Первый слайд презентации
Человеческая телесность: исторический контекст и актуальные проблемы
Слайд 2
Лекция 2 Концепт «телесность» в пространстве междисциплинарных исследований
Слайд 3
Междисциплинарные исследования представляют собой такую форму организации научной деятельности, в которой представители различных дисциплин взаимодействуют в процессе совместного изучения различных аспектов одного и того же объекта.
Слайд 4
Возможны разные способы концептуализации телесности, сегодня актуализируются медицинский, спортивный, сексуальный, педагогический, социологический, языковой и другие аспекты телесности.
Слайд 5
Теоретизирование феномена «телесность» в гуманитарных науках на рубеже 50-60 гг. XX в. обусловлено воздействием как экзогенных, так и эндогенных факторов.
Слайд 7
Тело в социальных науках попадает в центр внимания лишь в XX веке, что связано с появлением большого количества людей с инвалидностью и увечьями, не только среди военных, но и гражданских лиц. Подорога В.А.: на «эксперименты в области становления класса наук таких, например, как, психофизиология, биология, психопатология или психоанализ оказал громадное влияние, ужасающий «материал» мировых войн, бедствий, социальных катастроф и революций 20-го века»
Слайд 8
Особое место в продвижении интереса к проблемам телесности принадлежит психоанализу, находящемуся на стыке теории и практики. Именно в телесной организации человека психоаналитики искали объяснение его поведения, считая телесность тем местом, где коренятся глубинные детерминанты человеческой судьбы и жизни.
Слайд 9
Понятие о «телесных схемах» или «рисунках тела», которые задают, ограничивают или расширяют возможности сознания, ввел М. Мерло- Понти.
Слайд 10
Телесные практики: инициальная психотерапия Г. Дюркхайма и М. Гиппиус; биоэнергетика А. Лоуэна ; осознание через движение М. Фельденкрайза ; работа с телом Г. Вернера; биосинтез Д. Боаделлы ; танатотерапия В.Ю. Баскакова; арт-техники; танцевально-двигательная терапия Р. Лабана, М. Вигман, М. Чейз, Т. Шуп, Л. Эспенак ; аутентичное движение М. Уайтхаус ; эмоционально-образная терапия. Смысл подобных телесных практик заключается в «собирании» человеческой целостности.
Слайд 11
С какими психологическими проблемами может столкнутся сегодня, в эпоху глобализации каждый человек ? Человек вовлекается в мир постоянного выбора, где он вынужден самостоятельно принимать решения (проблема идентификации). Отсутствие очевидного и естественного образа самого себя (проблема непринятии себя). Невозможность определения опоры своего существования, и как следствие, достижения устойчивости компенсируется, например, поисками острых ощущений (проблема социальной устойчивости). Проблема телесного невежества.
Слайд 13
Современная медицина, являясь продуктом научно-технической цивилизации, представляет собой совокупность естественно-научных дисциплин, в которых почти не осталось места гуманистической составляющей
Слайд 14
Некоторые значимые для медицинского дискурса сюжеты и темы проговариваются в трудах М. Фуко, Г. Башляра, М. Мерло- Понти, Ж. Бодрийяра
Слайд 15
М. Фуко - « рождение клиники» На смену описательным, умозрительным «технологиям» старой медицины приходит опыт «всматривания» в саму телесную реальность, обеспеченный сложной аппаратурой.
Слайд 16
Здоровое спортивное тело выступает необходимым атрибутом и свидетельством социальной адаптированности и успешности индивида в общественном пространстве. Болезнь воспринимается как свидетельство «неправильного» образа жизни, как проекция социальной неуспешности человека. В западных обществах бурно развиваются новые сервисы, призванные удовлетворить потребности клиентов в том типе телесности, который соответствует их ожиданиям. Отношения врача и пациента претерпевают кардинальные изменения: «пациента» сменяет «клиент ».
Слайд 17
Понятие здоровья заменяется понятием « fitness » (соответствия), которое означает открытость человека общественным процессам, способность поспевать за социальными изменениями, уметь и хотеть усваивать новые впечатления и новую информацию.
Слайд 18
Медикализация культуры М.Фуко определил медикализацию культуры как усиление медицинского контроля над жизнью общества
Слайд 20
Различные стратегии социологического понимания телесности : Бурдье – осознанность своего психо - социо -телесного бытия задает его социальную идентичность («габитус»); К. Дюркгейм – самоидентификация человеком своего телесного бытия (Я-концепция) – фундамент его личности; Ж. Бодрийяр – новая этика отношения к телу, в основе которой культ тела, его вездесущность в обществе потребления; М. Мосс – формирование способности человека к телесной самоидентификации определяется социокультурными обстоятельствами;
Слайд 21
Значительное влияние на концептуализацию телесности социологами и исследователями, работающими в области политической науки, оказали работы М. Фуко. Согласно его представлениям: власть воздействует на индивида через его тело, путем его дисциплинирования ; п роизводство определенного типа тела и есть производство определенного типа субъектов.
Слайд 22
Интерес к человеческому телу связан: переход к постиндустриальной экономике увеличение доли досуговой деятельности усложнение производственных и социальных функций человека переход от протестантской этики к постмодернистскому мироощущению разрушение института семьи, брачно-семейных отношений, «сексуальная революция»; разочарование в политических идеях демографические трансформации
Слайд 23
Современная социологическая наука все чаще обращается к исследованию тем, связанных со здоровьем, сексуальностью, ценностями человеческой индивидуальности, любви, дружбы; значимыми направлениями исследования становятся риски здоровья, дискурс «старения» и « антистарения », темы инвалидности, телесного облика.
Слайд 25
В постклассической философии теоретизирование человеческой телесности имеет различные исследовательские ракурсы и сценарии, выражающиеся в существовании множества подходов и направлений: экзистенциально-феноменологический подход, философско-психологическое и психоаналитическое направление, философско-антропологический подход, постмодернистский дискурс, когнитивная наука и пр.
Слайд 26
В рамках этих направлений телесность понимается как «преобразованное под влиянием социальных и культурных факторов тело человека, обладающее социокультурными значениями и смыслами и выполняющее определенные социокультурные функции» (Быховская И.М.)
Слайд 27
В литературе сложились устойчивые традиции исследования роли и значения телесности в сфере образования, это работы зарубежных классиков: Ж. Батая, Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, В. Вальденфельса, М. Мерло- Понти, Ж. Л. Нанси; работы постсоветских исследователей: Л. Газнюк, О. Гомилко, П. Гуревича, Б. Маркова, В. Подороги, О. Шпараги. Особую значимость имеют работы Р. Бердуистела, А. Франка, Б. Тернера, М. Фитерстоуна
Слайд 28
Концептуальной и методологической основой исследования роли образования в конструировании телесности человека является идея П.М. Фуко о том, что власть воздействует на индивида через его тело, путем его дисциплинирования и, что производство определенного типа тела и есть производство определенного типа социального субъекта, формируемого тем или иным обществом для тех или иных целей.
Слайд 29
М. Фуко: « Работные дома, школы и армия были объединены в единое целое, а именно в микропенициарную систему своего времени, где наказывали за опоздание, отсутствие, невыполнение задач, невнимание, небрежность, недостаток рвения, непристойность поведения, неповиновение, праздные речи, дерзость, непристойные жесты, нечистоплотность »
Слайд 30
Конструирование телесности в современной школе: критика классической образовательной модели П. Бурдье Говоря о своем проекте трансформации классического образования, Бурдье пишет о необходимости создания габитусов «изобретательства, творчества, свободы» и это станет возможным, если воплотить в своем теле диспозиции, способные составить противовес тенденциям естества и рутине культуры »
Слайд 31
Вывод: Таким образом, множественность потенциальных, а также уже успешно реализуемых гуманитарным знанием подходов и направлений к изучению человеческого тела, свидетельствуют о том, что вряд ли в гуманитарном знании можно найти предметную область, для которой человеческое тело было бы незначимым или малозначимым объектом исследования.
Последний слайд презентации: Человеческая телесность: исторический контекст и актуальные проблемы
Литература: Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. Богданова М.А., Абросимова Л.С. Концепт человеческой телесности: междисциплинарный синтез. Южный федеральный университет, 2018. Бурдье П. Система образования и система мышления // Высшее образование в России. 1997. №2. Гуревич П.С. Силуэты культурных эпох / Вступ. Статья к книге И. Тэн Философия искусства. М., 1996. Лоуэн А. Депрессия и тело. М: Эксмо -Пресс, 2002. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997. Никитин В.Н. «Онтология телесности: Смыслы, парадоксы, абсурд». М, 2006. Подорога В.А. Политики тела в европейской истории // Знание. Умение. Понимание. 2005. №4. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии. 2000. №1. Туровская С.В. Здоровье как философская проблема // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры. М., 2005. Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура: монография. М., 2007. Foucalt, P.M. Discipline and punish: The birth of the prison / P. M. Foucalt // A. Sheridan, Trans.- New York: Vintage, 1979.