Презентация на тему: Духовный мир личности

Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Типы мировоззрения
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Духовный мир личности
ПОЗНАНИЕ
Проблема познаваемости
Подходы к решению проблемы познаваемости мира
Процесс познания
Знание — это результат познания. Познанием называют процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия
Формы знания
Установите соответствие
Формы познания
Духовный мир личности
Формы чувственного познания
Духовный мир личности
Основные мыслительные операции
Роль практики в познании
ИСТИНА - соответствие представлений о предмете самому этому предмету.
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.
Формы истины
Виды истины
Свойства истины
Противоположности истины
1/41
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 71)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (518 Кб)
1

Первый слайд презентации: Духовный мир личности

духовные потребности в познании окружающего мира, в самопознании и в самовыражении знания о природе, обществе и человеке убеждения и вера в истинность своих убеждений способность к тем или иным видам деятельности чувства и эмоции цели ценности МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Изображение слайда
2

Слайд 2

Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир и на место в нем человека, определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе. Взгляды – это принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теории, концепции, предположения. 25.02.2014

Изображение слайда
3

Слайд 3

25.02.2014 Отличительные признаки мировоззрения Это целостная система, т.е. взгляды не на отдельную сторону мира, а на весь мир Это отношение человека к миру, который его окружает Мировоззрение человека меняется с развитием общества, т.е. мировоззрение носит исторический характер

Изображение слайда
4

Слайд 4

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ 1. МИРО-ОЩУЩЕНИЕ 2. МИРО-ВОСПРИЯТИЕ 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ 4. МИРО-ПОНИМАНИЕ 25.02.2014 МИРОВОЗЗРЕНИЕ ФОРМИРУЕТСЯ ПОСТЕПННО И ПОДВЕРЖЕНО ИЗМЕНЕНИЯМ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Изображение слайда
5

Слайд 5

Мировоззрение зависит От уровня знаний и развития науки От проблем, стоящих перед людьми От непосредственных условий жизни От личного опыта 25.02.2014

Изображение слайда
6

Слайд 6

Мировоззрение связано С жизненной позицией людей С убеждениями, идеалами, принципами познания и деятельности С ценностными ориентациями 25.02.2014

Изображение слайда
7

Слайд 7

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЗНАНИЕВЫЙ КОМПОНЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ 25.02.2014

Изображение слайда
8

Слайд 8

ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Мировоззрение оптимистическое атеистическое пессимистическое религиозное гуманистическое научное Ненаучное (обыденное) прогрессивное реакционное Выбор мировоззрения – дело сугубо личное 25.02.2014

Изображение слайда
9

Слайд 9

УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОБЫДЕННОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ 25.02.2014

Изображение слайда
10

Слайд 10

25.02.2014 Теоцентризм (предпочтение Богу) Мировоззренческие установки, стержень Природоцентризм, космоцентризм (предпочтение природе) Антропоцентризм (предпочтение человеку) Знаниецентризм (предпочтение знаниям) Социоцентризм, культуроцентризм (предпочтение обществу)

Изображение слайда
11

Слайд 11

ПО СПОСОБУ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ НАУЧНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ 25.02.2014

Изображение слайда
12

Слайд 12: Типы мировоззрения

Обыденное (житейское): опирается на личный опыт человека и мало использует опыт других людей Религиозное: возникает под влиянием религиозных учений Научное: опирается на достижения науки, тесно связано с общественной практикой людей Гуманистическое: высшей ценностью ставит права и свободы человека

Изображение слайда
13

Слайд 13

Обыденное или житейское мировоззрение Формируется стихийно, т.е. не на основе каких-либо учений Порождается непосредственными условиями жизни Существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире Сильная и слабая сторона – в опоре на свой жизненный опыт (а не на опыт других людей, опыт науки, культуры, религии) Передается из поколения в поколение 25.02.2014

Изображение слайда
14

Слайд 14

Религиозное мировоззрение Связано с признанием сверхъестественных сил Сильная сторона – в тесной связи с мировой культурой, в ориентации на решение духовных проблем Слабая сторона – в непримиримости к другим мировоззрениям 25.02.2014

Изображение слайда
15

Слайд 15

Научное мировоззрение Опирается на достижения науки Включает в себя объективную картину мира, достижения человеческого познания, объясняет сущность человека и его место в природе Достоинства: в опоре на новейшие достижения научного знания, в связях с реальной действительностью и практической деятельностью людей Недостатки: наука не всегда направлена на улучшение его положения в мире, научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека 25.02.2014

Изображение слайда
16

Слайд 16

Гуманистическое мировоззрение В основе – признание человека как высшей ценности, признание ценности человека как личности, признание его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, признание необходимости постоянного совершенствования и возвышения человека Благо человека признается критерием общественного прогресса, а принципы равенства, справедливости, человечности, добрососедства – желаемой нормой отношений между людьми 25.02.2014

Изображение слайда
17

Слайд 17

Роль мировоззрения в жизни и деятельности людей Дает ориентир, цель, направление, т.е. позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах общественной и личной жизни Дает программу поведения, т.е. определяет методы решения проблем, стиль мышления, образцы для действий, нормы поведения, характер деятельности Дает жизненную позицию, т.е. определяет принципы жизни, истинные ценности, главное в жизни и деятельности, значимые дела и поступки, смысл жизни, интересы, оценки происходящего в мире 25.02.2014

Изображение слайда
18

Слайд 18

25.02.2014 убеждение Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний Выступает регулятором сознания и поведения личности Твердая уверенность человека в чем-либо Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельность

Изображение слайда
19

Слайд 19

25.02.2014 Источники убеждения Теоретические знания личности, которыми она руководствуется, считая их истинными Житейский опыт и нравственные чувства личности, которые определяют истинность или ложность мыслей и поступков Ценностные ориентации и установки личности, которые определяют значимость явлений и вещей

Изображение слайда
20

Слайд 20

25.02.2014 убеждение Убеждение - вера Убеждение - знание Пример: убеждение Галилео Галилея Пример: убеждение Джордано Бруно знание – это объективная истина для субъекта познания; знание основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации вера – особый вид убеждений, основанный на чувствах, эмоциях; верить можно не только в Бога; вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой; окончательно заменить веру знанием невозможно, т.к. всегда есть либо не объяснимое наукой, либо не регулироемое наукой Вера – это психологическая установка человека, включающая надежду и убежденность в том, что события могут развиваться по его предположению Знания – это проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека

Изображение слайда
21

Слайд 21

25.02.2014 Итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта

Изображение слайда
22

Слайд 22: ПОЗНАНИЕ

Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ

Изображение слайда
23

Слайд 23: Проблема познаваемости

Пессимисты отрицают познаваемость мира Оптимисты утверждают, что мир принципиально Познаваем Скептики утверждают, что познавание возможно, выражая сомнение в достоверности полученного знания

Изображение слайда
24

Слайд 24: Подходы к решению проблемы познаваемости мира

Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального Большинство Решающую роль играют ощущения и восприятия Сенсуализм (Дж. Локк) Решающую роль играют мыслительные операции Рационализм (Р. Декарт) Решающую роль играют опыт, эксперимент Эмпиризм (Ф. Бэкон) Мир познать невозможно Агностицизм (И. Кант) Два уровня познания

Изображение слайда
25

Слайд 25: Процесс познания

Субъект познания Объект познания Результат Познающий человек, наделённый волей и сознанием, или коллектив Всё общество Знание Познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека Весь окружающий мир

Изображение слайда
26

Слайд 26: Знание — это результат познания. Познанием называют процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром

Изображение слайда
27

Слайд 27: Формы знания

Научное – объективное, истинное знание Донаучное – прототип, предпосылочная база научного знания Лженаучное – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки Обыденно-практическое – знание, доставляющее элементарные сведения об окружающей действительности Ненаучное – разрозненно, несистематизированное знание Паранаучное – несовместимое с имеющимися научное знание Антинаучное – знание утопично и сознательно искажающее представления о действительности Личностное – знание. Являющееся достоянием отдельной личности

Изображение слайда
28

Слайд 28: Установите соответствие

? Установите соответствие Положение Вид познания общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую индивидуальность научное обыденное художественное для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений

Изображение слайда
29

Слайд 29: Формы познания

Рациональное ( логическое) Чувственное ВСЕ, КТО ПРИЗНАЕТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА, РАССМАТРИВАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ПОЗНАВАНИЯ МИРА Сенсуализм на первое место в процессе познания ставит чувственную познавательную способность Рационализм признает основой познания и поведения людей разум

Изображение слайда
30

Слайд 30

Ощущение Отражение отдельных свойств, признаков, процессов Чувственное Восприятие Целостное отражение предметов в многообразии их свойств Представление вторичный образ, воспроизведённое памятью и вызванное в сознании ощущение или восприятие. Реальные представления Нереальные представления

Изображение слайда
31

Слайд 31: Формы чувственного познания

Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий П редставление Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений В осприятие Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов О щущение

Изображение слайда
32

Слайд 32

Рациональное (логическое) Понятие мысль в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей Суждения мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах суждения Умозаключение Высшая форма мышления, позволяющее получать из нескольких суждений новое. Истина Результат процесса познания, соответствующий действительности Индуктивное умозаключение от частного к общему Дедуктивное умозаключение от общего к частному Получаемое по аналогии

Изображение слайда
33

Слайд 33: Основные мыслительные операции

анализ синтез сравнение абстрагирование обобщение разложение целого на части объединение частей в единое целое сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения переход от единичного к общему

Изображение слайда
34

Слайд 34: Роль практики в познании

Практика – материальное освоение человеком окружающего мира.

Изображение слайда
35

Слайд 35: ИСТИНА - соответствие представлений о предмете самому этому предмету

Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. У рационалистов — критерием истины выступал разум. Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями — «конвенции» Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач. Критерии истины

Изображение слайда
36

Слайд 36: ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ

36 ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ ИСТИНА КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ: 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА Критерий истины – практика: практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим, материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины

Критерий истинности - теория Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута ? Отказ от идеи развития знания

Изображение слайда
38

Слайд 38: Формы истины

Научная истина Обыденная или житейская истина Художественная истина Нравственная истина

Изображение слайда
39

Слайд 39: Виды истины

Абсолютная истина Относительная истина Идеал, предел к которому стремиться наше знание. Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины. Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Свойства истины

Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения. Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Изображение слайда
41

Последний слайд презентации: Духовный мир личности: Противоположности истины

Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету. Ложь – преднамеренное введение в заблуждение.

Изображение слайда