Презентация на тему: Дети с задержкой психического развития

Реклама. Продолжение ниже
Дети с задержкой психического развития
План лекции
Исследователи ЗПР
Лебединская Клара Самойловна
Определение ЗПР
Классификация ЗПР
Нейропсихологический подход к изучению ЗПР
П сихологические параметры ЗПР детей.
П сихологические параметры ЗПР детей.
Типология ЗПР Н.Я.Семаго и М.М.Семаго
ЗПР конституционального генеза
ЗПР соматогенного генеза
ЗПР психогенного генеза
ЗПР церебрально-органического генеза
Причины возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний:
Методы коррекции познавательной деятельности младших школьников с ЗПР
Основные направления работы с детьми с ЗПР в условиях коррекционного обучения
2-е направление
3-е направление
4-е направление
Список литературы
1/21
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 18)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (739 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Дети с задержкой психического развития

Лекция 3

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: План лекции

1. Понятие задержки психического развития и ее основные проявления. 2. Классификация ЗПР. 3. Характеристика видов ЗПР. 4. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Исследователи ЗПР

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
4

Слайд 4: Лебединская Клара Самойловна

(1925 —1993) — советский детский психиатр и дефектолог, создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу; организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5: Определение ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР ) – это нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок характеризуется психофизическими показателями более младшего возраста. Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории. У этих детей отмечаются: низкий уровень познавательной активности; незрелость мотивации учебной деятельности; сниженная способность к приему и переработке информации; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; недостаточная сформированность умственных операций; отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи, и др.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Классификация ЗПР

Классификация, разработанная М.С.Певзнер и Т.А.Власовой, выделяет два основных варианта ЗПР : нарушения познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом; нарушение познавательной деятельности как следствие стойких астенических и церебрастенических состояний. Классификация К.С.Лебединской легла в основу критериев отбора детей с ЗПР в коррекционно-образовательные учреждения и до сих пор используется педагогами-дефектологами: Конституционального характера; Соматогенного характера; Психогенного характера; Церебрально-органического характера.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Нейропсихологический подход к изучению ЗПР

И.Ф.Марковской (1982) выделены две группы детей с ЗПР: дети с психическим инфантилизмом; дети с преобладанием интеллектуальной недостаточности в виде органической дефицитарности высших корковых функций.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: П сихологические параметры ЗПР детей

Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психофизический инфантилизм Относительная сформи-рованность психических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. Личностная незрелость Нарушение динамики умственной работоспособ­ности. Снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности Соматогенная форма задержки психического развития Сформированность психических процессов. Астения, раздражительность, слабость Снижение умственной работоспособности. Повышенная истощаемость внимания. Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: П сихологические параметры ЗПР детей

Формы ЗПР Клинико-психологи-ческие проявления Нейропсихологические особенности Психогенная форма задержки психического развития При сохранности психических процессов выраженное снижение мотивации учебной деятельности. Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм и др.) Возможная «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов. Задержка психического развития церебрально-органического генеза Задержка психического развития церебрально-органического генеза Нарушение умственной работоспособности. Недоразвитие устойчивости, переключения, объема внимания. Снижение объема памяти во всех модальностях. Недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Недоразвитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Выраженная дефицитарность в развитии отдельных свойств (внимания, памяти, гнозиса, праксиса )

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Типология ЗПР Н.Я.Семаго и М.М.Семаго

«задержанное развитие» - замедленный темп формирования когнитивной и эмоционально - личностной сфер; «парциальная несформированность ВПФ»: с преимущественной несформированностью регуляторного компонента; с преимущественной несформированностью вербального и вербально- логического компонентов; с несформированностью смешанного типа. Такая дифференциация отражает специфику проблем детей, определяет приоритетное направление коррекционной работы и необходимость участия конкретных специалистов в оказании помощи ребенку.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: ЗПР конституционального генеза

Наблюдается у детей с психофизическим инфантилизмом. Эмоциональная сфера находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью, наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Незрелость эмоционально-волевой сферы этих детей проявляется в интеллектуальной недостаточности. У них преобладает конкретно-образное мышление, неравномерная познавательная активность, что снижает продуктивность их интеллектуальной деятельности. Наблюдается выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. В процессе игровой деятельности продуктивность внимания улучшается.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: ЗПР соматогенного генеза

Причины: Хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. Эмоциональное развитие обусловлено рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда и с режимом определенных ограничений и запретов, в которых находиться соматически ослабленный ребенок. В познавательной сфере отмечается неустойчивое внимание, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: ЗПР психогенного генеза

Причины: Семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья); различного рода психические травмы. Характеризуется: многообразием проявлений и зависит от этиологического фактора. При гипоопеке отмечаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости. В условиях гиперопеки у детей отсутствуют черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Малая способность к волевому усилию сочетается с чертами эгоцентризма, нелюбовью к труду, установкой на постоянную помощь и опеку. Невротический тип личности, воспитывающихся в неблагополучных семьях, проявляется в несамостоятельности, нерешительности, малой активности, робости и боязливости.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: ЗПР церебрально-органического генеза

Причины: Токсикозы беременных; Инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт; ПЭП – перинатальная энцефалопатия. Проявления: Обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности ребенка; Преобладает наличие негрубой органической микросимптоматики. Отсутствуют типичные для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Отмечается слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Варианты: Неустойчивый вариант органической ЗПР – с психомоторной расторможенностью; Тормозимый тип – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливостью.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Причины возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний:

Типичные неблагоприятные эмоциональные состояния младших школьников с ЗПР: Страх, тревога, агрессия, обида, эмоциональная напряженность. социальные : неправильное семейное воспитание, неконструктивный тип детско-родительских отношений, несформированные способы межличностного взаимодействия со сверстниками, резкое изменение ближайшего социального окружения; психофизиологические, индивидуальные и личностные особенности ребенка : замедленный темп формирования высших психических функций, реакция ребенка на неуспешность в учебной деятельности и др.; педагогические: педагогические ошибки, неэффективный стиль педагогического руководства.

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Методы коррекции познавательной деятельности младших школьников с ЗПР

В коррекционно-развивающем обучении участвует группа специалистов – учитель, психолог, дефектолог, логопед. Учитель реализует коррекционное направление обучения путем индивидуального подхода к детям на уроке – при объяснении, закреплении учебного материала, а также при оценке знаний учащихся. Психолог проводит диагностику нарушений психического развития ребенка и определяет индивидуальные потребности. Проводит коррекционные занятия с детьми и консультирует учителя. В соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения индивидуальные и групповые занятия должен проводить дефектолог, но на практике часто такие занятия ведет учитель. При организации занятий группы детей с ЗПР следует комплектовать по сходству решаемых коррекционных задач. Коррекционно-развивающие занятия рекомендуется проводить два-три раза в неделю. Продолжительность занятий в 1-2 классах не должна превышать 20 мин., в 3-4 классах – 40 мин.

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: Основные направления работы с детьми с ЗПР в условиях коррекционного обучения

1-е направление: Использование средств искусства для коррекции поведения детей с ЗПР Задачи направления : 1) снять эмоциональную напряженность; 2) создать ситуацию успеха; 3) привить новые формы поведения (умение довести начатое дело до конца, дисциплинированность); 4) дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными, развить чувство уверенности в себе; 5) воспитывать чувство прекрасного. Занятия проводит психолог или дефектолог в групповой или индивидуальной форме.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: 2-е направление

Использование сказок, игр, этюдов для коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР Задачи направления: 1)коррекция аффективного поведения и эмоционально-личностной сферы; 2) коррекция поведения учащихся в коллективе; 3) формирование моральных представлений Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме.

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19: 3-е направление

Использование природоведческого материала и экскурсий в целях расширения знаний об окружающей действительности и развития познавательного интереса у детей с ЗПР Реализация задач этого направления осуществляется учителем в процессе обучения. При организации работы необходимо руководствоваться знаниями, предусмотренными программой по природоведению для начальной школы: времена года, явления природы, последовательное название месяцев, дней недели; образ жизни животных и его изменения в различные времена года. Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме.

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: 4-е направление

Коррекционно- развивающая работа на уроках русского языка и чтения При выполнении заданий учащиеся не всегда ориентируются в таких его компонентах, как инструкция, учебный материал, образец. Поэтому на первом этапе обучения необходимопроводить коррекционно-развивающую работу по преодолению этих затруднений. Сначала предлагаются задания, которые включают два компонента – инструкцию и учебный материал. Занятия проводит учитель в групповой или индивидуальной форме.

Изображение слайда
1/1
21

Последний слайд презентации: Дети с задержкой психического развития: Список литературы

Спе­ци­аль­ная пе­да­го­ги­ка и спе­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: совре­мен­ные ме­то­до­ло­ги­че­ские под­хо­ды : кол­лек­тив. мо­но­гра­фия / [на­уч. ред. : Т. Г. Бог­да­но­ва, Н. М. На­за­ро­ва]. – М. : ЛОГОМАГ, 2013. – 336 с. Специальная педагогика: учебник / Мардахаев Л.В.,  Орлова Е. А. – М.: Юрайт,  2015. – 447 с. Спе­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия : учеб. [в 2 т.]. / под ред. В. И. Лу­бов­ско­го. – 7-е изд., пе­ре­раб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития : учеб. пособие. – М. : Сфера, 2009. – 320 с.

Изображение слайда
1/1