Презентация на тему: Что такое алгоритм

Что такое алгоритм
Что такое алгоритм
Примеры алгоритмов
Составление алгоритмов
Задание. Составить алгоритм приготовления кофе для робота
Пояснение
1/6
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 53)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (784 Кб)
1

Первый слайд презентации: Что такое алгоритм

Подготовила: ученица 9 класса Савчук А.И.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Что такое алгоритм

С алгоритмами мы сталкиваемся практически каждый день. Иногда даже сами того не осознавая. Например, когда просим кого-то купить продукты в магазине. Мы объясняем, какие нужны продукты, сколько их, какие требования к ним мы предъявляем. К примеру: купить две буханки чёрного хлеба, причём свежего. Мы указываем чёткий алгоритм: необходимо зайти в магазин, узнать, есть ли чёрный хлеб. Затем узнать, свежий ли этот хлеб. А уже после этого (в случае двух положительных ответов) купить две буханки. Даже краткое описание этой обыденной для каждого из нас процедуры достаточно объёмно. Что же тогда говорить об инструкциях пользователя, которые являются примерами более сложных алгоритмов? Сегодня мы более подробно поговорим об алгоритмах. Каждый человек в повседневной жизни, во время учебы или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы решаем их не задумываясь, автоматически, и даже не считаем задачами. К ним можно отнести такие задачи, как «Купить хлеб», «Собраться в школу», «Закрыть дверь на ключ» и пр. Другие же задачи, напротив, так трудны, что требуют длительных размышлений и усилий для поиска решения и достижения поставленной цели. Например, решения задач «Написать контрольную работу на 5» или «Свободно разговаривать на иностранном языке» требуют выполнения гораздо большего количества сложных действий, чем решение задачи «Купить мороженое». Но решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Примеры алгоритмов

Аналогично, в виде последовательности действий можно описать процессы решения многих задач, с которыми вы имеете дело в школе: «Вычислить периметр многоугольника», «Найти наибольший общий делитель двух натуральных чисел», «Определить часть речи», «Провести фонетический разбор слова». Такая последовательность шагов в решении задачи называется алгоритмом. Одним из самых известных алгоритмов, который получил своё собственное название, – алгоритм Эвклида (алгоритм для нахождения наибольшего делителя двух целых чисел). При этом для алгоритма важен не только набор действий, но и то, в каком порядке они выполняются. Например, если переставить в алгоритме покупки хлеба пункты местами, получим: взять у мамы деньги; выбрать нужные хлебобулочные изделия; пойти в магазин; оплатить стоимость покупки; принести хлеб домой. В этом случае возникает неопределённость: мы выбираем хлебобулочные изделия дома, но в магазине их может не оказаться. В этом случае алгоритм окажется неисполняемым. Впоследствии, когда мы познакомимся с языками программирования, то узнаем, что алгоритм с ошибкой в некотором смысле «лучше», чем алгоритм, который работает, но неправильно. Ведь, если ошибка есть, и компьютер нам об этом сообщит, то мы сможем её найти и исправить. А если ошибка, как в приведенном нами примере, проявляется только в редких случаях? В этом случае мы можем запускать программу сотни раз, и она покажет правильный результат, а в самый ответственный 101-ый раз неожиданно не сработает.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Составление алгоритмов

Преобразование информации кажется нам делом очень простым. Однако, на самом деле это далеко не так. Особенно это касается составления алгоритма для правильного преобразования информации. Простейшим примером такого алгоритма является инструкция пользователя к любому предмету. Если она составлена некачественно, то пользователь рискует либо поломать предмет из-за неправильной эксплуатации, либо не научиться с ним работать. Многие скажут, что составить инструкцию для готового прибора очень легко. Однако будут неправы. Почему? Всё очень просто: большинству людей гораздо проще сделать что-то самим, чем объяснить остальным, как это делается. Действительно, сегодня практически любой школьник легко умеет пользоваться мобильным телефоном: вставить или поменять сим-карту, пополнить счёт, позвонить, отправить смс. И это кажется простым и интуитивно понятным. Однако попробуйте объяснить, как пользоваться мобильным телефоном, человеку, который никогда им не пользовался. Это вызовет массу вопросов, о которых вы даже не подозреваете. Давайте рассмотрим пример, который позволит нам понять, с какими трудностями сталкиваются люди при составлении алгоритмов для преобразования информации.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Задание. Составить алгоритм приготовления кофе для робота

Думаю, многие из вас мысленно составили следующую модель алгоритма: Взять чашку. Положить в неё кофе. Насыпать сахар. Залить кипятком. Помешать ложкой. Разбавить кипячёной водой.

Изображение слайда
6

Последний слайд презентации: Что такое алгоритм: Пояснение

И этот алгоритм будет практически нереализуем. Почему? Очень просто: робот не обладает «здравым смыслом» в виде опыта, который накапливает человек. Поэтому даже фраза «взять чашку» будет для него сложной проблемой: где взять, какого размера должна быть чашка. Предположим, робот взял чашку, но это значит, что он держит её в руках, ведь в алгоритме не было сказано поставить чашку на стол. Далее – положить кофе можно ложкой, можно руками. Кроме того, не сказано: сколько кофе необходимо положить, то есть робот может бросить маленькую щепотку, а может засыпать полную чашку. Аналогичная ситуация с сахаром и кипятком. В общем, вырисовывается целый ряд проблем. Именно с такими проблемами и сталкиваются «специалисты» при составлении инструкций для «неспециалистов». Попытаемся составить более полный алгоритм (хотя и его можно совершенствовать практически до бесконечности): Взять в серванте прозрачную чашку с надписью «Моя»! Поставить чашку на кухонный стол дном вниз. Достать из шкафа, который расположен слева от серванта, контейнеры с надписью «Кофе» и «Сахар» и поставить их на стол рядом с чашкой. Взять в серванте чайную ложку. Насыпать в чашку одну полную чайную ложку вещества из контейнера с надписью «Кофе», а затем одну чайную ложку вещества из контейнера с надписью «Сахар». Взять только что закипевший чайник и налить из него кипятка в чашку так, чтобы она была заполнена примерно на 2/3. Чайной ложкой равномерно и не спеша помешать кофе в чашке в течение минуты. Вынуть чайную ложку из чашки и положить в раковину. Взять с кухонного стола графин с кипячёной водой и налить из него воду в чашку так, чтобы она была заполнена приблизительно на 90%. Безусловно, этот алгоритм не является совершенным и предполагает знание роботом многих вещей, однако даже он показывает, насколько трудно описать те вещи, которые каждый из нас умеет делать с раннего детства. Возможно, именно поэтому создание полноценного искусственного интеллекта имеет весьма отдалённые перспективы. Это связано, в первую очередь, с тем, что нужно научить компьютер «думать» и «анализировать», как человек, потому что полностью «вложить» в него все человеческие знания практически невозможно. А ещё сложнее научиться ими распоряжаться.

Изображение слайда