Презентация на тему: Диагностическая компетентность учителя

Диагностическая компетентность учителя
Гутник Ирина Юрьевна 570 49 50 iragutnik@mail.ru кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена,
Зачем нужна педагогическая диагностика?
Диагностическая компетентность учителя
Диагностическая компетентность учителя
Диагностическая компетентность учителя
Диагностика
1991 год Карлхайнц Ингенкамп
1991 г.- З.И.Васильева, Т.К. Ахаян, М.Г.Казакина, Н.Ф.Радионова
1993г.- И.С.Батракова, А.В.Мосина, А.П.Тряпицына
2000 г.
2006 г.
2008 г.
Что обозначает понятие «педагогическая диагностика»?
Что обозначает понятие «педагогическая диагностика»?
Зачем она нужна?
Диагностическая компетентность учителя
Диагностическая компетентность учителя
Основные ошибки в использовании данного термина:
Принцип органичности включения педагогической диагностики в образовательный процесс.
Отличие педагогической и психологической диагностики
Отличие педагогической и психологической диагностики
Отличие педагогической и психологической диагностики
Отличие педагогической и психологической диагностики
Отличие педагогической и психологической диагностики
Отличие педагогической и психологической диагностики
Диагностическая компетентность учителя
Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М. 2006.
Метафора «Конвейер».
Метафора «Подопытные животные»
Метафора «Больница»
Иллюстрации к метафоре «?».
Критерии сравнения в диагностировании.
Какие существуют критерии сравнения в диагностировании?
Диагностическая компетентность учителя
Диагностическая компетентность учителя
Диагностическая компетентность учителя
Экран успеваемости
Диагностическая компетентность учителя
Экран успеваемости
Диагностическая компетентность учителя
Экран успеваемости
Диагностическая компетентность учителя
Диагностическая компетентность учителя
Цель
Цель
Диагностическая компетентность учителя
Диагностическая компетентность учителя
Критерий истинности
Основные методы
Функции S,O.
Роль исследователя
Требования к тестам
Область применения
Область применения
Увлечение в познании только естественнонаучными методами
Диагностическая компетентность учителя
Оси координат для диагностирования (В.Н. Дружинин )
Диагностическая компетентность учителя
Диагностическая компетентность учителя
Аутентичная диагностика.
Диагностическая компетентность учителя
Технологическая карта подготовки к ЕГЭ ГОУ № 307
Диагностическая компетентность учителя
Диагностическая компетентность учителя
Матрица методик педагогической диагностики. S - кто ?, О – что, кого?
Матрица методик педагогической диагностики
«Знаю ли я своих учеников?»
«Знаю ли я своих учеников?»
Какие группы методик педагогической диагностики можно выделить?
Какие группы методик педагогической диагностики можно выделить?
Библиграфия по проблеме
Библиграфия по проблеме
Диагностическая компетентность учителя
Цитата :
1/75
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 34)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (21676 Кб)
1

Первый слайд презентации: Диагностическая компетентность учителя

Изображение слайда
2

Слайд 2: Гутник Ирина Юрьевна 570 49 50 iragutnik@mail.ru кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена,

Изображение слайда
3

Слайд 3: Зачем нужна педагогическая диагностика?

Функция «обратной связи». «Учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого подсознания. Вы знаете, когда они отправлены, но никогда не известно, когда они будут получены и в каком виде» Э.Ловелл

Изображение слайда
4

Слайд 4

Я учил мою собаку свистеть

Изображение слайда
5

Слайд 5

Но я никогда не слышал, чтобы она свистела!...

Изображение слайда
6

Слайд 6

Я сказал, что я учил - а не что она научилась

Изображение слайда
7

Слайд 7: Диагностика

Изображение слайда
8

Слайд 8: 1991 год Карлхайнц Ингенкамп

Изображение слайда
9

Слайд 9: 1991 г.- З.И.Васильева, Т.К. Ахаян, М.Г.Казакина, Н.Ф.Радионова

Изображение слайда
10

Слайд 10: 1993г.- И.С.Батракова, А.В.Мосина, А.П.Тряпицына

Изображение слайда
11

Слайд 11: 2000 г

Изображение слайда
12

Слайд 12: 2006 г

Изображение слайда
13

Слайд 13: 2008 г

Изображение слайда
14

Слайд 14: Что обозначает понятие «педагогическая диагностика»?

Понятие «педагогическая диагностика» - означает ту познавательную и оценочную деятельность, которую осуществляет сам учитель.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Что обозначает понятие «педагогическая диагностика»?

« ДИАГНОСТИКА» Соотнесение двух знаний – знания о том, что есть и знания о том, что должно быть.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Зачем она нужна?

Причем диагностика предполагает с одной стороны реальную объективность, а с другой стороны учет индивидуального прогресса ученика.

Изображение слайда
17

Слайд 17

О.С.Газман уттверждает, что педагог сегодня должен реализовать 3 основные функции в школе: Обучение Воспитание Поддержка (основанная на диагностике). Учитель, планомерно использующий педагогическую диагностику в школе – это учитель выполняющий все 3 ролевые позиции.

Изображение слайда
18

Слайд 18

При этом диагностика всегда предполагает коррекцию – т.е. внедрение знаний о том, как решить проблему. «Диагностика и коррекция» - это мягко говоря неграмотно, т.к. еще Л.С.Выготский доказал, что коррекция это один из этапов диагностики, причем не последний.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Основные ошибки в использовании данного термина:

1. Педагогической называют любую диагностику используемую в школе: Социальную- проводит либо социальный педагог, либо администрация. Психологическую – проводит психолог школы. Но! дагогическую диагностику может использовать только учитель!

Изображение слайда
20

Слайд 20: Принцип органичности включения педагогической диагностики в образовательный процесс

Кочетов А.И. « Говорят: Лихое дело – начало». В педагогике это начало – диагностика. И не стоит надеяться на психологов: они дело знают, но совершают свою работу непомерно долго, используя десятки валидных тестов и методик. Педагогу-практику нужны экспресс – диагностики, простые, удобные, совместимые с обычной работой на уроке или практическим делом. Такие методики чаще всего приходится создавать самим».

Изображение слайда
21

Слайд 21: Отличие педагогической и психологической диагностики

Критерий для сравнения Педагогическая диагностика Психологическая диагностика S диагностики Диагностику осуществляет сам учитель, внутри обр. процесса Исследователь извне. Требование к диагностической среде Ученик не изымается из обычной окружающей его среды. Ребенок помещен в искусственно созданную среду. Что изучает? Изучается изменение качеств личности, которые происходят под действием педагогического процесса. Изучается состояние ребенка на данный момент Для чего применяется? Не только для изучения, но и для внедрения результатов в образовательный процесс. Для изучения и создания рекомендаций.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Отличие педагогической и психологической диагностики

Критерий для сравнения Педагогическая диагностика Психологическая диагностика S диагностики Диагностику осуществляет сам учитель, внутри обр. процесса Исследователь извне.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Отличие педагогической и психологической диагностики

Критерий для сравнения Педагогическая диагностика Психологическая диагностика Требование к диагностической среде Ученик не изымается из обычной окружающей его среды. Ребенок помещен в искусственно созданную среду.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Отличие педагогической и психологической диагностики

Критерий для сравнения Педагогическая диагностика Психологическая диагностика Что изучает? Изучается изменение качеств личности, которые происходят под действием педагогического процесса. Изучается состояние ребенка на данный момент

Изображение слайда
25

Слайд 25: Отличие педагогической и психологической диагностики

Критерий для сравнения Педагогическая диагностика Психологическая диагностика Для чего применяется? Не только для изучения, но и для внедрения результатов в образовательный процесс. Для изучения и создания рекомендаций.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Отличие педагогической и психологической диагностики

«Когда человека изучили, узнали и записали, что у него воля – А, эмоции – Б, инстинкт –В, то потом, что дальше с эти делать, никто не знает….» А.С.Макакренко

Изображение слайда
27

Слайд 27

2. Педагогическую диагностику путают с мониторингом. Но! Цель мониторинга – это отслеживание результативности по определенным критериям и показателям, контроль со стороны (внешний - РОНО или внутренний – администрацией школы). Цель педагогической диагностики определяет сам учитель – для помощи ученику или для его аттестации.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М. 2006

Стереотипы в диагностической деятельности педагога. С.260 Метафоры Дж. Холта

Изображение слайда
29

Слайд 29: Метафора «Конвейер»

Школа представляется как конвейер, через который проходят ученики. В их головы, как в пустые бутылки, требуется залить определенные ингредиенты: чтение, правописание, математику, историю, естественные науки. Диагностика в этом случае направлена на выявление «объема» полученного и недополученного содержания образования, о пропорциях, его «ингредиентов». Учащиеся оцениваются с точки зрения способности воспринимать это содержание в требуемых программой темпе, объеме и т.д.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Метафора «Подопытные животные»

Образовательный процесс строится по принципу выработки условных рефлексов «стимул-реакция» (задача – награда или наказание). «Положительное подкрепление» - это улыбки учителей, хорошие оценки на экзаменах, перспектива поступить в престижный колледж, найти хорошую работу, преуспеть и зарабатывать много денег. «Отрицательное подкрепление» - это замечания учителя, оскорбительный смех товарищей, страх остаться на второй год. Диагностика при этом направлена на выявление степени «восприимчивости» стимулирующих воздействий, степени продуктивности этих стимулов.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Метафора «Больница»

Взгляд на школу как на особое место, где исправляют, лечат мозги, - это, пожалуй, самый опасный стереотип. В школе бытует странное предубеждение, что если ученика удалось чему-то выучить, то это всецело заслуга педагогов. Если же ребенок остался неучем, то это исключительного его вина. В этом случае диагностика направляется на выявление и оценку уровня способностей ребенка, а не на поиск эффективных способов помощи в его изучении себя и окружающего мира.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Иллюстрации к метафоре «?»

Коэффициент усвоения учебного материала ( K ) находится как отношение объема учебного материала, усвоенного учащимся в течение определенной единицы времени (занятия, нескольких занятий) ( U о), к материалу, сообщенному ему за то же время ( U а): K уум = U о/ U а

Изображение слайда
33

Слайд 33: Критерии сравнения в диагностировании

Нормативный

Изображение слайда
34

Слайд 34: Какие существуют критерии сравнения в диагностировании?

Учитель, должен учитывать следующие критерии: Нормативный критерий, когда результат контроля оценивается с точки зрения установленной нормы, образца проверяемого объекта. Сопоставительный, когда результат контроля одного ученика сравнивается с аналогичным результатом другого ученика. Личностный, когда результат контроля ученика сравнивается с прошлыми результатами этого же ученика и тем самым устанавливается динамика его продвижения в овладении оцениваемыми знаниями, умениями и навыками.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Постарайтесь придумать 3 разных формы экрана успеваемости, в соответствии с каждым из существующих критериев.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Критерий сравнения, взятый за основу Форма экрана успеваемости. Нормативный критерий, когда результат контроля оценивается с точки зрения установленной нормы, образца проверяемого объекта. Сопоставительный, когда результат контроля одного ученика сравнивается с аналогичным результатом другого ученика. Личностный, когда результат контроля ученика сравнивается с прошлыми результатами этого же ученика и тем самым устанавливается динамика его продвижения в овладении оцениваемыми знаниями, умениями и навыками. ФИО Математика История Алексеева У. Бородако Т. Вершинин К. ФИО Математика История Алексеева У. Бородако Т. Вершинин К. ФИО Математика История Алексеева У. Бородако Т. Вершинин К.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Критерий сравнения, взятый за основу Нормативный критерий, когда результат контроля оценивается с точки зрения установленной нормы, образца проверяемого объекта. ФИО Математика История Алексеева У. Бородако Т. Вершинин К.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Экран успеваемости

Критерий сравнения, взятый за основу Форма экрана успеваемости. Нормативный критерий, когда результат контроля оценивается с точки зрения установленной нормы, образца проверяемого объекта. ФИО Математика История Алексеева У. 5 4 Бородако Т. 4 2 Вершинин К. 3 4 ……………

Изображение слайда
39

Слайд 39

Критерий сравнения, взятый за основу Сопоставительный, когда результат контроля одного ученика сравнивается с аналогичным результатом другого ученика. ФИО Математика История Алексеева У. Бородако Т. Вершинин К.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Экран успеваемости

Сопоставительный, когда результат контроля одного ученика сравнивается с аналогичным результатом другого ученика. Рейтинг по оценкам, подсчет среднеарифметического по всем предметам. ФИО Математика История Алексеева У. 1 1 Бородако Т. 3 15 Вершинин К. 2 3 …………… ФИО Математика История Алексеева У. 1 1 Бородако Т. 3 15 Вершинин К. 2 3 ……………

Изображение слайда
41

Слайд 41

Критерий сравнения, взятый за основу Личностный, когда результат контроля ученика сравнивается с прошлыми результатами этого же ученика и тем самым устанавливается динамика его продвижения в овладении оцениваемыми знаниями, умениями и навыками. ФИО Математика История Алексеева У. Бородако Т. Вершинин К.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Экран успеваемости

Личностный, когда результат контроля ученика сравнивается с прошлыми результатами этого же ученика и тем самым устанавливается динамика его продвижения в овладении оцениваемыми знаниями, умениями и навыками. ФИО Математика История Алексеева У. + 2% Бородако Т. - 4б Вершинин К. Лучше на 2 единицы. ……………

Изображение слайда
43

Слайд 43

Изображение слайда
44

Слайд 44

Критерий для сравнения Естественнонаучный подход Гуманитарный подход Цель Измерить и оценить Понять причину и помочь Критерий истинности Проверяемость и воспроизводимость результатов. На одну проблему могут быть разные точки зрения. Основной метод Измерение, тест, эксперимент, стандартизированное наблюдение. Дагностические карты, самонаблюдение, самоотчеты, рефлексия, идентификация, портфолио, резюме. Роль исследователя Исследователь «не включен» в процесс диагностики Изучающий не отстранен, он соучастник. Требования к тестам Стандартизированные тесты Неформальные тесты Область применения Аттестация Помощь в развитии ученика, предполагающая единство диагностирования и коррекции. Отслеживание достижений. Результат Отметка Отметка и оценка.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Цель

Критерий для сравнения Естественнонаучный подход Гуманитарный подход Цель

Изображение слайда
46

Слайд 46: Цель

Критерий для сравнения Естественнонаучный подход Гуманитарный подход Цель Измерить и оценить Понять причину и помочь

Изображение слайда
47

Слайд 47

Естественнонаучный подход Гуманитарный подход Критерии сравнения : Критерии сравнения :

Изображение слайда
48

Слайд 48

Естественнонаучный подход Гуманитарный подход Критерии: Нормативный критерий, когда результат контроля оценивается с точки зрения установленной нормы, образца проверяемого объекта. Сопоставительный, когда результат контроля одного ученика сравнивается с аналогичным результатом другого ученика. Критерии: Личностный, когда результат контроля ученика сравнивается с прошлыми результатами этого же ученика и тем самым устанавливается динамика его продвижения в овладении оцениваемыми знаниями, умениями и навыками.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Критерий истинности

Критерий для сравнения Естественнонаучный подход Гуманитарный подход Критерий истинности Проверяемость и воспроизводимость результатов. На одну проблему могут быть разные точки зрения.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Основные методы

Критерий для сравнения Естественнонаучный подход Гуманитарный подход Основные методы Измерение, тест, эксперимент, стандартизированное наблюдение. Дагностические карты, самонаблюдение, самоотчеты, рефлексия, идентификация, процессфолио, резюме.

Изображение слайда
51

Слайд 51: Функции S,O

Критерий для сравнения Естественнонаучный подход Гуманитарный подход Роли S и O. Активен только исследователь Активны и исследователь и исследуемый

Изображение слайда
52

Слайд 52: Роль исследователя

Критерий для сравнения Естественнонаучный подход Гуманитарный подход Роль исследователя Исследователь «не включен» в процесс диагностики Изучающий не отстранен, он соучастник.

Изображение слайда
53

Слайд 53: Требования к тестам

Критерий для сравнения Естественнонаучный подход Гуманитарный подход Требования к тестам Стандартизированные тесты Неформальные тесты

Изображение слайда
54

Слайд 54: Область применения

Критерий для сравнения Естественнонаучный подход Гуманитарный подход Область применения Аттестация, Мониторинг Помощь в развитии ученика, предполагающая единство диагностирования и коррекции. Отслеживание достижений.

Изображение слайда
55

Слайд 55: Область применения

Критерий для сравнения Естественнонаучный подход Гуманитарный подход Результат Отметка Оценка. Помощь в выборе ИОМ Сопровождение и поддержка

Изображение слайда
56

Слайд 56: Увлечение в познании только естественнонаучными методами

Чем опасно увлечение в познании только естественнонаучными методами очень точно описал, кибернетик Е.Л.Фейнберг: "Поэт Ю.Кузнецов написал современную сказку о царевне-лягушке: молодой ученый, не разглядев в лягушке красавицу-царевну, вместо того чтобы любовью снять заклятие, начинает ее изучать и анатомирует. Кончается сказка строфой: «В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века, И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака»

Изображение слайда
57

Слайд 57

Изображение слайда
58

Слайд 58: Оси координат для диагностирования (В.Н. Дружинин )

Изображение слайда
59

Слайд 59

Изображение слайда
60

Слайд 60

Коучинг Ситуационные задачи

Изображение слайда
61

Слайд 61: Аутентичная диагностика

Аутентичный - равнозначный, подлинный, настоящий Происходит от др.-греч.   αὐθεντικός «подлинный, главный», далее от αὐθέντης « собственноручный » Итак, аутентичная диагностика – это диагностика – от первоисточника. Какие методы и методики можно отнести к аутентичным?

Изображение слайда
62

Слайд 62

К какой группе методов можно отнести технологическую карту?

Изображение слайда
63

Слайд 63: Технологическая карта подготовки к ЕГЭ ГОУ № 307

Наименование курса Класс Статус курса в рабочем учебном плане Количество зачетных единиц (мак./мин.) Русский язык (подготовка к ЕГЭ) 11 К – классные занятия С – специальные занятия Набрано

Изображение слайда
64

Слайд 64

Содержание Кол-во часов Вид занятия Мак. кол-во зач. ед. Мин. кол-во зач.ед. Теоретические занятия: Пассивное Активное 35 35/35 35/35 Классное к/с к/с 70 140 Выполнение текущих тестовых заданий по теме: к/с домашнее 380 190 Словообразование Фонетика Орфоэпия Грамматика Орфография Синтаксис Терминология Тропы Сочинение 1/2 1/2 1/2 1/2 6/8 4/4 1/2 4/4 8/9 20 20 30 40 50 50 40 60 70

Изображение слайда
65

Слайд 65

Содержание Кол-во часов Вид занятия Мак. 1 тест /мин. Мак. 2 тест /мин. Выполнение итоговых тестов: 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 2 2 2 2 к 31 39 59 59 62 78 118 118 Выполнение контрольного теста 3 3 100 Итого 1434

Изображение слайда
66

Слайд 66: Матрица методик педагогической диагностики. S - кто ?, О – что, кого?

S O S Учитель S Родитель S * Ученик O Ученик 1. S Учитель- O ученик 2. S Родитель – O ученик 3. S Ученик – O ученик O Учитель 4. S учитель- O учитель 5. S Родитель – O учитель 6. S Ученик – O учитель O Родитель 7. S Учитель – O родитель 8. S Родитель – O родитель 9. S Ученик – O родитель O Ученики 10. S Учитель - O Ученики 11. S Родитель – O Ученики 12. S Ученик – O ученики

Изображение слайда
67

Слайд 67: Матрица методик педагогической диагностики

Вы придумали анкету: «Знаю ли я проблемы своих учеников?» Назовите цифру матрицы в которой будет находится данная анкета?

Изображение слайда
68

Слайд 68: Знаю ли я своих учеников?»

S O S Учитель S Родитель S * Ученик O Ученик 1. S Учитель- O ученик 2. S Родитель – O ученик 3. S Ученик – O ученик O Учитель 4. S учитель- O учитель 5. S Родитель – O учитель 6. S Ученик – O учитель O Родитель 7. S Учитель – O родитель 8. S Родитель – O родитель 9. S Ученик – O родитель O Ученики 10. S Учитель - O Ученики 11. S Родитель – O Ученики 12. S Ученик – O ученики

Изображение слайда
69

Слайд 69: Знаю ли я своих учеников?»

S O S Учитель S Родитель S * Ученик O Ученик 1. S Учитель- O ученик 2. S Родитель – O ученик 3. S Ученик – O ученик O Учитель 4. S учитель- O учитель 5. S Родитель – O учитель 6. S Ученик – O учитель O Родитель 7. S Учитель – O родитель 8. S Родитель – O родитель 9. S Ученик – O родитель O Ученики 10. S Учитель - O Ученики 11. S Родитель – O Ученики 12. S Ученик – O ученики

Изображение слайда
70

Слайд 70: Какие группы методик педагогической диагностики можно выделить?

Изображение слайда
71

Слайд 71: Какие группы методик педагогической диагностики можно выделить?

В Интернете набираем: «Модель комплексной педагогической диагностики ученика», либо в поисковой строке перетаскиваем информацию http://go.mail.ru/search?q=%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C+%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8&fr=fftb либо смотрим гиперссылку: Модель диагностики.ppt

Изображение слайда
72

Слайд 72: Библиграфия по проблеме

Основная литература Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М. 2006. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. - СПб. 2000. Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении. СПб. КАРО. 2005 Диагностические методики самопознания, изучения личности школьника и класса. М. 1991. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. - Минск., 1987 Педагогическая диагностика в ОЭР школ. Батракова И.С., Мосина А.В. Тряпицына А.П. СПб.1993

Изображение слайда
73

Слайд 73: Библиграфия по проблеме

Дополнительная литература Битинас Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функ­ции, перспективы.//Сов. педагогика. -1993. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория и практика. - Киев. 1986. Диагностика современной школы: Пособие для учителей. /Под. ред. В.А. Онищука. - Киев. 1987. Изучение личности школьника учителем. Под. ред. Васильевой З.И. и др. - М., 1991.

Изображение слайда
74

Слайд 74

Спасибо за внимание!

Изображение слайда
75

Последний слайд презентации: Диагностическая компетентность учителя: Цитата :

Знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного ; Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного ; Знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального. Д. Дидро

Изображение слайда