Презентация на тему: Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре

Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре БИОЛОГИИ, ЭКОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ!
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
«Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная биологическая единица»
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Вопрос 1: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ.
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Модель двуслойной липопротеидной мембраны (а) и схема (б) строения поры в мембране
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Схема деления клетки
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Схема животной клетки
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Б – диктиосома клетки эвглены
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Схема связи ЭС, аппарата Гольджи с образованием и выведением зимогена из ацинарных клеток поджелудочной железы
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре
Схема связи ЭС, аппарата Гольджи с образованием и выведением зимогена из ацинарных клеток поджелудочной железы
Пероксисомы
1/74
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 7)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (25128 Кб)
1

Первый слайд презентации: Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре БИОЛОГИИ, ЭКОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ!

Изображение слайда
2

Слайд 2

Коллектив кафедры биологии, экологии и медицинской генетики

Изображение слайда
3

Слайд 3: Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная биологическая единица»

ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия имени академика Е.А.Вагнера Кафедра биологии, экологии и медицинской генетики

Изображение слайда
4

Слайд 4

Тема: «Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная биологическая единица». План: 1. Клеточная теория; 2. Строение клеток прокариот и эукариот. 3. Особенности строения животных клеток:

Изображение слайда
5

Слайд 5

1) Мембрана клетки 2) органоиды общего значения (мембранного и немембранного строения); 3) органоиды специального значения; 4) включения. 5) ядро

Изображение слайда
6

Слайд 6: Вопрос 1: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ

Изображение слайда
7

Слайд 7

Антон ван-Левенгук (1632-1723)

Изображение слайда
8

Слайд 8

Основоположники клеточной теории: Павел Фёдорович Горянинов – профессор, доктор медицины Петербургской медико-хирургической академии. В опубликованной монографии (1837 г.) проводит параллель между растительными и животными клетками

Изображение слайда
9

Слайд 9

Павел Фёдорович Горянинов (1796-1865)

Изображение слайда
10

Слайд 10

Немецкие биологи: Матиас Шлейден и Теодор Шванн опубликовали работы в 1839 г. Клеточная теория была подготовлена исследованиями многих биологов XIX века (Дютраше, Пуркинье, Броун и др.)

Изображение слайда
11

Слайд 11

Матиас Шлейден (1804-1881)

Изображение слайда
12

Слайд 12

Теодор Шванн (1810-1882)

Изображение слайда
13

Слайд 13

Основные положения клеточный теории XIX века: 1. Клеточная структура является общей для всех тканей растительных и животных организмов; 2. Клетки растений и животных гомологичны по своему развитию и аналогичны по функциональному значению; 3. Новые клетки могут возникать в результате деления исходной материнской клетки.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Основные положения клеточной теории XX века: 1. Главнейшей формой организации живых организмов – растений и животных – является клетка; 2. Клеточное строение является основной базой теории эволюции органического мира, т.к. показывает общность строения всех существующих на земле организмов.

Изображение слайда
15

Слайд 15

3. Клеточная организация является главной, но не единственной формой проявления жизни (вирусы, бактериофаги, микроорганизмы не имеют клеточного строения); 4. Клетка многоклеточного организма не является самостоятельной единицей в организме, а только его составной морфологической и функциональной единицей.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Вопрос 2: СТРОЕНИЕ КЛЕТОК ПРОКАРИОТ И ЭУКАРИОТ.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Прокариоты – 1) не имеют обособленного ядра; 2) генетический аппарат представлен единственной хромосомой, содержащей 1 молекулу ДНК кольцевой формы (нуклеоид), в хромосоме нет гистонов; 3) нет системы мембран.

Изображение слайда
18

Слайд 18

4) отсутствуют митохондрии, пластиды, клеточный центр; 5) мелкие размеры 0,5-3 мкм. К прокариотам относятся бактерии и сине-зеленые водоросли.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Схема строения бактерии (слева и сине-зеленой водоросли (справа).

Изображение слайда
20

Слайд 20

Эукариоты (ядерные организмы) имеют: 1) обособленное ядро; 2) клеточную мембрану; 3) все органоиды и различные включения; 4) делятся путем митоза. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изображение слайда
22

Слайд 22

Схема строения эукариоти- ческой клетки

Изображение слайда
23

Слайд 23

II. Химический состав клетки. В клетках обнаружено ~ 90 химических элементов таблицы Менделеева. 1) Макроэлементы: C, H, N, O, P, Cl, K, Na, Ca, S, Fe и др. биогенные ~ 40 элементов 2) микроэлементы: I, Zn, Cu, Mn, Cd, F – 10 -4 -10 -5 % 3) ультрамикроэлементы: Pl, Hg, Au, Ra – 10 -6 и больше %

Изображение слайда
24

Слайд 24

Неорганические вещества – вода и минеральные соли. Органические вещества – белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты. Вода – Н 2 О 75-85% 5% связанная вода 95% свободная вода Функции: 1) универсальный растворитель ( гидрофильные и гидрофобные вещества); 2) среда для биохимических и физиологических реакций

Изображение слайда
25

Слайд 25

3) компонент химических реакций ( гидролиза ); 4) высокая теплоемкость и теплопроводность. Минеральные соли – NaCl, KCl, MgCl 2 и др. в растворимом и нерастворимом виде (в костях ) концентрации солей в животной клетке 0,8 5 %. Функции: 1) поддержание осмотического давления; 2) поддержание кислотно-щелочного равновесия ( pH ); 3) Регуляция важнейших биологических процессов – возбудимость, сократимость, раздражимость.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Органические соединения. Белки – определяют основные функции, общую организацию, обуславливают самопостроение и самовоспроизведение клеток. Полимеры. Аминокислоты. Простые белки Сложные белки протеины: протеиды: альбумины гликопротеиды глобулины липопротеиды гистоны нуклеопротеиды фосфопротеиды хромопротеиды

Изображение слайда
27

Слайд 27

Функции: 1) ферментативная; 2) строительная; 3) защитная; 4) двигательная; 5) рецепторная; 6) регуляторная; 7) энергетическая. Липиды. Функции: 1) энергетическая; 2) защитная; 3) строительная; 4) источник воды

Изображение слайда
28

Слайд 28

Углеводы. Функции: 1) энергетическая; 2) строительная; 3) защитная. Нуклеиновые кислоты. Полимеры. Нуклеотид: пуриновый (А,Г) пиримидиновые азотистые основания (Ц, У, Т) +сахар+остаток фосфорной кислоты. ДНК: РНК: ядро ядро пластиды цитоплазма митохондрии клеточный центр

Изображение слайда
29

Слайд 29

Функции нуклеиновых кислот: 1) носитель наследственной информации; 2) передача наследственной информации в поколениях; 3) реализация наследственной информации в синтезе белка.

Изображение слайда
30

Слайд 30

ВОПРОС 3: ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ЖИВОТНОЙ КЛЕТКИ. 1. Преимущественно мелкие 5-100 мкм, но есть и крупные – яйцеклетки рыб, земноводных 200-300 мкм, яйцо страуса 20 см.; 2. Форма разнообразная, определяется функцией тканей; 3. Нет пластид; 4. Вакуоли мелкие.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Изображение слайда
32

Слайд 32

Структурные компоненты: 1. Оболочка – цитолемма, плазмалемма; 2. Цитоплазма; 3. Ядро. 1) Цитолемма 7,5-10 нм (1нм=10 -9 м) Химический состав: белки – 50-60% липиды – 40-50% углеводы – 1,5% РНК – 0,6-1%

Изображение слайда
33

Слайд 33

Модели биологической мембраны: 1. Бутербродная (слоистое строение) Даниелли, Даусон (1931г.) а) билипидный слой – гидрофобными концами обращены друг к другу, а гидрофильными головками наружу; б) белковые слои на поверхности билипидного слоя с внешней и внутренней стороны.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Модель двуслойной липопротеидной мембраны (а) и схема (б) строения поры в мембране

Изображение слайда
35

Слайд 35

2. Ковровая – белки и липиды переплетаются друг с другом, как нити ковра; 3. Мозаичная: Сингер, Николсон, 1972, Тройбле, Оверат, 1974. «Море» липидов, в котором плавают белковые «айсберги»

Изображение слайда
36

Слайд 36

Изображение слайда
37

Слайд 37

Изображение слайда
38

Слайд 38

3 группы белков: 1) интегральные (пронизывающие) 2) полуинтегральные (погруженные); 3) периферические. С внешней стороны мембраны находится надмембранный слой – гликокаликс: 1 – моно- и полисахаридные цепочки, соединенные с белками и липидами (гликопротеиды, гликолипиды); 2 – ферменты; 3 – рецепторы.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Плазматическая мембрана

Изображение слайда
40

Слайд 40

Функции гликокаликса: 1) внеклеточное расщепление веществ; 2) обладает свойствами антигена; 3) обеспечивает более тесный контакт клеток между собой; 4) межклеточная смазка; 5) рецепторная; 6) содержит защитные факторы от внешних повреждений: специфические (иммуноглобулины), неспецифические (лизоцим)

Изображение слайда
41

Слайд 41

Схема строения плазматической мембраны: белки с внешней стороны слоя связаны с полисахаридами, образуя слой гликокаликса

Изображение слайда
42

Слайд 42

Функции клеточной мембраны: 1. Разграничительная; 2. Регулирует поступление веществ в клетку (активное и пассивное); 3. Участвует в выведении из клеток продуктов (секреты, экскреты и др.); 4. Играет важную роль при делении клетки.

Изображение слайда
43

Слайд 43

Слияние клеточных мембранных вакуолей с плазматической мембраной

Изображение слайда
44

Слайд 44

Схема пиноцитоза. Фагоцитоз у амебы.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Схема деления клетки

Изображение слайда
46

Слайд 46

2.Цитоплазма. Химический состав: Вода – 75-85 % Белки – 10-20 % Липиды – 2-3 % Углеводы – 1 % Нуклеиновые кислоты – 3-4 % Неорганические соединения – 1 % По физико-химическим свойствам это: 1) коллоидная система; 2) эмульсия; 3) истинный раствор.

Изображение слайда
47

Слайд 47

Структура цитоплазмы: 1 – Гиалоплазма (матрикс); 2 – Органоиды общего и специального значения; 3 – Включения. 1. Гиалоплазма. Коллоидная система, способная переходить из состояния золя в гель и обратно.

Изображение слайда
48

Слайд 48

Функции: 1. Объединяет все клеточные структуры и обеспечивает взаимодействие их; 2. Через нее осуществляется большая часть внутриклеточных транспортных процессов; 3. Идет постоянный поток ионов к цитолемме и от нее; 4. Основное вместилище и зона перемещения АТФ; 5. Зона отложения запасных продуктов – гликогена, жиров и др.

Изображение слайда
49

Слайд 49

Органоиды Общего значения Специального значения Мембранного Немембранного строения строения 1) цитоплазматическая 1) рибосомы сеть; 2) клеточный центр; 2) комплекс Гольджи; 3) микротрубочки. 3) лизосомы; 4) пероксисомы; 5) митохондрии.

Изображение слайда
50

Слайд 50

I. Органоиды общего значения. Органоиды мембранного строения. 1 - Участвующие в синтезе веществ. Цитоплазматическая сеть (ЦПС): 1) гладкая (агранулярная); 2) шероховатая (гранулярная, эргастоплазма). Гладкая – комплекс внутриклеточных мембранных структур: множество канальцев и пузырьков

Изображение слайда
51

Слайд 51

Стенки канальцев – гладкие мембраны 4-7,5 нм. Происходит из гранулярной цитоплазматической сети. Гранулярная – к наружной стенке канальцев прикрепляется рибосомы.

Изображение слайда
52

Слайд 52

Эндоплазматическая сеть

Изображение слайда
53

Слайд 53: Схема животной клетки

Изображение слайда
54

Слайд 54

Функции ЦПС Гладкая ЦПС: участвует в углеводном и жировом обмене: 1) синтез липидов; 2) расщепление сложных углеводов (гликогена) Транспортная

Изображение слайда
55

Слайд 55

Гранулярная ЦПС: 1) Синтез: белков, выводимых из клетки; синтез белков мембран и матрикса цитоплазмы. 2) Сегрегация и изоляция белков от основных функционирующих белков клетки; 3) Модификация белков (глюкозирование); 4) Конденсация белков с образованием секреторных гранул;

Изображение слайда
56

Слайд 56

5) Образование и построение клеточных мембран; 6) транспортная. Происхождение: производные клеточной мембраны; производные ядерной мембраны.

Изображение слайда
57

Слайд 57

Комплекс Гольджи 2 типа: а) диффузный – диктиосомы; б) сетчатый. Строение: 1) мембранные мешки (цистерны), лежащие стопками по 5-10 – диктиосомы; 2) мелкие пузырьки в периферических участках; 3) крупные вакуоли.

Изображение слайда
58

Слайд 58

Схема строения аппарата Гольджи по данным электронного микроскопа

Изображение слайда
59

Слайд 59

Внутриклеточный сетчатый аппарат Гольджи

Изображение слайда
60

Слайд 60

Схема строения диктиосомы: П – проксимальная часть, Д – дистальная часть, В – вакуоли, Ц – плоские мембранные цистерны, А – ампулярные расширения цистерн

Изображение слайда
61

Слайд 61

Аппарат Гольджи в клетках тонкой кишки лягушки

Изображение слайда
62

Слайд 62

Аппарат Гольджи в клетках спинального ганглия морской свинки: 1 – ядро, 2 – ядрышко, 3 – АГ, 4 – ядра клеток-сателлитов

Изображение слайда
63

Слайд 63

Комплекс Гольджи

Изображение слайда
64

Слайд 64

Микрография аппарата Гольджи, полученная с помощью электронного микроскопа: а – цистерны АГ в покровном эпителии ноги прудовика;

Изображение слайда
65

Слайд 65: Б – диктиосома клетки эвглены

Изображение слайда
66

Слайд 66

Ферменты комплекса Гольджи: Кислая и щелочная фосфотазы, пероксидазы, гидралазы и др. Функции комплекса Гольджи: 1. Сегрегация и накопление белков, синтезированных в гранулярной ЦПС; 2. Синтез сложных углеводов – полисахаридов;

Изображение слайда
67

Слайд 67

3. Выведение готовых секретов за пределы клетки; 4. Образование лизосом. Происхождение: 1 – производные гранулярной ЦПС; 2 – производные ядерной мембраны.

Изображение слайда
68

Слайд 68: Схема связи ЭС, аппарата Гольджи с образованием и выведением зимогена из ацинарных клеток поджелудочной железы

Изображение слайда
69

Слайд 69

2 - Органоиды с защитной и пищеварительной функцией. Лизосомы Пузырьки (0,2-0,4 мкм), окружены однослойной мембраной ~ 7 нм Ферменты – гидралазы: кислая фосфотаза, рибонуклеаза, дезоксирибонуклеаза и др. (всего ~ 40) Явление автолиза

Изображение слайда
70

Слайд 70

Типы лизосом: 1) Первичные – образуются в комплексе Гольджи; 2) Вторичные – образуются при слиянии первичных лизосом или с фагоцитарными и пиноцитарными вакуолями; 3) Телолизосомы (остаточные тельца) – в них накапливаются непереваренные продукты, меньше ферментов; 4) аутосомы (аутофагосомы) – в них встречаются фрагменты или целые цитоплазматические структуры (митохондрии, ЦПС и др.)

Изображение слайда
71

Слайд 71

Функции лизосом: 1 – внутриклеточное пищеварение; 2 – освобождают клетки от продуктов распада («санитары», «мусорщики»); 3 – выполняют важную роль в защитных реакциях клетки и организма. Происхождение – образуются в комплексе Гольджи

Изображение слайда
72

Слайд 72

Пероксисомы Пузырьки округлой или овальной формы, 0,3-1,5 мкм, окружены одинарной мембраной. Ферменты: 1) окисления аминокислот; 2) каталаза (разрушает Н 2 О 2 ) Функции: 1) обезвреживающие реакции; 2) распад жирных кислот Происхождение – образуются из канальцев гладкой ЦПС

Изображение слайда
73

Слайд 73: Схема связи ЭС, аппарата Гольджи с образованием и выведением зимогена из ацинарных клеток поджелудочной железы

Изображение слайда
74

Последний слайд презентации: Дорогие первокурсники! Поздравляем вас с началом учебного года на кафедре: Пероксисомы

Изображение слайда