добыты не сравнительно-историческим путем, а как-либо ина­че»

Е. Д. Поливанов. «Историческое языкознание и языковая политика» (1931) Отстаивает принципы компаративистики Доказывает пло­дотворность использования сравнительно-исторического мето­да

Изображение слайда
5

Слайд 5

1921-26, 1929-37 г. - работает в Средней Азии, где изучает местные языки: узбекский, казахский, дунганский, бухарско -еврейский. Написана грамматика китайского язы­ка, создан дунганский алфавит. Приёмы сравнительно-исторического анализа использует при изучении новых для себя неиндоевропейских языков, определяет их ближайших родственников и при­надлежность к языковой семье Результаты научных на­блюдений в период работы в Средней Азии изложены в двух­томном «Введении в языкознание для востоковедных вузов»

Изображение слайда
6

Слайд 6: Теория языковых изменений

Изображение слайда
7

Слайд 7: Причина языковых изменений

« лень человеческая», или «стремление к экономии трудовой энергии » Ср. Бодуэн де Куртенэ : в языке действует тенденция к экономии языковых усилий

Изображение слайда
8

Слайд 8

Более детальное рассмотрение проблемы : Поливанов учитывает не только позицию говорящего, но и позицию слушающего Поскольку слушающий заинтересован в том, чтобы лучше понять, он ограничивает «лень» говорящего

Изображение слайда
9

Слайд 9: Основные идеи теории языковых изменений

Социально-экономические факторы могут влиять на язык и вызывать в нем изменения только опосредованно, через лексику и фразеологию В озможна не только конвергенция (смешение) языков, но и их дивер­генция (расхождение родственных языков ) Изменения в языках происходят независимо от воли их носителей, более того, незаметно для них. Поэтому законодательно повлиять на жизнь языка невозможно

Изображение слайда
10

Слайд 10: Для того чтобы в языке произошло то или иное <...> изменение, совершенно недостаточно декретировать это изменение, т.е. опубликовать соответствующий декрет. Можно, на­оборот, даже утверждать, что если бы подобные декреты даже и опубликовывались бы <...>, ни один из них не имел бы буквально никакого результата <...>, и именно по­тому, что родной язык выучивается <…> в том возрасте, для которого н е существует декретов»

« За марксистское языкознание», 1931

Изображение слайда
11

Слайд 11: Могут ли лингвисты влиять на развитие языка?

р азумного вмешательства в жизнь языка со стороны лингвистов исключать нельзя лингвистика должна состоять из изучения прошлого ( историологии ), настоя­щего и будущего ( прогностики ) лингвист обязан вмешиваться в языковое развитие там, где это необходимо ( в послерево­люционные годы необходимо было вмешаться в графику и ор­фографию) с о­знательное вмешательство допустимо в сло­варном деле, в формировании норм литературного языка

Изображение слайда
12

Слайд 12: Социолингвистическая концепция

Изображение слайда
13

Слайд 13: зави­сит решение, 1 ) быть или не быть данного рода языковой эволюции вообще, и 2 ) видоизменение отправных пунктов развития»

С оциальные факторы не мо­гут изменять природу языковых процессов, но от них Выработка единого общего языка идет неравномерно на разных участках языковой системы. Это объясняется тем, что уровни струк­туры языка — лексика, фонетика, морфология, синтаксис — неодинаково восприимчивы к влиянию социальных факто­ров. В наибольшей степени подвержены такому влиянию лексика и фразеология: изменения в жизни общества отра­жаются в этих сферах языка в виде новых наименований и оборотов, в переосмыслении старых слов, в заимствованиях и т.п.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Изменения на других уровнях языковой структуры

Изменения в фонетике и морфологии: явления этих уровней в гораздо меньшей степени, чем лексика, проницаемы для влияния социальных факторов; количественные накопления фо­нетических черт в индивидуальных "языках" говорящих лишь очень медленно, постепенно приводят к качествен­ным изменениям в общей фонетической системе языка. Изменения на других уровнях языковой структуры

Изображение слайда
15

Последний слайд презентации: Е. Д. Поливанов: Социально-групповые диалекты»

Обусловленные социальными сдвигами языковые нов­шества накапливаются неравномерно не только на разных уровнях языковой структуры, но и в различной языковой среде: одни группы говорящих консервативны, последова­тельно придерживаются старой нормы (например, большая часть интеллигенции), в речи же других наблюда­ется смешение разнородных черт — литературных, диалект­ных, просторечных, профессиональных Это ставит перед учеными вопрос о необходимости изучать "социально-групповые диалекты"

Изображение слайда