Презентация на тему: Что такое исследовательская деятельность (ИД)

Проектирование и исследование.
Литература
Что такое исследовательская деятельность (ИД)
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 92)

Первый слайд презентации: Что такое исследовательская деятельность (ИД)

Исследовательская деятельность понимается как вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения (Савенков А.); универсальная и инновационная образовательная технология (Леонтович) ;

Исследовательская деятельность носит научный характер, а в вузе (студенческая аудитория) и школе (учащиеся) - учебный : обучающиеся должны приобрести умения исследовательского характера: научить заниматься исследованием, выдвигать гипотезу, видеть проблему и т.д.

Слайд 4: Проектирование и исследование

Проектирование – решение практической задачи, создание продукта. Исследование – это поиск истины, открытие нового, всегда творчество. Цель -изучить, выявить, обосновать, доказать.

Понятийный аппарат исследования. Эти понятия раскрываются в любой научной работе, в том числе в курсовой работе, выпускной квалификационной работе.

Проб лема – категория, обозначающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. Тема – отражает характерные черты проблемы. Гипотеза – предположение, которое следует доказать. Объект – это совокупность связей и отношений, свойств, которые существуют в теории и практике и служат источником информации

Предмет – более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. Предмет исследования определяет цель и задачи работы.

Цель формулируется кратко и точно, выражая основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется в задачах исследования.

Основными компонентами (или этапами) научного исследования являются : постановка проблемы, аргументирование актуальности проблемы; определение задач, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач;

формулирование гипотезы и раскрытие замысла исследования; планирование исследования; выбор инструментария;

поиск решения проблемы, организация эксперимента, проведение исследовательских работ; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в производство. Подобным образом организуется и учебно-исследовательская работа.

Однако н аучное исследование отличается от учебного  целями, общественной значимостью, условиями решения проблем (разные внешние стимулы и внутренние мотивы поиска неизвестного).

Методика проведения школьной исследовательской работы основана, с одной стороны, на методическом опыте преподавания русского языка (см. выше), а с другой – на традиции научных исследований. Но если научное исследование проводится для получения нового знания, то главная цель учебно-исследовательской работы (УИР) – освоить научный способ познания действительности.

Таким образом, основное отличие в цели учебно-исследовательской работы – образовательной: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения, при этом научная цель – прирост знаний – отходит при этом на второй план.

Исследовательский процесс в основных чертах и последовательности является общим для  научного и учебного исследования :  от осознания поля проблематизации до оформления продукта исследования в виде текста. Также общими являются мыслительные действия, структурные элементы познавательного процесса. В результате исследовательской работы любого уровня формируются исследовательские умения и навыки.

Школьник учится : 1) работать с первоисточниками; 2) наблюдать явления, факты; 3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; 4) составлять и решать задачу; 5) формулировать гипотезу; 6) разрабатывать и проводить эксперимент; 7) обобщать материал и представлять его в виде текста. Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.

В учебно-исследовательской работе можно отметить некоторое сокращение этапов по сравнению с научным исследованием. Определенную неполноту можно отметить и в выборе методов и в определении масштабов исследования, поскольку начинающие исследователи не вполне владеют методологией исследования и постигают ее на практике.

Следствием, как правило, является недостаточная объективность результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

Более значима руководящая роль учителя в решении учебной проблемы, что объясняется недостаточной самостоятельностью начинающих исследователей и обучающей задачей учебно-исследовательской работы – сформировать исследовательские умения. Вместе с тем учитель является партнером в работе и общении, что важно в личностном, интеллектуальном, творческом плане.

Исследовательская работа в школе  может быть  организована  по-разному. Еще недавно она была преимущественно внеклассной (внеурочной) и осуществлялась на  факультативных занятиях в школе, а также в учреждениях дополнительного образования. Однако в современной школе возможности организации учебно-исследовательской работы значительно шире, чем раньше.

До 20% учебного времени в старшей школе может быть отдано для профильных предметов, в том числе  элективных курсов  (курсов по выбору). Курс «Исследовательская работа по русскому языку» может быть одним из вариантов элективного курса по обучению исследовательской работе независимо от профиля.

Есть два способа обучения исследованию. 1. Универсальный курс обучения методике проведения исследования, который может предварять исследовательскую работу в любой области – от МХК до математики. Курс посвящен общим особенностям ведения научного исследования: планированию исследования (время и этапы в их последовательности); ориентированию при постановке проблемы;

формулированию цели и задач исследования; выбору метода в зависимости от предмета исследования; проведению эксперимента; обработке данных; созданию текста работы и ее защите.

2. Поэтапное проведение учебно-исследовательской работы. Обучение методике исследовательской работы можно проводить прямо в ходе исследования, обращая внимание учащихся на задачи каждого этапа, на их последовательность. Именно такой интегрированный подход: он требует меньше временных и организационных затрат.

Часто на практике сочетаются несколько организационных форм, например, курс «Методы научного исследования» и элективный курс; факультатив, в программу которого интегрированы обучение исследовательским методам и индивидуальные консультации.

Индивидуальные консультации с научным руководителем могут проводиться постоянно в процессе учебно-исследовательской работы отдельных учащихся или чаще всего сопровождать наиболее ответственный основной этап подготовки работы: проведение эксперимента, осмысление его результатов и создание текста.

Очень важно правильно организовать  руководство учебно-исследовательской работой.  В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником – обучающегося, в процессе проведения учебно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования.

Это дает возможность учителю более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, т.к. невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.

Творческие муки, которые испытывают и ученик-исследователь, и его руководитель, передача навыков практической деятельности задают тон общения на уровне «коллега – коллега» и «наставник – младший товарищ».

Обязательной финальной частью организации учебно-исследовательской работы школьников является ее  представление. Работа может иметь характер отчета о проведенном учебном исследовании. Обычно используется одна из двух форм:  защита   учебно-исследовательской работы, которая является формой итоговой аттестации, как правило, в 10–11-х классах, и  представление работы на конференции  школьников.

Слайд 32: Литература

Журинский А.Н.  Лингвистика в задачах. Условия, решения, комментарии / Сост. Е.В. Муравенко. М., 1995. Дроздова О.Е.  Уроки языкознания для школьников: 5–8-е кл.: Пособие для уч-ся. М., 2001. Дроздова О.Е.  Методические рекомендации к урокам языкознания в 5–8-х классах: Пособие для учителя. М., 2003. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. М., 1983. Норман Б.Ю.  Русский язык в задачах и ответах: Для олимпиад, викторин и самообразования. Мн., 2004.

Мельников И. Словарь-справочник русских личных имен.- М., 2013. Успенский Л.В. Ты и твое имя.- М., 1960. Чичагов В.К. Из истории русских личных имен, отчеств и фамилий. – М., 1959. Суслова А.В. Суперанская А.В. О русских именах. – Л., 1991. Щетинин Л.М. Имена и названия. – Ростов,1968. Федосюк В.А. Что обозначает ваша фамилия? – М.,1969. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. - М., 2000. Норман Б.Ю. Лингвистические задачи. М.,2008.

Последний слайд презентации: Что такое исследовательская деятельность (ИД)