Презентация на тему: Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы

Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Анализ воспитательного мероприятия
II. Анализ подготовки мероприятия.
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы
Диагностические методики
Мой портрет в интерьере
Десять моих «Я»
Недописанный тезис
Блиц-опрос
Сочинение
Методика написания характеристики
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА КЛАССА Изучение школьной документации
1/31
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 66)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (92 Кб)
1

Первый слайд презентации: Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы

План: 1. Методы психолого-педагогической диагностики эффективности воспитательной работы. 2. Психодиагностическая культура учителя. Критерии и показатели уровня воспитанности учащихся. 3. Содержание диагностики воспитанности учащихся. Диагностика коллектива класса.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный его этап? Естественно, для этого нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, но может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика – оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Контроль за воспитательным процессом осуществляется, прежде всего, в ходе учебного процесса, т.к. основная воспитательная работа проходит именно на уроке. Заметное место в контроле за воспитательным процессом занимает изучение внеурочной работы классного руководителя, деятельности детских общественных организаций, клубов, кружков, секций, а также общих результатов этой работы. Для оценки воспитательного процесса вводится ключевое понятие воспитанности ребенка, вбирающее в себя многие оценочные характеристики. Воспитанность школьника – это степень соответствия его личностного развития поставленной педагогами цели. Определить результативность воспитательного процесса – это значит выявить уровень воспитанности учащихся. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии ( от лат. criterium – сравнение). Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).

Изображение слайда
5

Слайд 5

Объективность оценки воспитательной работы может быть достигнута путем определения критериев воспитанности. Эти критерии можно разделить на две большие группы, первая из которых связана с выявлением характеристики личности в целом, вторая касается проверки промежуточных, более частных результатов, связанных с формированием отдельных черт и качеств, применением определенных методов воспитательного воздействия. В основу критериев первой группы, используемых для анализа итогов, результатов воспитательного процесса на каком-то рубежном или завершающем этапе, могут быть положены общие требования к личности. Эти требования определяются так называемым социальным заказом, который меняется в процессе развития общества.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Критерии второй группы, в свою очередь, можно разделить на следующие подгруппы: а) критерии, связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – в суждениях, оценках, действиях. б) Критерии, связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, то есть мотивами, внутренней позицией человека, которые не всегда могут совпадать с внешними проявлениями в словах, поступках, действиях.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Продуктом профессиональной педагогической деятельности, или ее результатом, является воспитанность детей. Чем выше уровень воспитанности детей, тем выше оценка профессионализма педагога. Основными методами оценки результатов воспитательной работы можно считать наблюдение, беседу, сочинение на темы, посвященные отношению учащихся к различным явлениям, тестирование. Некоторые показатели воспитанности извлекают из специальных диагностических методик. Таких способов немало : опросник, анкета, сочинение, тестирование. Педагогические диагностические методики выявляют ценностные отношения ребенка (как его наличность, так и меру), так как все они ставят ребенка в положение «свободного выбора», и в этом выборе обозначается предпочтение добра или зла, истины или лжи, красивого или безобразного.

Изображение слайда
8

Слайд 8

В беседе также могут быть выявлены некоторые показатели воспитанности. Беседа может проводиться как индивидуально с каждым учеником, так и в группе. В беседе могут быть использованы косвенные, прямые, открытые и закрытые вопросы. Прямые вопросы направлены непосредственно на выявление интересующего явления. Косвенные – направлены на выявление фактов, косвенно свидетельствующих о выраженности интересующего явления. Открытые вопросы предполагают свободный ответ на них. Закрытые вопросы содержат несколько вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один, наиболее подходящий. Чтобы провести беседу, необходимо предварительно составить список вопросов, они должны быть расположены в логической последовательности, а также отвечать целям и задачам, поставленным исследователем.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Некоторые показатели воспитанности доступны наблюдению. К ним относится внешний вид ребенка, мимический и пластический образ, речь и поведение, складывающееся из отдельных поступков, избирательная деятельность, реакция на социальные явления, система его взаимоотношений с окружающими, а также качественность его предметной деятельности. Наблюдение может проводиться как в естественных для объекта наблюдения условиях, так и в условиях, искусственно созданных наблюдателем. Если наблюдаемый объект не знает, что за ним ведется наблюдение, то оно называется скрытым. Если же наблюдаемый объект знает, что за ним ведется наблюдение, то оно называется открытым. Существует определенный порядок проведения наблюдения : 1. Определить цели, задачи и объект наблюдения. 2. Определить основные параметры наблюдаемого явления (по каким параметрам можно определить степень выраженности наблюдаемого явления). 3. Составить карту наблюдения. Она может видоизменяться в зависимости от количества наблюдаемых объектов и от количества времени, отведенного для наблюдения. 4. Провести анализ результатов наблюдения (результаты будут зафиксированы в карте наблюдения)

Изображение слайда
10

Слайд 10

Среди наиболее часто применяемых на практике методов диагностики воспитанности – прямые вопросы типа: «Что такое честность?», «Зачем людям нравственность?» и т. п. Ответы на них помогают воспитателю и самому воспитаннику лучше разобраться в различных качествах, осмыслить их. Для определения того, как относятся воспитанники к тем или иным фактам, поступкам, действиям, событиям, применяются специальные вопросы в устной или письменной форме: «Какие профессии ты считаешь самыми престижными?» и т. п.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Для диагностики оценочных суждений широко применяются сочинения на заданную тему: «Мой идеал современника», «Милосердие – как я это понимаю» и т. п. Ценность этих работ в том, что они отражают внутренние позиции выпускников, их сомнения, колебания и раздумья. Однако в последнее время усилился разрыв между внутренней позицией молодых людей и ее выражением, меньше стало откровенности в ученических сочинениях, а поэтому их ценность как диагностического средства уменьшилась. Зато откровеннее стала молодежь в своих устных высказываниях – открыто выражает свои взгляды и убеждения.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Диагностическое значение имеет и позиция «умолчания», характеризующая стремление части воспитанников оставаться в тени, уклоняться от прямых ответов на поставленные вопросы, занимать нейтральную или примиренческую позицию. Наблюдения за поведением воспитанников и способами их самовыражения проверяются в личных беседах и обязательно корректируются; применяются также другие, в частности социометрические, методы выявления внутренней позиции. Только комплекс диагностических методов позволяет составить представление о степени сформированности необходимых качеств.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как человек воспитан, так он и действует. Педагогика использует эффективный способ диагностики поведения – метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет в единстве решать две задачи : - диагностировать уровень развития требуемых качеств и воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация – это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, переменах, в столовой, школьном дворе и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.

Изображение слайда
15

Слайд 15

В последнее десятилетие передовая педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаются ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, и, следовательно, правильно построить воспитательный процесс. Выделяются такие виды ситуаций : проверочная, воспитывающая, контролирующая, закрепляющая, не предусмотренная воспитателем, но помогающая, не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Чаще других способов используется шестибалльная шкала: +1 (готовность к положительным проявлениям); +2 (устремленность к положительным действиям); +3 (устойчивость, активность при совершении положительных действий); 0 (нейтральная позиция); -1 (готовность к отрицательным проявлениям); -2 (устремленность к отрицательным действиям); -3 (антиобщественное поведение).

Изображение слайда
17

Слайд 17

Следует всегда помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, их вызвавшим, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности. Известно, что иногда даже гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены далеко не лучшими побуждениями. В других условиях, при иных обстоятельствах поведение могло бы измениться.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Проблема оценки воспитанности еще очень слабо разработана и ожидает дальнейших исследований. В то же время очевидно, что трудно организовать высокопрофессиональным образом воспитание, не оснащенное достаточно глубоко разработанной педагогической диагностикой.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Анализ воспитательного мероприятия

I. Общие сведения. 1. Название мероприятия. 2. Дата и место его проведения. Кто проводит. 3. Состав группы учащихся: мальчики, девочки; по интересам и др. 4. Вид деятельности: входит ли он в систему или является эпизодическим мероприятием. 5. Цель мероприятия: на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие. 6. Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: – соответствие занятия общим воспитательным задачам; – уровню развития классного коллектива; – возрастным особенностям учащихся.

Изображение слайда
20

Слайд 20: II. Анализ подготовки мероприятия

1. Кто был инициатором данного мероприятия и как оно готовилось. В чем и как проявлялась активность, самостоятельность и инициатива учащихся. 2. Методика подготовки мероприятия: – планирование; – разработка; – участие в нем детей. 3. Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.

Изображение слайда
21

Слайд 21

III. Ход мероприятия. – Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности. – Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа. – Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у учащихся в ходе мероприятия, к какой общественно-полезной деятельности побуждало их занятие. – Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключении? Каких результатов достигли? – Как сказалось проведенное мероприятие на формировании общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях? Каким может быть последействие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности? – Каково его воздействие на отдельных учащихся: а) эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве; б) этика труда, художественная деятельность; в) эстетика поведения. – Роль и место старших (классного руководителя, психолога, приглашенных) на данном занятии. – Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

Изображение слайда
22

Слайд 22

IV. Общая оценка воспитательного мероприятия. 1. Насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач. Причины успехов, неудач, ошибок. 2. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы. 3. Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Критерии успешности организации воспитательной работы в школе 1. Включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива школы. 2. Включенность родителей в воспитательный процесс. 3. Создание воспитывающей среды и положительного психолого-педагогического климата. 4. Демократический характер планирования (участие в планировании тех, кто планирует, и тех, для кого планируют). 5. Наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса. 6. Охват учащихся таким содержанием деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям. 7. Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы. 8. Удовлетворенность уровнем и характером профессионального повышения квалификации и организации воспитательного процесса его участниками. 9. Наличие детского самоуправления, соответствующего различным направлениям детской самодеятельности. 10. Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания. 11. Постоянное нарастание динамики в оценке учащимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Диагностические методики

Классный руководитель может получить дополнительную информацию о личности ребенка, используя диагностические методики. Предложенные методики изучения личности дадут результат, если классный руководитель будет внимателен при их анализе, будет справедлив и непредвзят в оценке высказываний учащихся, будет использовать полученные результаты неформально. Используя данные методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для их родителей и для педагогического коллектива школы в целом.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Мой портрет в интерьере

Учащимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне определенного интерьера. Для выполнения работы учащиеся получают лист бумаги, на котором в центре ученик должен расположить свой автопортрет, а на пустых листах он располагает то, что для него значимо и без чего его автопортрет незначим. Это и станет интерьером его автопортрета.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Десять моих «Я»

Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах. Затем учащиеся должны проранжировать свои десять «Я» в зависимости от степени их значимости для себя.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Недописанный тезис

Учащимся предлагается закончить предложения. При желании каждый тезис можно развить, приводя в подтверждение различные доказательства. Я считаю, что я... Главное в моей жизни - это... Мне хорошо, когда... Мне плохо, когда... Мне нравится, когда взрослые... Мне не нравится, когда взрослые... В свободное время я... Самая большая радость моей жизни... Самая моя большая ошибка... Иногда мне хочется...

Изображение слайда
28

Слайд 28: Блиц-опрос

В течение одной минуты учащимся предлагается ответить на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы учащиеся могут задать классному руководителю. Любимое имя. Любимая пора года. Любимый цвет. Любимая книга. Любимое дерево. Любимый цветок. Любимая музыкальная группа. Любимая песня. Любимая одежда. Любимый праздник. Любимый музыкальный инструмент. Любимый певец. Любимое животное. Любимая еда. Любимый месяц.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Сочинение

Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе на следующие темы: - Родственные души или вариации на тему «Мои друзья в моем классе»; - Я памятник себе воздвиг нерукотворный: «Моя жизнь в классе»; - Письмо самому себе; - Мои «хочу», «могу» и «надо». Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем. Одна и та же тема сочинений может стать традиционной, и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года. Это может стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые станут началом собственного личного архива. Традиционные темы сочинений могут быть такими : - Мои осенние размышления; - Привет самому себе из сентября 20... года; Год 20.... Мои поиски истины; Мои взлеты и падения.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Методика написания характеристики

В последнее время достаточно редкими становятся случаи, когда классному руководителю приходится писать характеристику ученику. Чаще всего это бывает необходимо делать, если происходит что-то неординарное, когда требуется вмешательство компетентных органов. Классному руководителю необходимо опираться на свои впечатления и наблюдения, а также желательно побеседовать с учителями- предметниками, работающими в классе. Кроме того, если позволяют обстоятельства, выясните мнение одноклассников. Классный руководитель может также использовать результаты различных диагностических обследований.

Изображение слайда
31

Последний слайд презентации: Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы: МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА КЛАССА Изучение школьной документации

Классному руководителю в изучении классного коллектива могут помочь школьные документы. Классный журнал. Если классный руководитель только начинает работать с детским коллективом, много полезной для себя информации он может почерпнуть в классном журнале. Здесь он может взять данные о педагогических показателях школьной успешности учащихся. Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учатся учащиеся класса. Изучив школьный журнал, классный руководитель может сравнить успешность обучения учащихся по различным предметам, сравнить достижения каждого ученика с достижениями одноклассников, возможности учащихся по тем или иным предметам, трудности учеников в изучении отдельных предметов. Медицинские карточки. Большое внимание классный руководитель должен уделить сотрудничеству со школьным врачом или медсестрой. Из медицинской карточки можно узнать о здоровье учащихся класса, о тех хронических заболеваниях, которые имеются у учащихся и которые очень часто влияют на успешность учебной деятельности и адаптацию в ученическом коллективе. Личные дела учащихся класса. Личные дела учащихся дают возможность изучить особенности семейного воспитания учащихся (возраст родителей, полная или неполная семья, адресное расположение семей учащихся, посещение учебных заведений в течение определенного времени).

Изображение слайда