Презентация на тему: Что такое психология?

Что такое психология?
Что является объектом исследования психологии?
Что является предметом психологии?
Что такое психология?
Отрасли психологии
Что такое метод?
Что такое психика?
Что такое психология?
Этапы развития психики человека
Что такое психология?
Психические процессы
Психические свойства
Психические состояния
Психические образования
Познавательные психические процессы
Ощущение –процесс отражения в сознании отдельных признаков и свойств предметов, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Что такое психология?
Восприятие-
Свойства восприятия
Внимание
Что такое психология?
Свойства внимания:
Возможности внимания:
Память-
Что такое психология?
Виды памяти
Мышление -
Виды мышления
Что такое психология?
Что такое психология?
Что такое психология?
Что такое психология?
Пути формирования творческого мышления:
Речь -
Что такое психология?
Функции речи
Пути развития речи:
Воображение -
Виды воображения
Главная функция воображения – это его участие в творческом процессе.
Некоторые приемы создания воображаемых образов:
Психические свойства личности
Что такое психология?
Классификация способностей
Что такое психология?
Что такое психология?
Условия развития способностей.
Темперамент
Что такое психология?
Что такое психология?
Что такое психология?
Что такое психология?
Что такое психология?
Что такое психология?
Что такое психология?
Что такое психология?
Что такое психология?
Выделяют 10 основных(базовых) эмоций
Основные эмоциональные состояния
Что такое психология?
Что такое психология?
Что такое деятельность?
Общение
Учение
Игра
Труд
Что такое психология?
Что такое психология?
Что такое психология?
Что такое психология?
Что такое психология?
1/71
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 73)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (444 Кб)
1

Первый слайд презентации: Что такое психология?

ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Что является объектом исследования психологии?

Объектом исследования психологии является человек, человек как личность, включенный в определенные виды деятельности и общности людей.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Что является предметом психологии?

Предметом изучения в психологии является ПСИХИКА, закономерности ее развития, механизмы функционирования, а также психическая деятельность человека и групп людей.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Основные этапы развития взглядов на предмет психологии 1-й ЭТАП Психология как наука о душе Такой взгляд был сформирован более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. (Аристотель) 2-й ЭТАП Психология как наука о сознании Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать и желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 3-й ЭТАП Психология как наука о поведении Возникает в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. 4-й ЭТАП Психология как наука, изучающая факты, закономерности развития и механизмы функционирования психики Современный взгляд на предмет психологии. Сформировался на базе философии диалектического материализма

Изображение слайда
5

Слайд 5: Отрасли психологии

Генетическая -наследственные механизмы психики и поведения человека Общая психология - исследует человека, выделяя психологию познавательных процессов и психологию личности Дифференциальная -исследует индивидуальные различия людей и их предпосылки Возрастная -различия людей по возрастам Социальная -человеческие взаимоотношения, явления, возникшие в процессе общения Педагогическая -обучение и воспитание Медицинская, патопсихология, психотерапия - отклонение от норм в психике и поведении Юридическая -усвоение человеком правовых норм и правил поведения Психодиагностика -психологическая оценка уровня развития человека

Изображение слайда
6

Слайд 6: Что такое метод?

«Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).

Изображение слайда
7

Слайд 7: Что такое психика?

Психика – это свойство особым образом высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность. Психика – это субъективный образ объективного мира. Психика – это внутренний мир человека, мир его мыслей, чувств, намерений, стремлений, которые проявляются внешне, т.е. в действиях, поведении, поступках этого человека.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, свойственная только человеку; это результат общественно – политических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Самосознание – высшее проявление сознания индивида как система его противоречивых представлений о самом себе, своем отношении к людям, о своем месте в мире, самоуважении, стремлении завоевать уважение к себе и т.д.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Этапы развития психики человека

Новорожденный (до 2 месяцев) Ранний младенческий (от 2 до 6 месяцев) Поздний младенческий (от 6 до 14 месяцев) Преддошкольный ( от 1 до 3 лет) Дошкольный (от 3 до 7 лет) Школьный (от 7 до 13 лет) Подростковый и начало юности (от13 до18 лет) Акмеологический (от 18 до 60 лет) Период геронтогенеза (от 60 до 90 лет)

Изображение слайда
10

Слайд 10

В структуре психики человека выделяют следующие взаимосвязанные компоненты: – психические процессы, – психические свойства, – психические состояния, – психические образования.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Психические процессы

Психические процессы – проявление психической активности человека, направленной на познание окружающей действительности, эмоциональной ее оценки и формирования к ней деятельного отношения. Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Психические свойства

Психические свойства – это различной степени сложности структурные психические явления, обеспечивающие определенный качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. К ним относятся: направленность, темперамент, характер, способности.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Психические состояния

Психические состояния –это такие психические явления, которые поддерживают психическую деятельность человека на определенном уровне рабо­тоспособности. К ним относятся: состояния бодрости или подавленности, подъема или упадка, оптимизма или пессимизма и т.д.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Психические образования

Психические образования – это результат диалектической взаимосвязи психических процессов, состояний, свойств и активной деятельности человека. К ним относятся: знания, навыки, умения, привычки, опыт, мастерство.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Познавательные психические процессы

Ощущение Восприятие Внимание Память Воображение Мышление Речь

Изображение слайда
16

Слайд 16: Ощущение –процесс отражения в сознании отдельных признаков и свойств предметов, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств

Изображение слайда
17

Слайд 17

Изображение слайда
18

Слайд 18: Восприятие-

это процесс познания (отражения) окружающего мира в виде целостных предметов и явлений.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Свойства восприятия

Предметность Целостность Константность Категориальность

Изображение слайда
20

Слайд 20: Внимание

- это направленность и сосредоточенность сознания на тех или иных предметах, явлениях.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изображение слайда
22

Слайд 22: Свойства внимания:

устойчивость; объем; переключение; концентрация; распределение;

Изображение слайда
23

Слайд 23: Возможности внимания:

объем 7+ - 2 объекта; полная устойчивость сохраняется 15-20 минут; в течение 1 секунды можно 3-4 раза переключить внимание;

Изображение слайда
24

Слайд 24: Память-

это способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта

Изображение слайда
25

Слайд 25

Изображение слайда
26

Слайд 26: Виды памяти

По длительности хранения: Кратковременная Оперативная Долговременная По особенностям запоминания: Двигательная Эмоциональная Зрительная Слуховая Обонятельная Вкусовая Произвольная Непроизвольная

Изображение слайда
27

Слайд 27: Мышление -

это высший познавательный психический процесс - это процесс отражения связей и отношений между предметами и явлениями.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Виды мышления

Изображение слайда
29

Слайд 29

Изображение слайда
30

Слайд 30

Изображение слайда
31

Слайд 31

Изображение слайда
32

Слайд 32

Изображение слайда
33

Слайд 33: Пути формирования творческого мышления:

Создание личностных предпосылок творческого мышления ( повышение чувства долга, ответственность, самостоятельность) Вооружение необходимой системой знаний, ознакомление с основными вариантами решения профессиональных задач. Упражнения в решении задач в усложненных условиях. Овладение диалектической логикой.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Речь -

это процесс использования языка с целью прежде всего общения людей между собой.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Изображение слайда
36

Слайд 36: Функции речи

Обозначения Сообщения Выражения Воздействия

Изображение слайда
37

Слайд 37: Пути развития речи:

Расширение словарного запаса. Подражание лучшим речевым образцам (речи по радио и телевидению и т.д.) Выработка свободного и правильного изложения своих мыслей. Проведение самоконтроля и самооценки своей речи.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Воображение -

психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто, соответствующее им не воздействует на органы чувств

Изображение слайда
39

Слайд 39: Виды воображения

Активное Пассивное Продуктивное Репродуктивное Галлюцинации Мечты Грезы Сновидения

Изображение слайда
40

Слайд 40: Главная функция воображения – это его участие в творческом процессе

Изображение слайда
41

Слайд 41: Некоторые приемы создания воображаемых образов:

агглютинация – элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр); гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей(трехголовый дракон, одноглазый циклоп); заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж); схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов, типизация – выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Психические свойства личности

Способности Темперамент Характер Воля Эмоции Мотивация

Изображение слайда
43

Слайд 43

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Классификация способностей

Элементарные Сложные Общие Специальные Теоретические Практические Коммуникативные Предметно-деятельные

Изображение слайда
45

Слайд 45

Одаренным называют человека, который с рождения обладает хорошими задатками к развитию способностей.

Изображение слайда
46

Слайд 46

Талантливый – это человек, который благодаря своим высокоразвитым способностям может добиться (и реально добивается) высоких результатов в том или ином виде деятельности.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Условия развития способностей

Раннее и полное выявление всех задатков, с рождения ребенка. Активное включение ребенка в те виды деятельности, в которых соответствующие способности формируются и развиваются. Включение ребенка в разноплановые виды деятельности для развития разных способностей. Наличие психологически и педагогически подготовленных учителей. Использование современных развивающих методов и средств обучения. Стимулирование развития способностей.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Темперамент

Темперамент – (от лат. temperamentum- надлежащее соотношение черт)-врожденное и неизменное свойство психики, определяющее реакции человека на других людей и обстоятельства. Термин ввёл Клавдий Гален.

Изображение слайда
49

Слайд 49

От греческого «красис»-слияние, смешивание- ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что особенностями поведения объясняются преобладанием одного из четырех «жизненных соков» (четырех элементов).

Изображение слайда
50

Слайд 50

Холерик - преобладание желчи -от греч. холе, «желчь,яд»- импульсивный, горячий человек. Флегматик - преобладание лимфы- от греч. флегма, «мокрота»- спокойный, медлительный человек. Сангвиник - преобладание крови- от лат. сангвис, «кровь»- подвижный, веселый человек. Меланхолик - преобладание черной желчи- от греч. мелэна холе, «черная желчь»- грустный, боязливый человек.

Изображение слайда
51

Слайд 51

Темперамент

Изображение слайда
52

Слайд 52

Характер – от греч. character, «печать, чеканка»- это совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Изображение слайда
53

Слайд 53

Изображение слайда
54

Слайд 54

Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

Изображение слайда
55

Слайд 55

Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать силы на преодоление трудностей.

Изображение слайда
56

Слайд 56

Структура волевого действия Осознание способа действия Принятие решения Исполнение решения Оценка сделанного Осознание цели действия Этапы волевого действия Подготовительный этап Этап выполнения Заключительный этап

Изображение слайда
57

Слайд 57

Эмоции – от лат. emovere, «возбуждать, волновать»- состояния индивида, выражающие степень значимости для него воздействия тех или иных факторов. Выражаются эмоции в форме непосредственных переживаний. Все эмоции врожденны.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Выделяют 10 основных(базовых) эмоций

Радость Удивление Печаль Гнев Отвращение Презрение Страх Стыд Интерес Вина

Изображение слайда
59

Слайд 59: Основные эмоциональные состояния

Аффект Стресс Страсть Настроение

Изображение слайда
60

Слайд 60

Мотивация – процесс, управляющий поведением человека, а также совокупность причин, объясняющих это поведение. Мотив- от франц. м otiver, «двигать, управлять, побуждать».

Изображение слайда
61

Слайд 61

Потребность - это состояние нужды человека или животного в чем-либо, что необходимо для их нормального существования, физического или психического развития. Потребности бывают материальные, социальные и духовные.

Изображение слайда
62

Слайд 62: Что такое деятельность?

Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Деятельность также можно определить как внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая осознаваемой целью.

Изображение слайда
63

Слайд 63: Общение

Общение – это вид деятельности, цель которого состоит в обмене информацией между людьми, в координации их действий и в оказании влияния друг на друга.

Изображение слайда
64

Слайд 64: Учение

Учение – это вид деятельности, направленной на приобретение знаний, умений, навыков и на развитие способностей человека.

Изображение слайда
65

Слайд 65: Игра

Игра – это вид деятельности, выполняющий две основные функции: психологическое развитие человека и обеспечение его отдыха.

Изображение слайда
66

Слайд 66: Труд

Труд – это вид деятельности, благодаря которому человек обеспечивает свое существование и удовлетворение основных потребностей.

Изображение слайда
67

Слайд 67

Человек – это, с одной стороны, биологическое существо, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его. С другой стороны, человек – это общественное существо, включенное в общественное отношения, в коллективный труд, в общественную жизнь.

Изображение слайда
68

Слайд 68

Индивид (от лат. individuum – неделимое), человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития единства врожденного и приобретенного, это отдельный представитель человеческой сущности.

Изображение слайда
69

Слайд 69

Личность – конкретный человек, являющийся представителем определен­ного общества, класса, коллектива, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и наделенный определенными индивидуально–психологическими особенностями. Личность –это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное социальное существо, имеющий достаточный уровень социальной зрелости. Маленький ре­бенок или психически больной человек не могут считаться личностью.

Изображение слайда
70

Слайд 70

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии, оригинальности и неповторимости сочетания психологических особенностей (характера, темпе­рамента, способностей протекания психических процессов, чувств, мотивов деятельности, сформировавшихся особенностей и т.д.). Нет двух людей с оди­наковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Изображение слайда
71

Последний слайд презентации: Что такое психология?

Спасибо за внимание! Педагог – психолог Миронович Ю.Г.

Изображение слайда