Презентация на тему: Церковь и государство в XVI в

Церковь и государство в XVI в.
1. Духовенство и миряне
1. Духовенство и миряне
Церковь и государство в XVI в
1. Духовенство и миряне
!
2. Иосифляне и нестяжатели
Церковь и государство в XVI в
Церковь и государство в XVI в
3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
Церковь и государство в XVI в
3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
= >
4. Церковь и государство
Церковь и государство в XVI в
Церковь и государство в XVI в
Церковь и государство в XVI в
Церковь и государство в XVI в
Церковь и государство в XVI в
1/19
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 68)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1165 Кб)
1

Первый слайд презентации: Церковь и государство в XVI в

(Церковь В асилия на Горке. (Г. Псков))

Изображение слайда
2

Слайд 2: 1. Духовенство и миряне

До 1589 г. главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий. Во главе каждой из них стоял архиерей, имевший духовных и светских слуг, кото- рые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчинённое духовенство и мирян.

Изображение слайда
3

Слайд 3: 1. Духовенство и миряне

Центром религиозной жизни человека был приходской храм. Его возводили на пожертвования землевладельца, крестьянской или посадской общины. Прихожане — жители окрестных деревень или городского квартала — избирали кандидата в священники, которого рукоположил в сан епископ. С «поставленным» священником прихожане заключали договор о вознаграждении его за службу продуктами (реже деньгами). Часто сельский батюшка имел участок земли, который обрабатывал сам или сдавал в аренду.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Изображение слайда
5

Слайд 5: 1. Духовенство и миряне

Храм был не только местом для молитвы, но и местом, где объявлялись царские указы. Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных. Помимо этого, они учили детей грамоте, выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании (определении границ) земель и расследовании преступлений. В пристроенной к храму трапезной прихожане собирались на сход, обсуждали свои дела 1. Духовенство и миряне

Изображение слайда
6

Слайд 6: !

Тех соседей, которые редко посещали церковь, не соблюдали христианские посты, сквернословили, отмечали языческие праздники, священники старались вразумить словом. И знатные, и простые люди того времени заботились о спасении души — делали вклады деньгами или вещами в храмы и монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах.

Изображение слайда
7

Слайд 7: 2. Иосифляне и нестяжатели

В конце XV в., с образованием единого Российского государства, светские власти всё чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви. Это было вызвано не только стремлением великого князя и государя всея Руси получить в своё владение плодородные и богатые монастырские земли, но и его желанием подчинить церковную власть светской.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Иван III задумал изъять земли, находившиеся во владении у митрополита, епископов и монастырей. Взамен он обещал содержать церковь за счёт средств из казны, что означало бы утрату ею независимости от светской власти. Против этого выступил церковный собор 1503 г. Вопрос о церковных богатствах вызвал разногласия среди русского православного духовенства…

Изображение слайда
9

Слайд 9

иосифляне нестяжатели

Изображение слайда
10

Слайд 10: 3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

Первая половина XVI в. — это не только время острых религиозных споров между иосифлянами и нестяжателями, но и период распространения различных ересей. Что такое ересь?  Как поступали с еретиками в Европе?

Изображение слайда
11

Слайд 11

Ереси  - религиозные учения, в той или иной степени отклоняющиеся от догматов официальной церкви. Наказание для  еретика  сильно варьировалось в зависимости от той или иной европейской страны...  Еретик  мог отречься от своих убеждений, и тогда его миловали. Если человек был тверд своих убеждениях, инквизиторский суд приговаривал его к сожжению на костре.

Изображение слайда
12

Слайд 12: 3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

В 1553 г. к священнику Симеону пришёл на исповедь боярский сын Матвей Башкин. Он поделился со святым отцом своими сомнениями относительно правильности некоторых важных положений Священного Писания и церковных обрядов. Вскоре священник понял, что рассуждения Матвея не что иное, как ересь. Он доложил об этом своему духовному наставнику Сильвестру, а тот имел доступ к царю — самому Ивану IV. Матвея Башкина арестовали. Началось следствие.

Изображение слайда
13

Слайд 13: = >

Тогда же аресту за ересь подвергся и монах Феодосий Косой. Следствие выяснило, что взгляды Матвея Башкина и Феодосия разделяли и некоторые другие люди. Они не признавали Святой Троицы... Феодосий Косой и его сторонники советовали верующим не ходить в храмы, не соблюдать церковных обрядов и постов, не почитать кресты и иконы, не поклоняться мощам святых. Башкин, Феодосий и их единомышленники полагали, что следование заветам Иисуса Христа должно проявляться не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему. Похоже на протестантсткую церковь…

Изображение слайда
14

Слайд 14: 4. Церковь и государство

В XVI в. в России существовало около 500 монастырей. Некоторым из них (например, Троице-Сергиеву, Кирилло-Белозерскому и др.) принадлежали обширные земли. Вместе с тем братия сотен небогатых обителей самостоятельно занималась сельским хозяйством, торговала на ярмарках.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Российские государи в XVI в. выступали покровителями православия; за помощью («милостыней») в Москву приезжали монахи греческих и сербских монастырей, посланцы находившихся под турецкой властью православных иерархов Ближнего Востока. Объединяя русские земли князья ограничивали налоговые льготы церкви и подчиняли настоятелей монастырей Но власть еще нуждалась в поддержке церкви

Изображение слайда
16

Слайд 16

Церковные соборы 1547 и 1549 гг. во главе с митрополитом Макарием причислили к лику святых 39 новых чудотворцев, что поднимало престиж Русской православной церкви. Митрополит заседал в Боярской думе и принимал послов. В 1547 г. Макарий стал одним из сторонников и организаторов венчания Ивана IV на царство. Он же возложил на голову Ивана IV шапку Мономаха.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Митрополит Филипп публично обличал опричные расправы; за это строптивый владыка был низложен, сослан в монастырь, а там задушен Малютой Скуратовым в 1569 г. Следующие митрополиты были более покорны светской власти и благословляли действия царя. Со смертью Ивана Грозного испытания для Русской православной церкви не закончились.

Изображение слайда
18

Слайд 18

В 1584 г., для того чтобы восстановить разрушенное опричниной хозяйство страны, церковно-земский собор отменил церковные и монастырские тарханы (освобождения вотчин от всех налогов). При царе Фёдоре Ивановиче в борьбе за власть между Борисом Годуновым и боярами Шуйскими был лишён сана митрополит Дионисий. Новым главой Русской православной церкви стал сподвижник Бориса Годунова Иов, получивший высший духовный сан патриарха.

Изображение слайда
19

Последний слайд презентации: Церковь и государство в XVI в

Прибывший в 1588 г. в Москву за «милостыней» константинопольский патриарх Иеремия поначалу отказался посвящать Иова в высший церковный сан. Тогда дьяки Андрей и Василий Щелкаловы пообещали Иеремии «все блага земные», но дали понять, что не отпустят его из Москвы. В итоге 26 января 1589 г. состоялось торжественное поставление Иеремией митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси. Таким образом, закрепление независимости Русской православной церкви от Константинополя произошло по инициативе и при участии светской власти.

Изображение слайда