Презентация на тему: ДПИ Советского периода. Роспись по дереву

ДПИ Советского периода. Роспись по дереву
Роспись по дереву: история и особенности некоторых российских промыслов
ДПИ Советского периода. Роспись по дереву
хохлома
Хохлома
Виды хохломской росписи
Технология выполнения
Элементы и мотивы хохломской росписи
Элементы и мотивы хохломской росписи
ДПИ Советского периода. Роспись по дереву
Элементы и мотивы хохломской росписи
ДПИ Советского периода. Роспись по дереву
Элементы и мотивы хохломской росписи
Мезенская роспись
Мезенская роспись
Мезенская роспись
ДПИ Советского периода. Роспись по дереву
ДПИ Советского периода. Роспись по дереву
Мезенская роспись
Мезенская роспись
Знаки светил
Знаки неба
Знаки земли
Знаки земли
Знаки стихий и добра
ДПИ Советского периода. Роспись по дереву
ДПИ Советского периода. Роспись по дереву
ДПИ Советского периода. Роспись по дереву
ДПИ Советского периода. Роспись по дереву
Северодвинская  (Северная) роспись
Северодвинская роспись
Северодвинская роспись
Северодвинская роспись
Северодвинская росп ись
ДПИ Советского периода. Роспись по дереву
Северодвинская роспись
ДПИ Советского периода. Роспись по дереву
ДПИ Советского периода. Роспись по дереву
Символика и мотивы Северной росписи
ДПИ Советского периода. Роспись по дереву
Основные элементы северной росписи
ДПИ Советского периода. Роспись по дереву
Северная роспись
Домашнее задание
Дополнительные материалы
1/45
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 25)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5786 Кб)
1

Первый слайд презентации: ДПИ Советского периода. Роспись по дереву

«История изобразительного искусства» 8 класс ДПОП «Живопись» Дата занятия: 14.04.2020 ДПИ Советского периода. Роспись по дереву

Изображение слайда
2

Слайд 2: Роспись по дереву: история и особенности некоторых российских промыслов

Роспись по дереву - один из самых древних живописных промыслов нашей страны. Славяне верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Их представления устройстве мира, о месте и роли человека в природе отражались в работах народных мастеров. Каждое расписанное мастером изделие на себе древние символы: здоровья, счастья, удачи. Рисунки и резьба наносились на предметы домашнего обихода. Наиболее доступными материалами – основой для росписи были дерево и глина. Тщательность, с которой выполнялись рисунки, говорит о значительной роли, которую отводили люди этому занятию. Со временем значение расписанных вещей, как предметов бытовой магии, утрачивалось, и возрастала их эстетическая роль. Красочные цветочные орнаменты, фигурки животных, бытовые сценки не только являются знаками высокого мастерства народных художников, но и несут позитивный заряд радости и положительной энергии.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Искусство росписи по дереву развивалось на протяжении столетий, и к XVIII – XIX вв. трудно было бы найти уголок на территории России, где не встречались бы своеобразные расписные изделия. Наиболее благоприятными условиями для развития промысла были близость торговых путей, оседлый образ жизни населения и относительная стабильность жизни. Для росписи по дереву характерны два основных направления - графическое и кистевое. Сначала возникла графическая роспись. Мастер наносил рисунок на поверхность изделия черной краской, а затем раскрашивал нанесенные детали разными цветами, как бы заливая ими намеченные контуры. Другое направление в росписи по дереву – кистевое. Это направление зародилось и развивалось в хохломской росписи. Каждый промысел: хохлома, городецкая роспись, мезенская и полхов - майданская роспись и другие, - все отличаются особыми приемами и мотивами.

Изображение слайда
4

Слайд 4: хохлома

Родилось искусство Хохломы в середине 17 в., в заволжских деревнях Семино, Новопокровское, Кулигино. А свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу  (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). В 1916 году в городе Семенов была открыта «Школа художественной обработки древесины». Первые выпускники этой школы организовали небольшую артель, которая выросла позднее в крупное производственное объединение «Хохломская роспись». Это крупнейшее предприятие по производству художественных хохломских изделий, где сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Хохлома

Изображение слайда
6

Слайд 6: Виды хохломской росписи

Узоры хохломы заключают в себе три основных цвета: красный, черный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами этого дела -  кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая " (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке, на красном или черном фоне.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Технология выполнения

Технология выполнения – самая многоэтапная по сравнению с другими видами росписей по дереву. Подготовленные изделия из древесины сушат и грунтуют при помощи вапы или жидкой глины. Заготовки сохнут минимум 7 часов. Затем деревянная поверхность тщательно обрабатывается олифой. Всего процедуру необходимо повторить 3 – 4 раза на протяжении суток. Следующий этап – лужение. В древесину втирают алюминиевый порошок. Процедура проводится вручную при помощи кожаного тампона. После этого изделия становятся блестящими и готовыми к росписи. Для нанесения рисунка подойдут исключительно тонкие кисточки разных «калибров». Готовый рисунок оставляют на некоторое время подсыхать, а затем вскрывают лаком.   Финальный этап – закаливание в печи при температуре +160 градусов. Именно тогда и образовывается роскошная «золотая» пленка.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Элементы и мотивы хохломской росписи

Главным узором хохломской росписи  является рисунок на растительную тематику - это буйство цветов, ягод, листьев и трав, виртуозно переплетенных между собой. В свою очередь у растительного орнамента имеется несколько разновидностей. Самый распространенный и древний - "травяной хохломской элемент" или так называемая "травка". Он представляет собой композицию из вытянутых, длинных травинок, гнутых и собранных в небольшой пучок. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы. Передние листочки выписываются ярко и сочно, а боковые былинки и кончики травинок обычно еле заметны. Художник уделяет большое внимание таким мелочам, ведь от его скрупулезности зависит целостность всей композиции

Изображение слайда
9

Слайд 9: Элементы и мотивы хохломской росписи

Изображение слайда
10

Слайд 10

Изображение слайда
11

Слайд 11: Элементы и мотивы хохломской росписи

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Изображение слайда
13

Слайд 13: Элементы и мотивы хохломской росписи

Изображение слайда
14

Слайд 14: Мезенская роспись

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры. Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Мезенская роспись

Дробный узор - звёзды, крестики, чёрточки, выполнены в два цвета: чёрный (сажа) и красный («земляная краска», охра). Основные мотивы геометрического орнамента - солнечные диски, ромбы, кресты. Среди орнаментов - фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками фигурки животных «рождаются» из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Готовое изделие расписывали по негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиски). Потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса, наносили узор.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Мезенская роспись

Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов. Можно выделить три яруса как бы подземный, земной и небесный миры. Часто можно выявить семь ярусов, что связывают с семеричным строением мира. Конструкция прялок уподоблялась древу жизни, расчлененному на несколько ярусов-миров. В нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем - птицы. Вероятно, ярусы соответствовали трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором. Исследователи трактуют сюжеты мезенской росписи не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

Изображение слайда
17

Слайд 17

В росписи преобладают зооморфные изображения - знаменитые бегущие кони, олени, птицы. На внутренней стороне каждой мезенской прялки имеется сюжетный рисунок (дерево с птицей, охотник с ружьем, пароход с матросами).

Изображение слайда
18

Слайд 18

После революции 1917 г., к середине 1920–х годов промысел угасает. В 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С. Фатьяновыми в селе Селище. В наши дни в Архангельске на экспериментальном предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Мезенская роспись

Самый распространенный сюжет прялок - это кони. Окрашенные, одни в черный, другие в красный цвет, лошади, нередко, следуют друг за другом. Олицетворяя, по всей видимости, загробный и сущий миры. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами, между ног и под ногами коней, а также особенности изображений самих фигур животных. Кони мезенских росписей отличаются от реального прототипа.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Мезенская роспись

Большинство их имеет красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловища черных коней покрывались нередко сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим их необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобно тем, как рисовались на птицах тех же прялок. Нередко кони   изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях нарисованы борющиеся друг с другом всадники.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Знаки светил

Солнце Годичный ход солнца Луна Прибывающая, убывающая

Изображение слайда
22

Слайд 22: Знаки неба

Небо с облаками Дождь Дождь с ветром Ветер

Изображение слайда
23

Слайд 23: Знаки земли

Земля Речка, бегущая по поверхности земли В прогретую распаханную землю брошены семена Лес на горках над озером

Изображение слайда
24

Слайд 24: Знаки земли

В тёплой парующей пашне видны корни Поле покрылось ростками и цветками Подземные водяные жилы. Далеко вглубь земли проникают извилистые корни

Изображение слайда
25

Слайд 25: Знаки стихий и добра

Огонь, тепло Вода Гроза Пожелание добра

Изображение слайда
26

Слайд 26

Изображение слайда
27

Слайд 27

Изображение слайда
28

Слайд 28

Изображение слайда
29

Слайд 29

Изображение слайда
30

Слайд 30: Северодвинская  (Северная) роспись

Графическая роспись русского Севера. Возникла вероятно в конце 18 в. в районе Сев. Двины. Делится на три крупных, совершенно самостоятельных вида росписи. Первый вид росписи называют пермогорской. Она включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская, они находятся в четырех километрах от пристани Пермогорье. Из дерева местные умельцы производили посуду, игрушки, орудия труда, мебель и прялки – и эти предметы украшали рисунки и резьба.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Северодвинская роспись

Промысел под этим названием принято разделять на несколько групп – пермогорская, борецкая, ракульская росписи, пучужская, и др. Общие корни, базирование на древнерусском искусстве, ориентация на книжную миниатюру стали главной характеристикой северных промыслов. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопасные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина. Среди них кустики из округленных листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В росписях Пермогорья XIX века в растительный узор вписывались разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни.  В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда мастеровито. Сначала на белый грунт, как на бумагу, наносится пером черный контур, потом его заполняли цветом.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Северодвинская роспись

Росписи борецкие. Роспись сверкала белизной фона, на которой горел ярко красный цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им большую праздничность и нарядность. Композиция лопасти прялки как бы делилась на три части. Вверху нарисованы золотые окна с цветами, в центре сказочный куст с птицами, а внизу размещалась сцена катания.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Северодвинская роспись

Третий вид северодвинской росписи - ракульская. Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую. В росписи основную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали-усики, завитки и прожилки.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Северодвинская росп ись

Пучужская роспись (подгруппа борецкой): тот же белый фон и красная краска в основе. Отличительными чертами можно назвать особое внимание к ярко-зеленым листочкам и белым точкам-капелькам в выборе элементов. Отдельные изделия выделяются синим цветом, активным, композиционно важным. Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы. На борецких росписях возница одет нарядно, на пучужских – по-крестьянски. Знаменитый трилистник, яркий элемент славянского искусства, в пучужском варианте имеет тонкую нижнюю часть листа, верхняя же переходит в ягоду.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Изображение слайда
36

Слайд 36: Северодвинская роспись

Уфтюжская роспись. Промысел, зародившийся в Верхней Уфтюге, прославился сказочностью, виртуозностью растительного орнамента. Фоновые решения могли быть разными: от ярких оранжевых, красных до зеленых и даже редких синих. Фон подкрашивали тонким слоем, дабы сама структура бересты отдавала теплом. Композиция едина – гибкая веточка с тонким цветком, опущенные реснички листьев, несколько ягодок. Центральная ветвь обычно венчается крупным колокольчиком или тюльпаном. Листья, вырастающие из веток, обычно украшаются множеством темных ресничек-прожилок, часто выбегающих за пределы листа. Особую известность получили уфтюжские туески, аккуратные, скромные и, на первый взгляд, очень простые. Многие начинающие художники по дереву учатся мастерству именно с уфтюжской техники.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Изображение слайда
38

Слайд 38

Изображение слайда
39

Слайд 39: Символика и мотивы Северной росписи

Основной темой промысла Северодвинского края можно назвать опоэтизирование народной жизни. Самые популярные сюжетные линии – свадьба, посиделки, катание на тройках. Смысловая нагрузка в изображаемых элементах хорошо угадывается: дерево (древо) – сама жизнь с ее плодами и потерями, сменой вех и периодов; птица – символ зарождения, начала и надежд, предвестник урожая; ягоды – плоды, коими полнится и быт, и личная жизнь крестьянина; трилистник – триединство как жизненная философия (рождение-жизнь-смерть, мужчина-женщина-ребенок, земля-вода-воздух). Сюжеты брались из жизни: самые яркие, ожидаемые, переломные события становились темой расписных работ.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Изображение слайда
41

Слайд 41: Основные элементы северной росписи

Практически в каждом виде росписи Северной Двины встречается веточка с ягодами, отличается же ее написание технически – тонкостью линии, выбором цвета, обращенностью листочка (вверх-вниз) и т.д. Изящным и отличительным элементом промысла стал тюльпан. На Руси этот цветок был диковинным, но как символ совершенства, красоты и вожделенного идеала он регулярно появлялся в работах художников по дереву. Интересно, что листочки тюльпана походили на листья папоротника или земляники (оригинальных ведь мастера в глаза не видали). Частый элемент – птицы. Величавые, яркие, властвующие, они не всегда изображались замысловато, но точно играли роль смыслового акцента. Конь – еще один активный персонаж расписных работ, имел разные цветовые варианты и степени декорирования.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Изображение слайда
43

Слайд 43: Северная роспись

Дерево и береста, как основной фон для северных промыслов, стали визитной карточкой искусства этих мест. В наше время многовековые традиции продолжаются, современные художники используют более совершенные материалы, нежели темпера и яичный желток, но чтят и берегут аутентичность северодвинской росписи по дереву.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Домашнее задание

Изучить материал представленный в презентации Подготовить сообщение по теме «Городецкая роспись» или выполнить рисунок на бумаге (роспись сосуда, доски и т.п.), включающий элементы городецкой росписи.

Изображение слайда
45

Последний слайд презентации: ДПИ Советского периода. Роспись по дереву: Дополнительные материалы

Ремесло. Хохлома https://youtu.be/bGL08WfpQsI Ремесло. Мезенская роспись https://youtu.be/wis_6JZe4XI Калейдоскоп росписей русского Севера https://youtu.be/twGvrByqzeg Ремесло. Городецкая роспись https://youtu.be/LyznZgvlNaM

Изображение слайда