Первый слайд презентации
Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Департамент педагогики Проект п о предмету «Основы научной коммуникации» н а тему: «Жанры научной речи» Выполнила студентка Калтыгина Анастасия Владимировна г руппа 2 ПОБ-НАЧ- кв 2018
Слайд 2: Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи
Научный стиль – это одна из функциональных разновидностей общелитературного языка, обслуживающая сферу науки и производства и реализующаяся в книжных специализированных текстах разных жанров.
Слайд 3: Ж анры научного стиля :
1.статья, 2.монография, 3.рецензия, 4.отзыв, 5.резюме, 6.реферат, 7.аннотация, 8.учебник, 9.учебно-методическое пособие.
Слайд 4: О сновная функция и цель:
П ередача адресату научной информации, научных знаний.
Слайд 5: Особенности научного стиля
абстрактность и обобщенность точность, однозначность, понятийность и определенность отсутствие образности и эмоциональности логичность
Слайд 6: Научный стиль подразделяется на три основные разновидности
Научный стиль речи Функционально-стилевая классификация Жанровая классификация Собственно научный Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа Научно-учебный Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение Научно-популярный Очерк, книга, лекция, статья
Слайд 7: Собственно-научный подстиль
Это процесс выработки и сохранения объективно новых научных знаний. Автор речи, ученый, стремится к тому, чтобы выработанные им знания были приняты научным сообществом. Признаки: 1. В научной речи необходимо выражают действительно научное, объективное знание 2. П редмет речи, научное знание, характеризуется высоким уровнем обобщения. 3. Знание должно быть строго аргументировано, обосновано.
Слайд 8: Научно-учебный подстиль
Это процесс выработки и сохранения субъективно новых научных знаний. Научно-учебный подстиль используется в устной речи педагога, при написании учебников. Автор речи обычно не является «автором» тех закономерностей, понятий, идей, которые излагает. Он посредник между наукой и адресатом, стремящимся освоить основы этой науки.
Слайд 9: Научно-популярный подстиль
Это процесс популяризации, распространения научной информации. Его задача – ознакомление адресата с определенной областью знаний и формирование первоначального познавательного интереса к явлениям этой области.
Слайд 10: Жанры научного стиля
Первичные Вторичные монография статья диссертация аннотация реферат конспект тезисы
Слайд 11: Тезисы
Это кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. Оригинальные тезисы Вторичные тезисы П ишутся как отражение собственного доклада, статьи. С оздаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.
Слайд 12: Конспект
Это особый вид текста, который создается в процессе конспектирования первоисточника. Конспектирование – мыслительная переработка и письменная фиксация читаемого или воспринимаемого на слух текста Конспекты классифицируют: 1. По степени сжатия информации 2. По количеству источников 3. По степени эквивалентности первоисточнику
Слайд 13: Конспектирование проходит несколько этапов:
1) прием информации; 2) отбор материала; 3) переформулирование материала и его фиксация.
Слайд 14: Реферат
Э то вторичный текст малого объема, адекватный по смыслу первоисточнику. Монографический О бзорные рефераты Р езультат переработки одного источника Н аписанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования
Слайд 15: Лексика научной речи состоит из трех основных пластов:
общеупотребительных слов общенаучных и терминологических, номенклатурных наименований
Слайд 16: Смысловая структура научного текста
• введение в суть проблемы, обоснование ее актуальности, новизны; • выделение предмета исследования (в некоторых случаях и объекта); • постановка цели, решение в ходе ее достижения определенных задач; • обзор научных источников, каким-либо образом затрагивающих предмет исследования, описание теоретической и методологической базы для работы; • обоснование терминологии; • теоретическая и практическая значимость научного произведения; • содержание самой научной работы; • описание эксперимента, если он проводится;