Первый слайд презентации: Добрый день, ребята! Прочитайте пословицы, найдите орфограмму. Определите тему урока
(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. В чужом доме (не) указывают. (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя. Лодырю всегда (не) здоровится.
Слайд 2
Тема урока: Правописание НЕ с глаголами Запишите число и тему урока в тетрадь
Слайд 3
Повторим теорию: ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ Смотри, употребляется ли слово без НЕ НЕТ ДА ПИШИ СЛИТНО ПИШИ РАЗДЕЛЬНО
Слайд 4: Сформулируйте к предложениям задание в соответствии с темой нашего урока. Выполните задание в тетради:
Вперед людей (не) забегай, и от людей (не) отставай. В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив. От учтивых слов язык (не) отсохнет. Зазнайство (не) возвышает, а унижает. Без заботы и репу (не) вырастишь. Рабочие руки (не) знают скуки. Без труда (не) вынешь и рыбку из пруда.
Слайд 5: Прочитайте упражнение. К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика. Напишите глаголы правого столбика, раскрывая скобки. Изучаемую орфограмму подчеркните. Выполните задание в тетради
Сомневаться, удивляться Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие Испытывать чувство сильной вражды, ненависти Проявлять безудержную ярость, буйство Болеть, плохо себя чувствовать (НЕ)навидеть (НЕ)годовать (НЕ)доумевать (НЕ)домогать (НЕ) истовствовать
Слайд 6: Зрительный диктант: запишите номер предложения и поставьте рядом +, если НЕ пишется слитно ; ̶, если НЕ пишется раздельно ( письменно )
1.(Не)суди о человеке по наружности. 2.(Не) бросай товарища в беде. 3.(Не)стану мешать. 4.(Не)доумевать по поводу ответа. 5.(Не)хочу ссориться. 6.(Не)годовать из-за опоздания. 7.(Не)могу говорить. 8.(Не)были на экскурсии. 9.(Не)домогать всю неделю. 10.В решете воды (не)удержать. 11.(Не)взлюбил я эту собаку за ее злость. 12.(Не)знать правило. 13.(Не)сочувствовать другу. 14.Новых друзей наживай, а старых (не)забывай. 15. Через порог руки (не)подают.
Слайд 7: Проверяем себя:
1.- 2.- 3.- 4.+ 5.- 6. + 7.- 8.- 9.+ 10.- 11.+ 12.- 13.- 14.-
Слайд 8: Поставьте себе оценки:
нет ошибок- 5, 1 - 2 ошибки - 4, 3- 4 ошибки - 3, больше 4-х ошибок- 2.
Слайд 9: Исследовательская работа
Негодовал Ненавидел Недоглядеть Недолюбливать Недослышать Недоспать
Слайд 10: Приставка НЕДО -
образует глаголы со значением неполноты, недостаточности по сравнению с какой-либо нормой Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов. Приставка недо- часто бывает антонимична (противоположна) приставке пере-: недоварить - переварить, недомерить - перемерить (отмерить лишнее), недовыполнить - перевыполнить, недоесть - переесть, недодать - передать.
Слайд 11: Творческое задание: расставьте предложения по порядку, чтобы получился связанный текст, выпишите те предложения, в которых есть изучаемая орфограмма
1.Но, несмотря на военные действия, учился я с огромным желанием, любил школу, своих друзей. 2. Я начал учиться в деревне. 3. Проблем с успеваемостью у меня (не)было, но вот в младших классах часто получал четверку по поведению. 4. Время было нелегкое, в школе (не)хватало учебников — ведь шла война. 5. Сейчас я очень жалею об этом.
Слайд 12: Творческое задание :расставьте предложения по порядку, чтобы получился связанный текст, выпишите те предложения, в которых есть изучаемая орфограмма
1. Я начал учиться в деревне. 2. Время было нелегкое, в школе (не)хватало учебников — ведь шла война. 3. Но, несмотря на военные действия, учился я с огромным желанием, любил школу, своих друзей. 4. Проблем с успеваемостью у меня (не)было, но вот в младших классах часто получал четверку по поведению. 5. Сейчас я очень жалею об этом.
Слайд 13: Подведём итог урока:
Сегодня мы узнали о…. Теперь я могу…. Я научился…. Что я узнал нового на уроке…. Своей работой я ….
Слайд 14: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Повторить правила в учебнике; Выполнить задание: в ставьте частицу не в слова, из которых она исчезла, запишите их в тетради. Выполненные задания можно сфотографировать и фото отправить Виктории Викторовне личным сообщением в ВК
Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением, Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо И во всем была разбериха. И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная, И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причесаный ряха, И за ряхой по травке свежей Шёл суразный дотёпа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не.