Презентация на тему: Дополнительный урок №1

Дополнительный урок №1
Дополнительный урок №1
Дополнительный урок №1
Дополнительный урок №1
Дополнительный урок №1
Дополнительный урок №1
Дополнительный урок №1
Дополнительный урок №1
Дополнительный урок №1
Дополнительный урок №1
Дополнительный урок №1
Дополнительный урок №1
Дополнительный урок №1
1/13
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 6)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (152 Кб)
1

Первый слайд презентации: Дополнительный урок №1

Усеченный инфинитив

Изображение слайда
2

Слайд 2

В этом уроке мы досконально разберем усеченный инфинитив и его функции. В начале напомню общую информацию, изложенную в базовом курсе в уроке № 14 : «Усеченный глагол - это субстантивированная форма глагола превращающая его в отглагольное существительное » Образуется он путем отсечения от инфинитива последней буквы « к ». Написание его совпадает с отрицательной повелительной формой глагола, но в отрицании ударение падает на корень, а в усеченном инфинитиве на последнюю букву. « Yapmak » – делать, « yapma » – не делай, « yapm a » - делание.

Изображение слайда
3

Слайд 3

В русском языке так же существуют отглагольные существительные : «читать – чтение», «падать – падение», «покупать – покупка», «красть – кража» – все эти существительные так же образованы от глаголов. Однако, по-русски не от всякого глагола можно построить существительное, а турецкий глагол можно усечь и субстантивировать всегда. Схема создания усеченного инфинитива : Глагол « okumak » – « читать », удаляем букву « к », получаем okuma – не только отрицательное повеление «не читай», но и усеченный инфинитив « чтение ». « g elmek » – приходить. Убираем «к» и получаем - « g elme » – «приход » и т.д. Усеченный инфинитив не становится существительным в полном смысле этого слова, но мы сможем теперь прибавлять к нему притяжательные местоимения и падежи, как к существительному.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Усеченный инфинитив широко применим, когда в предложении соседствуют 2 глагола, и один из них стоит в инфинитиве : Мы говорим : «мы начали читать», «я пошел играть», «она старается учить». По-турецки в таких случаях глагол в инфинитиве ставится в усеченной форме и к нему добавляется необходимый падеж, а глагол основного действия стоит в нужном нам времени. Например : O türkçe okuma ya çalışıyor – он старается читать по-турецки. Г лагол « çalışmak » - работать, стараться стоит в самом конце во времени на « yor », а вот глагол « okumak » стоит в усеченной форме и в дательном падеже. Почему в дательном ? Потому что глагол « çalışmak » управляет как раз дательным падежом, а глагол okumak ему подчиняется.

Изображение слайда
5

Слайд 5

В случае употребления таких глаголов «в паре» чаще всего, употребляется именно дательный падеж и гораздо реже винительный. Посмотрим примеры с дательным падежом : Ben dinlenme ye oturdum – я села отдохнуть. Sen susma ya al ıştı n. – Ты привыкла молчать. Sen anlama ya başladın – ты начал понимать Поскольку, в предложениях с двумя глаголами винительный падеж используется реже следует выучить наизусть самые употребимые. bilmek - знать, düşünmek - думать, sevmek - любить, denemek - пробовать, beğenmek - нравиться, tavsiye etmek - советовать, öğrenmek - учить, bırakmak – бросать, прерывать, отпускать, unutmak - забывать, bitirmek – заканчивать.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Примеры употребления глаголов, управляющих винительным падежом : Ben okuma y ı seviyorum - я люблю читать. Onu b ırakma yı düşünüyorum – я думаю его бросить. Sen çizme y i öğreniyorsun – Ты учишься рисовать. Важно знать, что самый популярный глагол в таких «двойных связках» глагол «хотеть» - « istemek » является исключением. То есть, чтобы сказать «я хочу пить» «он хочет есть», «мы хотим спать» не нужно ничего усекать, и никаких падежей ставить не надо. « B en i çmek istiyorum. » « O yemek istiyor. » « Biz uyumak istiyoruz. »

Изображение слайда
7

Слайд 7

Усеченный инфинитив так же широко употребляется и сам по себе, без глагольных пар. К нему, как уже упоминалось прибавляют не только падежи, но и притяжательные местоимения. Benim alma m – мое взятие/ взятие мной Senin alma n – твое взятие/ взятие тобой Onun alma s ı – его взятие/ взятие им Bizim alma mız – наше взятие/ нами Sizin alma nız – ваше взятие/ взятие вами Onların alma lar ı – их взятие/ взятие ими Переводить такие сочетания дословно – «мое взятие», или «взятие мной» не обязательно. В контексте мы найдем лучший вариант перевода. Как вы заметили, тот, кто производит действие в усеченном инфинитиве стоит в Родительном падеже.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Такая форма очень употребима в предложениях типа «мне надо» «мне необходимо» в сочетании со словами « lâz ım » и « gerek » - надо, требуется, необходимо. Benim yapma m gerek (laz ım ) -Мне нужно сделать. Senin yapma n gerek ( laz ım ) -Тебе нужно сделать. Onun yapma sı gerek (lazım ) - Ему нужно сделать. Bizim yapma mız gerek (lazım ) - Нам нужно сделать. Sizin yapma n ız gerek (lazım ) - Вам нужно сделать. Onların yapma ları gerek (lazım ) - Им нужно сделать.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Такая формулировка похожа на конструкцию модальности « mal ı/meli », но в первом случае того требуют обстоятельства, а во втором это наша обязанность. Зона употребления усеченного инфинитива самая широкая- он может быть любой частью предложения – подлежащим, сказуемым, дополнением – чем угодно. Konuşma geceye kadar devam etti. Беседа продолжалась до самой ночи. Здесь усеченный глагол от глагола « konu şmak » превратился в чистое отглагольное существительное и играет роль подлежащего.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Çocuğ un sokağı geçme si n e yardım ettim. Я помог ребёнку перейти улицу. Дословно – я помог « перехождению » ребенком дороги (Здесь усеченный глагол от глагола « ge çmek » - « переходить » играет роль дополнения. К нему не только прибавлен аффикс притяжательного местоимения 3.л.ед.ч, но и дательный падеж, так как глагол « yard ım etmek » – «помогать» управляет дательным падежом.   Ben sizi okuma salonunda bekliyor um. Я жду вас в читальном зале. В данном случае усеченный инфинитив от глагола « o kumak » - « читать » является определением. Он включен в систему уже известного нам «относительного изафета». С лово «читальный» здесь ни что иное, как прилагательное.

Изображение слайда
11

Слайд 11

При наличии в качестве сказуемого глаголов, выражающих просьбу или требование, усеченный инфинитив передаётся по-русски либо самим инфинитивом (с относящимися к нему словами), либо придаточным предложением с союзом «чтобы» ( Sizin ) gelme niz i istiyorum. «Я хочу, чтобы вы пришли» (Я желаю вашего прихода)  O, bizim su alma mız ı rica etti. «Она попросила нас купить воды». Или : « O на хочет, чтобы мы купили воды». (Она попросила нами куплю воды).   Senin on beş dakika bekleme n gerekiyor. «Тебе нужно подождать пятнадцать минут». «Надо, чтобы ты подождал 15 минут».

Изображение слайда
12

Слайд 12

К таким глаголам-просьбам и требованиям относятся : rica etmek просить, istemek хотеть, talep etmek требовать, gerekmek требоваться, emretmek велеть, приказывать, söylemek сказать, чтобы.. И некоторые другие глаголы. На последок, продемонстрируем, что к любому из усеченных падежей можно прибавить любой падеж, необходимый по контексту. Для примера возьмем глагол – « alma k » – из него строим усеченный инфинитив « alma », прибавляем притяжательное местоимение 1 л.ед.ч. – «мой» - получаем – «моё взятие ( взятие мной )»   родит. падеж – almam ın – моего взятия  винител. падеж – almam ı – моё взятие  дательн. падеж – almam a – (к) моему взятию  местный падеж – almam da – в моём взятии  исходный падеж – almam dan – от моего взятия

Изображение слайда
13

Последний слайд презентации: Дополнительный урок №1

Не стоит паниковать, и считать, что это невозможно понять и выучить. Усеченный инфинитив очень употребим, так что придется с ним смириться. Все отрабатывается на практике и в ж ивом общении. Вы будете постоянно слышать усеченные глаголы – и будете понимать, по какой причине к глаголу прибавлен падеж, притяжательное местоимение или и то и другое. Читайте тексты на турецком языке, старайтесь выделять такие глаголы и смотреть, в каких случаях они употреблены.

Изображение слайда