Презентация на тему: Дисциплина: Психология

Дисциплина: Психология
Лекция 1. Введение в психологию.
Психология – это наука о психических явлениях:
Предмет изучения: психика.
История развития представлений о предмете психологи
Характеристика донаучного периода
Психология как наука о душе
Психология Античности
Психология Средневековья
Психология Возрождения и Нового Времени
Психология ассоцианизма
Психология как самостоятельная наука
Экспериментальная психология
Методологический кризис и разделение на школы
Дисциплина: Психология
Скрытый кризис психологии
Место психологии в системе наук
Научные и житейские психологические знания
Направления научных психологических знаний
Дисциплина: Психология
Методологические принципы психологии
Принцип детерминизма
Формы детерминизма:
Принцип развития
Этапы развития личности:
Принцип единства сознания и деятельности
Принцип личностного характера
Принцип системности
Домашнее задание
Домашнее задание
Психика
Формы проявления психики (психические явления)
Формы психики
Функция психики
Стадии развития живой материи:
Дисциплина: Психология
Дисциплина: Психология
Дисциплина: Психология
Предпосылки развития сознания:
1/39
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 21)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (390 Кб)
1

Первый слайд презентации: Дисциплина: Психология

к.псх.н., доц. Чхиквадзе Тинатин Владимировна

Изображение слайда
2

Слайд 2: Лекция 1. Введение в психологию

Психология – это наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Психология – это наука о психических явлениях:

психических процессах : познавательных (ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь); эмоциональных (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.) и волевых процессах (потребность, мотив, воля, принятие решения, цель и т.д.); психических свойствах (темперамент, характер, задатки, способности, направленность и т.д.); психических состояниях (стресс, аффект, горе, монотония, выученная беспомощность, сон, бодрствование, измененные состояния сознания и т.д.)

Изображение слайда
4

Слайд 4: Предмет изучения: психика

Объект: человек, животное (зоопсихология), малые и большие группы (социальная психология). Задачи психологии: 1.Научиться понимать суть психических явлений и их закономерности. 2.Научиться управлять психическими явлениями. 3.Использовать полученные знания с целью повышения эффективности практики. 4.Быть теоретической базой практики психологической службы.

Изображение слайда
5

Слайд 5: История развития представлений о предмете психологи

0 этап – Донаучный (до VI в д.н.э.) 1 этап – Психология как наука о душе (VI в д.н.э. – XVI н.э.) 2 этап – Психология как наука о сознании (XVII – XIXвв.). 3 этап – Психология как самостоятельная наука; открытый кризис (1879 – 1930ые) 4 этап – Скрытый кризис психологии (1930ые – настоящее время)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Характеристика донаучного периода

-Отрывочные знания о человеке, его психике и поведении. - Хранители знания – жрецы,

Изображение слайда
7

Слайд 7: Психология как наука о душе

Психология является частью философии; Предмет науки – душа (психе); Разделение представлений о душе на материалистические и идеалистические

Изображение слайда
8

Слайд 8: Психология Античности

Душа – источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения; Нет специальных методов исследования содуржания и функций души, используются методы других наук (философии, медицины, математики); Определили основные проблемы психологии: исследование познания, активности тела, способы регуляции поведения, пределы свободы человека.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Психология Средневековья

Исследуется душа, виды активности тела, особенности познания, в частности чувственное познание; Появление собственно психологического метода исследования интроспекции; Развитие психофизических исследований; Первые исследования психологии масс. Интроспекция – это метод психологического анализа через субъективное наблюдение за деятельностью собственной психики.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Психология Возрождения и Нового Времени

Предмет – сознание, его содержание и пути формирования; Методы: интроспекция, логика (индукция, дедукция, анализ и т.д.); Развитие рационалистического и эмпирического подходов; Появление первых теорий эмоций, рефлекса; Первая попытка ввести понятие бессознательного.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Психология ассоцианизма

Предмет – познавательные процессы и поведение человека; Сознание состоит из ощущений, представлений и чувств; Методы: интроспекция, логика, метод проб и ошибок, методы др.наук; Появление концепции об адаптивной функции психики Развитие теории рефлекса; Развитие концепции бессознательного.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Психология как самостоятельная наука

1879г. - психология оформилась в самостоятельную науку. Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Экспериментальная психология

Предмет – элементы психики, связанные с сознанием, их связи и законы; Методы: экспериментальные, интроспекция, анализ результатов творческой деятельности человека и народа в целом, первые тесты; Первые теории психологии народов; Новые данные о психических процессах (память, ощущения, восприятие, внимание); Новые подходы в психологии помимо ассоцианизма; Первые симптомы методологического кризиса науки.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Методологический кризис и разделение на школы

Предмет психологии: Структурализм – элементы психики; Функционализм – функции психики; Психоанализ - бессознательное и его влияние на сознание; Бихевиоризм – поведение; Гештальтпсихология – структуры психики; Советская психология – высшие психические функции и деятельность.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Методы: проективные методики (психоанализ), эксперимент, формирование рефлекса, инструментальный метод. Появление первых концепций личности, теорий сознания, научения. Экспериментальные исследования личности; Введение в исследование личности культуры и социального окружения; Развитие отраслей психологии

Изображение слайда
16

Слайд 16: Скрытый кризис психологии

Снятие вопроса о научном статусе психологии; Признание мультипарадигмальности психологии; Появление множества школ и направлений психологии; Методы: опросники, совершенствование экспериментальных методов, моделирование, социометрия и др.; Развитие психодиагностики; Стремление к синтезу наиболее значительных достижений различных школ.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Место психологии в системе наук

Изображение слайда
18

Слайд 18: Научные и житейские психологические знания

Изображение слайда
19

Слайд 19: Направления научных психологических знаний

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21: Методологические принципы психологии

Принцип (лат. – основа, первопричина) – исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, внутреннее убеждение и основное правило поведения.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Принцип детерминизма

Психика определяется образом жизни и перестраивается с его изменением. Психика животных определяется естественным отбором, как биологическим законом, открытым Ч.Дарвином. Происхождение и развитие человеческого сознания определяется законами развития, способами производства материальных средств жизни.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Формы детерминизма:

А. Детерминизм причинности (казуальности) – совокупность обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его. Б. Системный детерминизм – зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого. В. Детерминизм обратной связи – следствие воздействует на вызвавшую его причину. Г. Статический детерминизм – при исходных причинах возникают различные эффекты. Д. Целевой детерминизм – предваряющая результат цель, определяет процесс его достижения.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Принцип развития

Закономерности всех психических явлений познаются в их развитии, в процессе возникновения, движения и отмирания. Развитие – это не только рост, но и изменение, т.е. это процесс при котором количественные изменения переходят к качественным, скачкообразным появлениям новообразований. Развитие психики – это поступательный переход от одной ступени к другой, качественно новой. Задача психологии вскрыть как преемственность развития высших форм психики на основе низших, а также изучить качественное своеобразие высших форм психики. Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, между старыми, отживающими формами психики, и новыми, только нарождающимися.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Этапы развития личности:

1 этап – усвоение действующих норм, овладение знаниями и соответствующей деятельностью. Возникает необходимость максимальной адаптации к среде за счет утраты некоторых своих индивидуальных особенностей. 2 этап – индивидуализация. Характеризуется поиском способов и средств утверждения своей индивидуальности. 3 этап – интеграция. Требует от личности проявлять те индивидуальные особенности, которые соответствуют ценностям среды. Если личность успешно проходит все эти этапы, то результативно проходят и ее самоопределением и самоутверждение.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Принцип единства сознания и деятельности

Основополагающий принцип психологии. С.Л.Рубинштейн и А.Л. Леонтьев рассматривали сознание не только как высшую форму развития психики, но как категорию постоянно развивающейся в деятельности, регуляторную систему, осуществляющую 3 важнейшие функции: 1. Функцию целостной регуляции психических процессов; 2. Функцию регуляции отношений 3. Функцию регуляции деятельности. Сознание помогает человеку определить цель, средства ее достижения, мотивы деятельности и предусмотреть конечный результат. Деятельность дает возможность совершенствовать знания, развивать самосознание, формировать отношение к окружающему миру. Личность способна развиваться только в деятельности.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Принцип личностного характера

Все психические процессы и особенности их протекания зависят от личности как единого целого, основания, которое проявляет себя нет только в рамках становления отдельной личности, но влияет и на становление психологии как науки.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Принцип системности

Позволяет рассматривать личность как элемент общественной системы, в разных взаимосвязях с обществом, отдельными людьми, группами и коллективами, а также во взаимосвязи внутренних сфер личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной и т.д.)

Изображение слайда
29

Слайд 29: Домашнее задание

Конспекты к теме: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 1. Общее представление о психологии как науке. Маклаков А.Г. Общая психология. 1.2. Науки о человеке и человечестве. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 2. Представления древних философов о душе. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 3. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 4. Психология как наука о поведении.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Домашнее задание

Доклады по теме: Психоанализ З.Фрейда. Индивидуальная психология А.Адлера (психоаналитическое направление). Аналитическая теория К.Г.Юнга (психоаналитическое направление). Бихевиоризм и его вклад в научную и практическую психологию. Этическая сторона экспериментов бихевиористов. Гештальтпсихология: теория и практика. Литературара: Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер «Теории личности. Основные положения, исследования и применение» Л. Первин, О. Джон «Психология личности: Теория и исследования» - М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Психика

это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира через построение неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Источники психики: нервная система и ее клеточные аналоги.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Формы проявления психики (психические явления)

1. Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. 2. Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования человека, характерное для него в каждый данный момент времени. 3. Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянные проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно - количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Формы психики

Формы проявления адаптивной функции психики: А. Постоянства внутренней среды организма для сохранения его целостности; Б. Поведение – сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Функция психики

обеспечение адаптация живого организма к окружающей среде через: 1. отражение окружающей действительности; 2. обеспечение целостности организма; 3. регуляцию поведения.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Стадии развития живой материи:

I. Уровень до психического развития живой материи (растения) характеризуется наличием раздражимости. Раздражимость – это элементарная способность избирательно реагировать на жизненно важные (т.е. биотические) воздействия внешней среды.

Изображение слайда
36

Слайд 36

II. Уровень психики характеризуется появление чувствительности и других форм психического отражения. Чувствительность – это способность живого организма отражать и реагировать на биологически нейтральные (т.е. абиотические) воздействия среды. 1. Стадия элементарной сенсорной психики: наличие ощущений (т.е. способность отражать отдельные свойства среды), способность к формированию элементарных условных рефлексов, научение через привыкание и методом проб и ошибок. Представители: инфузория туфелька, улитки, морские звезды, дождевые черви. 2. Стадия перцептивной психики: наличие восприятия (т.е. отражение внешней действительности в форме целостных образов предметов), способность различать форму предметов, цвета, появление общения и группового поведения, наличие элементарных формы мышления: анализ и обобщение. Представители: рыбы, птицы, насекомые, осьминоги.

Изображение слайда
37

Слайд 37

3. Стадия интеллекта: наличие интеллектуальной деятельности, способность переносить однажды найденный принцип решения задачи в новые условия, создание и использование примитивных орудий, познание окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей, способность решать одну и ту же задачу разными методами, способность понять причинно-следственные связи между явлениями в практических действиях. Представители: собаки, дельфины, обезьяны.

Изображение слайда
38

Слайд 38

III. Уровень высших психических функций характеризуется наличием сознания. Только у человека. Сознание – это высший уровень психического отражения действительности в форме образов и понятий, результат общественно-исторического развития человека, его трудовой деятельности при постоянном общении с др. людьми. ВПФ (высшие психические функции или сознание) характеризуется: активностью, произвольностью, опосредованностью, осознанностью, социальностью.

Изображение слайда
39

Последний слайд презентации: Дисциплина: Психология: Предпосылки развития сознания:

1. Прямохождение освободило руки от функции передвижения, большой палец стал противопоставлен другим пальцам, улучшилась координация движений. Человек стал использовать руки только для изготовления, применения и хранения орудий труда. 2. Развитие головного мозга – увеличение площади коры головного мозга за счет появления извилин, дифференциация участков мозга, ответственных за интеграцию информации и произвольное поведение. 3. Возникновение речи и речевой коммуникации, необходимой для трудовой деятельности. 4. Развитие трудовой деятельности.

Изображение слайда