Презентация на тему: ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РЕАВИЗ» КАФЕДРА РЕАБИЛИТОЛОГИИ И СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Понятие психологии как науки
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
Понятие психологии как науки
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
Методы психологических исследований
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
Методы психологических исследований
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
Взаимосвязь психологии с современными науками
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ
1/24
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 50)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3566 Кб)
1

Первый слайд презентации: ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РЕАВИЗ» КАФЕДРА РЕАБИЛИТОЛОГИИ И СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Презентация по дисциплине «Психология и педагогика» на тему: «Психология как наука» Выполнил: Студент 1 курса 19-108 группы Лечебного факультета Езина К.А.. Проверил преподаватель: Черкашина А.Г. Самара, 2020

Изображение слайда
2

Слайд 2: Понятие психологии как науки

Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — „душа“; λόγος — „знание“) психология – это наука о психике и психических явлениях.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Этапы развития психологической науки: В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй по-ловине XIX века. Это связано с открытием немецким психологом В.Вундтом в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной психологии. психология как наука о психике

Изображение слайда
4

Слайд 4: Понятие психологии как науки

Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — „душа“; λόγος — „знание“) психология – это наука о психике и психических явлениях. Психические явления: Психические процессы Психические состояния Психические свойства

Изображение слайда
5

Слайд 5

В XVII–XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии. Р. С. Немов предлагает следующую схему.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Как видно из схемы, психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности – это познавательные процессы, которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, – это психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности). Приведенное разделение достаточно условно, так как возможен переход из одной категории в другую. Например, если какой-либо процесс протекает длительное время, то он уже переходит в состояние организма. Такими процессами-состояниями могут становиться внимание, восприятие, воображение, активность, пассивность и т. п.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Изображение слайда
8

Слайд 8

Изображение слайда
9

Слайд 9

ОСНОВНЫЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский ): Принцип детерминизма. (детерминизм (от лат. determine – определяю) в психо -логии – учение о причинности и причинно-следственных связях (каузальности)). Ак- туальное состояние психики и поведение индивида детерминировано ( обусловле -но) предшествующими событиями его жизни. Принцип системности. Целостное множество взаимодействующих, иерархически взаимосвязанных элементов. Системный подход предполагает рассмотрение иссле -дуемого объекта как организованной целостности. Элементами системы могут быть объекты, явления, понятия, идеи, принципы, устройства, учреждения, социальные институты и пр. Принцип развития (генетический принцип). Суть – в установлении закономерно- стей наблюдаемых изменений системного объекта. Здесь признается закономер-ный характер изменения исследуемых психических феноменов, их переход от одно- го уровня организации к другому, возникновение новых форм психических явлений и процессов.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Методы психологических исследований

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ : I. Подготовительный этап - Постановка проблемы. - Выдвижение гипотезы. - Планирование исследования. Выбор методов и методик психологического исследования. II. Основной этап Сбор данных. III. Заключительный этап - Обработка данных. - Интерпретация результатов. - Выводы и включение результатов в систему знаний.

Изображение слайда
11

Слайд 11

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Постановка проблемы. Постановка научной проблемы предполагает определенную последовательность действий: -Обнаружение дефицита информации. -Осознание потребности в устранении этого дефицита. -Описание (вербализация) проблемной ситуации на естественном языке. -Формулирование проблемы в научных категориях и терминах. Постановка проблемы сопровождается неизбежно определением объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы. Определение предмета невозможно произвести вне связи с какой-либо системой научных взглядов, концепций. Выбранная концепция определяет всю направленность, всю идеологию исследования: ради чего оно проводится, цели исследования, методологическую позицию исследователя, а отсюда и применяемые методы, и этику поведения ученого. .

Изображение слайда
12

Слайд 12

Опираясь на ту или иную концепцию, исследователь выдвигает предположение, способное, на его взгляд, заполнить имеющийся по данной проблеме дефицит информации. Это предположение в виде научной гипотезы и следует проверить в дальнейшем исследовательскими действиями. Если гипотеза подтвердилась, то ее принимают, если не подтвердилась, то отвергают. Принятая гипотеза может в последующем при соответствующих дополнительных доказательствах ее жизнеспособности и плодотворности преобразоваться в теорию. Выдвинутая до эмпирического исследования гипотеза обычно называется исследовательской или рабочей. Рабочая гипотеза дает первый, предварительный проект решения проблемы. В зависимости от логического пути развития гипотезы различают: гипотезы индуктивные и дедуктивные. Первые рождаются из наблюдения за отдельными фактами, вторые – выводятся из уже известных отношений или теорий. Планирование исследования. На этой стадии продумывается весь процесс исследования, решаются организационные вопросы. Планируется последовательность действий, их разнесенность во времени. Выбирается адекватный задачам методический и технический арсенал. Определяется конкретный контингент испытуемых или респондентов. Продумываются варианты стимуляции.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Выбор методов и методик психологического исследования. Выборка для эмпирического исследования. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез. При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнения. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели. Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, одной методике, могут быть подтверждены, продублированы данными, полученными по другим методам и по другой методике

Изображение слайда
14

Слайд 14

ОСНОВНОЙ ЭТАП Сбор данных. Процесс непосредственного исследования предполагает контакт исследователя с объектом, в результате чего получают совокупность характеристик этого объекта. Полученные характеристики являются главным материалом для проверки рабочей гипотезы и решения проблемы. В зависимости от предмета и цели исследования эти характеристики могут представать в виде различных параметров объекта (пространственных, временных, энергетических, информационных, интеграционных), в виде соотношений между частями объекта или его самого с другими объектами, в виде различных зависимостей его состояний от всевозможных факторов и т. д. Всю совокупность подобных сведений называют данными об объекте, а точнее, первичными данными, чтобы подчеркнуть непосредственный характер этих сведений и необходимость их дальнейшего анализа, обработки, осмысления. Данные – это элементы подлежащие анализу, это любая информация, которая может быть классифицирована с целью обработки.

Изображение слайда
15

Слайд 15

В теоретическом исследовании под сбором данных подразумевается поиск и отбор уже известных фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения. В эмпирическом исследовании подданными понимается отражение предметов, явлений, признаков или связей объективной действительности. Таким образом, это не сами объекты, а их чувственно-языковые отображения. Реальные объекты – это фрагменты мира, а данные о них – это фундамент науки. Эти данные есть "сырье" научного исследования при индуктивных гипотезах и цель при дедуктивных гипотезах. Процедура сбора данных. Сбор данных в целом должен соответствовать намеченному на предыдущем этапе алгоритму действий, чтобы избежать как пробелов в искомых знаниях, так и лишних трудозатрат. Очень важно при этом точно и четко фиксировать все действия и получаемые сведения. Для этого обычно ведется протокол исследования, используются специальные средства фиксации (видео, аудио и т. п.). Осуществляемый на этом этапе контакт исследователя с изучаемым объектом не должен наносить последнему вреда, процедура сбора данных должна быть предельно гуманна. Процесс сбора данных конкретизируется в зависимости от выбранного метода и задач исследования.

Изображение слайда
16

Слайд 16

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Обработка данных. Собрав совокупность данных, исследователь приступает к их обработке, получая сведения более высокого уровня, называемые результатами. Он уподобляется портному, который снял мерку (данные) и теперь все зафиксированные размеры соотносит между собой, приводит в целостную систему в виде выкройки и в конечном итоге – в виде той или иной одежды. Параметры фигуры заказчика – это данные, а готовое платье – это результат. На этом этапе могут обнаружиться ошибки в замерах, неясности в согласовании отдельных деталей одежды, что требует новых сведений, и клиент приглашается на примерку, где вносятся необходимые коррективы. Так и в научном исследовании: полученные на предыдущем этапе "сырые" данные путем их обработки приводят в определенную сбалансированную систему, которая становится базой для дальнейшего содержательного анализа, интерпретации и научных выводов и практических рекомендаций. Если по обработке данных выявляются какие-либо ошибки, пробелы, несоответствия, препятствующие построению такой системы, то их можно ликвидировать и восполнить, проведя повторные замеры.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Интерпретация результатов. За качественной обработкой данных следует решающая фаза научного исследования – интерпретация результатов. Часто эту фазу называют теоретической обработкой, подчеркивая ее отличие от эмпирической статистической обработки. Эта фаза – наиболее захватывающий этап исследования, на котором особенно ярко проявляется творческий характер научного процесса. Теоретическая обработка выполняет две главные функции: 1) преобразование статистически подготовленных данных ("вторичных данных", результатов) в эмпирические знания. 2) получение на их базе теоретических знаний. Таким образом, на этом этапе особенно рельефно проявляется единство и взаимосвязь эмпирических и теоретических знаний. Объяснение результатов. Итак, обработка данных приводит лишь к констатации некоторых фактов, касающихся изучаемого объекта. Описание дает констатирующее представление об объекте в целом. Далее следует найти объяснение обнаруженным фактам и раскрыть сущность объекта. Именно в выяснении сущности объекта заключается смысл объяснения, хотя немалое число ученых (особенно позитивистского направления) считают, что объяснение – это сведение непривычного к привычному, незнакомого к знакомому. Близко к такому видению объяснения и определение, данное одним из авторитетов психологической науки П. Фрессом : "Дать объяснение – это значит, в каждом конкретном случае определить, не является ли установленный тип отношений частным случаем известного и уже более или менее проверенного более общего закона".

Изображение слайда
18

Слайд 18

Обобщение результатов.Обобщение – это выявление для группы объектов (явлений) наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики. Специфические для отдельных объектов свойства (единичное и особенное) отбраковываются. С логической точки зрения это процесс индуктивный: от частного к общему. Полученные в исследованиях результаты относятся обычно к каким-то частным ситуациям, конкретным людям, отдельным явлениям и реакциям. Эти отдельные факты требуют после своего объяснения проецирования на более крупные множества. На языке статистики это значит перенести результаты с выборки на всю популяцию, в пределе – на генеральную совокупность. В экспериментальной практике обобщение касается обычно четырех основных пунктов исследовательского процесса: ситуации, ответов, личности испытуемого и зависимости между этими компонентами. Обобщение ситуации предполагает перенос результатов на более широкий круг обстоятельств. Под обобщением ответов подразумевается подведение различных реакций под одну общую объединяющую их категорию. Необходимо доказать, что различия в видах конкретных ответов не существенны, носят частный характер, не влияющий на итоговый результат и на связи между причиной (ситуацией) и следствием (реакцией).

Изображение слайда
19

Слайд 19

Обобщение отношений. Установление связи между переменными (обычно в экспериментальной практике между двумя переменными) может производиться на разных уровнях обобщения. На низшем уровне эта связь является описательной. По мере расширения спектра связей становится возможным сопоставление переменных по все большему числу показателей. Обобщенная форма связи уже становится и объяснительным фактором по отношению к частным видам поведения. Так, условный рефлекс был вначале частной связью: звонок – выделение слюны у собаки (опыты И. П. Павлова). Затем подобная зависимость обнаружилась между широким кругом стимулов и различными реакциями. Рефлекс стал обобщенным показателем отношений между ситуацией и ответом. Расширение состава подопытных животных (вплоть до включения сюда и человека) распространило обобщение и на связи между контингентом, ситуацией и ответом. Сейчас можно говорить об условном рефлексе как о всеобщем для высокоорганизованных животных (в том числе человека) явлении.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Выводы и включение результатов в систему знаний. Завершает научное исследование формулировка выводов. Они должны отражать существо проблемы и быть краткими, т. е. выводы, прежде всего, должны быть лаконичными. Необходимо, чтобы выводы были согласованы со сформулированными в начале исследования целями и задачами, т. е. в выводах указывается, решены ли задачи, достигнуты ли цели исследования, в конечном итоге – разрешена ли проблема. По форме изложения выводы не обязательно должны представать в виде словесных высказываний. В некоторых случаях допустимы графические изображения, математические формулы, физические модели и т. п. Но и они, как правило, сопровождаются краткими пояснениями.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Методы психологических исследований

Классификация методов психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву): МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРА-БОТКИ ДАННЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ЛОНГИТЮДНЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ОБСЕРВАЦИОННЫЕ: НАБЛЮДЕНИЕ; САМОНАБЛЮДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТ: ФОРМИРУЮЩИЙ; ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПСИХОДИАГНОСТИ-ЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ И ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД МЕТОДЫ МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕС-КОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ МЕТОДЫ КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД: ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ; ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ СТРУКТУРНЫЕ МЕТОДЫ: КЛАССИФИКАЦИЯ; ТИПОЛОГИЗАЦИЯ

Изображение слайда
22

Слайд 22

Методы изучения человека Наблюдение - метод психологии, включающий в себя описание факта и объяснение его внутренней сущности. Эксперимент – активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых выявляются психологические явления. Срез – кратковременное наблюдение. Лонгитюдинальное наблюдение – длительное наблюдение в течение нескольких лет. Включенное наблюдение – метод, в котором наблюдатель становится членом исследуемой группы. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Взаимосвязь психологии с современными науками

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ С НАУКОЙ ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ НА СТЫКЕ НАУК философия сущность и происхождение человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления; влияние общества на личность и личности на общество; понятие личностного смысла и цели жизни, мировозз-рение, политические взгляды, моральные ценности... теории неофрейдистов (Э. Фромм ); социология методы изучения личности и человеческих отношений; национальная психология, психология экономики и по-литики государства; проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. - концепция социального научения ; - теории личности и ма-лой группы. педагогика воспитание детей; обучение детей и взрослых - кризисы в развитии и новообразования; история - Природа психических явлений и фило - и онтогенетичес-кое развитие; - теория культурно-исто-рического развития выс-ших психических функц-ий человека ( Л.С. Выготс-кий )

Изображение слайда
24

Последний слайд презентации: ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ

Благодарю за внимание!

Изображение слайда