Презентация на тему: Догмат о Пресвятой Троице

Догмат о Пресвятой Троице
Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии
Догмат о Пресвятой Троице
Догмат о Пресвятой Троице
Догмат о Пресвятой Троице
Учение о Пресвятой Троице сводится к следующим основным положениям:
Пресвятая Троица и аналогии троичности из тварного мира
Догмат о Пресвятой Троице
Догмат о Пресвятой Троице
Догмат о Пресвятой Троице
Догмат о Пресвятой Троице
Догмат о Пресвятой Троице
Указание на троичность Божественных Лиц содержится еще в ряде новозаветных текстов:
1/13
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 41)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (57 Кб)
1

Первый слайд презентации: Догмат о Пресвятой Троице

Изображение слайда
2

Слайд 2: Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии

Катехизическая формулировка догмата о Пресвятой Троице такова: Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная Вера в Пресвятую Троицу отличает христианство от других монотеистических религий: иудаизма и ислама Свят. Афанасий Александрийский определяет христианскую веру как веру в неизменную, совершенную и блаженную Троицу Само слово «Троица» (греч. Τριάς ) — не библейского происхождения. В христианский лексикон оно было введено во второй половине II в. свят. Феофилом Антиохийским

Изображение слайда
3

Слайд 3

Учение о Пресвятой Троице дано только в христианском Откровении; никакая спекулятивная философия не могла возвыситься до уразумения тайны Пресвятой Троицы Догмат о Пресвятой Троице непостижим на уровне рассудка которому учение о Пресвятой Троице представляется противоречивым. Свящ. Павел Флоренский говорил о троичном догмате как о кресте для человеческой мысли Для того чтобы принять этот догмат, человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все в мире познать и рационально объяснить, опираясь лишь на собственные естественные силы

Изображение слайда
4

Слайд 4

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем лишь отчасти, только в опирающемся на Откровении опыте духовной жизни и это постижение всегда сопряжено с аскетическим усилием Именно поэтому никакая философия и не смогла подняться до учения о Боге Троице Говоря словами свят. Афанасия Великого, учение о Троице «прилично постигать не человеческою мудростию, но слухом веры » По учению свв. отцов, без веры в Троицу невозможно и само бытие Церкви, ибо «на ней основана Церковь, и кто от этой веры отпадает, тот не может быть и даже называться христианином »

Изображение слайда
5

Слайд 5

Учение о Троице есть основание всего христианского веро - и нравоучения. На нем основывается учение о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т.д. Однако, по словам В. Н. Лосского, учение о Троице: « не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... Познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте — значит... войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы»

Изображение слайда
6

Слайд 6: Учение о Пресвятой Троице сводится к следующим основным положениям:

1. Бог троичен, и троичность состоит в том, что в Боге — Три Лица ( Ипостаси -  ὑπόστασις ): Отец, Сын, Святой Дух 2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а один Бог 3. Все Три Лица отличаются личными, или ипостасными, свойствами

Изображение слайда
7

Слайд 7: Пресвятая Троица и аналогии троичности из тварного мира

В Ветхом Завете имеются как указания собственно на троичность Божественных Лиц, так и свидетельства о множественности Лиц в Боге без указания на Их конкретное число На множественность Божественных Лиц прикровенно указывается уже в первом стихе Библии : В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1 :1). Глагол bāѴ4;āʼ (сотворил) стоит в единственном числе, a ʽElôhim (букв, «боги») — во множественном Свят. Филарет Московский отмечает : «В сем месте еврейского текста слово « элогим », собственно Боги, выражает некоторую множественность, между тем как речение «сотворил» показывает единство Творца... Догадка об указании сим образом выражения на таинство Святой Троицы заслуживает уважения »

Изображение слайда
8

Слайд 8

Аналогичные указания на множественность Лиц содержатся в следующих стихах: И сказал Бог: сотворим (множественное число. — О. Д. ) человека по образу Нашему (множественное число. — О. Д. ) и по подобию Нашему (множественное число. — О. Д. ) ( Быт. 1 :26 ) И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло (Быт. 3 :22); « из Нас » — тоже множественное число О Вавилонском столпотворении: И сказал Господь:...сойдем же и смешаем там язык их (Быт. 11 :6—7); слово «сойдем» — во множественном числе. Свят. Василий Великий следующим образом комментирует эти слова: «Подлинно странное пустословие — утверждать, что ктонибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительски и настоятельно»

Изображение слайда
9

Слайд 9

Указанием на Три Лица в Боге, но без различения Их, может служить явление трех Ангелов Аврааму (см.: Быт. 18 :1). Библейский текст говорит, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит имя «Яхве » В святоотеческой экзегезе существуют две традиции толкования этого текста. Некоторые древние авторы (свят. Иларий Пиктавийский, Евсевий Кесарийский, блаж. Иероним и др.) считали, что Аврааму явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов Другие полагали, что это было явление Пресвятой Троицы, первое Откровение человеку о триединстве Божества

Изображение слайда
10

Слайд 10

Св. Кесарий Арелатский (VI в.) писал: «Авраам встречает Трех, поклоняется Единому. Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому — исповедал Единого Бога в Трех Лицах » Второе из этих мнений нашло свое воплощение как в церковной гимнографии ( канон Троичный воскресной полунощницы 1, 3 и 4-го гласов), где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, так и в иконографии (икона «Троица ветхозаветная »)

Изображение слайда
11

Слайд 11

К числу ветхозаветных Откровений о триединстве Божием может быть отнесено и видение пророка Исаии (см.: Ис. 6 :1—7), которому открылось в Иерусалимском храме, как серафимы, окружая Престол Бога, взывали: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф ! вся земля полна славы Его ! ( Ис. 6 :3). Слово «свят» повторяется здесь трижды, а «Господь Саваоф » именуется единожды, в чем древние христианские авторы видели указание на триединство Бога В общем в Ветхом Завете нет не только собственно тринитарного богословия, но и сколько-нибудь четких свидетельств о троичности божественных Лиц, имеются лишь разрозненные указания, смысл которых раскрывается только в свете новозаветного Откровения

Изображение слайда
12

Слайд 12

В Новом Завете видение пророка Исаии осмыслено как Откровение о Пресвятой Троице В Ин. 12 видение пророка отнесено к Сыну Божию: Исайя видел славу Его (Божию) и говорил о Нем, т. е. о Сыне. В Деян. 28 :25—26 говорится, что Исайя слышал глас Святого Духа, Который посылал его к израильтянам. Таким образом, согласно Новому Завету, видение Исаии было явлением Сына и Духа Святого, а следовательно, оно было Откровением Троицы

Изображение слайда
13

Последний слайд презентации: Догмат о Пресвятой Троице: Указание на троичность Божественных Лиц содержится еще в ряде новозаветных текстов:

а) Заповедь, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении: Идите, и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28 :19). Слово «имя» в этом высказывании стоит в единственном числе, хотя относится оно не к Одному из Лиц, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе Свят. Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: « Сказал [Господь ]... во имя, а не во имена. Ведь Он Сам сказал: Я и Отец — одно... Потому мы и говорим, что один Бог, а не два или три Бога»

Изображение слайда