Презентация на тему: М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. « Идешь, на меня

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. « Идешь, на меня похожий …», «Бабушке », «Откуда такая нежность ?», « Мне нравится, что вы больны не
М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. « Идешь, на меня
М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. « Идешь, на меня
МАРИНА ЦВЕТАЕВА
“ Итак, у меня два права на Москву: право рождения и право избрания. Я дала Москве то, что я в ней родилась ”,-говорила Марина Цветаева- «поэт Москвы».
Первый этап творчества
Второй этап творчества
Третий этап творчества
М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. « Идешь, на меня
«Идешь, на меня похожий …»
Марианна Ледоховская
«БАБУШКЕ»
М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. « Идешь, на меня
«Откуда такая нежность?»
М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. « Идешь, на меня
«Мне нравится,что вы больны не мной»
М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. « Идешь, на меня
Домашнее задание
1/18
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 58)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (513 Кб)
1

Первый слайд презентации: М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. « Идешь, на меня похожий …», «Бабушке », «Откуда такая нежность ?», « Мне нравится, что вы больны не мной…»

9-Б-16.04.20 9-В-16.04.20

Изображение слайда
2

Слайд 2

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изображение слайда
4

Слайд 4: МАРИНА ЦВЕТАЕВА

Поэтесса Серебряного века русской литературы С одной стороны, особенностями поэтики М. Цветаева не смыкается с существовавшими литературными направлениями, но с другой стороны – формальные искания всех основных литературных направлений начала XX в. ей не были чужды. В цветаевском творчестве воедино сплелись классика и новизна. Кстати сказать, в отношении к М. Цветаевой сама постановка вопроса о ее принадлежности к какому-то, даже самому уважаемому, творческому или иному, сообществу кажется неуместной. Такая личность, шедшая, по ее же признанию, всегда "супротив всех", может принадлежать только себе или чему-то большому, цельному, например искусству.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Итак, у меня два права на Москву: право рождения и право избрания. Я дала Москве то, что я в ней родилась ”,-говорила Марина Цветаева- «поэт Москвы»

Изображение слайда
6

Слайд 6: Первый этап творчества

ТРИ ПОЦЕЛУЯ — «Какие маленькие зубки! И заводная! В парике !». Она смеясь прижала губки К ее руке. — «Как хорошо уйти от гула! Ты слышишь скрипку вдалеке?» Она задумчиво прильнула К его руке. — «Отдать всю душу, но кому бы? Мы счастье строим — на песке!» Она в слезах прижала губы К своей руке. Первый, начальный этап творчества Марины, можно охарактеризовать как юношеский, полон чувствами, переживаниями, любви и разочарований. Большинство окружающих отмечали в девушке большой талант, но тогда в ее произведениях не хватало какого-то эмоционального совершенства и законченности. Речь идет о ее “Вечернем альбоме”. Он состоял из одиннадцати стихотворений, специально отобранных для этого собрания. Тогда первоначальный дебют поэтессы, по мнению критиков, удался. Начальный период творчества Марины Цветаевой заключался в том, что она описывала свое чарующее детство, первые любовные переживания и утрату целостности личности.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Второй этап творчества

Драматургия : 1.«Ариадна » 2.«Каменный ангел » 3.«Метель » 4.«Приключение » 5.«Пьеса о Мэри (наброски ) » 6.«Федра » 7.«Феникс » 8.«Фортуна » 9.«Червонный валет » Пьеса о Цветаевой: Хакен Георг: Я вечности не приемлю Следующий, второй этап, связан с Первой мировой войной и ее событиями. У Марины появляется еще одно направление ее творчества – это драматургия. Поэзия становится все более серьезной и осмысленной, в отличие от первоначальных стихов о беззаботном детстве.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Третий этап творчества

Отказываюсь — быть. В Бедламе нелюдей Отказываюсь — жить. С волками площадей Отказываюсь — выть. С акулами равнин Отказываюсь плыть — Вниз — по теченью спин. Не надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир Ответ один — отказ.           О слёзы на глазах! 15 марта — 11 мая 1939 Третий этап – это трагический и горький период в судьбе великой поэтессы. Он связан с Великой Октябрьской революцией, гражданской войной в России и дальнейшей эмиграцией. Творчество этого периода характеризуется явно выраженной тоской по любимой Родине, вследствие потери той Родины, которую она так хорошо знала и любила. Эта вся горечь выразительно чувствуется в ее произведениях, написанных в 20-30-е годы 20 века. Но чувство искреннего патриотизма и откровенной, чистой любви к своей Родине оказалось не востребованным у эмигрантов и жителей Западной Европы.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: Идешь, на меня похожий …»

Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала — тоже! Прохожий, остановись! Прочти — слепоты куриной И маков набрав букет, Что звали меня Мариной И сколько мне было лет. Не думай, что здесь — могила, Что я появлюсь, грозя... Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже, И кудри мои вились... Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед, - Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет. Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь, Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь. Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли... - И пусть тебя не смущает Мой голос из под земли. 3 мая 1913 История создания – стихотворение написано в 1913 году в Коктебеле, где поэтесса гостила у Максимилиана Волошина вместе с мужем и маленькой дочкой. Тема стихотворения – смысл жизни человека и суть смерти. Надо сказать, что Цветаева была суеверна и верила в загробную жизнь. Она считала смерть только переходом в новую форму существования. И хотя человек ничего не знает об этой форме, это не является поводом для грусти. Композиция – одночастная, монолог-рассуждение состоит из семи строф и строится последовательно от первой до последней. Жанр – философская лирика. Стихотворный размер – ямб. Эпитеты – “ кладбищенская земляника”, “золотая пыль “. Метафора – “ весь в золотой пыли “.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Марианна Ледоховская

Прабабушка Марины Цветаевой

Изображение слайда
12

Слайд 12: БАБУШКЕ»

Продолговатый и твердый овал, Черного платья раструбы… Юная бабушка! Кто целовал Ваши надменные губы ? Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли… По сторонам ледяного лица Локоны, в виде спирали. Темный, прямой и взыскательный взгляд. Взгляд, к обороне готовый. Юные женщины так не глядят. Юная бабушка, кто вы ? Сколько возможностей вы унесли, И невозможностей — сколько? — В ненасытимую прорву земли, Двадцатилетняя полька ! День был невинен, и ветер был свеж. Темные звезды погасли. — Бабушка! — Этот жестокий мятеж В сердце моем — не от вас ли?.. История создания – двадцатипятилетняя поэтесса написала это стихотворение в 1914 году в попытке понять женщину, которую никогда не знала, но от которой, возможно, унаследовала какие-то черты своей личности. Тема стихотворения – связь поколений. В образе юной бабушки она пытается отыскать себя и понять, не передались ли основные черты характера ей по наследству Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой поэтесса описывает портрет своего предка, во второй – рассуждает о смерти и оставленном ею наследии. Жанр – интимно-философская лирика. Стихотворный размер – трехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой. Эпитеты – “ продолговатый и твердый овал”, “черное платье”, “юная бабушка”, “надменные губы”, “ледяное лицо”, “взыскательный взгляд”. Метафоры – “играли Шопена”, “взгляд, к обороне готовый”, “день был невинен”, “звезды погасли”.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Изображение слайда
14

Слайд 14: Откуда такая нежность?»

О. Э. Мандельштаму Откуда такая нежность? Не первые — эти кудри Разглаживаю, и губы Знавала темней твоих. Всходили и гасли звезды, Откуда такая нежность?— Всходили и гасли очи У самых моих очей. Еще не такие гимны Я слушала ночью темной, Венчаемая — о нежность!— На самой груди певца. Откуда такая нежность, И что с нею делать, отрок Лукавый, певец захожий, С ресницами — нет длинней? В 1916 г. у М. Цветаевой возник очередной кратковременный роман. На этот раз избранником поэтессы стал приехавший ненадолго в Москву молодой и никому еще не известный поэт О. Мандельштам. Их отношения продолжались полгода и заключались, в основном, в переписке. Личные встречи происходили только во время кратковременных приездов Мандельштама в Москву. Цветаева посвятила ему несколько стихотворений, среди которых — «Откуда такая нежность?» (1916 г.). Лирическая героиня задает этот вопрос самой себе. Она признается, что была близка уже со многими мужчинами («не первые — эти кудри»). Судя по всему, Цветаева была намного опытнее Мандельштама в любовных отношениях и играла в этом романе первую роль. Она утверждает, что в честь нее слагали «еще не такие гимны». Поэтесса снисходительно называет Мандельштама «отроком». Она сама удивлена тому впечатлению, которое он на нее произвел.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Изображение слайда
16

Слайд 16: Мне нравится,что вы больны не мной»

Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной - Распущенной - и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Мне нравится еще, что вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе... Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя! Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня - не зная сами! - Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной, За солнце, не у нас над головами,- За то, что вы больны - увы! - не мной, За то, что я больна - увы! - не вами! В 1980 году сестра поэтессы  Анастасия Цветаева ] рассказала весьма интересную историю создания этого стихотворения. По словам женщины, Марина Цветаева посвятила эти проникновенные строки её второму мужу — Маврикию Минцу. В 1915 году обе сестры уже успели оказаться замужем, но их браки оказались неудачными. По воспоминаниям Анастасии, Маврикий познакомился с ней через общих знакомых, и они провели вместе почти весь день. Они заметили очень много общего, разделили интересы, и Минц, околдованный красотой Анастасии Цветаевой, сделал ей предложение. Но это была не последняя Цветаева, которая произведёт на него сильное впечатление. Следующая приятная встреча была с Мариной. Маврикий Минц был не только поражён талантом 22-летней поэтессы, но и считал её очень привлекательной и оказывал знаки внимания.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Изображение слайда
18

Последний слайд презентации: М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. « Идешь, на меня: Домашнее задание

Ознакомившись с презентацией, ответить на вопросы теста, прилагающегося отдельным документом

Изображение слайда