Презентация на тему: Дети « группы риска »

Дети « группы риска »
Определение
Выявление учащихся "группы риска"
Способы получения необходимой информации
Классификация детей «группы риска»
Классификация детей «группы риска»
Виды антиобщественного поведения
Категории детей «группы риска»
Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска"
Дети « группы риска »
Дети « группы риска »
Дети « группы риска »
Дети « группы риска »
Трудновоспитуемость
Дети улиц - беспризорники
Портрет уличного ребенка
Категории беспризорников
Причины возникновения уличных детей
Потребности уличных детей
Места обитания уличных детей
Зарабатывание средств на жизнь
Тест: Определение детей «группы риска»
Схема проведения опроса "трудного" подростка
Дети « группы риска »
Дети « группы риска »
Спасибо за внимание!!!
1/26
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 23)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1313 Кб)
1

Первый слайд презентации: Дети « группы риска »

Изображение слайда
2

Слайд 2: Определение

"Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Выявление учащихся "группы риска"

Неблагополучие школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности: учебная деятельность взаимоотношения со сверстниками взаимоотношения со взрослыми отношение к труду и профессиональная ориентация проведение свободного времени поведение и поступки

Изображение слайда
4

Слайд 4: Способы получения необходимой информации

анализ классных журналов; опрос мнения учителей о школьнике; анализ учета посещаемости занятий; анализ зафиксированных нарушений дисциплины; беседы с родителями школьника; социометрические исследования; наблюдения; беседы со школьником; запрос информации в центры, занимающиеся профориентацией, и учебно-производственные комбинаты (УПК); запрос информации в психолого-педагогические центры, если школьнику там оказывали помощь; запрос информации в подразделения по делам несовершеннолетних; запрос информации на предыдущие места учебы школьника.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Классификация детей «группы риска»

Изображение слайда
6

Слайд 6: Классификация детей «группы риска»

Изображение слайда
7

Слайд 7: Виды антиобщественного поведения

АМОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ нарушение норм морали и правил человеческого общения не уголовно наказуемое правонарушение нарушение уголовно-правовых норм

Изображение слайда
8

Слайд 8: Категории детей «группы риска»

Категории Критерии, по которым определяются учащиеся "группы риска" 1. Медицинская Имеют хронические заболевания внутренних органов. Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи. Часто и длительно болеют (пропуски по болезни более 40 учебных дней в году). Стоят на учете у психоневролога. Перенесли сложную медицинскую операцию. 2. Социальная Живут в асоциальной семье. Живут в малообеспеченной семье; окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно. Живут в семье беженцев или переселенцев (проблемы языковые или адаптивные). Перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптивные ). 3. Учебно-педагогическая Имеют стойкую неуспеваемость. Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины. 4. Поведенческая Имеют стойкие нарушения поведения. Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Имеют повышенную тревожность.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска"

Изображение слайда
10

Слайд 10

Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта. проявление доброты, внимания, заботы просьба поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения) "авансирование" личности – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива прощение проявление огорчения проявление умений учителя, его мастерство

Изображение слайда
11

Слайд 11

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения нравственное упражнение вовлечение в интересную деятельность моральная поддержка и укрепление веры в свои силы доверие убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога

Изображение слайда
12

Слайд 12

Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика активизация сокровенных чувств воспитанника - воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений фланговый подход -воспитатель, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению о посредование - воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено

Изображение слайда
13

Слайд 13

Прямые и косвенные, тормозящие приемы предупреждение Наказание - действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе) констатация поступка - прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен проявление возмущения

Изображение слайда
14

Слайд 14: Трудновоспитуемость

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Дети улиц - беспризорники

Беспризорники, дети улиц, уличные дети – это синонимы названия одной и той же категории детей, для которых улица стала домом в широком смысле этого слова. Это то место, где тебя могут понять, принять таким, какой ты есть, там, где ты можешь найти пищу, защиту, укрытие. Группой неправительственных организаций (НПО) было предложено следующее определение уличных детей: Беспризорник или уличный ребенок - это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения, используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты. (Программа уличных детей и уличной молодежи Международной НПО).

Изображение слайда
16

Слайд 16: Портрет уличного ребенка

Возраст: 12-14 лет Жизнь ребенка: Из неблагополучной или малообеспеченной семьи, где один или оба родителя – алкоголики, не всегда состоящие на учете в КДН или ОППН; как правило, ребенок бросил школу или посещает ее нерегулярно, является заядлым курильщиком и систематически употребляет алкогольные напитки. Большую часть времени он проводит в кругу себе подобных – в теплое время года на улице, в холодное – в подвалах, подъездах или на чердаках. Высокая способность к адаптации в среде позволяет ему неплохо ориентироваться в возникающих ситуациях и быстро находить выход из них. Внешний вид: Грязные руки и чумазое лицо с явными признаками раздражения вокруг рта, вызванного частым употреблением паров клея, потрепанная грязная одежда со следами того же клея, неприятный запах немытого тела, короткие грязные волосы, пустой безразличный взгляд Характерные черты поведения: Необязательность, скрытность, лживость, прагматичность, хорошая приспособленность к жизни на улице, часто наблюдается резкая смена настроения и непредсказуемость поступков. Коммуникативные свойства: Бедный словарный запас и обилие ненормативной лексики. Речь несвязна и состоит из коротких фраз. Но встречаются дети с достаточно высоким интеллектуальным уровнем и развитой речью. Общение сводится к выражению сиюминутных желаний и чувств и планированию ближайшей временной перспективы, не выходящих за рамки ближайших 2-3 часов. Такой ребенок инфантилен, имеет задержку как интеллектуального, так и общего психического развития. В недалеком будущем, скорее всего, таких детей ждет, или полная деградация, или роль исполнителей в криминальной среде с последующим попаданием в “места не столь отдаленные”, или преждевременная смерть от отравления, болезней, передозировки и других опасностей, которые окружают их со всех сторон.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Категории беспризорников

Изображение слайда
18

Слайд 18: Причины возникновения уличных детей

Бедность семьи и алкоголизм родителей Быстрые социальные и экономические изменения в стране ввергли многие семья в бедность и лишения. И, прежде всего, эти лишения ложатся на плечи детей. Одной из основных причин ухода ребенка из дома является алкоголизм родителей. Страдая из-за пренебрежения родителями своими обязанностями и нередко преступным злоупотреблением ими, уход на улицу становится для него последним средством защиты. Дети надеются, что жизнь на улице будет лучше, но нередко условия там оказываются значительно хуже.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Потребности уличных детей

В основном уличные дети ничем особенно не отличаются от обычных детей. Их потребности в безопасности, любви, понимании и т.д. – те же, что и у “домашних” детей. Различие в том, что потребности эти удовлетворены в меньшей степени. Уход на улицу вызван, прежде всего, поиском неудовлетворенных потребностей: желанием найти ту среду, где безопасно, где его примут таким, какой он есть, выслушают, помогут. Объединение беспризорников в группировки позволяет им решить многие житейские и психологические проблемы: жилья, питания, безопасности, общения, взаимопомощи. Эти группировки чем-то напоминают психотерапевтические группы, позволяющие их членам в какой-то мере разрешить свои психологические проблемы. Эти дети отличаются завидной жизнестойкостью, социальной приспособленностью и, в то же время, подозрительностью.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Места обитания уличных детей

Каждый уличный ребенок – это индивидуальность, избирающая собственный образ жизни. Приступая к работе, необходимо познакомиться с образом жизни уличных детей, присущим именно вашему району. Улица - это то место, где ребенок работает, питается, общается, учится и иногда спит. Его повседневные потребности продиктованы потребностью выжить, поэтому все его устремления (как и любого живого существа) прежде всего направлены на удовлетворение чувства голода, жажды, тепла, безопасности. Чаще всего данную категорию детей можно встретить в оживлённых местах, где можно достать еду или заработать деньги: базары, рынки, площади, супермаркеты, дорогие ночные клубы и т.д. Их день обычно начинается ближе к обеду, а заканчивается далеко заполночь.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Зарабатывание средств на жизнь

Под работой мы понимаем любую форму деятельности, приводящую к добыванию средств к существованию. Это может быть мытье машин, попрошайничество, вынос мусора из ларьков, воровство, проституция и т.д. Во многих случаях их труд тяжел, опасен и продолжителен. Нередко дети отдают заработанное в семейный бюджет или родители забирают у них силой. Дети, имеющие значительный опыт уличной жизни, в состоянии зарабатывать приличные деньги, но тратят они эти деньги чаще всего бездарно. Имея в среднем ежедневный доход 100-200 рублей (на конец 1998 года), дети все равно ходят полураздетыми и полуголодными. Большая часть заработанных денег уходит на развлечения, психоактивные вещества (клей, табак, алкоголь, наркотики), сладости и т.д. Проституция Мелкие преступления Мытье машин и попрошайничество

Изображение слайда
22

Слайд 22: Тест: Определение детей «группы риска»

Инструкция:  Пожалуйста, отметьте, присуще ли Вашему ребенку перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце. №/ п Утверждение Да Нет Выполнение порученного дела всегда  требует контроля со стороны взрослого Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом Решение по  какому-либо вопросу  принимает с трудом, часто перекладывая его на других Всегда и во всем исполнителен Часто бывает несдержанным Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы  выполнения предлагает редко К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно В своих делах и действиях часто надеется на «авось» Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому Часто перепроверяется, постоянно что-то исправляет в сделанном Перед выполнением чего-либо требуется период «раскачки» При выполнении какой-либо работы может то очень быстро ее делать, то, постоянно отвлекаясь, медленнее Выполненную работу обычно не проверяет Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п. При выполнении какой-либо работы очень быстро устает Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты Часто бывает неаккуратным При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении  чего-либо Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы В работе часто бывает небрежен Всегда стремится получать только отличные оценки Всегда и во все медлителен и малоподвижен Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха Постоянно требует подтверждения правильности  своего выполнения чего-либо Равнодушен  к оценке своей работы Заранее  свои действия планирует с трудом Часто жалуется на усталость Все делает медленно, но основательно Группа риска Ответ «да» на вопросы: Группа риска Ответ «да» на вопросы: Дети с низким уровнем самоконтроля, волевых процессов 1, 8, 13, 30 Дети с трудностями произвольности и самоорганизации 12, 19, 21, 31 Тревожные дети 2, 10, 14, 29 Астеничные дети 15, 25, 28, 32 Неуверенные дети 3, 6, 9, 20 Гипертимные дети 5, 7, 17, 22, 26 «Отличники» и перфекционисты 4, 16, 23, 27 Застревающие дети 11, 18, 24, 33 Ключ:

Изображение слайда
23

Слайд 23: Схема проведения опроса "трудного" подростка

1. Учеба: любимые и нелюбимые предметы; причины школьных успехов и неудач; отношения с учителями; участие в общественной работе; случаи нарушения дисциплины. 2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности. 3. Отношения со сверстниками: предпочтение одного близкого друга или компании приятелей; положение среди товарищей ("душа компании", "преследуемый", "изгой", "независимый одиночка" и т. п.); критерии выбора приятелей (по определенным личным качествам, по общности увлечений, для проведения досуга и т. п.). 4. Увлечения в настоящем и прошлом: под чьим влиянием был сделан выбор хобби; каковы достигнутые результаты; почему те или иные увлечения заброшены и т. д. 5. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения, состав семьи: кто из родственников назван первым; о ком забыл упомянуть; кто занимался его воспитанием; наиболее близкий член семьи; с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членами семьи, отношение к ним подростка. В случае, если семья распалась, необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу матери и отца; поддерживает ли он контакт с тем родителем, который ушел из семьи. Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).

Изображение слайда
24

Слайд 24

6. Отклонения в поведении (отмеченные в прошлом): прогулы занятий; мелкое хулиганство; курение и выпивки; употребление различных психоактивных веществ; побеги из дома; был ли когда-либо задержан милицией или поставлен на учет (когда и за что). 7. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. 8. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения. 9. Личные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют не из любопытства, а для выяснения возможных переживаний школьника и получения более полного представления о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы): первая влюбленность и связанные с этим психические травмы; оценка своей привлекательности; начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Нередко бывает сложно определить, к какой категории относится тот или иной ребенок. Но всегда важно помнить, что любой ребенок – это личность, и предлагаемая ему помощь должна быть индивидуальна. Услуга, которая с радостью встречена одним ребенком, может быть с негодованием отвергнута другим. Очень важно четко определить группу беспризорников, которой вы хотели бы оказать помощь и были бы в состоянии это сделать. Лучше начать с малого и в дальнейшем скорректировать свои усилия, чем потом признаться в своем бессилии. “Мы в ответе за тех, кого приручили”. Судьба каждого ребенка индивидуальна

Изображение слайда
26

Последний слайд презентации: Дети « группы риска »: Спасибо за внимание!!!

Изображение слайда