Презентация на тему: Борис Пастернак

Реклама. Продолжение ниже
Борис Пастернак
Основные мотивы лирики
Своеобразие лирики Б. Пастернака
Своеобразие лирики Бориса Пастернака
Природа и человек в мире Бориса Пастернака
Тема творчества
Во всём мне хочется дойти до самой сути…
Во всём мне хочется дойти до самой сути…
Во всём мне хочется дойти до самой сути…
Мир — это музыка, к которой надо найти слова! Б. Пастернак
1/10
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 9)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (166 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Борис Пастернак

( 1890 – 1960 ) Мне посчастливилось высказаться полностью…

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
2

Слайд 2: Основные мотивы лирики

Весь его облик дышал какой-то удивительной свежестью, как только что срезанный букет сирени, еще хранящий на лепестках переливающуюся садовую росу…Пастернак действовал на людей, общавшихся с ним, не как человек, а как запах, как свет, как шелест. Е.  Евтушенко Стихи Пастернака надо прописывать легочным больным. У него легкое и светлое дыхание, абсолютное доверие миру и Богу, что бы ни происходило вокруг… М. Цветаева О сновные темы его лирики: самоценность человеческой личности, бессмертие творчества, связь человека со всем сущим  .

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3: Своеобразие лирики Б. Пастернака

Главная линия развития в лирике Пастернака – от сложности к простоте. Усложненность его ранней образности устроена так: весь текст – это поток ассоциаций /приходится расшифровывать!/ Довольно скоро Пастернак отказывается от узких групп и правил (сборник с прозрачным названием «Поверх барьеров»). От каждого из главных направлений в поэзии Серебряного века он берет свое: – от авангарда оставляет свою головокружительную ассоциативность; – от символизма – символы, когда потребуются; – от акмеистов – детали, узнаваемый вещный мир и любовь к нему. В результате образуется стиль, который ни с каким другим не спутаешь. «Февраль. Достать чернил и плакать !..», «Определение поэзии », «Во всем мне хочется дойти …», «Гамлет», « Зимняя ночь», « Никого не будет в доме …», «Снег идет», « Про эти стихи », «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», « Иней », «Июль » «Весна»( «Я с улицы, где тополь удивлён…) «Импровизация»

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Своеобразие лирики Бориса Пастернака

Мир Пастернака конкретен, полон вещей и деталей.  (« Давай ронять слова»).  В отличие от лирики акмеистов эта детальность подсвечена не ностальгией, а ликующим восторгом. Пастернак – самый счастливый поэт в нашей литературе. Мир Пастернака очень динамичен. Главная задача автора – оживить мертвое, а жизнь, одухотворенность выражается для него в движении («быстрее всего летела любовь…»), поэтому в его мире все несется, горит, кипит, и в этом видна творческая сила жизни ( «Ночь») Энергия движения передается в его стихах как некая музыкальная стихия (поток музыки). Любимые слова – это наречия, характеризующие свойства движения: взахлеб, навзрыд и т.п. Поздние стихи становятся гораздо более понятными читателям, хотя ассоциации при этом вовсе не делаются проще ( эмоциональнее понятней ). Суть пастернаковских метафор в том, что выражают они жизнь души, но для ее выражения необходим весь мир, вся целиком вселенная.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5: Природа и человек в мире Бориса Пастернака

В природе жили многие наши поэты, в мироздании – только двое: Тютчев и Пастернак. И через дорогу за тын перейти Нельзя, не топча мирозданья. Оно/мироздание/ у Пастернака живое, одухотворенное, безграничное, свободное и дарующее свободу. Содержит в себе идеал гармонии. Природа вообще у него живая. За ней стоит вечность. 3. Природа праздничная. 4. Она бурлит и движется. 5. Больше всего в стихах Пастернака весны. 6. Человек в природе – часть единого и неделимого целого. 7. Природа – свидетель человеческой жизни. 8. А человек согревает душою этот мир («Земля»). 9. И природа, и человек живут в присутствии Бога («На Страстной»). 10. Природа входит в стихи о человеческой жизни через сравнения и метафоры. Природа и человек в мире Пастернака меняются местами. Роса, ландыш наблюдают за героями. Д. С. Лихачёв

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6: Тема творчества

Лирическому герою Пастернака свойственно ощущение гибельности, катастрофичности вдохновения («О, знал бы я, что так бывает …»): О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью – убивают, Нахлынут горлом – и убьют ! « Искусство» противопоставляется «почве» как фальшь – естественности, природности, органичности («Быть знаменитым некрасиво ») «Определение поэзии » - истинная поэзия для него прямо тождественна природе: Я б разбивал стихи, как сад, Всей дрожью жилок, Цвели бы липы в нем подряд, Гуськом, в затылок. В поэтическом мире Пастернака природа представляет главную ценность даже по отношению к творчеству. Высшая участь для поэта слиться с природой, достичь той же естественности, органичности в своем бытии и творчестве. В поздних стихах («Быть знаменитым некрасиво», «Ночь») этот мотив углубляется: поэт оказывается частью космоса, творчество встает вровень с категориями пространства и времени, становится одной из первоначальных основ бытия: Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. («Быть знаменитым некрасиво»)

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Во всём мне хочется дойти до самой сути…

«Февраль. Достать чернил и плакать!..»  (1912). Стихи о том, как начинаются стихи и весна. Кроме этого скрытого сравнения обыгрываются разные ассоциации вокруг черного цвета: чернила, грачи (обугленные груши), черные проталины. Связывать весну с черным цветом, конечно, оригинально, но это не произвол. Она же противопоставлена зиме, а зима – белая. « Обугленность » груш-грачей и слово «горит» работает на ту же антитезу: если зима холодная, то весна – горячая. С погодной точки зрения это не так, но вообще стихи не столько про весну, сколько про творчество, а вот пробуждение творчества, конечно, требует внутреннего горения. Об этом сказано в конце первой строфы («…весною черною горит»). Весна – творческое пробуждение мира. Есть еще противопоставление ливня (слез и чернил – опять же творчества) «сухой грусти». Причем проталины чернеют именно «под ней» – под грустью, то есть. Сухая грусть, по-видимому, бесплодна. Надо слагать стихи «навзрыд». Как природа плачет первыми весенними ливнями и с ними оживает, так и душа должна разрыдаться стихами. Возможно, от счастья. Приемы здесь, как видим: сравнение, метафора, антитеза, лирический параллелизм (человек – природа).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Во всём мне хочется дойти до самой сути…

«Определение поэзии»  («Сестра моя – жизнь», 1917 ) Главный образ в этих стихах – звезда. « Звезду донести до садка» – изловить в мире поэзию и донести ее до «садка» (слов, ритма, бумаги), то есть создать поэтический текст. Вторая половина стихотворения о том, как поймать в ночном пруду поэзию – отражение звезды. А первая – о звуках, в которых скрывается поэзия. О музыке природы. Появляется ночь, лист (и звук льдинок превращается в холод ночи), поединок двух соловьев. Это, кстати, важно: не только то, что из непонятных звуков возникает понятная песня соловья, но и то, что соловьев  два. Поэзия – это дуэт мира и поэта, и каждый из них по-своему соловей. Поэзия – это дуэт вселенной и творца. В мире она воплощена в звездах (см. Маяковский), а в стихах – в отражении этих звезд, а также гороха, ночи, ольхи, воды и проч.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Во всём мне хочется дойти до самой сути…

«Зимняя ночь» Из романа «Доктор Живаго». Стихотворение о любви. Строится на лирическом параллелизме: в мире метель, у героев – страсть. За образом метели в контексте русской литературы всегда присутствует тема судьбы – здесь тоже. Не просто страсть – «судьбы скрещенье». В метели завязывается романный узел, главный в книге. Образ свечи – это тоже судьба, но в другом смысле. «Из телесного воска свеча» (как Есенин выразился), огонек человеческой жизни и любви, противопоставленный разгулу мировых стихий. Вселенский масштаб этой метели («по всей земле, во все пределы…») напоминает блоковское: «Ветер на всем Божьем свете…» Это о той же непогоде, кроме всего прочего. Вообще контраст метели за окном и упрямо горящей свечи в маленьком человеческом мирке (антитеза, разумеется) – главный нерв этого текста. А по музыке – песня. Возможно, романс. «Снег идет»   - позднее стихотворение (1957 ), в котором повторяются уже известные нам мотивы, но с новым выводом. Один такой мотив – контраст зимы и лета как символ вечного круговращенья жизни. Здесь это звездочки бурана и цветы герани за стеклом («Про эти стихи»). Герань, наверно, красная, жаркая, летняя… Второй мотив – снег и время. Здесь он наконец назван прямо, открытым текстом. Третий – связь этого круговращенья времени с творчеством. Снег идет, как за годом год или как слова в поэме… Мир живет себе, а художник творит, и все это становится пройденным временем… В финале появляется образ пешехода, стоящего на перекрестке. Образ выглядит зарисовкой с натуры, но легко прочитывается как символ: вот пройден путь, а впереди какой-то поворот, и что за ним? В этой ли жизни или уже в другой… Это 1957 год. Роман написан, неприятности грядут. И виден итог жизни. Но стихотворение праздничное и бесстрашное. С доверием к жизни.

Изображение слайда
1/1
10

Последний слайд презентации: Борис Пастернак: Мир — это музыка, к которой надо найти слова! Б. Пастернак

Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю Твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже