Презентация на тему: Духовник, психиатр, психолог…

Духовник, психиатр, психолог…
Зачем психология православному?
Зачем психология православному?
Зачем психология православному?
Свт. Феофан Затворник о христианской психологии
Что может представитель святоотеческой психологии?
Митрополит Антоний Сурожский  Ступени. О болезни душевной и телесной
Пример: мудрость старца - аналог когнитивной психотерапии
Преподобный Паисий Святогорец
Жизнь, психология, человек…
1/10
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 73)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (63 Кб)
1

Первый слайд презентации: Духовник, психиатр, психолог…

Под влиянием греха живая человеческая душа, не потерявшая совесть, испытывает чувство вины, печаль, мучение и потребность освободиться от греха. Верующий человек идет за помощью в церковь, обращается к духовно-опытному человеку. Он испытывает духовную боль и страдание, а иногда несет и физические последствия греха. Пред духовником, а также и пред психиатром, если он верующий человек, стоит первая задача - поставить "духовный диагноз", т. е. необходимо определить, что в этих страданиях человека имеет непосредственную духовную причину и подлежит лечению духовному. Одновременно надо установить, что в его переживаниях оказывается проявлением душевной болезни, имеющей причину в нарушениях мозговой деятельности или всего организма, а потому требует врачебной компетенции.  Дмитрий Евгеньевич Мелехов

Изображение слайда
2

Слайд 2: Зачем психология православному?

1.Тяга к знаниям, творчеству ( экзистенциал христианской антропологии) – вечный мотив страждущей души. 2.Знание о себе ( Все испытывайте, хорошего держитесь (1-е Посл. К Ф есаллон. Гл.5) ( Ап.Павел ); 3.Психология – современный язык современного че-ка, более понятен, чем язык богословия («бить врага его же оружием»); Совр. че-к рационален и современная психология – так же, она подводит его к мистическому (духовному) 4.Психология – мост между духом и душей с телом; 5.Евангельские (Богословские) истины – глубинный предмет, ориентир и цель, психологические законы- способ и путь; 6.Язык психологических теорий легко адаптирует и амплифицирует (проясняет) святоотеческий опыт

Изображение слайда
3

Слайд 3: Зачем психология православному?

7.Содержание психологических теорий, результаты исследований, выявленные закономерности - подтверждают, раскрывают и углубляют Евангельские истины, святоотеческий опыт; 8. Святоотеческая психология задает «новый импульс», открывает в новой перспективе и разъясняет старые забытые и непонятные современному человеку законы (истины) - жизнеустройство человека, семьи, коллектива, детей, и. т. д. Святоотеческая психология – форма наследия святоотеческого учения в современном варианте изложения, учитывающая культурные и соц. факторы 9. Психология души – это последняя граница перед духовным знанием, не понимая душу, трудно приблизиться к духу Путь до храма для большинства сложен, а к психологу обращаются многие. Вот это и есть важнейшая задача православной психологии – выстраивание моста между современным миром и храмом (Ольга Лысова- Бродина )

Изображение слайда
4

Слайд 4: Зачем психология православному?

«Кто хочет знать душу, — обратись к святым Отцам, особенно подвижникам, и черпай из сего источника обильно психологическую мудрость»  (Св. Феофан Затворник, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии ). Задача психологии — определить значение человека и значение его способностей. Отыскать это значение – значит понять замысел Божий об этих предметах и дать им правильное место в жизни. Христианская психология имеет своей целью познание души, определение значения человека и его способностей [ свт.Феофан Затворник,. «Начертание христианского нравоучения»].

Изображение слайда
5

Слайд 5: Свт. Феофан Затворник о христианской психологии

Фундамент и опыт христианской психологии - учение о человеке в православной антропологии, опыт аскетической практики, опыт самонаблюдения святых подвижников, личный опыт самонаблюдения и опыт светской психологии. Опыт христианской психологии свт. Феофана - анализ описания человеческой природы в состоянии первозданного Адама, (состояние идеала); в состоянии после греха и во грехе, (падшее естество); под благодатью (норма); Современные концепции – занимаются описанием какого либо определенного состояния

Изображение слайда
6

Слайд 6: Что может представитель святоотеческой психологии?

1. Подготовить человека к осмыслению себя и своей жизни в контексте христианских истин; (понять и принять себя) 2. Помочь бороться с преградами на пути к воплощению христианских истин в реальную жизнь; (преодолеть себя) - В этом единая задача священника и психолога 3. Подтвердить возможные перспективы к изменению себя и своей жизни в нравственном, духовном направлении; (ориентировать себя)

Изображение слайда
7

Слайд 7: Митрополит Антоний Сурожский  Ступени. О болезни душевной и телесной

Психические состояния в значительной мере зависят от того, что происходит физиологически с точки зрения физики, химии в нашем мозгу и в нашей нервной системе. Поэтому каждый раз, когда человек заболевает психически, это нельзя приписывать злу, греху или бесу. Очень часто это бывает вызвано скорее каким-то повреждением в нервной системе, чем наваждением бесовским или результатом такого греха, который человека оторвал от всякой связи с Богом. И тут медицина входит в свои права и может очень многое сделать.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Пример: мудрость старца - аналог когнитивной психотерапии

«Что есть депрессия? Комбинация мыслей. Человек комбинирует одно, другое, третье... Размышляет: будет то, будет это... Надо перестать гадать, как и что будет. Мы все ломаем голову, как же все будет - так или эдак.  А Господь устраивает в итоге все вообще по-другому. И что тогда мы тратили нервы и переживали»? Старец Фаддей Витовницкий И всё же очень трудно достигнуть меры взаимоотношений с Богом, не имея взаимоотношений с людьми. Мы нуждаемся в подтверждении и со стороны себе подобных, что мы не бесполезны в этом мире. Поэтому невозможно избавиться от депрессии без той безусловной любви, которой не нужно ничего взамен, которая тебя не судит и не обвиняет, а принимает и покоит.  Иеромонах Пантелеимон ( Шушня )

Изображение слайда
9

Слайд 9: Преподобный Паисий Святогорец

Если у человека есть своеволие, самоуверенность и самоугождение, то, и будучи умным даже семи пядей во лбу, он будет страдать постоянно. Он запутывается, связывает себя по рукам и ногам, у него возникают проблемы. Чтобы найти свой путь, он должен раскрыть свое сердце какому-то духовнику и смиренно попросить его о помощи. Однако некоторые вместо духовника идут к психиатру. Если психиатр окажется верующим, то он приведет их к духовнику. А неверующий психиатр ограничится тем, что даст им какие-нибудь таблетки. Однако сами по себе таблетки проблемы не решают.

Изображение слайда
10

Последний слайд презентации: Духовник, психиатр, психолог…: Жизнь, психология, человек…

Человек, который не настолько поражен гордыней, понимает, что жизнь – это школа, в которой он является учеником; понимает, что есть какие-то стартовые условия, с которыми он в эту школу вошел, и теперь надо просто заботиться о том, чтобы стать лучше, опытнее. Человек осознает, что нужно концентрироваться не на том, каким он стал, а на том, чего ему еще не хватает, – но это не вызывает чувства ущербности, ощущения неудачности выбранного пути, потому что, как правило, такой человек имеет помимо необходимого стремления учиться еще и терпение, а оно неразрывно связано со смирением. А те, кто имеет проблемы с заниженной самооценкой, вроде и хотят быть гораздо лучше, чем они на самом деле есть, но при этом ничего не готовы для этого делать. Психологам надо бы таким людям не самооценку повышать, а объяснить, что такое жизнь и как ею жить. Однако ощутимая доля представителей этой профессии работает даже не на культ успешности, который столь развит сегодня в нашем обществе, а в большей степени на самих себя. В современном мире психолог, особенно в западной традиции, – это человек, который замыкает на себя свою клиентскую базу и становится своего рода костылями, без которых пациенты просто не могут по жизни двигаться. Хотя на самом деле психолог должен был бы помочь человеку правильно на себя взглянуть, разобраться, что у него в жизни не так, и на этой основе уже свою жизнь строить.  Игумен Нектарий (Морозов)

Изображение слайда