Презентация на тему: Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса

Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Симптомокомплексы «Кинетического рисунка семьи»
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Симптомокомплексы «Кинетического рисунка семьи»
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса
1/35
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 89)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5655 Кб)
1

Первый слайд презентации

Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса и С. Кауфмана Выполнила: Симонова Р.Р. Стерлитамак - 2020

Изображение слайда
2

Слайд 2

Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла у целого ряда исследователей – В. Вульф, В. Хьюлс, Л.Корман, Р. Бернс и С. Кауфман. Развитие методики шло по двум направлениям: изменение инструкции к заданию (П. Грегер, Л. Корман ) и расширение диапазона интерпретируемых параметров рисунка (В. Хьюлс, Л. Корман ). «Рисунком семьи» пользовались многие отечественные исследователи и практики: А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, В.С. Мухина, В.К. Лосева, А.С. Спиваковская и другие. Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка просят или «нарисовать свою семью» (В. Хьюлс, Дж. Дилео ), или «нарисовать семью» (Е. Хаммер ), или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо» («Кинетический рисунок семьи» – Р. Бернс, С. Кауфман) и т.д. В настоящее время наибольшую известность получила модификация Р. Бернса и С. Кауфмана – «Кинетический рисунок семьи» (КРС) (1972 г.). Авторы этой модификации исходили из факта, что при обычном задании «Нарисуй свою семью» ребенок часто рисовал статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Они попытались обеспечить действие дополнительного, кинетического фактора, введя в задание новую инструкцию: «Нарисуй рисунок, в котором каждый член семьи и ты что-нибудь делают». История

Изображение слайда
3

Слайд 3

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Необходимые материалы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Инструкция: «Нарисуй рисунок, в котором каждый член семьи и ты что-нибудь делают». Особенности проведения теста

Изображение слайда
4

Слайд 4

Особенности проведения теста В протоколе фиксируется время выполнения задания, все вопросы и высказывания испытуемого, стирания, поправки и прочее. Беседа после окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы: 1. Кто нарисован на рисунке? 2. Что делает каждый член семьи? 3. Где они находятся? 4. Им весело или скучно? 5. Кто из них самый счастливый и почему? 6. Кто самый несчастный, почему? Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер. Желательно иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Изображение слайда
5

Слайд 5

1 Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал пойти с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? 3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь? 4. Ты имеешь «N» число билетов (на один меньше, чем членов в семье) на интересную кинокартину. Кто останется дома? 5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там пожить? 6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть? Ситуации для выявления позитивных и негативных отношений в семье:

Изображение слайда
6

Слайд 6

Интерпретация делится на три части. Анализ структуры рисунка. Анализ особенностей графических презентаций членов семьи. Анализ процесса рисования. Психологическая интерпретация

Изображение слайда
7

Слайд 7

Сравнение состава нарисованной семьи с реальной: а) Если семья нарисована в полном составе — признак эмоционального благополучия семьи. б) Если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных контактов в семье и даже агрессию. в) На рисунке вообще нет людей и изображаются люди не связанные с семьей- это свидетельствует о: неких травматических переживаниях по поводу семьи; о чувстве отверженности, покинутости ; об аутизме; о высоком уровне тревожности, связанном с чувством небезопасности; об отсутствии контакта между -психологом и ребенком. г) Случаи уменьшения состава семьи на рисунке: ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье. д ) Если ребенок не рисует себя или рисует только себя это обозначает отсутствие чувства общности с семьей. е) Вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи может объясняться наличием таких тенденций, как: потребность быть в обществе других людей; желание занять родительскую охраняюще-руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и др.); потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту; иногда это может быть связано с символическим разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности. Анализ структуры рисунка.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Отсутствие на рисунке себя — частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье отверженным. Появление «дополнительных» членов семьи (отсутствующих в реальности) говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью как недостаточную, в чем-то ущербную

Изображение слайда
9

Слайд 9

Реальный состав семьи: мама, папа, дочка (Оксана), младший брат (3 года), бабушка Отсутствие какого-либо члена семьи говорит либо о том, что он мало значим для ребенка, либо (чаще) о конфликтных отношениях ребенка с ним, негативных эмоциях по отношению к нему (это не значит, что эмоции чисто негативны: они могут быть амбивалентными, то есть двойственными).

Изображение слайда
10

Слайд 10

Информация об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, как ребенок его воспринимает, об « Я-образе » ребенка, его половой идентификации и т.д. При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие элементы графических презентаций: количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни; декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т.п.; количество использованных цветов. О восприятии других членов семьи и « Я-образе » автора рисунка говорят размеры фигур, особенности презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом. Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Размер фигур Резко увеличенный размер характерен для импульсивных детей, особенно — в состоянии острой тревоги. Резко уменьшенный размер типичен для детей со сниженным настроением, с депрессивными тенденциями. Весь рисунок при этом обычно расположен в углу листа.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Относительная величина изображенной фигуры (по отношению к другим членам семьи) - отражает степень значимости данного члена семьи в восприятии ребенка. Изображение родителей очень большими, а себя — очень маленьким говорит о том, что ребенок ощущает себя подавленным или заброшенным. Изображение кого-либо из родителей особо маленьким интерпретируется как представление о его малой значимости в семье Размер фигур

Изображение слайда
13

Слайд 13

Изображение себя самым высоким говорит о претензиях ребенка на лидирующее положение в семье. Размер фигур

Изображение слайда
14

Слайд 14

Расположение фигур на листе Имеется ли между изображенными членами семьи какой-либо контакт. Это может быть физический контакт (соприкасающиеся руки или тела) или же какая-то общая деятельность. Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Расположение фигур на листе Изолированность фигур друг от друга — показатель недостаточно насыщенных эмоциональных отношений в семье. Если изолирована только одна какая-либо фигура, то это, скорее всего, отражает слабую связь данного члена семьи с остальными.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Расположение фигур на листе Изображение себя отдельно от остальных — свидетельство ощущения своей изолированности в семье (это ощущение не обязательно соответствует действительности).

Изображение слайда
17

Слайд 17

Расположение фигур на листе При серьезных нарушениях внутрисемейного общения фигуры разных членов семьи нередко отделены друг от друга перегородками, помещены в разных комнатах или же рисуются на разных листах.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Сверхплотное расположение фигур, когда они частично перекрывают друг друга говорит либо о том, что в семье действительно сверхтесные связи, либо о потребности ребенка в таких связях Расположение фигур на листе

Изображение слайда
19

Слайд 19

Поза, выражение лица, детализированность Агрессивная поза какого-либо из членов семьи (поднятая рука, преувеличенная кисть руки) может свидетельствовать о его реальной агрессивности по отношению к ребенку или импульсивности (взрывчатости).

Изображение слайда
20

Слайд 20

Поза, выражение лица, детализированность Изображение кого-либо со спины — показатель конфликтного отношения. Если ребенок изображает со спины себя самого, то это свидетельствует либо о конфликтном отношении к семье в целом, либо о чувстве своей отвергнутости, неприятия другими членами семьи. Так же трактуется изображение в профиль, если оно повернуто не к другим членам семьи, а от них.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Поза, выражение лица, детализированность Выражение лиц, изображенных членов семьи может отражать либо чувства ребенка по отношению к ним (улыбка — положительное отношение, мрачная гримаса — негативное или двойственное отношение), либо представления ребенка об отношении к нему. Большой рот, особенно с зубами, — признак того, что данный член семьи проявляет по отношению к ребенку вербальную агрессию (часто на него кричит).

Изображение слайда
22

Слайд 22

Наиболее любимые члены семьи рисуются подробнее, с большим количеством деталей, чем менее любимые.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Следует обращать внимание на: а) последовательность рисования членов семьи; б) последовательность рисования деталей; в) стирание; г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам; д ) паузы; е) спонтанные комментарии. Анализ процесса рисования.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Последовательность изображения членов семьи Первым обычно изображается член семьи, наиболее значимый для ребенка. Как правило, это тот, кто больше времени бывает с детьми, больше, чем другие уделяет им внимания. То, что часто дети первыми рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Демонстративные дети часто начинают рисунок семьи с собственного изображения. Застенчивые, тревожные дети часто рисуют себя в последнюю очередь.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Как правило, дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисовать членов семьи. Некоторые же дети сперва, рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т. д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть последствием плохого контакта ребенка с психологом. Последовательность рисования деталей

Изображение слайда
26

Слайд 26

Стирание Стирание нарисованного, перерисованного может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к так рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования. Если стирание и перерисовывание не привели к заметно лучшей графической презентации — можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Паузы Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Спонтанные комментарии Спонтанные комментарии часто проясняют смысл рисуемого содержания. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Также надо иметь в виду, что кажущиеся иррелевантными комментарии все же являются средством ослабления внутреннего напряжения, и их появление выдает наиболее эмоционально "заряженные" места рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Симптомокомплексы «Кинетического рисунка семьи»

При отсутствии на рисунке указанных признаков ставится оценка 0 баллов; 1, 2, 3 балла ставятся в зависимости от степени выраженности соответствующего признака. Благоприятная семейная ситуация 1. Общая деятельность всех членов семьи  2. Преобладание людей на рисунке  3. Изображение всех членов семьи  4. Отсутствие изолированных членов семьи  5. Отсутствие штриховки  6. Хорошее качество линии  7. Отсутствие показателей враждебности  8. Адекватное распределение людей на листе  9. Другие возможные признаки 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1

Изображение слайда
30

Слайд 30

Симптомокомплексы «Кинетического рисунка семьи» Штриховка 0, 1, 2 Линия основания – пол 3 Линия над рисунком 0, 1 Линия с сильным нажимом 0, 1 Стирание 0, 1 Преувеличенное внимание к деталям 0, 1, 2 Преобладание вещей 0, 1 Двойные и прерывистые линии 0, 1 Подчеркивание отдельных деталей 0, 1 Другие возможные признаки 0,1 Тревожность

Изображение слайда
31

Слайд 31

Симптомокомплексы «Кинетического рисунка семьи» 1. Барьеры между фигурами 2. Стирание отдельных фигур 3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур 4. Выделение отдельных фигур 5. Изоляция отдельных фигур 6. Неадекватная величина отдельных фигур 7. Несоответствие вербального описания и рисунка 8. Преобладание вещей 9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 10. Член семьи, стоящий за спиной 0,2 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,2 0,1 Конфликтность в семье

Изображение слайда
32

Слайд 32

Симптомокомплексы «Кинетического рисунка семьи» 1. Автор рисунка непропорционально маленький 2. Расположение фигур на нижней части листа 3. Линия слабая, прерывистая 4. Изоляция автора от других 5. Маленькие фигуры 6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 7. Отсутствие автора 8. Автор стоит спиной 9. Другие возможные признаки 0,2 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 Чувство неполноценности в семейной ситуации

Изображение слайда
33

Слайд 33: Симптомокомплексы «Кинетического рисунка семьи»

1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа  2. Агрессивная позиция фигуры  3. Зачеркнутая фигура  4. Деформированная фигура  5. Обратный профиль  6. Руки раскинуты в стороны  7. Пальцы длинные, подчеркнутые  8. Другие возможные признаки 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 Враждебность в семейной ситуации

Изображение слайда
34

Слайд 34

Несмотря на достоинства методики, ее использование требует практического опыта применения и критического осмысления интерпретации рисунков. Не нужно забывать, что данные проективной методики нуждаются в проверке и подтверждении другими методами. Наиболее продуктивно эта методика может применяться в тех случаях, когда необходимо только понять «образ окружающего мира» ребенка, построить гипотезу, которая затем будет проверяться и изменяться. Особенно значимы результаты применения рисунка семьи при работе с дошкольниками и младшими школьниками, считают многие исследователи, например К. Барт, Л. и Й. Шванцара. В этом возрасте, используя графические знаки, ребенок передает больше информации, чем через речь.

Изображение слайда
35

Последний слайд презентации: Диагностическая проективная методика «Кинетический рисунок семьи» КРС Р. Бернса

Литература: И.А. Шляпникова. Проективные методы психодиагностики. Учебное пособие. Под ред. Е.Л. Солдатовой – М.: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 55-65 с. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005. – 160 с. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. – М.: Генезис, 2007. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Изображение слайда