Презентация на тему: Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)

Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Киевская Русь в 900 – 1000 гг.
Европа в 1000 году
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)
1/77
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 53)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (729 Кб)
1

Первый слайд презентации: Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)

Изображение слайда
2

Слайд 2

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ( IX – XII вв.)

Изображение слайда
3

Слайд 3

Под государством следует понимать механизм политической власти: на определенной территории; с определенной системой органов управления; с необходимым действием законов и формированием органов принуждения (дружина — функции: внешняя — защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) — подавление сопротивления внутри государства).

Изображение слайда
4

Слайд 4

Возникновение государства — закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Следует, вероятно, говорить не о единичных, а о группе факторов, воздействующих на конкретные области жизнедеятельности человеческого общества: социальную, экономическую, политическую, духовную.

Изображение слайда
5

Слайд 5

В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты Пространственная и геополитическая ситуация — Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах большого равнинного пространства. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение. В VII—X вв. славянские племена объединяются в союзы и союзы союзов ( суперсоюзы ). По мнению Б. А. Рыбакова, возникновение союзов племен — завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновре­менно подготовительная стадия феодальной государственности. И. А. Фроянов также видел в политической организации сверхсоюзов сосредоточение ростков государственности. Вопрос о происхождении государственности на Руси освещался в различные периоды истории с учетом политических и династических факторов.

Изображение слайда
6

Слайд 6

«Норманнская теория» – XVIII в., Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер, немецкие ученые. Согласно которой государство на Руси было создано норманнами (варягами). Против этой концепции выступил М. Ломоносов, положив начало полемике между норманистами и антинорманистами. Некоторые ведущие русские историки — Н. Карамзин, М. Погодин, В. Ключевский — в целом принимали концепцию норманистов. В советский период истории, когда абсолютизировался социально-классовый подход к изучению проблемы, версия о призвании варягов вообще отвергалась, соответственно — и их роль в образовании древнерусского государства. В зарубежной литературе преобладает норманистский взгляд на образование государства у восточных славян. Среди современных отечественных историков преобладает мнение, что государство у восточных славян окончательно сложилось в связи с возникновением собственности на землю, зарождением феодальных отношений и классов на рубеже VIII—X вв. Однако при этом не отвергается и влияние субъективного фактора — личности самого Рюрика в образовании государства.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Ближе всех к исторической истине в освещении начального периода развития Руси, по-видимому, оказался один из ранних историков монах-летописец Нестор. В «Повести временных лет» ( XII в., Киев) существуют две концепции происхождения государства у восточных славян: варяжская, новгородская; славянская, киевская по происхождению. Начало формирования Киевской Руси Нестор представляет как создание в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье. В его рассказе о до варяжском периоде приводятся сведения о трех братьях — Кие, Щеке и Хориве родом из славян. Старший брат Кий, замечает летописец, не был перевозчиком через Днепр, как некоторые думают, а был князем и ходил в поход даже на Царьград. Кий был родоначальником славянской династии князей, а Киев являлся административным центром племенного объединения полян.

Изображение слайда
8

Слайд 8

ВЕРСИИ: Фальсификация источников? В эпоху Екатерины II ? В эпоху Ивана IV ?

Изображение слайда
9

Слайд 9

Нестор утверждает, что враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка. Князь Рюрик (?—879) якобы прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья — в Белоозере и Изборске. Спорным является «аргумент» норманистов о том, что варяжский конунг Рюрик был приглашен с братьями Синеусом и Трувором, о факте существования которых история больше ничего не сообщает. Между тем фраза « Рюрик пришел с родственниками и дружиной» на древнешведском языке звучит так: « Рюрик пришел с сине хус (свой род) и тру вор (верная дружина)». Варяги положили начало великокняжеской династии Рюрикови­чей. Со смертью Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится конунг (князь) Олег (?—912), прозванный Вещим. После похода на Киев и убийства Аскольда и Дира ему удается объединить в 882 г. Новгородскую и Киевскую земли в Древнерусское государство — Киевскую Русь со столицей в Киеве, по определению князя — «матери городов русских». Отсюда Олег покорял другие славянские и неславянские племена, совершал походы на Византию. Летописец подчеркивал в создании сильного государства исклю­чительную роль Олега, который вывел славянские племена из подчинения хазарам и установил путем договоров нормальные дипломатические и торговые отношения с Византией.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Тенденции к централизованному управлению Князь Игорь (?—945) при сборе с подвластных земель традиционной дани (полюдье), потребовав значительного превышения ее размера, был убит. Княгиня Ольга (945—957), вдова Игоря, фиксировала размер дани, установив «уроки» (размер), и определила места (погосты) и сроки ее сбора (причем 2 / 3 дани оставлялись на местах, а '/ 3 шла в центр — таким образом, было положено начало формированию налоговой системы). При Ольге сократились внешние походы, что позволило пустить значительные средства на внутренние проблемы в государстве. Ольга первая из представителей русского княжеского дома приняла крещение (по православному обряду). Сын Ольги и Игоря Святослав (942—972) государственную деятельность совмещал с полководческой. В период своего правления он присоединил земли вятичей, победил Волжскую Булгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, вел успешные операции на Северном Кавказе и Азовском побережье и пр. Возвращаясь после похода на Византию, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав убит.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси считается сын Святослава — Владимир (960—1015, Красное Солнышко), подчинивший всех восточных славян Киеву и создавший с помощью городов-крепостей линию обороны от набегов многочисленных кочевников. В настоящее время вряд ли кто из серьезных ученых отрицает значение варяжского элемента в окончательном объединении славянских и неславянских племен в IX в. Разногласия имеют место по вопросу о том, какова при этом была их роль и были ли у славян государственные образования до варягов. Вопросы эти решаются в зависимости от представления о том, что такое государство.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Киевская Русь в 900 – 1000 гг

Изображение слайда
13

Слайд 13: Европа в 1000 году

Изображение слайда
14

Слайд 14

Представители государственной школы в русской исторической науке, например, понимая под государством «политическое единство народной жизни», считали, что в Киевской Руси господствовали родовые отношения, которые затем сменились вотчинными (территориальными). Государство же в России, по их мнению, возникло только в XVI в. (С. Соловьев) или даже в XVII в. (К. Кавелин).

Изображение слайда
15

Слайд 15

Однако если не сводить понятие государства только к политическим институтам власти, а рассматривать его и как определенную территорию, то Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX—начале X в., т. е. в «варяжский период». Основной формой политического объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как: вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей — князей, объединявшихся в более крупные «союзы союзов».

Изображение слайда
16

Слайд 16

Существует гипотеза, согласно которой первоначально возникло три государственных центра: Куяба вокруг Киева; Славия вокруг Новгорода; Артания вокруг, предположительно, Рязани. На этой территории и началось затем формирование единой территориальной общности — Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.

Изображение слайда
17

Слайд 17

В целом возникновение государственности на Руси было вызвано в первую очередь внутренними причинами, однотипными для всей европейской цивилизации. Но если в Западной и Южной Европе появление новых «варварских» государств шло ускоренными темпами при опоре на традиции поздней античности, то на Руси темп политического объединения славянских племен был замедленным. Кроме того, постоянные набеги кочевых племен, организация, в свою очередь, походов на Византию, необходимость регулирования внутренних социальных отношений — все это способствовало усилению княжеской власти, которая в условиях федеративного устройства Киевской Руси все более приобретала характер раннефеодальной монархии. Таким образом, хотя государство у восточных славян сложилось окончательно в «варяжский период», сами варяги появились на Руси уже после того, как в русских землях уже вполне сложились экономические и политические предпосылки для объединения.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Проблема варягов (норманнов) — это проблема общеевропейская. Варяжские «волны» из Скандинавии шли в двух направлениях: одна — по Днепру, другая — по западной окраине Европы — и встречались в Константинополе. Походы викингов на Запад носили важный характер. Никто на Западе не приглашал норманнов, они приходили сами, и тем более, будучи отсталым народом, варяги, естественно, не принесли государственности ни одному народу Запада. Завоевав ряд государственных образований в Западной Европе, норманны постепенно растворились среди местного населения. Такой же процесс происходил и на славянской территории (С. А. Кислицын ). Варяги появились с вполне конкретной целью — поставить под свой контроль важнейший торговый путь, открывавший к тому же благоприятные возможности на Константинополь. Поэтому отношения между варягами, с одной стороны, славянами и финнами — с другой, не были такими мирными.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Политическая организация История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX—начало XII вв., условно может быть разделена на три периода: IX—середина X в. — начальный, время первых киевских князей; вторая половина X—первая половина XI в. — время Владимира и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской Руси; вторая половина XI—начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Восточнославянское государство формируется на рубеже IX—X вв., когда киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать — дружина киевских князей. Некоторые из союзов племенных княжеств были подчинены киевскими князьями в два этапа: союзы племенных княжеств выплачивали дань, сохраняя внутреннюю автономию. Во 2-й половине X в. дань взималась в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме; на втором этапе союзы племенных княжеств подчинялись непосред­ственно. Местное княжение ликвидировалось, и представитель киевской ди­настии назначался в качестве наместника. Земли древлян, дреговичей, радимичей и кривичей были подчинены в IX—X вв. (древлян — к середине X в.). Вятичи дольше всех боролись за свою самостоятельность (подчинены ко второй половине X в.). Ликвидация «автономии» всех восточнославянских союзов племенных княжеств означала завершение формирования к концу X в. территориальной структуры государства Русь. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управлявшиеся князьями — вассалами киевского правителя, получили наименование волость. В целом же в X в. государство именовалось «Русь», «Русская земля». Окончательно структура государства оформляется при князе Владимире (980—1015). Он посадил на княжение в 9 крупнейших центрах Руси своих сыновей.

Изображение слайда
21

Слайд 21

У западных славян образование первых государств происходило почти одновременно с восточными славянами. Так, Великоморавское княжество (затем королевство Чехия) возникло в IX веке, Полония (Польское королевство)  во второй половине Х века. Христианизация Польши (по католическому образцу) произошла в 966 г.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Главным содержанием деятельности киевских князей стало: объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью великого князя киевского; приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; защита границ Русской земли от нападения степных кочевников. Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский, который, однако, в Древней Руси не был самодержавным правителем (а скорее был «первым среди равных»). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин. Главной функцией князя была военная, первой обязанностью — оборона города от внешних врагов. Среди других функций — судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники — местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы (полный состав совета созывался в случае необходимости): избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето».

Изображение слайда
25

Слайд 25

С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников — наместников для управления городом, областью; воевод-предводителей (воевода: большой, великий, градный, местный, ратный, старейший и др.) различных военных отрядов; тысяцких — высших должностных лиц (в так называемой десятичной системе военно-административного деления общества, восходящей к догосударственному периоду); сборщиков поземельных податей — данников, судебных чиновников — вирников, сборщиков поступлений с населения – подъездных, сборщиков торговых пошлин — мытников. Из состава дружины выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства — тиуны (впоследствии они становились специальными чиновниками правительства и включались в систему государственного управления). Огнищанин   — представитель высшего служилого класса (+ тиуны).

Изображение слайда
26

Слайд 26

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов. В XI—XII вв. вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления (А. П. Новосельцев).

Изображение слайда
27

Слайд 27

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече. Но как демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни Русской земли (Новгородская и Псковская феодальные республики).

Изображение слайда
28

Слайд 28

Общественное развитие Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе. В нем не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой. О наличии в России в это время социальных классов можно говорить только с оговоркой (Г. В. Вернадский).

Изображение слайда
29

Слайд 29

Основные социальные группы этого периода: высшие классы — князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах; средний класс — купцы и мастера-ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности); низшие классы — беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие го­сударственные земли. Кроме свободных людей, в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники. На вершине социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским. С середины XI в. на Руси появляются удельные княжества — «отчины» отдельных князей. Это, например, Черниговское, Переяславское, Смоленское и другие княжества. «Отчины» были собственностью всего княжеского рода. Они наследовались в соответствии с «очередью».

Изображение слайда
30

Слайд 30

БОЯРЕ: кроме княжеских бояр — воевод, наместников областей, существовала и родоплеменная аристократия — «нарочитая чадь »: дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп. Они тоже ходили в заморские походы с киевскими князьями, но были тесно связаны с определенной территорией, на которой испокон века стояли их укрепленные городища с богатыми угодьями. В целом бояре были группой, разнородной по своему происхождению. Основу ее составляли потомки старой клановой аристократии. Некоторые из бояр, особенно в Новгороде, произошли из купеческих семей. С ростом княжеской власти в Киеве важным фактором формирования класса бояр стало княжеское окружение. ДРУЖИНА включала норманнов и славян, а также рыцарей и искателей приключений других национальностей, таких как осетины, черкесы, мадьяры и турки, — тех, кто жаждал воинской славы и богатства под знаменем киевского князя.

Изображение слайда
31

Слайд 31

КУПЕЧЕСТВО: в IX—X вв. купцы были тесно связаны с княжеской властью, поскольку собиравшие дань князья сами организовывали торговые экспедиции по сбыту этой дани в Царьграде или где-нибудь на Востоке. Позднее появились и «частные» купцы. Значительная их часть являлась мелкими торговцами (по типу позднейших коробейников). Богатые купцы осуществляли большие операции внутри и за пределами Руси. Менее бога­тые купцы основывали собственные гильдии или соединялись в семейные компании. РЕМЕСЛЕННИКИ: ремесленники каждой специальности обычно селились и торговали на одной улице, формируя собственное объединение или «уличную» гильдию. Иными словами, ремесленники объединялись в профессиональные группы того или иного типа, которые позже стали известны как артели. С ростом церкви появилась новая социальная группа, так называемый ЦЕРКОВНЫЙ НАРОД. К этой группе принадлежали не только духовенство и члены их семей, но и члены разного рода благотворительных учреждений, поддер­живаемых церковью, а также освобожденные рабы.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Русское духовенство делилось на две группы: «черное духовенство» (т. е. монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). По византийским правилам в русской церкви в епископы посвящались только монахи. Вопреки практике римской церкви русские священники обычно избирались среди желающих. Свободное население Руси обычно именовалось «люди». Основную его массу составляли крестьяне. В сельской местности традиционная большая семья-община (задруга) постепенно сменилась более мелкими семьями и индивидуальными собственниками земли. Даже если несколько соседей владе­ли землей сообща, каждый разрабатывал свой участок индивидуально. Кроме землевладельцев-общинников была группа крестьян, сидевших на государственных землях, известных как смерды. Это были пока еще свободные люди, находившиеся под особой защитой и особой юрисдикцией князя. З а пользование наделом платили натурой оброк и выполняли работы: извоз, строительство или ремонт домов, дорог, мостов и т. д. Они должны были платить государственный налог (так называемую дань), которую не выплачивали ни жители города, ни землевладельцы среднего класса. Если у смерда не было сына, земля возвращалась князю.

Изображение слайда
33

Слайд 33

К зависимой категории крестьянства относились закупы — люди, взявшие купу (в долг). Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом резы (проценты), человек становился опять свободным, если нет — холопом. В вотчине работали на барской запашке или в доме господина под надзором рядовичей. Рядовичи — люди, поступившие на службу по «ряду» (договору).

Изображение слайда
34

Слайд 34

Самыми бесправными членами общества были холопы и челядь. Рабство в Киевской Руси было двух родов — временным и постоянным. Последнее, известное как «полное рабство», было наследственным. Главную массу временных рабов составляли военнопленные. В конце концов, военнопленные получали освобождение за выкуп. Полные рабы считались имуществом своего хозяина и могли покупаться и продаваться. Некоторые из них использовались в семейном ремесле, остальные работали в поле. Были случаи, когда рабы-ремесленники достигали определенного уровня искусства и постепенно становились способными уплатить за свою свободу. С другой стороны, если свободный человек терял свою собственность в результате набега степных кочевников или по другой причине и оказывался в отчаянном положении, он мог отдать себя в рабство (этим актом он исключал себя из рядов граждан). Он имел и другой выбор: занять деньги под работу на своего кредитора и выплачивать ему. Это делало его «полусвободным», временно связанным со своим кредитором. Если ему удавалось выполнить свои обязательства, его гражданские права восстанавливались; если он нарушал соглашение и пытался скрыться от своего хозяина, он становился рабом последнего.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Главную роль в хозяйстве Киевской Руси играло земледелие. Хлебопашество было основным занятием для 90% населения. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольной, что обусловливает захват общинных земель богатыми и знатными людьми. Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному земледелию при складывании отношений личной и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. ВАЖНО: термин «феодализм» во многом условен, так как феод ( позднелат. feodum ) — только одна из форм средневековой собственности в западноевропейском регионе. Тем не менее под феодализмом следует понимать аграрное ( доиндустриальное ) общество эпохи Средневековья и начала Нового времени, для которого характерны: сочетание крупной земельной собственности с подчиненным ей мел­ким крестьянским хозяйством; владение землей — привилегия людей, несущих военную или государственную службу; земля становится основным средством извлечения богатства; натуральный характер хозяйства; корпоративная (сословная) организация как правящего слоя, так и не­посредственных производителей (крестьян, ремесленников); господство религии в духовной сфере, т. е. в культуре, идеологии, миро­воззрении людей.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Процесс развития феодализма во всех раннесредневековых государствах Европы был однотипен (в том числе и на Руси). Тем не менее, можно считать, что проходил он различными темпами и в различные временные рамки.

Изображение слайда
37

Слайд 37

1) На начальном этапе развития феодальных отношений непосредственные производители были подчинены государственной власти. Последняя опиралась на служилую знать правителя (короля, князя), совпадающую (в основном) с государственным аппаратом. Основной формой зависимости крестьян были государственные подати: поземельная подать (дань), судебные подати (виры, продажи) и т. д. 2) Постепенно происходит складывание индивидуальной крупной земельной собственности (так называемая сеньориальная, или вотчинная).

Изображение слайда
38

Слайд 38

В современной исторической науке существуют две основные концепции, по-разному трактующие вопросы политического, социального и экономического устройства древнерусского государства: 1) Концепция дофеодального характера общественного строя Киевской Руси: социально-экономическую основу древнерусского общества составляли общинное землевладение и свободные крестьяне-общинники (И. Я. Фроянов ). Существовало и частное землевладение — вотчины князей, бояр, церкви. На них трудились рабы и полусвободное население. Большинство историков относят Киевскую Русь к раннефеодальным государствам, соглашаясь с концепцией Б. Д. Грекова. 2) Согласно этой концепции крупная феодальная собственность на землю складывалась на Руси в X—XII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т. е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи), но и передаваемая по наследству. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но и становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

Изображение слайда
39

Слайд 39

СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВА ( IX-XII вв.)

Изображение слайда
40

Слайд 40

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси и процесс становления государственности нашли отражение в «Русской Правде» — своде древнерусского феодального права. Документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм, а именно: «Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»; «Закон Русский»; Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.); «Правда Ярославичей» («Правда Русской Земли», утвержденная сыно­вьями Ярослава Мудрого); Устав Владимира Мономаха, включавший «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Пространная Правда». Основной тенденцией эволюции «Русской Правды» стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, от определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права. Степень несвободы определялась экономическим положением крестьяни­а : смерды, рядовичи, закупы — землевладельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Зарождение права восточных славян. Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия возникновения и развития. Правовые нормы складывались двумя основными путями: 1) Первый путь – это перерастание мононорм, имеющих характер первобытных обычаев, в нормы обычного права. По мере разложения первобытного строя, развития классовых отношений, некоторые обычаи, выражавшие ранее волю всего рода, перерождались, изменялись по своему содержанию. Они стали выражать волю господствующего класса. Одновременно государство снабдило обычаи принудительной санкцией, стало поддерживать их своей силой. 2) Второй путь – это правотворчество государства. Право складывалось в результате издания государством специальных документов, содержащих правовые нормы. Существенную роль в создании юридических норм сыграли и судебные органы. Правовые нормы часто связывались с моральными и религиозными нормами.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Право позволяет закрепить, ввести в ранг неприкосновенных господствующие отношения собственности, основные устои данного социального строя, обеспечить охрану общественных отношений, соответствующих интересам господствующего класса. Классовость права проявляется в том, что в обществе с антагонистическими классами оно исполняется как орудие классового господства и в том, что оно выступает в качестве инструмента общесоциального регулирования. Право является одним из средств проведения политики государства. Источниками древнерусского права являются : нормы обычного права (правовые обычаи); договоры с Византией; княжеская судебная практика; Русская Правда, закон Русский.

Изображение слайда
43

Слайд 43

ОБЩАЯ СПРАВКА К концу XIX в. на базе английского и французского буржуазного права сложилось две мировые системы права: – англосаксонская – в своей основе имеет правовую систему английского буржуазного права. Данная система права сложилась в США, Австрии, Канаде, Индии и др.; – континентальная – в своей основе имеет правовую систему французского буржуазного права. Данная система сложилась в Бельгии, Германии, Италии, Египте, Испании. Различия континентальной и англосаксонской систем права: 1) французское буржуазное право, лежащее в основе континентальной системы права, создано на теоретической основе, поэтому право этой системы играет относительно самостоятельную роль, стабильно регулирует широкий круг общественных отношений. Однако английское буржуазное право, лежащее в основе англосаксонской системы права, создано королевскими судами, поэтому право этой системы не содержит общих правил и рекомендаций, регулирует узкий круг общественных отношений; 2) основной источник права в континентальной системе права – закон, в англосаксонской – прецедент; 3) для континентальной системы права характерна кодификация, что не имеет место в англосаксонской системе права; 4) континентальная система права отличается логикой построения, точных юридических определений, делением права на публичное и частное.

Изображение слайда
44

Слайд 44

В некоторых колониальных владениях метрополий сложились так называемые «правовые системы-гибриды», в которых переплетаются разные правовые системы: – Бурские республики (местное, голландское и английское право); – Цейлон (англо-римское и голландское право); – Вест-Индия (английское и испанское право). – рабы – наиболее бесправные лица. *****

Изображение слайда
45

Слайд 45

Обычай является древнейшим источником права, т.е. это такое правило, которое исполнялось в силу многократного применения и вошло в привычку людей. В родовом обществе не было антагонизмов, потому обычаи соблюдались добровольно. Отсутствовали специальные органы для охраны обычаев от нарушения. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества. Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы, и, прежде всего, суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей. Когда обычай санкционируется государственной властью, он становится нормой обычного права. Учеными давно отмечено, что некоторые статьи «Русской Правды» были порождены конкретными конфликтами, которые происходили в обществе того времени.

Изображение слайда
46

Слайд 46

В IX – X вв. на Руси действовала система норм устного, обычного права. Часть этих норм, к сожалению, не была зафиксирована в дошедших до нас сборниках права и летописях. О них можно лишь догадываться по отдельным фрагментам в литературных памятниках и договорах Руси с Византией X в. Договоры с греками – важный источник, позволивший проникнуть в тайны Руси IX – X вв. Договоры – ярчайший показатель высокого международного положения Древнерусского государства, они являются первыми документами средних веков. Само их появление говорит о серьёзности отношений между двумя государствами, о классовом обществе, а детали достаточно ясно знакомят нас с характером непосредственных отношений Руси с Византией. На Руси уже был мощный класс, заинтересованный в заключении договоров. Они были нужны не крестьянским массам, а князьям, боярам и купцам. В нашем распоряжении их четыре: 907, 911, 944, 972 годов. В них много внимания уделено регулированию торговых отношений, определению прав, которыми пользовались русские купцы в Византии, а также норм уголовного права.

Изображение слайда
47

Слайд 47

Из договоров с греками известно о наличии частного имущества, которым его собственник вправе распоряжаться и передавать его по завещанию.

Изображение слайда
48

Слайд 48

Еще во времена Олега существовала особая система права – «Закон Русский» (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). «Закон русский» упоминается еще в русско-византийских договорах, сохранившихся в составе летописи «Повести временных лет». При князьях Владимире и Ярославе развивается судебная функция княжеской власти, которая выражалась в организации судебных органов и отправлении суда. Юрисдикция князей стала расширяться. Организация сложной сети финансовой и судебной администрации, установление принципов феодального судебного права, – все это возможно было провести в жизнь только путем законодательства. При Владимире и Ярославе стала развиваться законодательная функция князей. Князья не только устанавливают «уставы и уроки», но и изменяют путем издания законов основные принципы уголовного права и процесса IX – X вв.

Изображение слайда
49

Слайд 49

При Ярославе ( ок. 978 – 1054),появился первый юридический сборник – «Русская Правда». Путем издания законов князья устанавливают размеры судебных пошлин, а также вознаграждения административных лиц. Русская Правда принадлежит к числу крупнейших юридических произведений средневековья. По времени своего возникновения она является древнейшим памятником славянского права, основанным на судебной практике восточных славян. Русская Правда возникла целиком на русской почве и была результатом развития русской юридической мысли X – XII вв. Этот первый писаный закон касался вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк.

Изображение слайда
50

Слайд 50

В «Русской Правде» просматриваются черты развивающегося социального неравенства. Например: в некоторых статьях полагались денежные штрафы за укрывательство чужой челяди; за преступление холопа виру платил господин; за обиду, которую холоп наносил свободному человеку, последний мог безнаказанно убить обидчика. «Русская Правда» – древнейший русский сборник законов сформировалась на протяжении Х I -Х II вв., однако отдельные ее статьи уходят в языческую старину (кровная месть). Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати В.Н. Татищевым. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки – закон, законник. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай», но кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда».

Изображение слайда
51

Слайд 51

Древнерусскому праву не было известно деление на нормы гражданского, уголовного и процессуального права, поэтому его отрасли можно выделить лишь условно. Правовой памятник принято делить на 3 редакции (большие группы статей, объединенные хронологически и смысловым содержанием): Краткую, Пространную, Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей – сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она была составлена тогда, когда шла борьба за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава расправилась с новгородцами, положив тем самым начало затяжному и невыгодному для Ярослава конфликту. Стремясь задобрить новгородцев, он и "дал" им Правду, повелев им "по ее грамоте ходите". Со второй половины того же столетия стала формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в.

Изображение слайда
52

Слайд 52

Гражданское право В «Русской Правде» просматриваются два направления, составляющие современное гражданское право – п раво собственности и обязательственное право. Это говорит о достаточно высокоразвитых общественных отношениях и их отражении в правовой мысли. В Русской Правде регламентируются договоры: купли-продажи ( людей, вещей, коней, а также самопродажи ), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определённой работы); в нём регулируется правовое положение отдельных групп населения (зависимые и независимые).

Изображение слайда
53

Слайд 53

ВАЖНО: В «Русской Правде» нашел свое отражение процесс усиления охраны частной собственности. «Русская Правда» ограничивает кровную месть кругом ближайших родственников (отход от языческих норм).

Изображение слайда
54

Слайд 54

Субъектами права собственности могут быть только свободные люди, исключая рабское сословие. Деление вещей на движимость и недвижимость не нашло юридического оформления, но статус движимости разработан в «Русской Правде «довольно обстоятельно. Собственность, её содержание и различные виды владения не нашли специальных обобщенных терминов, однако на практике законодатель различал право собственности и владения.

Изображение слайда
55

Слайд 55

В системе обязательств по «Русской Правде» следует отметить также и другие черты: возложение обязательств не только на обязательное лицо, но и на членов его семьи – жену, детей, а, в некоторых случаях, на всю общину (круговая порука !!); неисполнение обязательств могло иметь своим последствием превращение обязательного лица в холопа. Так, закуп, который не смог выполнить обязательство по договору о найме, или ушедший от своею хозяина, превращался в полного холопа (ст. 56; источник закрепощения населения ); в «Русской Правде» содержится немало статей, посвященных обязательствам, возникающим в процессе торгов. Предметами купли-продажи могли быть домашний скот и птица, холопы, одежда, другие вещи и продукты.

Изображение слайда
56

Слайд 56

Круговая порука – ответственность всех членов общины (иного коллектива) за действия или выполнение обязанности каждым из ее членов. В России существовала с момента появления государства до 1903 г. Большой юридический словарь. — М.:  Инфра-М.;  А. Я. Сухарев, В. Е.  Крутских, А.Я. Сухарева. 2003

Изображение слайда
57

Слайд 57

Холоп не являлся субъектом правоотношений и не мог отвечать по обязательствам, всю имущественную ответственность за него нес хозяин. Имущественные последствия сделок холопа, совершённых по поручению господина, так же распространялись именно на хозяина. В «Русской Правде» доминирует имущественная ответственность. Однако закуп, в случае нарушения условий обязательств, мог обращаться в полного холопа, злостный купец – банкрот так же обращался в рабство.

Изображение слайда
58

Слайд 58

В целом, в «Русской Правде» отражены только 2 вида преступлений: против личности (убийство, телесные повреждения, оскорбления, побои); против собственности (разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконное пользование чужим имуществом). Среди имущественных преступлений наибольшее внимание уделено краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство. Известно и преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением. В княжеских уставах предусматривались преступления против церкви, а также против семейных отношений. Церковь, насаждая новую форму брака, с помощью уголовного права усиленно боролась против остатков языческих обрядов. Закон защищал интересы индивидуума, который выделившись из общинной системы, нуждался в охране, как своей личности, так и своего хозяйства. Государственные преступления в Русской Правде не упоминаются, не чётко выражены деяния против княжеской администрации.

Изображение слайда
59

Слайд 59

В «Русской Правде», кроме мести, упоминается наказание, назначаемое за убийство в разбое, поджог и казнокрадство,— это разграбление и поток. Разграбление означало насильственное изъятие имущества. Поток же предусматривал различные формы личных наказаний: изгнание, обращение в рабство и даже убийство. Отсюда могли развиться такие формы наказания, как смертная казнь, телесные наказания и лишение свободы, известные у нас по византийским образцам после принятия христианства. Уже Владимиру епископы советовали казнить разбойников, хотя потом они же предложили восстановить старый порядок взимания вир. В законодательных сборниках смертная казнь впервые упоминается в Псковской грамоте (1467 г.).

Изображение слайда
60

Слайд 60

На данном этапе ещё не существовало абстрактного понимания государства его интересов. Вред государству отождествлялся с вредом князю и посягательства против князей рассматривались как тяжкие деяния. Несмотря на отсутствие явных упоминаний, к участникам восстаний применялась казнь на месте преступления, часто массовая. Князья в борьбе за власть прибегали к недостойным методам, но вопрос об ответственности решался в их среде. Измена князю так же рассматривалась в княжеском окружении, и ответственность во многом зависела от расстановки политических сил.

Изображение слайда
61

Слайд 61

Первичная форма наказания в Древней Руси — месть, осуществляемая потерпевшим и его ближними. Сначала она была, крайне неравномерна, так как определялась степенью разгневанного чувства и силами пострадавших. Позднее месть начинает подвергаться различным ограничениям, благодаря которым приобретает публичный характер, потому что подлежит контролю общественной власти. Ограничения мести сводятся: к сокращению числа преступлений, за которые допускается месть, установлению срока, в течение которого можно мстить, сужению круга мстителей. «Русская Правда» знает месть за убийство, увечья, кровавые раны, даже за удар рукой или каким-нибудь не воинским оружием, а также за кражу. За увечья мстят дети, за раны и побои может мстить лишь сам потерпевший и притом только вслед за нанесением удара.

Изображение слайда
62

Слайд 62

Постепенно ограничиваемая месть все более и более вытесняется системой выкупов. Выкуп — это денежное вознаграждение, уплачиваемое правонарушителем и его родственниками потерпевшему и его ближним при условии отказа их от мести. Такая замена одного обычая другим, по существу противоположным, могла произойти лишь постепенно. Отказ от мести сопровождался при этом обрядами, устранявшими всякое подозрение в трусости перед противником.

Изображение слайда
63

Слайд 63

ВАЖНО: Государственные преступления в «Русской Правде» не упоминаются, не чётко выражены деяния против княжеской администрации (т.е. преступление против князя(ей) еще считается преступлением против личности, а не государства). Смертная казнь не зафиксирована (не нашла отражения). «Поток и разграбление» – в русском средневековом праве вид наказания за разбой, конокрадство и поджог: изгнание преступника, конфискация его имущества, позднее обращение преступника в рабство и разграбление его имущества. Наиболее тяжкое наказание.

Изображение слайда
64

Слайд 64

Закон устанавливал общую ответственность семьи за тяжкие преступления. Так, если муж совершал убийство с целью грабежа, он продавался в рабство вместе с женой и детьми, а имение переходило князю.

Изображение слайда
65

Слайд 65

Почти ничего не известно о кровной мести между представителями различных сословий. Однако высказывалось мнение, что замена её денежными взысканиями была выгодна имущим слоям и боярам.

Изображение слайда
66

Слайд 66

Статья 1 Правды Ярослава Мудрого также предусматривала месть родственников за убийство, если мстителем не выплачивается штраф 40 гривен. В этой статье отсутствует социальная дифференциация виновных при выплате штрафа, но убийство признаётся самым опасным преступлением – с него начинаются все редакции «Русской Правды». В Правде Ярослава Мудрого за убийство огнищан, конюхов, князя, тиуна предусмотрен уже повышенный штраф 80 гривен, за убийство свободного человека выплачивается штраф 40 гривен.

Изображение слайда
67

Слайд 67

Судебный процесс Древнейшей формой судебного процесса был суд общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями тяни в судебных разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась долгое время, поэтому процесс в Древней Руси называют состязательным. Ему присущи такие отличительные черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик. В Древней Руси суд не был отделен от администрации: его осуществляли великий князь, местные князья, посадники, бояре, волостели.

Изображение слайда
68

Слайд 68

Процесс в «Русской Правде» носил состязательно -обвинительный характер.

Изображение слайда
69

Слайд 69

Одной из форм начала процесса был так называемый « заклич »: публичное объявление о пропаже имущества и начале поиска похитителя (обычно на торгу). Давался трехдневный срок для возвращения похищенного, по истечении которого лицо, у которого обнаруживались искомые вещи, считалось виновным и должно было вернуть имущество и доказывать законность его приобретения. Стороны (истец и ответчик) обладали равными правами, и на суд являлись в окружении родственников и соседей. В суде требовалось личное присутствие сторон. Объявление о начале процесса производилось судебными органами. В «Русской Правде» нет точных указаний, каким образом ответчик или обвиняемый призывались в суд. Исходя из косвенных данных, можно полагать, что вызов в суд после подачи жалобы истцом или обвинителем производился вспомогательными судебными служителями – мечниками, отроками, рядовичами. В случае невозможности явки ответчика, закон предоставлял ему 5 дней срока, чтобы выставить поручителя.

Изображение слайда
70

Слайд 70

Гонение следа — это отыскивание преступника по его следам. Закон предусматривал специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считалось, что он и есть преступник. Если след привел просто в село, ответственность несла вервь, т.е. территориальная община (круговая порука). В случае убийства наличие следов преступника в какой-либо общине обязывало ее членов выплачивать «дикую виру» или разыскивать виновное лицо. При терявшихся следах на пустошах и дорогах поиски прекращались (ст. 77 Пространной Правды). Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему ничего не оставалось, как прибегнуть к закличу, т.е. объявлению на торговой площади о пропаже, в надежде, что кто-то опознает украденное или потерянное имущество у другого лица.

Изображение слайда
71

Слайд 71

Тогда начинался процесс свода, поиска похищенного. Человек, у которого обнаруживалось утраченное имущество, мог заявить, что он приобрел его правомерным способом, например, купил. Владелец вещи должен доказать добросовестность приобретения, т.е. указать лицо, у которого он ее приобрел.

Изображение слайда
72

Слайд 72

В таком случае хозяин берет свое имущество в натуре, а купец лишается вещи, но может отыскивать продавца. «О беглом холопе господин объявляет на торгу, и ежели через три дня опознает его в чьем доме, то хозяин сего дома, возвратив укрытого беглеца, платит еще в казну 3 гривны». Кто не мог указать источник приобретения, считался вором, должен был вернуть вещь (стоимость) и заплатить штраф. В пределах одной территориальной единицы свод шел до последнего лица, но если в нем участвовали жители другой территории (города), он шел до третьего лица, которое выплачивало повышенное возмещение и начинало свод по своему месту проживания (ст. 35-39 Пространной Правды).

Изображение слайда
73

Слайд 73

Само судебное разбирательство производилось князем или боярином в присутствии священнослужителей и народа. Судопроизводство было гласным и устным. Система доказательств состояла из: свидетельских показаний « видоков » и «послухов»; вещественных доказательств; «божьего суда» (испытание огнем, водой, поединок, жребий); присяги.

Изображение слайда
74

Слайд 74

Среди ученых нет единогласия, что представляют собой послухи и чем они отличаются от видоков. Одни исследователи не находят различия между ними, другие считают послухов соприсяжниками, третьи – свидетелями по слуху, а видоков – очевидцами. В самой «Русской Правде» заметно, что послухи приближаются к обычным свидетелям.

Изображение слайда
75

Слайд 75

Если одна сторона не могла добиться признания другой стороны, и если послухи и видоки давали одинаково благоприятные показания, тогда прибегали к ордалиям. Прямых свидетельств об ордалиях на Руси не осталось. Испытание железом заключалось в том, что подозреваемый должен был коснуться раскаленного металла, и по характеру ожога судили о его виновности. При испытании водой, подозреваемого связывали особым образом, чтобы он не захлебнулся и погружали в воду. Если он не начинал тонуть, то считали виновным (вода не приняла его).

Изображение слайда
76

Слайд 76

«Русская Правда» ничего не говорит о собственном признании, но оно имело решающее значение. Судебный поединок пользовался широким распространением. Победитель выигрывал судебный процесс. К числу судебных доказательств относилась присяга. Присяга у славян называлась ротой. По принятии христианства она выражалась в словесной клятве и сопровождалась целованием креста. Принося присягу, обычно клялись именем божеств и высших сил. Имелись два вида судебных клятв: для истца и ответчика. Истец мог приносить перед судом присягу в случае обоснования небольших исков (ст.48 ПП). Ответчик приносил так называемую очистительную присягу (ст.49 и 115 ПП). Смысл клятвы сводился к тому, что приносящий ее клялся именем Бога в подтверждение того, что говорит правду. Считалось, что если присягнувший солгал, то он непременно, так или иначе будет наказан Богом. В церковном суде, как полагают многие исследователи, применялся инквизиционный (розыскной) метод со всеми его атрибутами, в том числе и пыткой.

Изображение слайда
77

Последний слайд презентации: Древнерусское государство ( в IX—XII вв.)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда