Презентация на тему: Человек и судьба в «Повести о Горе-Злосчастии»

Реклама. Продолжение ниже
Человек и судьба в «Повести о Горе-Злосчастии».
Человек и судьба в «Повести о Горе-Злосчастии».
Композиция произведения
Главные герои
Жанровая принадлежность
Язык произведения
Отношение к прочитанному
1/7
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 13)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (82 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Человек и судьба в «Повести о Горе-Злосчастии»

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2

В повести связаны две темы - тема судьбы человека вообще и тема судьбы русского человека «бунташного века». Идея произведения заложена в грехопадении человека.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Композиция произведения

Повесть о Горе-Злочастии» - одно из самых интересных произведений древней литературы, оно отличается четкостью построения и богатством художественных средств. Автор стремится показать своего героя в развитии: вначале молодец - сын добродетельных родителей, потом - по легкомыслию попавший в беду человек. Затем, после совета добрых людей, наступает исправление героя и новое окончательное падение, которое и приводит его в монастырь. Вначале он еще способен слушать советы людей, пытается вырваться из-под власти Горя, но потом трагизм все нарастает и нарастает, герой пытается покончить с собой и полностью попадает под власть Горя. Древнерусская повесть о Горе-Злочастии заканчивается победой Горя. В народной сказке же проявляется оптимизм простого народа и мужик побеждает Горе, закапывая его в яму.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Главные герои

Лицо главного героя не историческое, а вымышленное. В его судьбе и характере автор выделил нечто типичное, поэтому у героя даже нет имени, он назван просто молодцем. Его жизнь, обыкновенная и грешная, вводится в контекст библейской легенды о грехе Адама и Евы, ослушавшихся бога, от которых  и пошло человеческое непокорное племя.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Жанровая принадлежность

Академик Ф. И. Буслаев видел в «Повести о Горе-Злочастии» духовный стих, несмотря на возражения Н. Г. Чернышевского, рассматривавшего ее как былину. А. В. Марков, пытаясь согласовать эти две точки зрения, характеризовал повесть как произведение, стоящее на грани между былинами и духовными стихами. Однако более убедительным и сейчас представляется мнение Н. И. Костомарова о том, что «Повесть о Горе-Злочастии» «не чисто народное, а сочиненное произведение».

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Язык произведения

«Повесть о Горе и Злочастии » - первое в русской литературе стихотворное произведение. Оно написано в традициях устного народного творчества, былинным тоническим стихом. Язык повести не книжный, а живой, разговорный.  В тексте используется множество пословиц и поговорок: "Не бойся мудра, бойся глупа", "Не собирай богатства неправого", "Как не стало денги, ни полу-денег, так не стало ни друга, ни полдруга", "Не бывать бражнику богату ", "А в горе жить - не кручину быть", "Всегда гнило слово похвально" и другие. Часто используются тавтологические словосочетания типа " украсти-ограбити ". Отличает повесть и богатство народных эпитетов: «зелено вино», «лицо белое», «терем высок», «люди добрые», «молодец кручиноват », «нерадостен», «сторона чужая», «быстра река», «сыра земля», «поле чистое», «волк серый» и др.

Изображение слайда
1/1
7

Последний слайд презентации: Человек и судьба в «Повести о Горе-Злосчастии»: Отношение к прочитанному

Я считаю, что вина молодца в том, что он нарушил и заповедь! Пока он был верен невесте, пока помышлял о «рождении человеческом», о «любимых детях», Горе было бессильно. Оно «излукавилось», явилось молодцу во сне в облике архангела Гавриила и уговорило его бросить невесту. Так произошло окончательное падение героя. Он получил индивидуальную судьбу, потому что отверг судьбу родовую. Он стал изгоем, «гулящим человеком». Одна из замечательных черт произведения - сочувствие падшему герою. Хотя автор осуждает грехи молодца, он все же не довольствуется ролью обличителя. Автор считает, что человек достоин сочувствия просто потому, что он человек, пусть падший и погрязший в грехе. Такова гуманистическая концепция «Повести о Горе-Злочастии». Это новаторская концепция, так как ранее в литературе сочувствие греховному человеку было невозможно.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже