Презентация на тему: Детство как культурно-исторический феномен

Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство
Парадоксы детского развития
Парадоксы детского развития
Парадоксы детского развития
Детство как культурно-исторический феномен
Филипп Ариес
Филипп Ариес
Филипп Ариес
Филипп Ариес
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Филипп Ариес
Филипп Ариес
Филипп Ариес
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Филипп Ариес
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Периодизация типов отношений родителей и детей в истории
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Периодизация типов отношений родителей и детей в истории
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Периодизация типов отношений родителей и детей в истории
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Периодизация типов отношений родителей и детей в истории
Периодизация типов отношений родителей и детей в истории
Периодизация типов отношений родителей и детей в истории
Периодизация типов отношений родителей и детей в истории
Периодизация типов отношений родителей и детей в истории
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
Детство как культурно-исторический феномен
1/61
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 16)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (6469 Кб)
1

Первый слайд презентации

Детство как культурно-исторический феномен

Изображение слайда
2

Слайд 2

Шаповаленко И. В.  Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для СПО

Изображение слайда
3

Слайд 3: Детство

Конвенция о правах ребенка (ООН): ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости. Это период становления личности ребенка, превращение его в полноценного члена человеческого общества.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Парадоксы детского развития

Д. Б. Эльконин : Два парадокса детского развития: Даниил Борисович Эльконин (1904—1984)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Парадоксы детского развития

Первый парадокс: Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее оно при рождении

Изображение слайда
6

Слайд 6: Парадоксы детского развития

Второй парадокс: новорожденный ребенок современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного ребенка, жившего тысячи лет назад. Как же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, которого достигает ребенок на каждом историческом этапе, не одинаков?

Изображение слайда
7

Слайд 7

Ариес Филипп (1914 – 1984) французский историк, автор работ по истории семьи и детства. - Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке 1977 - Человек перед лицом смерти

Изображение слайда
8

Слайд 8: Филипп Ариес

Ф. Ариеса интересовало, как в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в разные исторические эпохи.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Филипп Ариес

Вплоть до XIII в. Искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству было прямым следствием демографическое ситуации того времени: высокая рождаемость и большая детская смертность.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Филипп Ариес

XVI век: появление портретов умерших детей. Теперь их смерть переживалась как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне обычное событие.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Филипп Ариес

XVII век: на полотнах художников начинают появляться портретные изображения реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте Преодоление равнодушия к детям.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Gheeraerts the Younger (1561–1636) Barbara Gamagewith Six Children

Изображение слайда
13

Слайд 13

Anthony_van_Dyck_ (Ван Дейк 1599 1641)- _Princess_Mary_Daughter_of_Charles_I

Изображение слайда
14

Слайд 14: Филипп Ариес

Важный символ отношения к детству – одежда

Изображение слайда
15

Слайд 15: Филипп Ариес

В Средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличавшийся от одежды взрослого соответствующего социального положения

Изображение слайда
16

Слайд 16: Филипп Ариес

XVI – XVII века – появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка от взрослого. Для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица. Для того, чтобы отличить мальчика от мужчины, его одевали в костюм женщины, и этот костюм просуществовал до начала нашего столетия

Изображение слайда
17

Слайд 17

Портрет М.Ю. Лермонтова в детстве

Изображение слайда
18

Слайд 18

Императрица Мария Федоровна с сыном Николаем. 1870 год.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Фламандский мальчик 1625 год

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изображение слайда
22

Слайд 22: Филипп Ариес

Три тенденции в эволюции детской одежды: Архаизация – одежда детей в данное историческое время запаздывает по сравнению со взрослой модой и во многом повторяет взрослый костюм прошлой эпохи Феминизация – костюм для мальчиков во многом повторяет детали женской одежды Использование для детей высших сословий обычного взрослого костюма низших сословий (в одежде мальчиков – брюки и детали военного мундира, например, детский матросский костюм)

Изображение слайда
23

Слайд 23

Царевич Алексей Николаевич

Изображение слайда
24

Слайд 24

Изображение слайда
25

Слайд 25

Изображение слайда
26

Слайд 26

Изображение слайда
27

Слайд 27

Франц Ксавер Винтерхальтер, портрет Альберта Эдуарда, принца Уэльского. 1846 г.

Изображение слайда
28

Слайд 28

В российских крестьянских семьях до революции дети и взрослые одевались одинаково. Эта особенность до сих пор сохраняется там, нет больших различий между работой взрослых и игрой ребенка.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Изображение слайда
30

Слайд 30

Изображение слайда
31

Слайд 31

Ллойд Демоз (род. в 1931 г.) американский историк и психолог, один из основателей психоистории DeMause, Lloyd (1982). Foundations of psychohistory

Изображение слайда
32

Слайд 32

Ллойд Демоз Периодизация типов отношений родителей и детей в истории

Изображение слайда
33

Слайд 33

" История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным ".

Изображение слайда
34

Слайд 34

Л. Демоз подразделяет всю историю детства на шесть периодов, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Периодизация типов отношений родителей и детей в истории

1. Стиль детоубийства ( инфантицидный стиль) С древности до IV века н. э. — характеризуется массовым убийством детей и насилием в их отношении. Когда родители боялись, что ребенка будет трудно воспитать или прокормить, они обычно убивали его.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Изображение слайда
37

Слайд 37

Изображение слайда
38

Слайд 38

Изображение слайда
39

Слайд 39

Изображение слайда
40

Слайд 40: Периодизация типов отношений родителей и детей в истории

2. Бросающий стиль (IV – XIII в.в.) Распространение христианства. Как только культура признает наличие у ребенка души, инфатицид снижается. Главное средство избавления от детей – оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Младенца сбывают кормилице, либо отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, окружают эмоциональной холодностью в собственном доме.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Смольный институт благородных девиц Создан по указу Екатерины II в 1764 году. По уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет, причём с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока. Императрица надеялась, удалив детей на долгий срок от невежественной среды и вернув туда уже развитую и облагороженную девушку, способствовать смягчению нравов и создать «новую породу людей».

Изображение слайда
42

Слайд 42

Смольный институт благородных девиц

Изображение слайда
43

Слайд 43

Изображение слайда
44

Слайд 44: Периодизация типов отношений родителей и детей в истории

3. Амбивалентный стиль ( XIV — XVII века) Ребенка уже начинают окружать вниманием, однако ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ этой эпохи – лепка характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины. Если же от сопротивляется – его беспощадно бьют, «выколачивая» своеволие как злое начало.

Изображение слайда
45

Слайд 45

Михаил Ватутин. Воспитатель, 1892 год

Изображение слайда
46

Слайд 46

М. Горький «Детство»

Изображение слайда
47

Слайд 47

Изображение слайда
48

Слайд 48: Периодизация типов отношений родителей и детей в истории

4. Навязывающий стиль ( XVIII в.) Ребенка уже не считают простым объектом физического ухода, родители становятся к нему значительно ближе. Однако это сопровождается навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Периодизация типов отношений родителей и детей в истории

5. Социализирующий стиль (XIX век - середина XX) Воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении его волей, сколько в тренировке ее, направлении на правильный путь, подготовке к самостоятельной жизни Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют. До сих пор в большинстве случаев, когда обсуждают проблему воспитания детей, принимают как нечто само собой разумеющееся социализирующую модель. Этот стиль отношений стал основой психологических моделей двадцатого века - от фрейдовской «канализации импульсов» до скиннеровского бихевиоризма.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Периодизация типов отношений родителей и детей в истории

6. Помогающий стиль (с середины XX века) Родитель ориентируется на потребности ребенка. Родители стремятся не столько дисциплинировать или «формировать» личность ребенка, сколько помогать индивидуальному развитию, создавать условия для развития интересов. Отсюда – стремление к эмоциональной близости с детьми, пониманию, эмпатии и т.д.

Изображение слайда
51

Слайд 51: Периодизация типов отношений родителей и детей в истории

Помогающий стиль: разбираться в причинах эмоциональных конфликтов ребенка, создавать условия для развития интересов, уметь спокойно относиться к периодам регресса в развитии.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Периодизация типов отношений родителей и детей в истории

В жизни ребенка участвую" оба родителя, они понимают и удовлетворяют его растущие индивидуальные потребности. Детей не бьют и не ругают, им прощают, если они в состоянии стресса устраивают сцены. Такой стиль воспитания требует огромных затрат времени, энергии, а также бесед с ребенком, особенно в первые шесть лет, потому что помочь ребенку решать свои ежедневные задачи невозможно, не отвечая на его вопросы, не играя с ним.

Изображение слайда
53

Слайд 53

Изображение слайда
54

Слайд 54

Изображение слайда
55

Слайд 55

Изображение слайда
56

Слайд 56

Отношение к ребенку, детству в историческом  контексте претерпело существенные изменения:  путь от ребенка, как раба, которого можно было продать,  к ребенку как цели патриархального брака;  от ребенка – маленького взрослого – к ребенку как  самостоятельной ценной в себе личности.

Изображение слайда
57

Слайд 57

Ллойд Демоз : Три способа реагирования взрослого на ребенка: 1) он может использовать ребенка как сосуд для проекции содержания своего собственного бессознательного (проективная реакция); 2) он может использовать ребенка как заместителя фигуры взрослого, значимого для него в его собственном детстве (возвратная реакция ); 3) он может сопереживать потребностям ребенка и действовать, чтобы удовлетворить их (реакция сопереживания).

Изображение слайда
58

Слайд 58

Владимир Товиевич Кудрявцев

Изображение слайда
59

Слайд 59

1. Квазидетство — на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику (первобытное детство)

Изображение слайда
60

Слайд 60

2. Неразвитое детство — мир детства выделен, и перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию преодоления межпоколенного разрыва, выступая как способ моделирования смысловых оснований деятельности взрослых. Социализация происходит по мере освоения ребенком строго очерченного доля готовых смыслов деятельности. Пример — детство в Средние река и в Новое время.

Изображение слайда
61

Последний слайд презентации: Детство как культурно-исторический феномен

3. Развитое детство (термин В.В. Давыдова) — складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство). Образ взрослости, на который ориентируется ребенок, — принципиально неполный, незавершенный, и ребенок должен свободно и творчески «самоопределиться в культуре».

Изображение слайда