Презентация на тему: Додарвинский период развития биологии

Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
Додарвинский период развития биологии
1/36
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 88)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (20396 Кб)
1

Первый слайд презентации

Додарвинский период развития биологии

Изображение слайда
2

Слайд 2

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ - это учение об историческом развитии живых существ, которое протекало в течение многих миллионов лет, начиная с возникновения жизни на Земле. ЭВОЛЮЦИЯ означает РАЗВИТИЕ. На Земле обитает 1,5 млн. видов животных и 0,5 млн. видов растений. Как возникли организмы на Земле? Почему органический мир на Земле многообразен?

Изображение слайда
3

Слайд 3

Античный материализм Его взгляды на физическую «материально проявленную» сторону мира имели серьезное влияние на последующее развитие наук Основные сочинения в области естествознания: «О возникновении животных», «О душе». Аристо́тель ( др.-греч. ), по месту рождения называемый также Стагирит ( 384 до н. э., Стагир  — 322 до н. э., полуостров Халкидика в Македонии ) — древнегреческий философ и учёный. Зачатки идей об эволюции были известны уже у древнеиндийских и древнегреческих философов-материалистов. АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ (384-322до н.э.) признавал постоянное и постепенное изменение неорганической природы и земной коры. Аристотель изучал внешнее строение животных и человека и установил, что они имеют единый план строения.

Изображение слайда
4

Слайд 4

2400 лет назад в Греции жил философ ГЕРАКЛИТ- родоначальник диалектики и автор фразы «все течет, всё изменяется». Гераклит утверждал, что органическая природа произошла из неорганической, это развитие он представлял в виде «лестницы существ» Античный материализм В 5 веке до н. э ( Э. Анаксагор и Демокрит) возникло АТОМИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ – это представление о том, что все состоит и мельчайших частиц- атомов, что свидетельствует о ЕДИНСТВЕ МИРА.

Изображение слайда
5

Слайд 5

ОСНОВНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ДРЕВНИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ являются ИДЕИ: О единстве мира и представление о естественном возникновении живых существ. 2. Всеобщей изменчивости и превращение одних форм организмов в другие. 3. «Лестницы существ». 4. О борьбе за существование ( о выживании наиболее гармоничных и приспособленных форм) Таким образом, в античное время в зародышевой форме возникли ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Изображение слайда
6

Слайд 6

КРЕАЦИОНИЗМ В средние века в Западной Европе господствовали христианская религия и натуральное хозяйство, в науке царствовал «застой», вопрос о происхождении человека и всего живого на Земле не пользовался популярностью. В тот период возникла ТЕОРИЯ ТВОРЕНИЯ или КРЕАЦИОНИЗМ, а материалистические произведения уничтожались как ЕРЕТИЧЕСКИЕ. КРЕАЦИОНИЗМ- это теория, представляющая смесь библейских легенд и учения Аристотеля.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Постулаты креационизма: Что все живое на Земле было создано БОГОМ(ТВОРЦОМ) за 6 дней: • Растения- на 3- ий день; • Животные -на 5-ий день; • Человек- на 6-ой день. 2. На Земле существует столько видов организмов, сколько их было создано творцом. 3. Виды не меняются и не появляются вновь Это учение было поддержано христианской церковью. 4.Теория полагает, что организмы и их органы полностью соответствуют цели, поставленной творцом- это понятие об изначальной целесообразности это метафизическое представление.

Изображение слайда
8

Слайд 8

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ БИОЛОГИИ Огромное количество растений и животных было описано в эпоху Возрождения. Большое значение в области изучения лекарственных растений сыграла медицина. В этот период составлялись многотомные травники, были заложены зачатки будущей науки. Особенно известны работы АНДРЕА ЦЕЗАЛЬПИНА( 1519-1603) и КАСПАРА БАУГИНА (1560-1624) они в своей работе использовали сравнительный метод исследования и попытались построить систематику растений. БАУГИНЫМ описано 6000 форм растений.

Изображение слайда
9

Слайд 9

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ БИОЛОГИИ В 16 веке расцветает и описательная зоология ( зоогеография ). Крупнейшим зоографом того времени был КОНРАД ГЕССНЕР – автор хорошо иллюстрированной «Истории животных»(1551-1558г.г.) В это же время возникла орнитология - наука о птицах, таким образом, в течение этого периода проходила инвентаризация растительных и животных форм, и начала развиваться анатомия.

Изображение слайда
10

Слайд 10

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ БИОЛОГИИ В 17 веке начала развиваться концепция ПРЕФОРМАЦИИ (лат. —развертывание), т. е развития как особой формы роста. Её сторонники МАЛЬПИГИ, ЛЕВЕНГУК, ГАЛЛЕР. Эти учёные рассматривали сперматозоид или яйцо как миниатюрный готовый организм. Они полагали, что в ходе онтогенеза в яйце не происходит никаких качественных преобразований. В конце 17-18 веков в биологической науке накапливается огромный описательный материал.

Изображение слайда
11

Слайд 11

ПОСЛЕДСТВИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ БИОЛОГИИ: Во всей широте перед исследователями встало многообразие органического мира. Исследователи углубляют знания о морфологическом и анатомическом строении организмов. За описательным периодом возникла необходимость весь многообразный материал систематизировать. Но в 16-17веках господствовали ИСКУССТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ, построенные на классификации организмов по случайно взятым и произвольным признакам. Но уже тогда появились первые попытки создания естественной системы организмов. Впервые БИНАРНУЮ НОМЕНКЛАТУРУ предложил К.БАУГИН.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Голландский ученый КАРЛ ЛИННЕЙ (1707-1778г.г.) придал систематике растений и животных четкие формы и отразил в своих работах «ФИЛОСОФИЯ БОТАНИКИ» и «СИСТЕМА ПРИРОДЫ» Эти книги имели огромное значение в развитии описательной ботаники и зоологии. Но система Линнея, особенно ботаническая были ИСКУССТВЕННЫМИ, т. е за основу классификации он брал 1-2 не особо значимых морфологических признака. ПР: по числу тычинок и по способу их прикрепления камыш попал в один класс с барбарисом, а морковь оказалась в родстве со смородиной, потому что первые имеют 6 тычинок, а вторые по 5 тычинок. ПЕРИОД СИСТЕМАТИЗАЦИИ. РАБОТЫ КАРЛА ЛИННЕЯ

Изображение слайда
13

Слайд 13

РАБОТЫ КАРЛА ЛИННЕЯ Карл ЛИННЕЙ (1707–78 ) Шведский ботаник и врач. Родился в Росхульте, изучал медицину в Лундском университете, а с 1728 года — в Упсальском университете. Впоследствии начал заниматься систематизацией растений, а затем — животных и минералов. Осознал родовое сходство между различными группами, классифицировав китов как млекопитающих и поместив человека и приматов в один класс. В 1741 году Линней стал профессором Упсальского университета. Исследование коллекции растений университетского ботанического сада привело его к созданию бинарной классификации растений. К.Линней признавал вид в природе. В классификации Линнея — вид — обычно определяется как популяция особей, которые могут скрещиваться между собой. Человек относится к виду НОМО sapien s e.

Изображение слайда
14

Слайд 14

ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВ КАРЛА ЛИННЕЯ 1) Он создал целостное представление о виде, как основной элементарной форме организации живого, что оказало огромное влияние на дальнейшее развитие систематики и всей биологии. 2) К.Линней уточнил и практическое понятие о виде, как о группе особей, сходных между собой, воспроизводящих признаки родительской пары и не имеющих переходов к соседним видам. 3) Линней делил организмы на виды, учитывая особенности их полового размножения. 4) Он ввел в науку систему двойных латинских названий- БИНАРНУЮ НОМЕНКЛАТУРУ. 5) Линней правильно поместил человека к приматам.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Ошибки КАРЛА ЛИННЕЯ: Линней признавал ТВОРЧЕСКИЙ АКТ, 2.Он полагал, что виды созданы ТВОРЦОМ, а значит не имеют родства и не меняются в процессе жизни (каждый вид он считал неизменным) 3. Линней признавал ИЗНАЧАЛЬНУЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, т.е соответствие организма и каждого его органа цели, поставленной творцом, что доказывает по его мнению, премудрость творца. Таким образом, К. Линней был МЕТАФИЗИКОМ.

Изображение слайда
16

Слайд 16

ТРАНСФОРМИЗМ В преодолении идей креационизма и теологии важную роль сыграла концепция ограниченной изменчивости видов в пределах относительно узких подразделений (от одного единого предка) под влиянием среды – трансформизм. Эту концепцию в развернутой форме сформулировал выдающийся естествоиспытатель 18 века Жорж Бюффон в своем 36-томном труде "Естественная история". Опыты Мальпиги со снятием кольцеобразного куска коры

Изображение слайда
17

Слайд 17

ТРАНСФОРМИЗМ Трансформизм в основе своей имеет представления об изменении и превращении органических форм, происхождении одних организмов от других. Среди естествоиспытателей и философов-трансформистов 1 7 и 18 веков наиболее известны также Р.Гук, Ж.Ламетри, Д.Дидро, Э.Дарвин, И.Гете, Э.Сент-Илер. Все трансформисты признавали изменяемость видов организмов под действием изменений окружающей среды. Большое значение для развития идеи единства материи имела работа Ж. Ламетри «Человек- машина»( 1748г.), в которой утверждается единство строения организма животных и человека.

Изображение слайда
18

Слайд 18

ТРАНСФОРМИЗМ ТРАНСФОРМИЗМ- теория преобразования, это начало эволюционных представлений о природе. Идея трансформизма состоит в том, что растения и животные попав в новые условия изменяются, т.е трансформируют. Французский философ -материалист Д. Дидро высказывал идею последовательного естественного превращения тел природы, он говорил, что все животные произошли от одного первого животного.

Изображение слайда
19

Слайд 19

ТРАНСФОРМИЗМ в РОССИИ Идея трансформизма представлена в трудах М. Ломоносова(1711-1765г.г.), он говорил о всеобщей изменчивости и развитии, не признавал творческий акт. Многие исследователи 18в. приходят к заключению об ИЗМЕНЧИВОСТИ ВИДОВ. В 19 в. Эволюционные идеи получили отражение в трудах ученых и писателей, особенно из числа революционных демократов.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Одной из наиболее ярких эволюционных концепций конца 18в. была концепция деда Ч. Дарвина-ЭРАЗМА ДАРВИНА(1731-1802г.г.). Он признавал: Единство мира; Естественное происхождение живого из неорганической материи; Путь развития живого: от простых форм к более сложным, в том числе к человеку, НО, он считал, что основные законы природы определены БОГОМ, в силу чего познание первопричины развития природы человеку не доступно. Э. Дарвин признавал изменчивость в природе, все свои идеи он отразил в поэме «Храм природы», где дед опередив своего знаменитого внука писал об отборе, уничтожающем все несовершенные формы. Эволюционные концепции до Дарвина

Изображение слайда
21

Слайд 21

Эволюционная теория Ж.Б-Ламарка Основные материалистические и трансформистские идеи отражены в работе французского зоолога Ж.Б-Ламарка(1744-1829г.г.) «Философия зоологии»(1809г.) Виды изменяются и находятся в постоянном движении, первые организмы возникли путём самозарождения из неорганической материи. Развитие природы идет от простых форм к сложным, от низших к высшим. Процесс этот многоступенчатый («лестница существ»-система градаций) Ступенчатое повышение организации живых существ Ламарк назвал ГРАДАЦИЕЙ. По мнению Ламарка градационный процесс или развитие от низших к высшим составляет наиболее характерную особенность эволюции. Но ступенчатость развития идет только на уровне классов( по мнению Ламарка). Каждый класс- новый шаг развития, но внутри классов этой градации нет, внутри классов идет дифференцировка в зависимости от условий существования. Основные идеи Ж.Б-Ламарка:

Изображение слайда
22

Слайд 22

Причины эволюции по Ж.Б-Ламарку: Условия среды меняясь вынуждают организмы приспосабливаться к этим условиям, а приспособление бывает разным, например: Изменение листьев стрелолиста в зависимости от условий среды «КОСВЕННОЕ» Причины изменений: изменение условий среды, изменение потребностей, изменение действий животных, выработка новых привычек.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Законы эволюции по Ж.Б-Ламарку: 1-ый ЗАКОН: Изменение органов под влиянием продолжительных упражнений, а если орган не работает, то он атрофируется. ПР: Носильщики и грузчики имеют очень сильно развитую мускулатуру ног, а булочники- мускулатуру рук. Жираф имеет длинную шею и ноги, т.к он их постоянно «тренирует», пытаясь достать верхние ветки зонтичной акации. 2-ой ЗАКОН: Закрепление возникающих изменений по наследству под влиянием фактора времени, т.к животные приспосабливаются благодаря врожденному стремлению к совершенству (стремлению к прогрессу), а это значит признание изначальной целесообразности. ПР: Приступы гнева у самцов копытных способствуют движению жидкости ко лбу, где и происходит образование рогов. По этой же причине происходит исчезновение глаз, крыльев у животных, которым в процессе жизни они не нужны.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Анализ эволюционных взглядов Ж.Б- Ламарка 1) Концепция его целостна и включила в себя элементы из работ других эволюционистов: Учение о самозарождении; «лестница существ»; плавное превращение видов. Ламарк собрал воедино все эти представления. 2) Ламарк рассмотрел предпосылки эволюции (изменчивость и наследственность). 3) Основа концепции - представление об изменяемости видов. 4) Ламарк анализировал главные направления эволюционного процесса (градация классов и приспособительная дифференцировка внутри классов).Принцип градации поддерживается многими прогрессивными эволюционными генетиками. 5) Интересно положение о приспособительном характере изменчивости и эволюции видов. 6) Ламарк признавал значение наследственных новообразований.

Изображение слайда
25

Слайд 25

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Ж.Б- Ламарка 1) Живая материя пассивна, пока из внешней среды она ни приобретает «флюиды». 2) Повышение организации (градации) по теории Ламарка не зависит от изменений среды. 3)Приспособительный процесс он не считал главной причиной и двигателем эволюции. 4) Ламарк признавал ИЗНАЧАЛЬНУЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Эволюционные взгляды К. Ф. Рулье Крупным биологом эволюционистом в России в 1-ой половине 19в. был К.Ф. РУЛЬЕ.(1814-1858)- профессор Московского Университета В своих лекциях и научных трудах еще за 10-15 лет до выхода в свет книги Дарвина, Рулье излагал эволюционные взгляды, обоснованные многочисленными фактами в области геологии, палеонтологии, эмбриологии и сравнительной анатомии. Основные идеи РУЛЬЕ: • В природе нет покоя. • Природа- единое целое. • Изменения в природе происходят медленно и постепенно. • Живая природа произошла из неживой. • Современные виды произошли от вымерших. • Человек произошёл от животных. Работы К.Ф.Рулье имели большое значение, т. к благодаря им учение ДАРВИНА в России нашло подготовленную почву. К.Ф. Рулье очень близко подошёл к пониманию механизма эволюционного процесса.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина Революционный переворот в естествознании произвела подлинная научная теория эволюции, разработанная Чарльзом Дарвиным. Учение Дарвина свыше 100лет остается верным и получает развитие и подтверждение данными современных наук о природе.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Общественно-экономические предпосылки дарвинизма В первой половине 19 века в странах Западной Европы, особенно в Англии, интенсивно развивался капитализм, который стимулировал развитие науки. Спрос промышленности на сырье и населения растущих городов на продукты питания способствовал развитию селекции. Селекционеры путем гибридизации и отбора вывели новые породы крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец, птицы и сорта сельскохозяйственных и декоративных растений. Впечатляющие успехи практической деятельности человека по преобразованию домашних растений и животных косвенно, но убедительно свидетельствовали против представлений о неизменности видов в природе. Именно данные селекции использовал Ч. Дарвин при создании учения об искусственном отборе.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Научные предпосылки дарвинизма В подготовке дарвинизма сыграли конкретные исследования и ряд теоретических обобщений, разработанных в 18 в. И в первой половине 19века: Ж. Кювье создал палеонтологию и заложил основы геохронологии. Данные сравнительной анатомии и морфологии(исследования И.В. Гете, Г. Бронна) свидетельствовали о едином плане строения позвоночных животных: сходство в деталях скелета, мышц, сосудов, нервов. Исследования в сравнительной эмбриологии К. Бэра привили к мысле о единстве происхождения хордовых животных: на ранних стадиях развития зародыши обнаруживали поразительное сходство. Клеточная теория Шванна и Шлейдена доказывала единство происхождения растений и животных. Труды Канта заложили основы преставлений о возможности эволюции космических тел. Геолог Ч. Лайель разработал теорию эволюции Земли. Эти и другие факты не согласовывались с учением о неизменности мира. Гениальный ум Ч. Дарвина сумел обобщить огромный фактический материал в свете эволюционной идеи, связать стройной системой рассуждений.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Чарльз Дарвин (1809-1882) Чарлз Роберт Дарвин – английский естествоиспытатель, основатель эволюционного учения о происхождении видов путем естественного отбора, сын известного врача и внук английского натурфилософа, врача и поэта Эразма Дарвина, который был автором трансформистских сочиненй «Зоономия, или Законы органической жизни(1794-1796) и «Храм природы, или Происхождение общества» Ч. Дарвин изучал медицину в университете Эдинбурга (1825-1827), теологию в Кембридже(1827-1831), где получает степень бакалавра.Натуралистическое образование получил под руководством ботаника Дж. Генсло и геолога А. Седжвика. На формирование его взглядов большое влияние оказал английский геолог Ч. Лайель

Изображение слайда
31

Слайд 31

Путешествие на корабле "Бигль" В 1831-1836гг. Ч. Дарвин совершает кругосветное путешествие на корабле «Бигль» как натуралист, собрав богатейшие зоологические, палеонтологические, ботанические и геологические коллекции. В Южной Америке он сравнивает останки вымерших ленивцев и броненосцев с ныне живущими видами и устанавливает их родство. На вулканических Галапагосских островах Ч. Дарвин обнаруживает нигде более не встречаемые, но очень похожие на южно-американские виды птиц, черепах и ящериц. Нелепо было предположить, что для каждого вновь возникающего острова творец создает свои особые виды животных. Дарвин делает вывод: животные попали на остров с материка и изменились там в результате приспособления к новым условиям обитания. Уже в этот период он приблизился к открытию дивергенции у потомков общего предка. К 1837гЧ. Дарвин становится эволюционистом и начинает искать движущий фактор эволюции. Путешествие на корабле "Бигль"

Изображение слайда
32

Слайд 32

Ч. Дарвин -эволюционист В 1854-1855гг. Ч. Дарвин работает над эволюционной терией., собирает материал по изменчивости и наследственности диких животных и растений, а также материал по методам селекции домашних животных и культурных растений. 18июня 1858г Дарвин получает рукопись своего соотечественника ученого Альфреда Уоллеса, в котором тот независимо от Дарвина формулирует принцип естественного отбора. В1858 г на заседании Линнеевского общества представляют рукописи Ч. Дарвина и статью Уоллеса. В 1859г. Вышла книга «извлечение « из труда «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых рас (форм, пород) в борьбе за жизнь». При жизни Ч. Дарвина книга выдерживает 6 английских, 3-американских, 5-немецких, 3-русских, 3-французских, и по одному голландскому, итальянскому, шведскому изданию. Приоритет создания эволюционной теории по праву принадлежит Ч. Дарвину, это подчеркивает и сам А. Уоллес в 1875г в книге «Дарвинизм»

Изображение слайда
33

Слайд 33

В 1859г. Вышла книга «извлечение « из труда «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых рас (форм, пород) в борьбе за жизнь». "Происхождение видов".

Изображение слайда
34

Слайд 34

Основные положения учения Ч. Дарвина Основные положения учения Дарвина раскрывают движущие силы эволюции: НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ. БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВНИЕ. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТОР

Изображение слайда
35

Слайд 35

Изображение слайда
36

Последний слайд презентации: Додарвинский период развития биологии

Изображение слайда