Презентация на тему: Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского

Реклама. Продолжение ниже
Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского
Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В.И. Сухомлинский
Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского
Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского
Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского
Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского
Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского
Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского
Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского
Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского
Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского
Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского
Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского
Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского
Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского
Список литературы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1/17
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 42)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (834 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского

Ольга Юрьевна Срабова, заведующий кафедрой Истории и социально-гуманитарных дисциплин, к.п.н.

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В.И. Сухомлинский

Первое – развитие цифровой экономики выявило существенный дефицит в специалистах. Второе – сформировалось понимание образования как непрерывного образовательного процесса, т.е. современные условия развития социума не ограничиваются лозунгом «образование на всю жизнь», а требуют развитие человека как личности на протяжении всего его жизненного пути.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3

Следовательно, развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые и компетентные личности, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющие выбирать способы сотрудничества. Они отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4

Быстрый темп развития экономики, способствующий созданию новых форм «умных» машин, расширению информационного и виртуального пространства лишил современных школьников возможности читать интересные книги, дружить, познавая самих себя и своих сверстников через общение, проводить досуг в культурно-образовательном пространстве (музее, театре и т.д.). В этих условиях первостепенной задачей современной образовательной системы является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

В. А. Сухомлинский был глубоко убежден в том, что для того «чтобы нравственный идеал стал реальностью, надо учить человека правильно жить, правильно поступать, правильно относиться к людям и к самому себе. Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика. Этика в школе — это «практическая философия воспитания ».

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

В. А. Сухомлинский понимал искусство воспитания как умение «предоставить маленького человека самому себе», что «только так развивается видение самого себя». В. А. Сухомлинский советовал воспитателям находить в жизни или создавать обстоятельства, в которых происходит эта сложная внутренняя работа по воспитанию совести, уметь подметить этот эмоциональный момент. « Свобода выбора должна проявляться и выражаться в таких сферах, где речь идет о жизни, красоте, творчестве, о смелости, самоотверженности, преданности, риске, непоколебимости, романтике преодоления трудностей ».

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7

Решение данных задач требует от учителей умений: моделировать ситуации, в которых ребенку приходится делать осознанный нравственный выбор своего действия, способствующий формированию новых привычек нравственного поведения; понимать суть возникших противоречий в развитии нравственных потребностей детей, способствовать их разрешению; создавать педагогические ситуации (в том числе конфликтные), дающие детям возможность правильно оценивать саму ситуацию и свою роль в её развитии; организовывать педагогическое взаимодействие, направленное на проявление душевных качеств ребенка, становление его духовно-нравственных принципов и мировоззренческих основ личности.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

В учебнике «Основы светской этики» совесть как понятие раскрывается следующим образом: в начале параграфа совесть трактуется как «переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. Это переживание может возникнуть одновременно с поступком, после него и при воспоминании о нем». А заканчивается параграф так: « совесть все же очень личная оценка. Она может обманывать нас: напрасно хвалить или чрезмерно ругать. Будем справедливы и к себе и к другим!» [ Шемшурина А. И. ].

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

В учебнике «Основы православной культуры » параграф называется «Совесть и раскаяние». Читаем: « Грех противоречит голосу совести. Человеку на его грех указывает не милиционер, а его собственная совесть. Ведь у любого недоброго поступка человека есть свидетель – его же душа. Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: – перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек; – после ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!». На самом деле, если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется раскаяние» [ Кураев А.В.].

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

В учебнике М.Т. Студеникина « Основы светской этики» совесть как одно из важных нравственных понятий вообще не выделено в отдельный параграф. Сравнив две попытки раскрыть значение и нравственный смысл понятия «совесть», можно сделать следующий вывод. Светская этика непринуждённо играет с понятием «совесть», не раскрывая глубинную суть одного из важных человеческих качеств.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11

« Совесть — существо чрезвычайно тонкое, нежное и — капризное. Если потакать ее капризам и своенравию, она становится жестокой. Надо учить детей и особенно подростков повелевать своей совестью, держать ее в узде, тогда она становится мудрым и благородным стражем поступков, поведения, всей жизни». « Совесть живет в человеческой душе лишь на питательной почве совестливости стыда; совесть — это знание, многократно умноженное на переживание, чувствование, производным же от этого действия являются стыд, ответственность и долг, долженствование». « Воспитание совести, стыда, совестливости, ответственности, долга — одна из самых утонченных сфер духовного, нравственного совершенствования и самосовершенствования. Сложность этой работы заключается в том, что она должна быть совершенно сознательной … И в то же время к осознанию человек должен идти путем самостоятельных размышлений, раздумий ». В. А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека».

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

В. А. Сухомлинский свою воспитательную систему выстраивает на девяти «недостойных вещах», считая, что именно на «презрении к ним строится убежденность и эмоциональный мир нравственно порядочного духовно красивого человека. Недостойно добывать свое благополучие, радости, удовольствия, спокойствие за счет притеснения, неустроенности, огорчения, беспокойства другого человека».

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

«Недостойно оставлять товарища в беде, опасности, проходить равнодушно мимо чужого горя, огорчения, страдания. Недостойно пользоваться результатами труда других, прятаться за чужую спину. Недостойно быть боязливым, расслабленным ; позорно проявлять нерешительность, отступать перед опасностью, хныкать. Боязливость и нерешительность рождают трусость, подлость, предательство. Недостойно давать волю потребностям и страстям, как бы освободившимся из-под контроля человеческого духа … властвуя над своими потребностями и страстями, ты возвышаешь свою духовную сущность. Недостойно молчать, когда твое слово — это честность, благородство и мужество, а молчание — малодушие и подлость.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14

Недостойно настоящего человека не только лгать, лицемерить, пресмыкаться, подстраиваться под чью-то воля, но и не иметь собственного взгляда, потерять свое лицо. Омерзительно и гадко наушничанье: оно хуже предательства. Недостойно легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания. Для этого необходимо воспитание в юной душе того, что я назвал бы благородством воли. Недостойна чрезмерная жалость к самому себе, как и безжалостное отношение, равнодушие к другому человеку. Недостойно чрезмерное преувеличение личных огорчений, обид, бед, страданий. Недостойна слезливость. Человека украшает выдержка.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Недостойно быть спокойным и невозмутимым, когда рядом с тобой трудно женщине. Я стремлюсь донести до сознания детей, мальчиков в первую очередь, ту мысль, что в женщине воплощено величие рода человеческого. Ее высокое предназначение сопряжено с огромным трудом. Ей несравненно труднее, чем мужчине. Долженствование в нашей жизни, по существу, начинается с того, что каждый из нас, мужчин, обязан матери своим бытием, счастьем. Недостойно пьянство и чревоугодие. Алкоголь и человек так же несовместимы, как разврат и верность. Алкоголь затуманивает сознание и освобождает инстинкт, низводя человека до скотского состояния ».

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Список литературы

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. у учреждений / А.В. Кураев. – М. : Просвещение, 2010. – 95 с. : ил. Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Международной Международной научно -практической конференции. В 2 ч. Ч 1. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. – 210 с. Сабуров Х.М. Влияние основных тенденций развития современного образования на формирование личности учащихся // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-3. – С. 613-616; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33726 (дата обращения: 28.06.2018). Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. Издательство « Радянська школа». Киев. 1975 г. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике / Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – 304 с. Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. И. Шемшурина. — М. : Просвещение, 2015. — 78 с.

Изображение слайда
1/1
17

Последний слайд презентации: Духовно-нравственный потенциал творческого наследия В.И. Сухомлинского: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже