Презентация на тему: Деревенская проза

Деревенская проза
Задача писателей - осмысление важных вопросов современности
Определение понятия «деревенская проза»
Связь с литературой 19 века
Начало
Темы, которые раньше были запретными
Ф.А. Абрамов (1920-1983 г.г.)
Рассказы и повести Ф.Абрамова о деревне
В.П.Астафьев (1924-2001 г.г.)
В.Г.Распутин (15 мая 1937 года)
Деревенская проза
В.М.Шукшин (1929-1974 г.г.)
В.А.Белов (родился в 1932 году)
Борис Андреевич Можаев (1923-1996 г.г.)
Деревенская проза
Значение деревенской литературы
1/16
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 7)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1046 Кб)
1

Первый слайд презентации: Деревенская проза

Обзор

Изображение слайда
2

Слайд 2: Задача писателей - осмысление важных вопросов современности

Равновесие природы, Равновесие души Мы теряем с каждым годом, Хоть тужи, Хоть не тужи. Реки гаснут, Лес мертвеет… И наверно, потому Души добрые черствеют, Чувства передав уму. (В. Фирсов)

Изображение слайда
3

Слайд 3: Определение понятия «деревенская проза»

Деревенская проза — направление в русской советской литературе 1960—1980-х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни. Это уникальное явление в русской и мировой литературе 2-й пол. ХХ в., порождено страстным стремлением осмыслить те глубочайшие изменения, которые произошли с русской деревней, с родной землей, с «малой родиной» в ХХ в.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Связь с литературой 19 века

«Человек связан с природой тысячью нерасторжимых нитей» — эта крылатая тургеневская фраза стала одним из основных эстетических принципов «деревенской» прозы и поэзии. Трудно найти в мире национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «природа и человек».

Изображение слайда
5

Слайд 5: Начало

К середине 1960-х «деревенская проза» достигает такого уровня художественности, который позволил ей оформиться в особое направление (большое значение имел рассказ Солженицына «Матрёнин двор»). Тогда же возник и сам термин.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Темы, которые раньше были запретными

Трагические последствия коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова и др.). Изображение близкого и далекого прошлого деревни, ее нынешних забот в свете общечеловеческих проблем, губительное влияние цивилизации («Последний поклон», «Царь-рыба» В. Астафьева, «Прощание с Матерой», «Последний срок» В. Распутина, «Горькие травы» П. Проскурина). В «деревенской прозе» этого периода наблюдается стремление приобщить читателей к народным традициям, выразить естественное миропонимание («Комиссия» С. Залыгина, «Лад» В. Белова).

Изображение слайда
7

Слайд 7: Ф.А. Абрамов (1920-1983 г.г.)

Роман «Братья и сёстры» (1958) вместе с романами «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973) образовал эпический цикл «Пряслины» (о судьбе крестьянского рода).

Изображение слайда
8

Слайд 8: Рассказы и повести Ф.Абрамова о деревне

Автор рассказов и очерков о колхозной жизни, повестей «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972), где крестьянский мир русского Севера показан в его будничных заботах, горестях и радостях.

Изображение слайда
9

Слайд 9: В.П.Астафьев (1924-2001 г.г.)

Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое в рассказ «Васюткино озеро». Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой».

Изображение слайда
10

Слайд 10: В.Г.Распутин (15 мая 1937 года)

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976). В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби».

Изображение слайда
11

Слайд 11

В последние годы писатель много времени отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 — рассказы «Поминный день»; в 1997 — «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы». В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 г. вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь».

Изображение слайда
12

Слайд 12: В.М.Шукшин (1929-1974 г.г.)

Герои книг и фильмов Шукшина — это люди деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык. Некоторых из его героев можно назвать чудаками, людьми «не от мира сего» (рассказ «Микроскоп», «Чудик»). В произведениях Шукшина дано ёмкое описание советской деревни, его творчество характеризует глубокое знание языка и деталей быта, на первый план зачастую выходят глубокие нравственные проблемы и общечеловеческие ценности.

Изображение слайда
13

Слайд 13: В.А.Белов (родился в 1932 году)

Повесть “Привычное дело” (1966) стала ярким явлением деревенской прозы. Большую известность принёс автору роман “Кануны” (1976) о преддверии всеобщей коллективизации.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Борис Андреевич Можаев (1923-1996 г.г.)

В 1966 году в “Новом мире” было опубликовано произведение, поставившее Можаева в ряд самых ярких представителей деревенской прозы, - повесть “Живой”.

Изображение слайда
15

Слайд 15

О житье-бытье советской деревни Можаевым написаны трагикомическая “История села Брёхова, писанная Петром Афанасьевичем Булкиным” (1968), “Старица Прошкина” (1966), “Без цели” (1965) и другие рассказы. Но главным его произведением стал роман-дилогия “Мужики и бабы”.

Изображение слайда
16

Последний слайд презентации: Деревенская проза: Значение деревенской литературы

Деревенская проза обогатила современную литературу целым рядом художественных открытий, создав запоминающиеся характеры мужественных и трудолюбивых людей, героически преодолевающих бедствия, трудности, лишения, что из года в год омрачали их жизнь (тетралогия Ф. Абрамова: "Братья и сестры", 1958; "Две зимы и три лета", 1968; "Пути-перепутья", 1973; "Дом" 1978); мудрых старух Анны и Дарьи (повести В. Распутина "Последний срок", 1970, и "Прощание с Матёрой", 1976), бабушки - хранительницы народной мудрости, вековых традиций высокой нравственности ("Последний поклон" В.Астафьева, 1972-1975). Деревенская проза выдвинула яркие образы "бунтарей", пытающихся, утвердить в жизни свои принципы социальной справедливости и совестливости, - не желавших мириться с бюрократическим мышлением, с отношениями людей, основанными на расчете и соображениях выгоды (Федор Кузькин из повести Б. Можаева "Живой" (1966), Настя Сыроегина из повести В. Тендрякова "Поденка - век короткий" (1964), чудики В.Шукшина).

Изображение слайда