Презентация на тему: Дидактика как научная дисциплина

Дидактика как научная дисциплина
Определение понятия «дидактика»
Объект и предмет дидактики
Объект и предмет дидактики
Теория познания – методологическая основа обучения
Познание и обучение: отличительные характеристики
Процесс обучения: определение понятия
Процесс обучения: определение понятия
Процесс обучения: определение понятия
Основные компоненты процесса обучения
Содержание обучения
Механизм освоения содержания
Основные компоненты обучения
Преподавание как компонент обучения
Структура деятельности преподавания
Учение как компонент обучения
Структура деятельности учения
Задания для слушателей: практическая работа
Процесс обучения как целостная система
Процесс обучения как система
Модель структуры процесса обучения
Модель структуры процесса обучения
Движущие силы процесса обучения
Структурные связи в процессе обучения
Законы и закономерности процесса обучения
Законы процесса обучения
Закономерности процесса обучения
Принципы обучения
Принципы обучения
Принципы обучения
Взаимосвязь принципов обучения и компонентов процесса обучения
Итоговые задания для слушателей по теме
Дополнительное задание (на опережение)
Дидактика как научная дисциплина
1/34
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 33)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (148 Кб)
1

Первый слайд презентации: Дидактика как научная дисциплина

Процесс обучения как целостная система

Изображение слайда
2

Слайд 2: Определение понятия «дидактика»

Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм (Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С.117) Вопросы, на которые отвечает дидактика: - Чему учить ? - Как учить ?

Изображение слайда
3

Слайд 3: Объект и предмет дидактики

Объект – область действительности, на которую направлена познавательная деятельность исследователя Предмет – способ видения объекта исследователем с позиции науки, которую он представляет.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Объект и предмет дидактики

Объект дидактики: педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне, в том числе способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов. Предмет дидактики: - обучение как средство образования и воспитания; - закономерности и принципы обучения, цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения; - процесс преподавания – учения, условия, необходимые для его протекания (содержание, организация, средства…), а также устойчивые результаты реализации этих условий. - связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Теория познания – методологическая основа обучения

Логика познания истины: от живого созерцания к абстрактному мышлению от него к практике (М.Ломоносов, В. Ленин). «Живое созерцание» - как чувственное познание – ощущения и восприятия; «абстрактное мышление » - понимание, осмысление, обобщение знаний в виде понятий, законов, теорий, концепций…; «практика» - применение абстрактных знаний к решению конкретных практических и познавательных задач в ситуациях внеучебной деятельности.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Познание и обучение: отличительные характеристики

Познание Обучение Открытие новых законов, сведений, данных, фактов; выдвижение теорий, концепций, идей. Использование готовых, проверенных истин, ограничение их количества требованиями. Противоречивый процесс открытий, пересмотра сложившихся представлений. Специально отобранные и педагогически переработанные данные, организованные как стройная система усложняющихся и углубляющихся знаний (линейная или концентрическая система). Разработка исследовательских методик, создание исследовательской базы. Создание методик, адаптированных к условиям передачи детям готовых истин и развития их мышления. Критерием истины является практика Результаты практики привлекаются как исходный материал и источник подтверждения истинности изучаемых знаний. Творческий процесс, единство познания и преобразования действительности. Единство усвоения, запоминания и творчества, где творчество рассматривается как процесс усвоения готовых истин.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Процесс обучения: определение понятия

Определение процесса обучения: - «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно – познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно – эстетических взглядов и убеждений ( И.Ф. Харламов); - «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» (Ю.К. Бабанский);

Изображение слайда
8

Слайд 8: Процесс обучения: определение понятия

Содержание обучения как процесса – деятельность. Деятельность – вид труда (маляр, инженер, художник, танцовщица, спортсмен, педагог…). В чём отличие этих видов деятельности ?

Изображение слайда
9

Слайд 9: Процесс обучения: определение понятия

Обучение – процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения и навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. Источник информации: Педагогика. Учебное пособие…/ под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004. – С. – 153

Изображение слайда
10

Слайд 10: Основные компоненты процесса обучения

Компонентами процесса обучения являются: цели; содержание обучения; методы; формы; средства; результаты; дидактические условия.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Содержание обучения

Содержание обучения включает основные формы общественного сознания: науку; искусство; мораль; право; культуру; производственный опыт и трудовые навыки.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Механизм освоения содержания

Главный механизм освоения содержания в процессе обучения – целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познавательное общение. Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение социального опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Основные компоненты обучения

Основные компоненты обучения: преподавание и учение. Преподавание – есть специальная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитания их в процессе обучения (Г.М. Коджаспирова). Деятельность преподавания в определённом аспекте выступает как руководство учебно – познавательной деятельностью учащихся в рамках того содержания образования, которое предопределяется задачами гармонического развития интеллектуальных, нравственных и физических сил и способностей подрастающего поколения. (П.И. Пидкасистый) Задание: В чём Вы видите общее и отличное в выше приведённых определениях понятия «преподавание» ?

Изображение слайда
14

Слайд 14: Преподавание как компонент обучения

Руководство учебно – познавательной деятельностью предполагает такую её организацию, при которой обеспечивается не просто усвоение «передаваемых знаний», а осуществляется совместное открытие этих знаний, происходящее в ситуации, где присутствует и эмоциональное сопереживание, встреча личностных смыслов педагога и ученика.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Структура деятельности преподавания

Педагогическая обработка передаваемых детям знаний. Искусство их воспроизведения и разъяснения. Выявление детских задатков, способностей, дарований, стимулирование детской познавательной активности. Осуществление диагностики, получение и обработка обратной информации. Коррекция усвоенного материала. Организация практической деятельности детей.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Учение как компонент обучения

Учение – специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая … деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей (Г.М. Коджаспирова). Важнейшими качествами этой деятельности являются: - самостоятельность, которая выражается в самокритичности; - познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях; - готовность к преодолению трудностей, связанная с усидчивостью и волей; - оперативность как правильное понимание стоящих задач, выбор нужного действия и темпа их решения (П.И. Пидкасистый)

Изображение слайда
17

Слайд 17: Структура деятельности учения

Восприятие материала Анализ учебной задачи Осмысление материала Принятие учебной задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для её решения Сознательная творческая переработка материала Составление плана решения задачи Предъявление, ясное выражение материала Практическое её осуществление Самопроверка Контроль и оценка решения задачи Применение материала как в системе учебных упражнений, так и в решении жизненных задач Осознание способов деятельности, имеющих место в решении задачи

Изображение слайда
18

Слайд 18: Задания для слушателей: практическая работа

Познакомиться с таблицей «Двусторонний характер процесса обучения», установить особенности двух компонентов процесса обучения (преподавания и учения)

Изображение слайда
19

Слайд 19: Процесс обучения как целостная система

Система – «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1984. – С.624). Процесс – смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности. Процесс обучения как система : Состав (элементы); Структура (связи между элементами); Функции

Изображение слайда
20

Слайд 20: Процесс обучения как система

Два аспекта целостности педагогических объектов: 1) единство преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной стороны обучения; 2) единство образовательной, воспитательной и развивающей функций. Системообразующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими выступают : содержание обучения, методы, формы, средства.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Модель структуры процесса обучения

Задание: Изучите модель, определите её недостающие элементы

Изображение слайда
22

Слайд 22: Модель структуры процесса обучения

Изображение слайда
23

Слайд 23: Движущие силы процесса обучения

Противоречия как движущие силы процесса обучения: - противоречия содержательной сферы (между прежним уровнем знаний и новыми знаниями…); - противоречия мотивационной сферы (между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся у учению, к процессу получения знаний…); - противоречия операционной сферы (между преподаванием и учением…).

Изображение слайда
24

Слайд 24: Структурные связи в процессе обучения

Виды связей : универсальные, причинно – следственные, функциональные, иерархические, связи управления, генетические, связи функционирования и развития. В процессе обучения особое значение имеют связи взаимодействия обучающего и обучаемого, причинно- следственные связи всех компонентов учебного процесса.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Законы и закономерности процесса обучения

Закон трактуется как необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между различными явлениями. Закономерност ь обучения – это существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между педагогическими фактами, явлениями и событиями, относящимися к процессу обучения. Закономерности способны получить статус законов в случае, если соблюдены следующие условия: - определены и зафиксированы объекты между которыми устанавливается связь; - исследованы особенности этой связи (вид, форма, содержание, характеристика); - установлены границы применимости проявления связи.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Законы процесса обучения

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Закон взаимосвязи теории и практики в обучении. Закон соответствия школьного образования уровню развития научного знания. Закон единства обучения, воспитания и развития. Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности обучающихся…

Изображение слайда
27

Слайд 27: Закономерности процесса обучения

Внешние и внутренние закономерности обучения. Внешние : - Цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образованности личности. Внутренние: - Обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер; - Существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения; - Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного материала, от включения его в ранее пройденный и в новый материал. - Развитие умственных умений учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения… - Результаты обучения и воспитания личности зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Принципы обучения

Принципы обучения – обобщённые, наиболее универсальные, существенные требования к процессу обучения. Принципы как рекомендации о путях достижения целей обучения на основе его познанных закономерностей.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Принципы обучения

Принципы обучения (классификация Ю.К. Бабанского): - направленность процесса обучения на всестороннее, гармоничное развитие личности; - связь обучения с жизнью; - научность; - доступность; - систематичность и последовательность в обучении; - обеспечение оперативного контроля и самоконтроля в обучении; - прочность, осмысленность знаний, умений и навыков; - единство образовательных и воспитательных результатов в обучении;

Изображение слайда
30

Слайд 30: Принципы обучения

- сознательность, активность, самостоятельность школьников при руководящей роли учителя; - единство и оптимальное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения; - оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения; - единство и и взаимосвязь репродуктивной и поисковой учебно – познавательной деятельности учащихся; - стимулирование положительного отношения учащихся к учению; - создание оптимальных учебно – материальных, гигиенических, морально – психологических условий для процесса обучения.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Взаимосвязь принципов обучения и компонентов процесса обучения

Задание для слушателей: Установите взаимосвязи компонентов и принципов обучения: Цели---------- принципы Содержание ------ // -//-// Методы---------//-//-// Формы---------- //-//-// Средства-------//-//-// Результаты-----//-//-//

Изображение слайда
32

Слайд 32: Итоговые задания для слушателей по теме

Задания для слушателей при работе с опорными конспектами: Познакомиться с основными характеристиками процессов познания и обучения и сравнить их. Познакомиться с основными компонентами преподавания и учения и установить особенности этих видов деятельности. Составить опорный конспект, отразив в нём взаимосвязи компонентов процесса обучения и принципов обучения.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Дополнительное задание (на опережение)

Познакомиться с определениями понятия «личностно–ориентированный подход»: Е.Н.Степанов, И.С.Якиманская, А.В.Хуторской,.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова. Познакомиться с принципами личностно – ориентированного подхода в обучении (Степанов, Хуторской) и сравнить их с принципами традиционного обучения.

Изображение слайда
34

Последний слайд презентации: Дидактика как научная дисциплина

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е !

Изображение слайда