Презентация на тему: Дидактика

Реклама. Продолжение ниже
Дидактика
Методы обучения: сущность понятия
Определение понятия
Структура метода
Классификация методов
Словесные методы
Наглядные методы
Практические методы
Классификация методов
Объяснительно – иллюстративный метод
Репродуктивный метод
Исследовательский метод
Классификация проблемных ситуаций (задач)
Эвристический метод
Проблемное изложение
Классификация методов
Выбор методов обучения
1/17
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 85)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (80 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Дидактика

Методы обучения

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Методы обучения: сущность понятия

Понятие «метод » (от греч. « methodos ») – путь, способ продвижения к истине, ожидаемому результату. Метод обучения характеризуется 3 признаками: - цель обучения; - способ усвоения; - характер взаимодействия субъектов обучения. Понятие метода обучения отражает : 1) способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи ; 2) специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Определение понятия

Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач(Пидкасистый П.И) Метод обучения является системой действий учителя, организующего практическую и познавательную деятельность ученика, которая устойчиво ведёт к усвоению содержания образования (И.Я. Лернер) Метод можно определить как «…конструируемую с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определённой части содержания образования» (В.В. Краевский)

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Структура метода

Цель учителя → Деятельность учителя – Средства учителя ↔Цель ученика → Деятельность ученика – Средства ученика ↔ Изменение ученика под влиянием его деятельности → Достигнутая цель

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Классификация методов

1. Классификация на основе видов деятельности педагога и обучающегося: а) методы работы педагога : рассказ, объяснение, беседа; б) методы работы обучающихся : упражнение, самостоятельная работа. 2. Классификация по источнику получения знаний : а) словесные методы (источник – устное или печатное слово); б) наглядные методы (источник – наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (источник – выполняемые практические действия).

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Словесные методы

Словесные методы относятся к группе методов организации и осуществления чувственного восприятия учебной информации (перцептивные методы). Взаимодействие педагога и ученика в условиях словесной передачи и слухового восприятия учебной информации может быть рассмотрено в форме лекции, рассказа, беседы. Лекция Рассказ – описание (описание прибора, структуры растений…), рассказ – повествование (изложение событий, фактов из жизни писателей, исторических деятелей…). Беседа : сообщающая (введение новых знаний на основе имеющихся), воспроизводящая (восстановление ранее полученных знаний), эвристическая (на основе изученного формулируются новые понятия, выводы, правила…)

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Наглядные методы

Метод наблюдений – изучение объектов в естественных условиях. Метод демонстраций – наглядный показ различных предметов, материалов, пособий и опытов.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Практические методы

Метод упражнений Учебно – практические работы Творческие работы

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Классификация методов

3. Классификация методов в зависимости от характера познавательной деятельности обучающихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер): а) объяснительно – иллюстративный; б) репродуктивный; в) проблемное изложение; г) частично – поисковый; д) исследовательский

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Объяснительно – иллюстративный метод

Объснительно – иллюстративный или информационно – рецептивный метод: схема взаимодействия учителя и ученика в момент, когда учитель предъявляет знания а ученик их воспринимает. Требования к предъявлению готовых знаний со стороны учителя предполагают учитывать постепенное их структурирование: - знания в ходе изложения раскрываются всегда в их ближайших взаимосвязях; - изучаемые события, явления, законы, теории по возможности характеризуются как система взаимосвязанных элементов; - существенные процессы освещаются так, чтобы становился ясным механизм их протекания; - учащихся учат самостоятельному структурированию знаний.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Репродуктивный метод

Сущность репродуктивного метода: учитель конструирует, отбирает задания, выполняя которые учащиеся отрабатывают способы применения знаний. Применение знаний на двух уровнях: по образцу и творческое: - точное указание порядка действий; - обобщенные предписания действий и их последовательность; - ориентиры в определении области поиска конкретных знаний и способов деятельности. Репродуктивный метод проявляется в двух формах: - предъявление одного и того же задания для неоднократного повторения; - предъявление вариативных заданий, сходство которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Исследовательский метод

Метод, организующий творческую деятельность обучающихся посредством решения ими проблем и проблемных задач, называется исследовательским. Сущность метода: учитель конструирует методическую систему проблем и проблемных задач, адаптирует её к конкретной ситуации учебного процесса, предъявляет учащимся, а учащиеся, решая проблемы, постепенно овладевают процедурой творчества, творчески усваивают и методы познания. Дидактические условия применения метода: - дифференциация идей : идеи, которые будут изложены педагогом; идеи, понятия, которые дети сами добудут в процессе изучения темы; - конструирование исследовательских (проблемных) задач так, чтобы первая группа идей выступала как средство, а вторая – как результат деятельности.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Классификация проблемных ситуаций (задач)

Познавательные проблемные ситуации (задачи): - самостоятельное определение или характеристика понятий; - объяснение причин явления; - сравнение; - выдвижение гипотезы. Оценочные проблемные ситуации: - опровержение ложных концепций и суждений; - изучение положительных и отрицательных сторон предметов и явлений; - оказание помощи в совершенствовании деятельности. Организаторско – производственные проблемные ситуации: - обнаружение неполадок в деятельности человека, установление причин; - поиски путей улучшения деятельности; - подбор и расстановка кадров; - поиск наиболее оптимальных условий организации деятельности.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Эвристический метод

Сущность эвристического (частично – поискового) метода: под руководством учителя учащийся не решает целостные проблемные задачи, а выполняет только отдельные шаги, части процесса решения. Алгоритм работы : -учитель сообщил факты, направил мысль учащихся в необходимое русло, а вывод учащиеся делают сами; -учитель поставил проблему, а гипотезу выдвигают ученики; - учитель раскрывает логику доказательств, а учеников просит предсказать очередной шаг рассуждений; - учитель даёт задачу и по мере затруднений в её решении упрощает ход работы: даёт сходную облегчённую задачу, делит трудную задачу на две – три более простые, а затем возвращается к исходной задаче.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Проблемное изложение

Проблемное изложение как эталон культуры творческого научного мышления. Сущность метода: учитель формулирует проблему и сам раскрывает противоречивый процесс её доказательного решения, а ученики следят за ходом мысли, рассуждений учителя, мысленно проверяю т степень их логичности и убедительности. Вопросы, возникшие у учеников в процессе проблемного изложения материала педагогом, задаются в конце занятия.

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Классификация методов

4. Классификация методов на основе целостного подхода к процессу обучения (Ю.К. Бабанский): а) методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности : - словесные, наглядные, практические (аспект передачи информации); - индуктивные и дедуктивные (логический аспект); - репродуктивные и проблемно – поисковые (аспект мышления); - самостоятельной работы и работы под руководством педагога (аспект управления учением); б) методы стимулирования и мотивации: - интереса к учению; - долга и ответственности в учении; в) методы контроля и самоконтроля в обучении: - устный, письменный и лабораторно - практический

Изображение слайда
1/1
17

Последний слайд презентации: Дидактика: Выбор методов обучения

Выбор методов обучения зависит: - от общих целей образования и ведущих установок современной дидактики; - от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы; - от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины; - от цели, задач, содержания материала конкретного занятия ; - от времени, отведённого на изучение того или иного материала; - от возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей; - от уровня подготовленности обучающихся; - от материальной оснащённости учебного заведения; - от возможностей и особенностей педагога.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже