Презентация на тему: доц. Орлов А.В

Реклама. Продолжение ниже
доц. Орлов А.В.
Личность – прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических характеристик, которыми определяется своеобразие для данного
В определениях личности чаще всего подчеркиваются три момента:
Личность имеет разноуровневую организацию:
ФЕРАЛЬНЫЕ ЛЮДИ - это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, т.е. не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта
Дети-Маугли
ТИПИЧНОСТЬ – сходство конкретного человека с определенными категориями людей по совокупности определенных признаков
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств
В основе индивидуальности лежат:
Биологическое и социальное в личности
Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. В качестве таковых обычно рассматриваются:
Лев Семенович Выготский (1896 – 1934)
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ — э то совокупность значимых для развития человека отношений с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот
Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ
Важнейшая проблема психологии – проблема врожденного и приобретенного — это вопрос о том, что является более существенным в формировании поведения:
доц. Орлов А.В.
Дарвин выделил три основные формы адаптивного поведения:
ВРОЖДЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ
ТАКИСЫ — есть способы двигательного реагирования на внешние воздействия организмов, не имеющих нервной системы
доц. Орлов А.В.
доц. Орлов А.В.
БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС — это врожденная видоспецифическая реакция организма, возникающая в ответ на специфическое воздействие биологически значимого раздражителя
РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА — путь, по которому проходит нервный импульс в ходе реализации рефлекса
Распространение нервных импульсов по простой рефлекторной дуге. 1 - чувствительный (афферентный) нейрон; 2 - вставочный (кондукторный) нейрон; 3 - двигательный
Движения кошки при падении с высоты
ИНСТИНКТ – наследственно закрепленная, видоспецифическая форма сложного поведения, включающая несколько двигательных актов.
Фредерик Кювье (1773 - 1838)
Инстинктивная деятельность состоит из целого ряда полуавтономных или автономных блоков поведения
Конрад Лоренц
Тинберген Николас (1907 – 1988)
Критерии инстинктивного поведения:
Инстинктивное поведение включает несколько фаз:
ФИКСИРОВАННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЕЙСТВИЙ – наследственно закрепленная программа двигательных актов
Гидравлическая модель Лоренца
Последовательность действий при ухаживании у трехиглой колюшки
Самец трехиглой колюшки ухаживает за грубым макетом самки
доц. Орлов А.В.
доц. Орлов А.В.
Ротовая полость птенца большой синицы с белыми пятнами как пусковой стимул инстинкта кормления
Кукушонок, выбрасывающий из гнезда яйцо приемных родителей
Кукушонок в гнезде серой мухоловки
СВЕРХСТИМУЛ, или суперрелизер,— стимул, имеющий все основные признаки сигнального стимула, только более выраженные
доц. Орлов А.В.
доц. Орлов А.В.
«Детские прелести»
Научение — это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта
Неассоциативное обучение:
доц. Орлов А.В.
При ассоциативном обучении в ЦНС формируется временная связь между двумя стимулами, один из которых изначально был для животного безразличен, а другой выполнял
Павлов Иван Петрович
И. П. Павлов открыл условные рефлексы, которые обусловлены образованием ассоциативной связи между раздражителем и безусловным рефлексом. Условный раздражитель
Опыты И.П.Павлова
доц. Орлов А.В.
Схема установки по выработке слюнных условных рефлексов
Опыты И.П. Павлова с собаками
Принцип образования условного рефлекса:
Схема образования временной связи в коре больших полушарий головного мозга
Общие правила образования условного рефлекса:
ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ – НАУЧЕНИЕ МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК
ТОРНДАЙК Эдуард Ли (1874-1949)
Проблемный ящик Торндайка
При научении методом проб и ошибок - вознаграждение или наказание следует непосредственно за той реакцией, которая должна быть усвоена, т. е. происходит
Формы ассоциативного научения
Альберт Бандура (1925 – 1988)
По мнению, А. Бандуры люди учатся не столько на непосредственном опыте последствий своего поведения, сколько наблюдая за поведением других людей и
Имитация – приобретение навыков, основанное на воспроизведении действий другого
Эксперимент А. Бандуры
В ходе взросления люди усваивают ценности и установки тех профессиональных, социальных и этнических общностей, к которым принадлежат, а также общечеловеческие
Рассудочное (эвристическое) поведение
РАССУДОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ животных заключается в их способности улавливать простейшие закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, и
Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы,
Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда субъект
Вольфганг Кёлер
Инсайт, как способ решения проблемной ситуации
доц. Орлов А.В.
ИНСАЙТ — (от англ. « insight » -«проникновение» или «озарение») — решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями через
доц. Орлов А.В.
доц. Орлов А.В.
доц. Орлов А.В.
Леонид Викторович Крушинский
Элементарная рассудочная деятельность - способность животных улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и
Задача на экстраполяцию направления движения раздражителя, исчезающего из поля зрения животного (по Крушинскому, 1986)
доц. Орлов А.В.
доц. Орлов А.В.
Схемы опытов по экстраполяции с ширмой разной степени усложнения (по Л. В. Крушинскому, 1977)
доц. Орлов А.В.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО МНОГИЕ ВЫСШИЕ ЖИВОТНЫЕ СПОСОБНЫ К ЭЛЕМЕНТАРНОЙ РАССУДОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Они могут осуществлять многоходовое целеполагание своих
Для интеллектуального поведения характерно:
Отношение к проблеме биологического и средового основных направлений психологии
доц. Орлов А.В.
Мани Джон Уильям
ПСИХОГЕНЕТИКА — это наука, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека
Проблема врождённого и приобретенного заключается в вопросе: в какой степени генотип определяет фенотип
Генотип – совокупность генов организма, наследуемая генетическая организация. Фенотип – совокупность признаков организма (морфологических, физиологических,
Считается, что генотип определяет 30-50% изменчивости психологических признаков
Организм наследует не признак, как, таковой, а способность формировать определенный фенотип в конкретных условиях среды
Наследственные задатки (как положительные, так и отрицательные) проявятся только тогда, когда к этому есть предпосылки в среде (Например, генетически
Фенотип формируется в течение жизни, является продуктом сложного взаимодействия генотипа и среды Генотип детерминирует любой фенотипический признак, но степень
Три типа генотип-средовых корреляций
Два Джима
1/100
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 84)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (14885 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: доц. Орлов А.В

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
2

Слайд 2: Личность – прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических характеристик, которыми определяется своеобразие для данного человека мышления и поведения

Гордон Олпорт

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: В определениях личности чаще всего подчеркиваются три момента:

1) Каждая личность несет в себе некую совокупность определенных психических качеств, 2) Каждая личность является строго индивидуальной в комплексном проявлении этих качеств, что отражается в своеобразии поведения и деятельности, 3) Личность – это существо биосоциальное.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Личность имеет разноуровневую организацию:

1) Наследственно детерминированные свойства психики: анатомо-физиологические особенности, свойства нервной системы, динамика нервных процессов, адаптивность (приспособляемость), реактивность – реагирование на внешние обстоятельства. 2) Социально-детерминированные свойства психики: социальные роли, навыки общественного поведения, социальные установки, социальный опыт. 3) Надсоциальные детерминанты свойств психики: общая культура, идеалы, убеждения, высшие ценности, морально-этические нормы, духовность (внутренняя приверженность нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия).

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: ФЕРАЛЬНЫЕ ЛЮДИ - это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, т.е. не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Дети-Маугли

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
7

Слайд 7: ТИПИЧНОСТЬ – сходство конкретного человека с определенными категориями людей по совокупности определенных признаков

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: В основе индивидуальности лежат:

1) Биологическая изменчивость поведения дает своеобразие биологической конституции. Мутации, генетические модификации, взаимодействие генов, особенности генетических программ развития, внутриутробные, экологические и др. факторы среды влияют на развитие индивида. 2) Социальная изменчивость поведения. На развитие человека могут оказывать влияние общественная жизнь, общественные отношения, группы и др. 3) Культурная изменчивость поведения. Каждый человек – продукт культурного развития. Специфика жизни и деятельности человека требует усвоения огромного опыта предыдущих поколений. Своеобразие накопленного комплекса знаний является частью индивидуальности человека. 4) Внутренняя (глубинная) изменчивость поведения. Личность – это самоорганизующаяся и самосовершенствующаяся система. У каждого человека есть внутренний потенциал и направленность, требующие совершенствования внутреннего Я.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Биологическое и социальное в личности

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11: Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. В качестве таковых обычно рассматриваются:

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки, СРЕДА — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, ВНУТРЕННЯЯ АКТИВНОСТЬ — направленность человека на самоизменение в соответствие с определенной целью

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Лев Семенович Выготский (1896 – 1934)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13: СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ — э то совокупность значимых для развития человека отношений с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период жизни

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Важнейшая проблема психологии – проблема врожденного и приобретенного — это вопрос о том, что является более существенным в формировании поведения: наследственные (генетические) факторы, или средовые

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16

Чарлз Роберт Дарвин (1809-1882)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17: Дарвин выделил три основные формы адаптивного поведения:

Поведение, которое строится по наследственно обусловленной программе и не требует для своего развития специального обучения или тренировки. Это врожденные, или инстинктивные, действия. Поведение, которое формируется постепенно, по мере накопления индивидуального опыта. Это различные формы привыкания и обучения. Поведение в новой для животного ситуации, на основе экстренного принятия им решения, без предварительного обучения и при отсутствии соответствующей наследственной программы. К этой категории относится рассудочное поведение (мышление) животных.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: ВРОЖДЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19: ТАКИСЫ — есть способы двигательного реагирования на внешние воздействия организмов, не имеющих нервной системы

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

График, иллюстрирующий поведение бактерии, при добавлении аттрактанта (чем хуже бактерии, тем длиннее ее пробеги).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22: БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС — это врожденная видоспецифическая реакция организма, возникающая в ответ на специфическое воздействие биологически значимого раздражителя

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23: РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА — путь, по которому проходит нервный импульс в ходе реализации рефлекса

рецептор; чувствительный нейрон, передающий импульс в ЦНС; нервный центр; двигательный нейрон; рабочий орган, реагирующий на полученное раздражение. Она состоит из пяти отделов:

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: Распространение нервных импульсов по простой рефлекторной дуге. 1 - чувствительный (афферентный) нейрон; 2 - вставочный (кондукторный) нейрон; 3 - двигательный (эфферентный) нейрон; 4 - нервные волокна тонкого и клиновидного пучков; 5 - волокна корково-спинномозгового пути

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
25

Слайд 25: Движения кошки при падении с высоты

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
26

Слайд 26: ИНСТИНКТ – наследственно закрепленная, видоспецифическая форма сложного поведения, включающая несколько двигательных актов

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27: Фредерик Кювье (1773 - 1838)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
28

Слайд 28: Инстинктивная деятельность состоит из целого ряда полуавтономных или автономных блоков поведения

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29: Конрад Лоренц

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
30

Слайд 30: Тинберген Николас (1907 – 1988)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
31

Слайд 31: Критерии инстинктивного поведения:

1. Поведение должно быть стереотипным, всегда имеющим одну и ту же форму 2. Поведение должно быть видоспецифическим 3. Поведение должно проявляться у животных, которые были изолированы от себе подобных, не имея, таким образом, возможности обучиться ему 4. Поведение должно в полной мере сформироваться у животных, которым ни разу не позволили поупражняться в нем.

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32: Инстинктивное поведение включает несколько фаз:

1) Предварительная, 2) Поисковая, 3) Обнаружение ключевого стимула, 4) Реализация фиксированного комплекса действий

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33: ФИКСИРОВАННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЕЙСТВИЙ – наследственно закрепленная программа двигательных актов

Изображение слайда
1/1
34

Слайд 34: Гидравлическая модель Лоренца

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
35

Слайд 35: Последовательность действий при ухаживании у трехиглой колюшки

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
36

Слайд 36: Самец трехиглой колюшки ухаживает за грубым макетом самки

Самка трехиглой колюшки следует за макетом самца, “показывающим вход в гнездо”.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
37

Слайд 37

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
38

Слайд 38

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
39

Слайд 39: Ротовая полость птенца большой синицы с белыми пятнами как пусковой стимул инстинкта кормления

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
40

Слайд 40: Кукушонок, выбрасывающий из гнезда яйцо приемных родителей

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
41

Слайд 41: Кукушонок в гнезде серой мухоловки

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
42

Слайд 42: СВЕРХСТИМУЛ, или суперрелизер,— стимул, имеющий все основные признаки сигнального стимула, только более выраженные

Изображение слайда
1/1
43

Слайд 43

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
44

Слайд 44

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
45

Слайд 45: Детские прелести»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
46

Слайд 46: Научение — это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта

Изображение слайда
1/1
47

Слайд 47: Неассоциативное обучение:

привыкание - ослабление реакции при повторных предъявления раздражителя сенситизация - усиление поведенческой реакции на особо сильный или вредный раздражитель

Изображение слайда
1/1
48

Слайд 48

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
49

Слайд 49: При ассоциативном обучении в ЦНС формируется временная связь между двумя стимулами, один из которых изначально был для животного безразличен, а другой выполнял роль вознаграждения или наказания

Изображение слайда
1/1
50

Слайд 50: Павлов Иван Петрович

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
51

Слайд 51: И. П. Павлов открыл условные рефлексы, которые обусловлены образованием ассоциативной связи между раздражителем и безусловным рефлексом. Условный раздражитель имеет сигнальное значение. В случае специального подкрепления ранее индифферентный раздражитель становится сигналом, направляющим врожденные формы поведения

Изображение слайда
1/1
52

Слайд 52: Опыты И.П.Павлова

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
53

Слайд 53

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
54

Слайд 54: Схема установки по выработке слюнных условных рефлексов

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
55

Слайд 55: Опыты И.П. Павлова с собаками

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
56

Слайд 56: Принцип образования условного рефлекса:

действие какого-либо нейтрального для животного раздражителя совместно со стимулом, вызывающим у него определенную реакцию, приводит к тому, что постепенно этот ранее нейтральный стимул начинает вызывать такую же реакцию

Изображение слайда
1/1
57

Слайд 57: Схема образования временной связи в коре больших полушарий головного мозга

2-3 — временная связь в коре между представитель­ствами слухового рецептора и центра слюноотделения; 1-4-5 — дуга безусловного рефлекса слюноотделения; 2—3—4—5 — дуга образовавшегося условного рефлекса слюноотделения; 6 — корковый центр слюноотделения; 7 — слуховые рецепторы; 8 — слуховая проекционная зона; 9 — центр слюноотделения; 10 — слюнная железа.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
58

Слайд 58: Общие правила образования условного рефлекса:

условный сигнал должен предшествовать безусловному раздражению, но не наоборот; действие условного и безусловного раздражителей должно частично перекрываться во времени; при выработке условного рефлекса должно применяется подкрепление, соответствующее имеющейся у животного мотивации; сочетание условного и безусловного раздражителей должно повторяться многократно.

Изображение слайда
1/1
59

Слайд 59: ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ – НАУЧЕНИЕ МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК

Изображение слайда
1/1
60

Слайд 60: ТОРНДАЙК Эдуард Ли (1874-1949)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
61

Слайд 61: Проблемный ящик Торндайка

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
62

Слайд 62: При научении методом проб и ошибок - вознаграждение или наказание следует непосредственно за той реакцией, которая должна быть усвоена, т. е. происходит положительное или отрицательное подкрепление поведения

Изображение слайда
1/1
63

Слайд 63: Формы ассоциативного научения

— классические условные рефлексы, — оперантные рефлексы, — имитация, — перенос, — связанное научение, — латентное обучение, — инпритинг

Изображение слайда
1/1
64

Слайд 64: Альберт Бандура (1925 – 1988)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
65

Слайд 65: По мнению, А. Бандуры люди учатся не столько на непосредственном опыте последствий своего поведения, сколько наблюдая за поведением других людей и последствиями их поведения

Изображение слайда
1/1
66

Слайд 66: Имитация – приобретение навыков, основанное на воспроизведении действий другого

Изображение слайда
1/1
67

Слайд 67: Эксперимент А. Бандуры

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
68

Слайд 68: В ходе взросления люди усваивают ценности и установки тех профессиональных, социальных и этнических общностей, к которым принадлежат, а также общечеловеческие моральные ценности

Изображение слайда
1/1
69

Слайд 69: Рассудочное (эвристическое) поведение

Изображение слайда
1/1
70

Слайд 70: РАССУДОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ животных заключается в их способности улавливать простейшие закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможности оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях

Изображение слайда
1/1
71

Слайд 71: Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории, составляющие внутреннюю картину его мира» Мышление – это отыскание и открытие существенно нового, решение задач в неожиданно возникших ситуациях, для которых нет «готового» решения

Изображение слайда
1/1
72

Слайд 72: Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у нег о нет готового решения - привычного (т.е. приобретенного в процессе обучения) или врожденного» (Лурия, 1973)

А.Р. Лурия (1902-1977)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
73

Слайд 73: Вольфганг Кёлер

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
74

Слайд 74: Инсайт, как способ решения проблемной ситуации

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
75

Слайд 75

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/7
76

Слайд 76: ИНСАЙТ — (от англ. « insight » -«проникновение» или «озарение») — решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями через восприятие ситуации в целом, со всеми ее внутренними связями

Изображение слайда
1/1
77

Слайд 77

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
78

Слайд 78

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
79

Слайд 79

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
80

Слайд 80: Леонид Викторович Крушинский

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
81

Слайд 81: Элементарная рассудочная деятельность - способность животных улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях. (Крушинский, 1986, С. 27)

Изображение слайда
1/1
82

Слайд 82: Задача на экстраполяцию направления движения раздражителя, исчезающего из поля зрения животного (по Крушинскому, 1986)

Экстраполяция - способность выносить функцию за пределы отрезка, на котором она известна. Для решения задачи на экстраполяцию необходимо оперировать «законом неисчезаемости» (предмет, воспринятый рецепторами животного, продолжает существовать и после того, как какая-либо причина помешала его восприятию) и «законом движения » (движение предмета всегда имеет определенное направление и траекторию).

Изображение слайда
1/1
83

Слайд 83

Изображение слайда
1/1
84

Слайд 84

+ Задача на экстраполяцию направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зрения Для решения этой задачи необходимо мысленно представить траекторию движения корма на скрытом участке и обойти преграду с соответствующей стороны. Основной характеристикой способности животных к экстраполяции служат результаты первого предъявления задачи. Способность вида к экстраполяции оценивается по доле животных ( %), правильно решивших задачу при первом предъявлении.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
85

Слайд 85: Схемы опытов по экстраполяции с ширмой разной степени усложнения (по Л. В. Крушинскому, 1977)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
86

Слайд 86

Голуби (n=46 ) Ящерицы (n=84 ) Врановые ( n=82 ) Куры (n=133 ) Хищные птицы (n=24 ) Сухопутные череп. (n=24 ) Водные черепахи (n=59 ) Утки (n=25 ) (n=60 ) Способность к экстраполяции у позвоночных разных классов. Доля правильных решений ( в %) при 1-м предъявлении (  - p 0.01 ) Волки (n=10 ) Песцы (n=20 ) Лисицы (n=30 ) Собаки (n=124 ) Кошки (n=115) Кролики (n=37) Дикие крысы (n=39) Лаб. мыши (n=66) Дельфины (n=??? ) 20 40 60 80 100 %     % 20 40 60 80 100       Птицы: Млекопи- тающие: Рыбы: Амфибии: Рептилии: n=79

Изображение слайда
1/1
87

Слайд 87: ТАКИМ ОБРАЗОМ, ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО МНОГИЕ ВЫСШИЕ ЖИВОТНЫЕ СПОСОБНЫ К ЭЛЕМЕНТАРНОЙ РАССУДОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Они могут осуществлять многоходовое целеполагание своих действий

Изображение слайда
1/1
88

Слайд 88: Для интеллектуального поведения характерно:

1) способность выделять отдельные свойства предметов и манипулирование ими; 2) формирование в данной конкретной ситуации принципиально новых, ранее отсутствовавших действий (связано с появлением ИНСАЙТА – мгновенного целостного восприятия информации с принципиально новых позиций); 3) способность решать одну и ту же задачу разными методами; 4) перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия; 5) создание и использование в деятельности простейших орудий; 6) способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей

Изображение слайда
1/1
89

Слайд 89: Отношение к проблеме биологического и средового основных направлений психологии

НАПРАВЛЕНИЕ Связь биологического (Б) и средового (С) ПРЕДСТАВИТЕЛИ Социобиология (эволюционная психология), этология Преобладает Б У. МакДугалл, К. Лоренц, Р. Докинз, И.Эйбл-Эйбелсфельдт Бихевиоризм, необихевиоризм Преобладает С Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер Культурологические и социетальные подходы в психологии Преобладает С Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс Психоанализ, неопсихоанализ Конфронтация Б и С З. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон Индивидуальная психология Преобладает С А. Адлер Аналитическая психология Преобладает Б К. Г. Юнг Психологическая теория деятельности Преобладает С А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович Персонология и гуманистическая психология Конвергенция Б и С Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс Когнитивизм Взаимодействие Б и С Дж. Брунер, У. Найсер

Изображение слайда
1/1
90

Слайд 90

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
91

Слайд 91: Мани Джон Уильям

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
92

Слайд 92: ПСИХОГЕНЕТИКА — это наука, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека

Изображение слайда
1/1
93

Слайд 93: Проблема врождённого и приобретенного заключается в вопросе: в какой степени генотип определяет фенотип

Изображение слайда
1/1
94

Слайд 94: Генотип – совокупность генов организма, наследуемая генетическая организация. Фенотип – совокупность признаков организма (морфологических, физиологических, психологических, поведенческих особенностей)

Изображение слайда
1/1
95

Слайд 95: Считается, что генотип определяет 30-50% изменчивости психологических признаков

Изображение слайда
1/1
96

Слайд 96: Организм наследует не признак, как, таковой, а способность формировать определенный фенотип в конкретных условиях среды

Изображение слайда
1/1
97

Слайд 97: Наследственные задатки (как положительные, так и отрицательные) проявятся только тогда, когда к этому есть предпосылки в среде (Например, генетически обусловленные музыкальные способности проявятся только в музыкальной среде, или склонность к асоциальному поведению проявится лишь в условиях жестокости, унижения, злобы)

Изображение слайда
1/1
98

Слайд 98: Фенотип формируется в течение жизни, является продуктом сложного взаимодействия генотипа и среды Генотип детерминирует любой фенотипический признак, но степень выраженности признака зависит и от средовых факторов

Изображение слайда
1/1
99

Слайд 99: Три типа генотип-средовых корреляций

Типы генотип-средовых корреляций Пассивная Реактивная Активная Смысл корреляции Потомки наследуют генотип и семейную среду, коррелирующие друг с другом Окружающие строят свои отношения с носителями генотипа в соответствии с их генетически заданной индивидуальностью Носители генотипа находят или создают средовые условия, оптимально соответствующие их генотипам «Конструкторы» средовых воздействий Родители и сибсы Все окружающие (в том числе семья) Сами носители генотипа

Изображение слайда
1/1
100

Последний слайд презентации: доц. Орлов А.В: Два Джима

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже