Презентация на тему: Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями: психолого-педагогическая

Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями: психолого-педагогическая характеристика, методы работы
Рассматриваемые вопросы
Группы детей с выраженными интеллектуальными нарушениями
Характерные особенности детей с выраженной умственной отсталостью
Дифференциация степеней умственной отсталости (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая)
Психолого-педагогическая дифференциация степеней умственной отсталости (пример)
Психолого-педагогическая дифференциация степеней умственной отсталости (пример)
Характерные особенности детей с выраженной умственной отсталостью ‑ несформированность потребности и умения вступать в эмоциональный контакт и сотрудничество с
Классификации тяжелых и множественных нарушения развития (ТМНР)
Специфические особенности развития детей с ТМНР позволило разделить их на три группы ( А.М.Царев )
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР
Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью. Общие
Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью. Общие
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР
Позиция специалиста в отношении детей с умеренной умственной отсталостью ( F 71)
Позиция специалиста в отношении детей с тяжелой, глубокой умственной отсталостью ( F 72), ( F 73)
Дидактические и методические основы коррекционно-развивающей работы
При составлении программы коррекционно-развивающей помощи\воздействия важно помнить
При составлении программы важно помнить
Спасибо за внимание !
1/21
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 30)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1179 Кб)
1

Первый слайд презентации: Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями: психолого-педагогическая характеристика, методы работы

Исаева Тамара Николаевна, к.п.н., доцент, Институт детства, МПГУ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Рассматриваемые вопросы

1. Характеристика и разграничения степеней умственной отсталости 2.Классификации тяжелых и множественных нарушения развития (ТМНР) 3. Особые образовательные потребности детей с комплексными нарушениями, ТМНР 4. Выбор методов коррекционно-развивающей работы

Изображение слайда
3

Слайд 3: Группы детей с выраженными интеллектуальными нарушениями

Умеренная умственная отсталость ( F- 71) Тяжелая умственная отсталость ( F- 71) Глубокая умственная отсталость( F- 71) Комплексные нарушения, где обязательно в числе других нарушений имеется умственная отсталость Тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР) (используется для характеристики детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, имеющих другие первичные нарушения (движений, эмоциональной сферы и др.). Основное место в структуре нарушения ТМНР занимает умственная отсталость.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Характерные особенности детей с выраженной умственной отсталостью

неоднородность состава разная степень выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития в пределах одного возраста уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен наряду с выраженными диффузными поражениями отмечается наличие локальной церебральной патологии, которая проявляется в стойких нарушениях двигательной сферы, познавательных процессах, речи. для этой категории детей, как никакой другой, развитие произвольности всей психической деятельности чрезвычайно затруднено

Изображение слайда
5

Слайд 5: Дифференциация степеней умственной отсталости (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Психолого-педагогическая дифференциация степеней умственной отсталости (пример)

Изображение слайда
7

Слайд 7: Психолого-педагогическая дифференциация степеней умственной отсталости (пример)

Изображение слайда
8

Слайд 8: Характерные особенности детей с выраженной умственной отсталостью ‑ несформированность потребности и умения вступать в эмоциональный контакт и сотрудничество с взрослым

Рассмотрение возможностей: участия в самом процессе учебной деятельности способность произвольной психической деятельности, к волевому регулированию своим поведением установление первичного контакта с взрослым характер самого контакта и понимание обращений характер деятельности его с взрослым принятие и использование помощи взрослого. наличие самоконтроля собственных действий способность оценить результаты своей работы

Изображение слайда
9

Слайд 9: Классификации тяжелых и множественных нарушения развития (ТМНР)

совокупность различных психофизических нарушений, как правило, вследствие органического поражения ЦНС; высокая степень выраженности нарушений, прежде всего интеллекта; уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с каким-либо возрастными параметрами; различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, в совокупности, образуя сложные сочетания; потребность в значительной помощи, объем которой существенно превышает содержания и качество поддержки, оказываемой при каком-либо нарушении

Изображение слайда
10

Слайд 10: Специфические особенности развития детей с ТМНР позволило разделить их на три группы ( А.М.Царев )

Дети первой группы имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Особенности развития детей второй группы вызваны нарушениями их эмоционально-волевой сферы и проявляются в расторможенности, «полевом» поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Дети третьей группы могут иметь нарушения общей моторики, но передвигаются самостоятельно. Их моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и неточности движений.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР

Особые образовательные потребности ( В.И.Лубовский ) Совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении детей с особыми образовательными потребностями. Специальные образовательные потребности – потребности в специальных (индивидуализированных) условиях обучения: технические средства обучения, особое содержание, методы, медицинские, социальные и иные услуги, связанных и необходимых для успешного обучения. Потребности в условиях, необходимых для реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками в развитии в процессе обучения

Изображение слайда
12

Слайд 12: Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью. Общие

раннее получение специальной помощи средствами образования; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; удлинение сроков получения образования; систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

Изображение слайда
13

Слайд 13: Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью. Общие

обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР

Время начало коррекционно-развивающей помощи, образования, Содержание помощи, образования Создание специальных методов и средств обучения Особая организация помощи, обучения Определение границ образовательного пространства Продолжительность помощи, образования Определение круга лиц, оказывающих помощь, участвующих в образовании и их взаимодействие

Изображение слайда
15

Слайд 15: Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР

существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек» и другие; созданием оптимальных путей развития; использованием специфических методов и средств обучения; дифференцированным, «пошаговым» обучением; обязательной индивидуализацией обучения; формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания; обеспечением присмотра и ухода за обучающимися; дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами; организацией обучения в разновозрастных классах (группах); организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

Изображение слайда
16

Слайд 16: Позиция специалиста в отношении детей с умеренной умственной отсталостью ( F 71)

Одобрение и поощрение. Позитивная форма требований. Поощрение самостоятельности. Ограничения в постоянной, привычной форме. Согласованные четкие разумные ограничения. Определенные внешние рамки. Исключить наказание за нечаянные ошибки.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Позиция специалиста в отношении детей с тяжелой, глубокой умственной отсталостью ( F 72), ( F 73)

Частота демонстрации положительных примеров Точно в описании детям своих чувства и переживаний Обоснование гуманные поступки и меры наказания (последствия, в т.ч. и нелюбовь окружающих) Устанавливание социально приемлемых норм поведения в различных местах и ситуациях, разъяснение их смысл Формирование ответственности Не потакать ребенку Твердость и последовательность в соблюдении установленных правил, даже если ребенок к ним негативен Спокойствие, доброжелательность Учет страха и переживаний ребенка перед незнакомым или непривычным миром вещей и людей (даже если они меняются незначительно)

Изображение слайда
18

Слайд 18: Дидактические и методические основы коррекционно-развивающей работы

1.Личностно ориентированный подход 2. Индивидуальный и дифференцированный подход 3.Ситуативная, практическая направленность работы 4.Деятельностное построение коррекционно-развивающей работы 5.Пошаговость 6.Коммуникативная направленность

Изображение слайда
19

Слайд 19: При составлении программы коррекционно-развивающей помощи\воздействия важно помнить

1.Для каждой конкретной группы детей составляется специалистом новый вариант программы, который подходит именно этой группе. 2.Составленная программа носит ориентировочный, примерный характер. 3.Составленный на ее основе план также будет носить примерный характер. 4.В каждом конкретном случае специалист честно н добросовестно вносить свои заметки о доступности материала и степени усвоения его, в зависимости от этого вносить свои поправки в план

Изображение слайда
20

Слайд 20: При составлении программы важно помнить

Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков.

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями: психолого-педагогическая: Спасибо за внимание !

Изображение слайда