Презентация на тему: Дидактика высшей школы

Дидактика высшей школы
Ян Амос Коменский (1592-1670)
Из «Великой дидактики»
Современная дидактика ВШ
Функции дидактики
Функции дидактики (продолжение)
Задачи дидактики ВШ
Понятийно-категориальный аппарат (цели, процесс и результаты)
Образование
Обучение предполагает:
Традиционный и инновационный подходы
Развивающее обучение: методология, теория и практика
Согласно Л.С. Выготскому :
Обучение ведет в зону ближайшего развития
Л. С. Выготский:
Зона ближайшего развития
Центральное технологическое звено развивающего обучения
СПИСОК РЕКОМЕДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК РЕКОМЕДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (продолжение)
М.Н. Дудина. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям, 2015, http:// hdl.handle.net/10995/35194 ; http://elibrary.ru/item.asp?id=24795185
Благодарю за внимание!
1/21
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 29)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3483 Кб)
1

Первый слайд презентации: Дидактика высшей школы

Дудина Маргарита Николаевна, доктор педагогических наук, профессор УрФУ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Ян Амос Коменский (1592-1670)

На путях воспитания видел возможность установления справедливых отношений не только между людьми в одной стране, но и между народами. В труде « Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» писал о необходимости образования и воспитания человека на протяжении всей жизни

Изображение слайда
3

Слайд 3: Из «Великой дидактики»

«... учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создать по всем общинам, городам и селам каждого христианского госу­дарства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исклю­чения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в го­ды юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». учить с верным успехом, учить быстро, основательно. «Основания почерпаются из самой природы вещей; Истинность подтверждается параллель­ными примерами из области механических искусств; По­рядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается верный и легкий путь для удачного осуществления этого на практике».

Изображение слайда
4

Слайд 4: Современная дидактика ВШ

Общая теория обучения, исследующая проблемы образования и обучения (воспитания) на высшей, в том числе профессиональной ступени Объект дидактики - процесс обучения как непрерывный, его структура и содержание, закономерности Предмет дидактики – цели, содержание и методы Частная дидактика - методический аспект - связан с преподаванием конкретной учебной дисциплины ( специфика, структура и содержание, методы обучения и контроля)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Функции дидактики

Научно-теоретическая (познавательно-объяснительная) – выявляет закономерности обучения и развития личности. Нормативно-прикладная, мировоззренческая – рассматривает обучение в многообразии и единстве, в совокупности ценностей и норм познания и преобразования мира, социума и личности. Социальная – исследует развитие личности, способной адаптироваться и интегрироваться в общество в соответствии с его запросами и перспективами развития.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Функции дидактики (продолжение)

Л ичностно-развивающая - на развитие способностей человека к самоактуализации и саморазвитию, саморегуляции и самореализации (гражданин, патриот, труженик, семьянин, сотрудник в сообществе). З доровьесберегающа я – физическое, психическое, социальное, нравственное. Культуротворческая – потенциал субъекта культуры и творческой деятельности, носитель традиционной и инновационной культуры. Социальной защиты – возможности социальной и профессиональной мобильности. Прогностическая - возможности прогнозировать последствия изменений в обучении.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Задачи дидактики ВШ

выявление закономерностей обучения и развития личности (ее воспитания) обоснование принципов обучения в ВШ обоснование целей высшего образования о боснование стандарта высшего образования разработка содержания образования научное обоснование модели педагогического процесса в вузе разработка инновационных методов обучения, в т.ч. информационно-коммуникационных, компьютерных

Изображение слайда
8

Слайд 8: Понятийно-категориальный аппарат (цели, процесс и результаты)

Обучение, образование, воспитание, развитие, Педагогический процесс, Педагогическая деятельность, Учебно-познавательная деятельность, Личность, развитие личности средствами обучения, Принципы обучения, формы, методы и средства обучения

Изображение слайда
9

Слайд 9: Образование

Целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, социума и государства, предполагающий достижения обучающимся определенного образовательного уровня (на базе освоения общекультурных (ОК) и профессиональных ( ПК) компетенций; [ Универсальных, общепрофессиональных, профессиональных, УК, ОПК, ПК ]

Изображение слайда
10

Слайд 10: Обучение предполагает:

Целеполагание – зачем обучать ? Содержание – чему обучать ? Технологии - как обучать ? (Как контролировать динамику достижений студента? Как оценивать? Как корректировать?)

Изображение слайда
11

Слайд 11: Традиционный и инновационный подходы

Традиционная когнитивная модель («зуновская» - знания, умения, навыки) З адача и миссия учителя (преподавателя) - «передать» знания и опыт предшествующих поколений ( «сеяние разумного, доброго, вечного»). Неотъемлемое свойство – доминирующая репродуктивная деятельность обучаемых. Экстенсивный характер образовательного процесса, Длительность обучения Нацеленность - «научить на всю оставшуюся жизнь». Результат образования оценивался в основном количественными показателями модель более ориентирована на процесс, чем на результат Инновационная личностно-развивающая модель Задача и миссия учителя (преподавателя) – научить добывать знания. Неотъемлемое свойство - креативная деятельность обучаемых. Интенсивный характер образовательного процесса. Нацеленность- непрерывное образование (« через всю жизнь»). Результат образования оценивается качественными показателями (компетенции) Модель более ориентирована на результат, достигаемый собственными усилиями обучаемого

Изображение слайда
12

Слайд 12: Развивающее обучение: методология, теория и практика

Каково соотношение обучения и развития ? С.Л. Рубинштейн : «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения» (Рубинштейн С.Л., 1946. С. 156).

Изображение слайда
13

Слайд 13: Согласно Л.С. Выготскому :

«… можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли…» [ Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.4. М., 1984., с. 248., с. 145 ]

Изображение слайда
14

Слайд 14: Обучение ведет в зону ближайшего развития

Процесс развития - самодвижения, самоорганизации на основе внутренних законов. Обучение стимулирует развитие, пробуждает, приводит в движение внутренний механизм развития на основе взаимодействия с со сверстниками и взрослыми, в сотрудничестве.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Л. С. Выготский:

« Как садовник, желающий определить состояние своего сада, будет не прав, если вздумает оценивать его только по созревшим и принесшим плоды яблоням, а должен учесть и созревающие деревья, так и психолог неизбежно должен при оценке состояния развития учитывать не только созревшие, но и созревающие функции, не только актуальный уровень, но и зону ближайшего развития. Как это сделать? » [«Мышление и речь»Т.2 с. 246-247 ].

Изображение слайда
16

Слайд 16: Зона ближайшего развития

- выход из зоны актуального развития субъекта – результат действия закона становления высших психических функций.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Центральное технологическое звено развивающего обучения

это самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучаемого, основанная на его способности регулировать свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Суть развивающего обучения состоит в том, что обучаемый не только усваивает конкретные знания и умения, но и овладевает способами действий, учится конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Изображение слайда
18

Слайд 18: СПИСОК РЕКОМЕДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учеб. пособие / сост. Т. Г. Мухина. Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. 97 с. 2. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. М. : Логос, 2011. 334 с. 3. Выготский Л. С. Мышление и речь /Л.С. Выготский // Собр. соч. : В 6 т. М., 1982. Т. 2. 4. Глобализация и образование. Болонский процесс: материалы круглого стола. М. : Альфа-М, 2004. Вып. 2. 168 с. 5. Дудина М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям [ учеб.-метод. пособие ] – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 152 с. 6.Загвязинский В. И. Теории обучения и воспитания: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М. : Академия ( Academia ), 2013. 256 с. 7. Зеер Э. Ф. Социально-профессиональное воспитание в вузе : практико-ориентированная монография. Рос. гос. проф.- пед. ун-т. Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2003. 157 с.

Изображение слайда
19

Слайд 19: СПИСОК РЕКОМЕДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (продолжение)

8. Колесникова Л. Г. Управление человеческими ресурсами: формирование компетенций: учеб. пособие Челябинск : Центр науч. сотрудничества, 2012. 158 c. 9. Попков В. А. Дидактика высшей школы / В. А Попков, А. В. Коржуев. М. : Академия, 2009. 224 с. 10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито -Центр, 2002. - 396 с. 11. Современные технологии профессионально-ориентированного образования: курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун - та. 2009. 380 с. 12. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Под общ. ред. Л.Л. Рыбцовой. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. 92 с. 13. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. М. : Академия ( Academia ), 2008. 240 с.

Изображение слайда
20

Слайд 20: М.Н. Дудина. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям, 2015, http:// hdl.handle.net/10995/35194 ; http://elibrary.ru/item.asp?id=24795185

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: Дидактика высшей школы: Благодарю за внимание!

Изображение слайда