Презентация на тему: Что такое литература

Что такое литература
Что такое литература
О границах понятия
Что такое литература
Что такое литература
Что такое литература
Что такое литература
Что такое литература
Основные виды литературы
Что такое литература
Художественная литература
Документальная проза
Мемуарная литература
Научная и научно-популярная литература
Что такое литература
Справочная литература
В идеале справочные издания должны содержать только считающиеся объективно установленными факты и адекватно отражать существующий в данный момент уровень
В некоторых случаях эта доля довольно велика и привносится в справочное издание целенаправленно: таковы, в частности, большинство справочных изданий  советской
Даже спустя короткое время пользоваться такими изданиями как справочными становится невозможно: слишком много усилий приходится затрачивать на то, чтобы
Учебная литература
1/20
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 82)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (15603 Кб)
1

Первый слайд презентации: Что такое литература

Изображение слайда
2

Слайд 2

Литература  ( лат.   lit (t) eratura, —  написанное, от  lit (t) era  — буква) — в широком смысле слова совокупность любых письменных  текстов.

Изображение слайда
3

Слайд 3: О границах понятия

Чаще всего под литературой понимают  художественную литературу, то есть литературу как вид  искусства. Однако это понимание, сложившееся в эпоху  романтизма, не следует прямо применять к культуре отдалённых от сегодняшнего дня эпох. Древние  научные  трактаты и  религиозно - мифологические  сочинения — такие, например, как « Теогония »  Гесиода  или « О природе вещей »  Лукреция  — с точки зрения современников не противопоставлялись, например,  эпическим  поэмам (« Илиаде »  Гомера  или « Энеиде »  Вергилия ) как нехудожественная литература художественной. В России ещё в  1820-е годы  критики сходились во мнении, что лучшие образцы русской  прозы  — « История Государства Российского »  Карамзина  и «Опыт теории налогов»  Николая Тургенева. Отделяя художественную литературу других периодов от литературы религиозной, философской, научной, публицистической, мы проецируем наши современные представления в прошлое.. Тем не менее у литературы есть ряд универсальных свойств, неизменных во всех  национальных культурах  и на всем протяжении человеческой истории, хотя каждое из таких свойств связано с определёнными проблемами и оговорками. О границах понятия

Изображение слайда
4

Слайд 4

К литературе относятся  авторские  тексты (в том числе и  анонимные, то есть такие, у которых автор по тем или иным причинам неизвестен, и коллективные, то есть написанные группой лиц — иногда довольно многочисленной, если речь идёт, к примеру, об  энциклопедии, но всё-таки определённой). То, что текст принадлежит определённому автору, создан им, важно в данном случае не с юридической точки зрения (ср.  авторское право ) и не с психологической (автор как живой человек, сведения о котором читатель может попытаться извлечь из читаемого текста), а потому, что наличие у текста определённого автора обеспечивает этому тексту законченность: автор ставит последнюю точку, и после этого текст начинает существовать сам по себе. История культуры знает типы текстов, существующие по другим правилам, — например,  фольклорные : из-за отсутствия авторства сам текст окончательно не закреплён, и тот, кто в очередной раз его пересказывает или переписывает, волен вносить в него изменения, порой довольно существенные. Те или иные записи такого текста могут быть связаны с именем  писателя  или учёного, осуществившего такую запись (например, «Народные русские сказки»  Афанасьева ), однако такая литературная фиксация нелитературного текста не отменяет возможности существования иных его версий, и автору такой записи принадлежит именно эта запись, а не сама сказка.

Изображение слайда
5

Слайд 5

С предыдущим свойством связано и другое: к литературе относятся письменные тексты и не относятся устные. Устное творчество исторически предшествует письменному и прежде, в отличие от письменного, не поддавалось фиксации. Фольклор всегда был устным (вплоть до  XIX века, когда начали появляться его письменные формы — например, девичьи альбомы). Современность знает, однако, переходные и пограничные случаи. Так, в национальных культурах, осуществивших в  XX веке  большой скачок в развитии, сохранялись или сохраняются  сказители, занимающиеся устным (стихотворным, на грани  песни ) творчеством, — прежде такие песни уходили бы в фольклор и существовали в нём, изменяясь и развиваясь в устах других исполнителей, однако в новейшее время сочинения, например,  Джамбула  подвергались письменной фиксации сразу после своего создания и поэтому существуют в качестве литературных. Другой способ превращения устного творчества в письменное — так называемая «литературная запись»: например, воспоминания матери  Зои  и  Александра  Космодемьянских, неоднократно изданные отдельной книгой, записаны с её слов и превращены в литературный текст интервьюировавшей её писательницей  Фридой Вигдоровой.

Изображение слайда
6

Слайд 6

К литературе относятся тексты, материалом которых являются исключительно слова человеческого  языка, и не относятся тексты  синтетические  и  синкретические, то есть такие, в которых словесный компонент не может быть оторван от музыкального, визуального или какого-либо иного.  Песня  или  опера  сами по себе не являются частью литературы. Если песня написана  композитором  на уже имеющийся текст, написанный  поэтом, то проблемы и не возникает; в  XX веке, однако, вновь приобрела широкое распространение древняя традиция, согласно которой один и тот же автор создаёт сразу словесный текст и музыку и (как правило) сам исполняет получившееся произведение. Вопрос о том, насколько правомерно извлекать из получившегося синтетического произведения только словесный компонент и рассматривать его как самостоятельное литературное произведение, остаётся дискуссионным. В ряде случаев синтетические произведения всё-таки воспринимаются и квалифицируются как литературные, если несловесных элементов в них относительно немного (такова, например, знаменитая «загогулина» в «Приключениях Тристрама Шенди »  Лоренса Стерна  или рисунки в известной детской книге  Синкен   Хопп  «Волшебный мелок») или их роль принципиально подчинённая (как роль формул в  математической,  химической,  физической  литературе, даже если они и занимают бо́льшую часть текста). Иногда, однако, место дополнительных визуальных элементов в литературном тексте настолько велико, что рассматривать его как чисто литературный с научной точки зрения уже натяжка: наиболее известный из таких текстов — сказка  Сент-Экзюпери  « Маленький принц », важной частью которой являются авторские рисунки.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Всем трём названным критериям не вполне удовлетворяют некоторые древние тексты, традиционно понимаемые как литературные, — например, « Илиада » и « Одиссея »: вполне вероятно, что  Гомер  как единый автор этих двух поэм никогда не существовал, а тексты этих двух поэм сложились из древнегреческого фольклора, исполнявшегося сказителями в виде песен. Однако письменная фиксация этих текстов в их окончательном варианте состоялась настолько давно, что такой традиционный подход можно считать оправданным.

Изображение слайда
8

Слайд 8

К литературе относятся тексты, сами по себе имеющие социальное значение (или рассчитанные на то, чтобы таковое иметь). Это значит, что не рассматриваются как литература частная и служебная переписка, личные дневники, школьные сочинения и т. п. Данный критерий кажется простым и очевидным, но на самом деле и он вызывает целый ряд сложностей. С одной стороны, личная переписка может становиться фактом литературы (художественной или научной), если её ведут значительные авторы: недаром собрания сочинений и  писателей, и учёных включают раздел писем, и в этих письмах подчас содержатся важные и ценные для литературы и науки сведения; то же относится и к школьным сочинениям будущих писателей, учёных, политиков: они могут быть задним числом втянуты в пространство литературы, проливая неожиданный свет на последующее творчество своих авторов (так, сказка, написанная по школьному заданию 14-летним  Сент-Экзюпери, обнаруживает удивительные переклички с « Маленьким принцем »). Более того, в некоторых случаях писатели, философы, публицисты целенаправленно превращают частную переписку или дневник в факт литературы: пишут их с расчётом на постороннего читателя, публично исполняют отрывки, издают и т. п.; известными примерами таких личных по форме, но публичных по задаче текстов могут служить письма русских писателей  1820-х годов, входивших в литературное общество « Арзамас », а в новейшей русской литературе — переписка  Вячеслава Курицына  и  Алексея  Парщикова, дневник  Сергея Есина  и др. С другой стороны, остаётся проблематичным статус художественного творчества авторов-дилетантов, чьи тексты остаются достоянием их самих и узкого круга их друзей и знакомых: правомерно ли рассматривать как явление литературы стихотворное поздравление, сочинённое группой служащих ко дню рождения своего начальника? Новые сложности в этом отношении возникли с появлением  Интернета  и распространением сайтов со свободной публикацией, где свои произведения может обнародовать любой желающий. Современные учёные (например, французский социолог  Пьер  Бурдье  и его последователи) пытаются описать социальные механизмы, определяющие литературу, искусство, науку и отграничивающие их от дилетантской деятельности любого рода, но предложенные ими схемы не являются общепринятыми и остаются предметом ожесточённой дискуссии.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Основные виды литературы

Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению, и полностью соблюсти принцип единства основания при классификации литературы затруднительно. К тому же такая классификация способна вводить в заблуждение, объединяя непохожие и абсолютно различные явления. Зачастую типологически различные тексты одной и той же эпохи гораздо ближе друг к другу, чем типологически одинаковые тексты разных эпох и культур: у лежащих в основе европейской  философской  литературы «Диалогов»  Платона  куда больше общего с другими памятниками древнегреческой словесности (скажем, с  драмами   Эсхила ), чем с трудами таких философов Нового времени, как  Гегель  или  Рассел. Судьба некоторых текстов складывается таким образом, что во время своего создания они тяготеют к одному виду литературы, а впоследствии движутся в сторону другого: так, например, « Приключения Робинзона Крузо », написанные  Даниэлем Дефо, прочитываются сегодня скорее как произведение  детской литературы, а между тем писались они даже не просто как произведение художественной литературы для взрослых, а как  памфлет  с существенной ролью  публицистического  начала. Основные виды литературы

Изображение слайда
10

Слайд 10

Поэтому общий список основных видов литературы может носить только приблизительно-ориентировочный характер, а конкретная структура литературного пространства может быть установлена только применительно к данной культуре и данному периоду времени. Для прикладных целей, однако, эти сложности не имеют принципиального значения, так что практическим нуждам книжной торговли и  библиотек  удовлетворяют довольно разветвлённые, хотя и поверхностные по подходу системы  библиотечно-библиографической классификации.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Художественная литература

 — вид  искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого)  языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового ( музыка,  изобразительное искусство ) или наряду с ним ( театр,  кино,  песня ), с другой стороны — с иными типами словесного  текста :  философским,  публицистическим,  научным  и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет  авторские  (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений  фольклора. Художественная литература

Изображение слайда
12

Слайд 12: Документальная проза

Документальная проза  — вид литературы, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Документальная проза включает  биографии  чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий,  страноведческие  описания, расследования громких преступлений. Документальная проза

Изображение слайда
13

Слайд 13: Мемуарная литература

Мемуары  — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого. Мемуарная литература

Изображение слайда
14

Слайд 14: Научная и научно-популярная литература

Научная литература — совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия. Как правило, научная работа не считается завершённой, если она не была опубликована. Первые научные произведения создавались в различных жанрах: в виде трактатов, рассуждений, поучений, диалогов, путешествий, жизнеописаний и даже в стихотворных формах. В настоящее время формы научной литературы стандартизованы и состоят из монографий, обзоров, статей, докладов (в том числе их тезисов), авторефератов, рефератов и рецензий. В настоящее время во многих странах действует механизм аттестации научной литературы, поддерживаемый правительством или общественными научными организациями. В России, например, такую аттестацию проводит ВАК (Высшая аттестационная комиссия). В числе основных требований к изданию научной литературы — обязательное её рецензирование. В рамках этого процесса издательство или редакция научного журнала перед публикацией новой научной работы направляет её нескольким (обычно двум) рецензентам, считающимися специалистами в данной области. Процесс  рецензирования  призван исключить публикации в рамках научной литературы тех материалов, которые содержат грубые методологические ошибки или прямые фальсификации. С начала XX века наблюдается регулярное экспоненциальное увеличение объёма публикуемой научной литературы. Научная и научно-популярная литература

Изображение слайда
15

Слайд 15

В связи с этим, одним из самых главных носителей научной литературы в настоящее время являются периодические издания, главным образом, рецензируемые научные журналы. С конца XX века наблюдается тенденция по переходу этих журналов с бумажных носителей на электронные, в частности в Интернет. Научно-популярная литература — литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей. Научно-популярная литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков. В отличие от научной литературы, произведения научно-популярной литературы не рецензируются и не аттестуются. Научно-популярная литература включает произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т. д., написанные в различных жанрах. Лучшие популярные сочинения пропагандируют достижения передовой науки в форме, наиболее доступной читателям, которым они предназначены. В поэтической форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке — «О природе вещей» Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова. Из бесед возникли «История свечи» М. Фарадея и «Жизнь растения» К. А. Тимирязева. Известны популярные сочинения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных» приключений и т. п.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Справочная литература

Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы: Словари, упорядочивающие информацию по основным для данной сферы знаний (или для всего языка в целом) словам и выражениям, чаще всего — в алфавитном порядке; Справочники, в которых информация упорядочена каким-то другим способом, в соответствии с собственной структурой данной сферы знаний (например,  медицинский  справочник — по локализации заболеваний или характеру  симптомов ); Энциклопедии  — наиболее комплексные и системные своды информации по данной сфере знания. Справочная литература

Изображение слайда
17

Слайд 17: В идеале справочные издания должны содержать только считающиеся объективно установленными факты и адекватно отражать существующий в данный момент уровень человеческих знаний. Однако на практике невозможно полностью отделить факты от  интерпретаций  и неявных, подразумеваемых допущений, поэтому та или иная доля тенденциозности в любом справочном издании присутствует

Изображение слайда
18

Слайд 18: В некоторых случаях эта доля довольно велика и привносится в справочное издание целенаправленно: таковы, в частности, большинство справочных изданий  советской  эпохи, особенно в том, что касается гуманитарного знания, — даже короткие словарные статьи оказываются в них  идеологически  окрашены

Изображение слайда
19

Слайд 19: Даже спустя короткое время пользоваться такими изданиями как справочными становится невозможно: слишком много усилий приходится затрачивать на то, чтобы отделить факты от интерпретаций; однако именно эта идеологическая окраска делает справочные издания особенно интересными как историческое свидетельство, памятник своей эпохи

Изображение слайда
20

Последний слайд презентации: Что такое литература: Учебная литература

, делящаяся в основном на собственно  учебники  и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно с тем, чтобы адресат текста составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом востребованных в этой части знаний навыков, будь то умение решать  уравнения  или правильно расставлять  знаки препинания. Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п. Учебная литература

Изображение слайда