Презентация на тему: Диагностика мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Диагностика мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Мышление
Диагностика мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Виды мышления, характерные для детей до школы:
В среднем дошкольном возрасте
этапы формирования способности к наглядному моделированию
Диагностика мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Диагностика мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Диагностика мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Овладение наглядным моделированием
Образно-схематическое мышление
Таким образом
Словесно - логическое мышление
Диагностика мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Диагностика мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте
Диагностика мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Особенностью логического мышления
Различие между наглядно-образным и логическим мышлением
На общей «лестнице» психического развития
Диагностика мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста
1/21
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 1)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (562 Кб)
1

Первый слайд презентации: Диагностика мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Автор: Попкова Мария Студентка группы СОЛ (б) - 51

Изображение слайда
2

Слайд 2: Мышление

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Изображение слайда
3

Слайд 3

В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника вне ситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Виды мышления, характерные для детей до школы:

наглядно-действенное – преобладает в возрасте до 3–4 лет ; наглядно - образное – становится активным у детей старше 4 лет ; словесно - логическое – осваивается детьми в возрасте 5–6 лет. Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Изображение слайда
5

Слайд 5: В среднем дошкольном возрасте

наиболее характерной формой мышления является наглядно-образное мышление – качественно новая ступень его развития. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном детстве связано с усвоением ребенком особых средств познания – наглядных моделей, – передающих отношения между предметами, явлениями и их элементами в более или менее условной и схематизированной наглядной пространственной форме. Модели могут быть представлены в виде изобразительных знаков типа макетов, схем, чертежей, планов, диаграмм и др.

Изображение слайда
6

Слайд 6: этапы формирования способности к наглядному моделированию

Первым этапом является овладение ребенком действием замещения. Наиболее элементарный вид замещения основан на сходстве заместителя и замещаемого предмета по их внешним свойствам (преимущественно по цвету, форме, величине). Например, кубик становится куском мыла, которым ребенок «стирает». Другой тип замещения – усвоение ребенком символов и чисто условных заместителей. Этот тип используется детьми в играх с применением дорожных знаков, придумыванием самими детьми символов, обозначающих различные социальные учреждения, такие как магазин, больница, парикмахерская и др.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Следующим этапом развития способности к наглядному моделированию является овладение различными наглядными моделями, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объеме или на плоскости ). Одна из них – модель, отображающая структуру отдельных объектов или пространственные отношения между ними. Сюда относятся схемы и чертежи предметов и планы пространственных ситуаций. Пространственная форма моделей совпадает с формой отображаемых в них отношений. Например, при выполнении задания «Подбери картинку», в котором к каждой схеме предлагаются четыре рисунка, незначительно отличающиеся друг от друга, ребенок должен выбрать тот, который точно соответствует схеме.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Другой тип моделей – модели последовательности действий. В них пространственные отношения между последовательно расположенными обозначениями объектов передают временные отношения действий с этими объектами. Например, в игре «Мяч в корзину» на модели схематически изображены воротца и последовательность действий с мячом: прокатить мяч под воротцами, перекинуть через них и т.п. Использование моделей последовательности действий учит детей соблюдению (а потом и построению) программ действий, формирует элементы произвольного поведения.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Третий тип моделей – модели логических отношений – передают отношения между понятиями «классификация» и « сериация ». Так, в игре «Четвертая картинка» ребенок должен пользоваться наглядной моделью при решении элементарных логических задач на классификацию. А чтобы победить в игре «Кто веселее?» ребенку предстоит выстроить карточки в определенной серийной последовательности: от самого веселого лица до самого грустного.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Овладение наглядным моделированием

специфическое достижение дошкольного детства. В его основе лежит моделирующий характер всех основных видов детской деятельности, создание в них материальных наглядных моделей, отображающих различные отношения вещей: в сюжетно-ролевой игре дети создают модели отношений между людьми в виде отношения между ролями; в конструировании моделируются пространственные отношения между частями предметов при помощи отношений между деталями строительного материала; в рисовании отношение между графическими формами моделирует пространственные отношения вещей, людей, животных и их строение.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Образно-схематическое мышление

оперирование обобщенными и схематизированными образами – является высшей формой развития наглядно-образного мышления. Детям важно овладеть этим видом мышления, это позволит им усваивать обобщенные знания, облегчит познание не только внешних, но и внутренних связей и отношений.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Таким образом

Высшие формы образного мышления являются итогом умственного развития дошкольника, которое приводит его к порогу логического мышления, поэтому в этом возрасте необходимо полноценное развитие наглядно-образного мышления. Так, например, А.В.Запорожец писал, что если в дошкольном возрасте не воспитывать как следует наглядно-образное, а преждевременно тащить ребенка на ступень абстрактно-логического мышления, то этим можно нанести непоправимый ущерб общему ходу развития ребенка.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Словесно - логическое мышление

Эта форма интеллектуальной деятельности ребенка появляется к концу дошкольного периода – к 5-7 годам. Дети оперируют абстрактными понятиями, не опираясь на наглядные или модельные формы, а основываясь на рассуждения и доказательства. Они учатся делать умозаключения. Например, из суждения о том, что промокли ноги, делается умозаключение о возможности заболеть после этого.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Логическое мышление, состоящее в выделении существенных параметров объектов и их соотнесении, может осуществляться при решении самых разнообразных мыслительных задач. Это задачи на установление пространственных и временных связей, причинных зависимостей, количественных отношений и т.д. Так как различные связи выражены обычно в словах, логическое мышление часто называют словесным, или теоретическим, мышлением, чтобы отличить его от тех форм разумной деятельности, когда связи устанавливаются путем практического действия.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Процесс развития словесных форм мышления связан с овладением ребенком понятиями, т.е. знаниями об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Дети рано заучивают слова, обозначающие предметы, явления, признаки, действия, однако понятия, обозначаемые этими словами, они усваивают постепенно. Этот процесс показывает сложность отношений мышления и языка, слова и образа, образа и понятия.

Изображение слайда
16

Слайд 16: В старшем дошкольном возрасте

дети научаются выделять в предмете те существенные признаки, по которым единичный предмет может быть отнесен к определенной категории или группе. На этой ступени развития мышления дети отвечают: «Лошадь – это животное, зверь», «Карандаш – палочка для писания», «Кукла – это игрушка», «Вилка – это посуда». Однако, встречая малознакомые предметы, шести-, семилетний ребенок вновь опускается на уровень беспорядочного перечисления их внешних признаков или указывает на назначение предмета: «Барометр – это такой круглый, и стрелка… как часы, чтобы погоду узнавать» ( А.А.Люблинская ).

Изображение слайда
17

Слайд 17

Для понимания процесса развития словесного мышления у детей существенное значение имеет анализ их вопросов. Количество и многообразие вопросов резко возрастает обычно после трех лет. Вопросы ребенка говорят о том, что он встретился с чем-то неизвестным, что он ищет и пытается понять это неизвестное. Ребенок пяти-, семилетнего возраста ждет ответа, выражает сомнение, возражает. Старшие дошкольники уже сопоставляют полученные от взрослых ответы с тем, что им известно, они сравнивают, выражают сомнение, вступают в спор.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Особенностью логического мышления

является искание и установление самых разнообразных связей, существующих в действительности между разными сторонами одного явления и между различными явлениями окружающего мира. Связи всегда обозначены определенными словами. Так, если мы хотим вскрыть причинные зависимости, то спрашиваем: почему? (шумят деревья, заболел ребенок, сломался стул); когда хотим установить связи цели, – для чего? или зачем? (пошел в этот дом, поступил в институт, вызвал товарища). К каждой группе связи мы задаем вопрос в определенной форме, а отвечая, пользуемся определенными словами.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Различие между наглядно-образным и логическим мышлением

эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства предметов в разных ситуациях и тем самым находить правильное решение для разных задач. Образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении таких задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить, как бы увидеть внутренним взором. Так, ребенок представляет себе превращение снега в воду, движение мяча по асфальтовой дорожке и по покрытой травой полянке и т.п. Но часто свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представить, но можно обозначить словами или другими знаками. В этом случае задача может быть решена с помощью отвлеченного, логического мышления.

Изображение слайда
20

Слайд 20: На общей «лестнице» психического развития

логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Но, это не значит, что нужно стремиться как можно раньше сформировать у ребенка логическое мышление. Во-первых, усвоение логических форм мышления без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм будет неполноценным. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий. Во-вторых, и после овладения логическим мышлением образное не теряет своего значения. Образное мышление - основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: Диагностика мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Изображение слайда