Презентация на тему: Духовная жизнь СССР в 20-е гг

Духовная жизнь СССР в 20-е гг.
План урока
Борьба с неграмотностью
Борьба с неграмотностью
Борьба с неграмотностью.
Власть и интеллигенция
Власть и интеллигенция
Партийный контроль над духовной жизнью
Сменовеховство
Сменовеховство
Начало «нового искусства»
Большевики и церковь
Начало «нового искусства»
Заключение
Заключение
1/15
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 96)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (467 Кб)
1

Первый слайд презентации: Духовная жизнь СССР в 20-е гг

Изображение слайда
2

Слайд 2: План урока

1. Борьба с неграмотностью. 2. Власть и интеллигенция. 3. Партийный контроль над духовной жизнью. 4. Сменовеховство. 5. Большевики и церковь. 6. Начало «нового искусства». 7. Заключение.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Борьба с неграмотностью

Из декрета Совнаркома: 1. Всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию… 2. Обучающимся грамоте, работающим по найму, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Борьба с неграмотностью

30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Декрет СНК от 2 августа 1918 г. Давал преимущественное право поступления в вузы рабочим и крестьянской бедноте. К 1925 г. выпускники рабфаков составили половину всех абитуриентов.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Борьба с неграмотностью

В 1925 г. был принят декрет «О введении в стране всеобщего начального обучения», в соответствии с которым советская школа создавалась как единая двухступенчатая /первая ступень – пять лет обучения, вторая –четыре года/, общедоступная, ведущая обучение на родном языке. Ее важнейшими принципами стали: связь обучения с производственны трудом, преемственность ступеней образования и воспитания.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Власть и интеллигенция

Интеллигенция поняла, что отечественные культурные традиции либо будут растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. К середине 20-х гг. за границей оказались художники, музыканты и др., но не все выбрали учесть эмигрантов такие как: М. А. Булгаков, М. М. Пришвин и др. Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных, многие из которых считали долгом работать на благо Родины.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Власть и интеллигенция

Считая, что их эмиграция – явление временное и если не они, то их дети вернутся на родину, русские эмигранты стремились воспитать молодое поколение в духе русских национальных традиций. В городах, где образовались большие колонии русской эмиграции – Париже, Берлине, Праге, Белграде, в китайском Харбине – были созданы русские школы, гимназии и высшие учебные заведения, где преподавание велось на родном языке. А в учебном процессе были задействованы многие выдающиеся педагоги, ученые, философы.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Партийный контроль над духовной жизнью

В 1920 г. появляется Агитпром - специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами, духовной культуры. Помимо него, при ЦК партии работали постоянные комиссии практически по всем отраслям культуры: антирелигиозная, по самообразованию, библиотечная, клубная, школьная, художественная, радио-комиссия и кино-комиссия.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Сменовеховство

Сменовеховство- общественно-политическое течение русской буржуазной интеллигенции в 20-х гг. 20 в., которое выражало буржуазно-реставраторскую идеологию новой (нэпманской) буржуазии в России. Сменовеховство - результат коренных социально-экономических преобразований в стране и решительная борьбы Ленина, Коммунистической партии против буржуазно-реставраторской идеологии. Победа социализма, полная ликвидация капиталистических элементов в СССР лишили С. социальной опоры.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Сменовеховство

Термин "Сменовеховство" произошёл от названия сборника "Смена вех", выпущенного летом 1921 в Праге группой кадетско-октябристских деятелей (Н. В. Устрялов, Ю. В. Ключников, С. С. Лукьянов, А. В. Бобрищев-Пушкин, С. С. Чахотин, Ю. Н.Потехин).

Изображение слайда
11

Слайд 11: Начало «нового искусства»

В 20-х гг. во многом определялось противостоянием двух группировок в литературе – РАПП -Российская ассоциация пролетарских писателей и «Перевал». Так же можно прежде всего сказать о таком объединении как ЛЕФ (левый фронт искусств). « Лефовскую эстетику» в кино воплощали такие выдающиеся кинорежиссеры как Д. Вертов, С. Эйзенштейн, фильм которого «Броненосец «Потемкин» по праву считается одним из лучших фильмов всех времен и народов, а также В. Пудовкин.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Большевики и церковь

Введенная декретом государственная система светского образования запрещала преподавание в учебных заведениях религиозных вероучений. Религиозные общества объявлялись частными, они лишались прав юридического лица, не могли владеть собственностью. Священнослужителей всех рангов арестовывали, Храмы закрывались, а многие из них разрушались. Религиозные книги были запрещены.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Начало «нового искусства»

«Ассоциация художников революции» /АХР/, куда входили такие художники как И. Бродский, Н. Касаткин, С. Малютин, Г. Ряжский, К. Юон. Формалистическими изысками в этой области искусства занимались также В. Лентулов, П. Филонов, Р. Фальк, К. Малевич, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Заключение

Подытоживая существования отечественной культуры надо сказать, что здесь были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение новой «советской» интеллигенции.

Изображение слайда
15

Последний слайд презентации: Духовная жизнь СССР в 20-е гг: Заключение

В то же время в культурном развитии столкнулись между собой две тенденции: одна – прямого революционного натиска, некой схематизации реальности, другая – более глубокого осмысления закономерностей и противоречий переломного времени. В целом это было время интенсивных творческих поисков нового во всех сферах духовной культуры.

Изображение слайда