Презентация на тему: Болонский процесс высшего образования и Республика Беларусь

Болонский процесс высшего образования и Республика Беларусь
Что такое болонский процесс?
История
Хроника Болонского процесса
Болонский процесс высшего образования и Республика Беларусь
Десять основных направлений Болонского процесса ( 10 Bologna Action Lines ):
Цели и ограничения систем высшего образования
Логика советской модели во
Логика рыночной модели ВО
Кризис советской модели при переходе к рынку
Место Болонских соглашений в рыночной модели
Конференции министров
Форумы
ЦЕЛИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
положения Болонской декларации
Двухуровневые учебные планы
Болонский процесс высшего образования и Республика Беларусь
Болонский процесс высшего образования и Республика Беларусь
Накопительная кредитная система
Накопительная кредитная система
Болонский процесс высшего образования и Республика Беларусь
Болонский процесс высшего образования и Республика Беларусь
Активизация самостоятельной работы студентов
Болонский процесс высшего образования и Республика Беларусь
Достоинства и недостатки
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ рб В РАМКАХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К БОЛОНСКОМУ ПРОЦЕССУ
ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ В СИСТЕМЕ Высшей Школы РБ
Высшее образование РБ в цифрах
Рб присоединяется к Болонскому процессу исходя из следующих мотивов:
Плюсы вступления рб в болонский процесс
минусы вступления рб в болонский процесс
1/31
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 13)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (973 Кб)
1

Первый слайд презентации: Болонский процесс высшего образования и Республика Беларусь

Изображение слайда
2

Слайд 2: Что такое болонский процесс?

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов

Изображение слайда
3

Слайд 3: История

Середина 70-х годов 20 в. – Совет Министров Европейского союза принимает резолюцию о первой программе сотрудничества в сфере образования. 1998 г. – подписана Сорбонская декларация, а в 1999г. решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования (ЕВПО) было оформлено в Болоне представителями 29 стран ( Болонская декларация 1999 г., 19 июня ). Сегодня Болонский процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954 ) ( Россия – сентябрь 2003 г., Украина – 2005, Казахстан – 2010).

Изображение слайда
4

Слайд 4: Хроника Болонского процесса

1999 (Болонья). Начало Болонского процесса. 23 страны 2000 2001 (Прага) 2003 (Берлин). Присоединение России. 40 стран 2006 2005 (Берген). 45 стран. Tuning (25 стран EU ) 20 10. Завершение Болонского процесса Tuning Latin America (18 стран) Предыстория. 1988 (Болонья). Великая хартия университетов (80) 1998 (Париж). Сорбоннская декларация (4 страны) 2006 (Брюссель). Присоединение России 200 4

Изображение слайда
5

Слайд 5

Участники Болонского процесса

Изображение слайда
6

Слайд 6: Десять основных направлений Болонского процесса ( 10 Bologna Action Lines ):

1. Принятие системы общепонятных, сравнимых квалификаций (степеней). 2. Внедрение двухступенчатой системы высшего образования ( бакалавриат – магистратура). 3. Применение системы зачётных единиц (академических кредитов), количество которых зависит от объема часов по дисциплине и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО. 4. Развитие академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала. 5. Взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. 6. Развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества высшего образования. 7. Обучение в течение всей жизни. 8. Активизация участия вузов и студентов в развитии Болонского процесса. 9. Усиление европейской составляющей в системе высшего образования Европы. 10. Введение докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня); объединение Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Цели и ограничения систем высшего образования

Подготовка специалистов для планового народного хозяйства Ограниченность бюджетных средств Удовлетворение личных потребностей в образовании Ограниченность личных средств Советская модель Рыночная модель

Изображение слайда
8

Слайд 8: Логика советской модели во

Плановое народное хозяйство Бесплатность образования Приоритет производства Готовность к работе Стандартный учебный план 1-уровневая система Ориентация на аудиторную работу Узкий профиль Синхронный учебный процесс Государственное распределение Привязка к вузу Минимизация расходов Учебный процесс Ослабленная мотивация Логика советской модели во

Изображение слайда
9

Слайд 9: Логика рыночной модели ВО

Рынок образовательных услуг Платность образования Приоритет личности Гибкость Непрерывность Мобильность Индивидуальные учебные планы Многоуровневое образование Расширенная шкала оценивания знаний Кредитная система Асинхрон-ный учебный процесс Мотивированность Ориентация на само-стоятельную работу Конкуренция в вузе Учебный процесс Логика рыночной модели ВО

Изображение слайда
10

Слайд 10: Кризис советской модели при переходе к рынку

Противоречие между свободным рынком труда и системой узких специальностей (более половины выпускников не находят работу по специальности) Противоречие между спросом на высшее образование и возможностями государственного финансирования Болонский процесс в широком смысле, как творческая адаптация международного опыта функционирования высшего образования в рыночных условиях Внедрение элементов рыночных отношений в высшую школу Болонский процесс в узком смысле, как реализация направлений Болонской декларации Кризис советской модели при переходе к рынку

Изображение слайда
11

Слайд 11: Место Болонских соглашений в рыночной модели

Рынок образовательных услуг Платность образования Приоритет личности Гибкость Непрерывность Мобильность Кредитная система ECTS Асинхрон-ная система обучения Двухуровневые индивидуали-зированные учебные планы Двухступенная система образования Расширенная шкала оценивания знаний Европейское приложение к диплому Накопи-тельная кредитная система Мотивированность Активизация самостоятельной работы Критерии качества образования Учебный процесс Болонские соглашения Место Болонских соглашений в рыночной модели

Изображение слайда
12

Слайд 12: Конференции министров

В рамках Болонского процесса действуют конференции министров 1 раз в 2 года, где принимаются соответствующие коммюнике : Пражское 2001 г. – число стран-членов возросло до 33, вопросы о непрерывном образовании, об общественном контроле за развитием образования и др.; Берлинское 2003 г. – 40 стран-участниц, созданы Болонская группа, Болонский Совет и Секретариат; Берген 2005 г. – вопросы о докторантуре и о доступности высшего образования; Лондонское 2007 г. – 46 стран, вопросы о мобильности, о структуре степеней, о квалификационных структурах, о качестве образования; Левен (Бельгия) 2009 г. – планы на следующее десятилетие с акцентом на реформирование системы высшего образования; Будапешт и Вена март 2010 г. – официальное объявление о создании европейского пространства высшего образования, что означает достижение главной цели Болонской декларации.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Форумы

Помимо конференций министров в рамках Болонского процесса проводятся форумы : 1-й –организационный Болонский форум, Левен, 2009 : главный вопрос – ключевая роль высшего образования в развитии общества, непрерывность образования и возможность всех слоев общества получать высшее образование, обмен преподавателями и студентами. 2-й организационный Болонский форум, Вена(март 2010 г.) : 47 стран и 8 консультативных членов, третьи страны и неправительственные организации. Вопросы конкуренции в образовательном пространстве, как системы образования реагируют на растущие потребности и ожидания общества.

Изображение слайда
14

Слайд 14: ЦЕЛИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

1. Построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства ; 2. Формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение в мире престижности европейской высшей школы; 3. Обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; 4. Достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; 5. Повышение качества образования; 6. Повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Изображение слайда
15

Слайд 15: положения Болонской декларации

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. 2. Введение двухциклового обучения: предварительного и выпускного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к степени магистра или степени доктора наук. 3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ЕКТС (Европейская кредитная трансфертная система), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни» 4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования. 5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. 6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей. 7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Двухуровневые учебные планы

1 2 3 4 5 6 Годы обучения Специалитет Магистра- тура Магистр Бакалавр Дипломированный специалист Специали зация Специали зация Программа подготовки специалистов по специальности Программа подготовки бакалавров по направлению Специалист Традиционная одноуровневая модель Многоуровневая модель Двухуровневые учебные планы

Изображение слайда
17

Слайд 17

Двухуровневые учебные планы Повышение эффективности за счет более тонкого учета запросов потребителя при фиксированных затратах Повышение успеваемости за счет активного отношения студента к учебному процессу, уменьшения числа неинтересных и бесполезных с его точки зрения дисциплин Нестыковка с существующей системой подготовки дипломированных специалистов Неготовность рынка труда к нашествию бакалавров Отсутствие системы непрерывного послевузовского образования Более сложная организация учебного процесса Ожидаемая польза Проблемы

Изображение слайда
18

Слайд 18

Асинхронная система обучения Ликвидация понятий «академическая задолженность» и «неуспевающий студент». Каждый учится как может Уменьшение отсева за счет учета материальных и иных обстоятельств обучающихся Нивелирование очной и других форм обучения Необходимость радикальной перестройки сложившегося учебного процесса Нестыковка с действующими правилами обучения (особенно для бюджетных студентов) Проблема нормативного срока обучения в связи с отсрочкой от военной службы Ожидаемая польза Проблемы

Изображение слайда
19

Слайд 19: Накопительная кредитная система

ECTS (European Transfer Credit System) – общеевропейская система накопления и перевода кредитов. КРЕДИТНЫЙ ЧАС (кредит, зачетная единица, КЧ) – это обобщенная единица учета трудоемкости учебного процесса. Это – «единая валюта» для всей высшей школы в рамках Болонского процесса Мат. анализ 4 часа лекций в неделю 2 часа практических занятий самостоятельная работа, достаточная для получения оценки « 4 » = 15 часов общей нагрузки в неделю в течение семестра Основы программиро-вания 2 часа лекций в неделю самостоятельная работа 4 часа общей нагрузки в неделю в течение семестра = 2 КЧ = = 6 КЧ Накопительная кредитная система

Изображение слайда
20

Слайд 20: Накопительная кредитная система

Мат. анализ 5 Алгебра 5 Геометрия 3 Физика 4 История 2 Философия 3 Внесена плата за обучение, открыт кредит на 14 кр. часов 4 9 14 Список обязательных дисциплин с указанием трудоемкости в КЧ Накопленные кредиты Индивидуальный учебный план: 1) Мат анализ 2) Алгебра 3) Физика 4) Философия... 240 Взятые дисцип-лины Накопительная кредитная система

Изображение слайда
21

Слайд 21

Накопительная кредитная система Облегчение учета содержания полученного образования при гибком учебном плане и асинхронной системе обучения Содействие академической мобильности Возможность введения дифференцированной оплаты за образовательные услуги Нестыковка с существующими государственными образо-вательными стандартами и механизмом проверки соответствия учебных планов стандартам Перестройка сложившейся системы управления учебным процессом Ожидаемая польза Проблемы

Изображение слайда
22

Слайд 22

Расширенная шкала оценивания знаний ECTS Более дифференцированная оценка знаний Создание дополнительных стимулов для регулярной работы путем введения накопительных и рейтинговых систем оценивания Обеспечение возможности выдачи дипломов общеевропейского образца Нестыковка с существующими правилами и практикой заполнения документов об образовании Нестыковка с ограничениями числа экзаменов и зачетов в сессию Необходимость привыкания к новой системе со стороны студентов и преподавателей Ожидаемая польза Проблемы

Изображение слайда
23

Слайд 23: Активизация самостоятельной работы студентов

Преподаватели УЧАТ студентов Студенты УЧАТСЯ у преподавателей Активизация самостоятельной работы студентов

Изображение слайда
24

Слайд 24

Активизация самостоятельной работы студентов Радикальное повышение эффективности образования за счет улучшения качества при неизменных затратах Экономия непроизводительного труда преподавателей, удешевление образования Развитие дистантных и иных нестандартных форм обучения Смена менталитета студентов Смена менталитета преподавателей, переориентация их работы с аудиторной на научно-методическую работу Необходимость улучшения материальной базы учебного процесса (комплектация библиотек, написание и издание учебных пособий, развитие компьютерных информационных систем, создание электронных образовательных ресурсов и др.) Ожидаемая польза Проблемы

Изображение слайда
25

Слайд 25: Достоинства и недостатки

В соответствии с Болонской декларацией странам-участницам открывается ряд преимуществ: Во-первых, студенты могут комбинировать знания из различных областей, т.е. будучи бакалавром одной специальности, магистратуру можно закончить по другой, имея в итоге диплом, соответствующий зарубежным стандартам. Такой подход значительно повышает мобильность студентов, дает им больше самостоятельности в выборе дисциплин, и позволяет формировать индивидуальную образовательную траекторию. Это, в свою очередь, расширяет возможности благоприятного трудоустройства выпускников на европейском (в перспективе на международном) рынке труда. Во-вторых, одним из требований Болонской декларации является увеличение финансирования научных исследований. Также перед ВУЗами стоит необходимость постоянного обновления методического обеспечения учебного процесса для укрепления своих позиций. Кроме того, среди преимуществ выделяется усиление контроля над качеством образования, укрепление связей и сотрудничества между вузами Европы, и как следствие, получение более широкого доступа к информации, а учреждение специализированной кредитной системы, на основании которой определяется «объем» знаний, позволит стандартизировать образование. Данная система по замыслу должна обеспечить ясность и прозрачность образования и значительно повысить его качество и конкурентоспособность, приблизив тем самым к уровню образования США. Однако у этой системы есть и негативные стороны, которые выявляются при приближении к нашим реалиям. Данная система подразумевает уменьшение аудиторных часов и увеличение самостоятельности студентов в отношении их самообразования. Но будет ли современный студент использовать освободившееся время, предназначенное для самообразования, по назначению? Скорее всего, нет. Таким образом, может быть подорвана главная функция наших ВУЗов - научить человека учиться. Основная масса студентов, кто останавливается лишь на степени бакалавра, не имеет широкого образования, и, соответственно, широкого кругозора, поэтому ими легко можно манипулировать, ведь у них и свободы выбора, по сути, нет. Существует мнение, что бакалавры будут мало востребованы на рынке труда, однако эта ситуация создает и обратную позицию – велика вероятность того, что за счет бакалавров удастся решить проблему дефицита квалифицированной рабочей силы в стране. Также существует вероятность снижения качества образования, в виду отсутствия конкретных требований к изменениям в содержании образования и в методике преподавания, в размывании структуры образования, потери фундаментальности вследствие использования зачетных единиц и смешивания в результате свободы выбора различных дисциплин и нарушения логики их изучения. В неоднозначном свете предстаёт также всё более возрастающая роль тестирования как основного метода контроля знаний. Малоприятен тот факт, что в соответствии с европейскими стандартами доктор наук - это выпускник магистратуры. Его знания, как правило, ниже, чем у нашего кандидата наук, учившегося 5 лет в вузе и 3 года в аспирантуре. Поэтому в данной ситуации возникают определенные сложности с унификацией образования, к которой стремится данная система. А ведь иногда очень важно брать во внимание традиционные особенности образования в различных странах, которые формировались веками. Кроме того, существует угроза массового оттока умов и капитала за рубеж при вхождении в единое Европейское пространство ввиду высокого уровня направленности на Запад.

Изображение слайда
26

Слайд 26: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ рб В РАМКАХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К БОЛОНСКОМУ ПРОЦЕССУ

1. Указ Президента РБ 2002 г. о выполнении обязательств государства по Лиссабонской конвенции 1997 г. Документ обеспечил, в частности, правовую основу процедуры признания и установления эквивалентности зарубежных документов-квалификаций образования на территории нашей страны. 2. Закон РБ «О высшем образовании» (принят в 2007 г.) закрепил двухступенчатую модель высшего образования : 1-я ступень – 4-5 лет – подготовка дипломированного специалиста; 2-я ступень магистратура – 1-2 года обучения – подготовка научно-педагогических, научных кадров и магистрантов по широкому спектру специальностей практико-ориентированной направленности. 3. « Макет образовательного стандарта высшего образования первой ступени» - утвержден Министром образования РБ 27 апреля 2006 г. В настоящее время разработан и подготовлен к внедрению «Макет образовательного стандарта высшего образования второй ступени» 4. Зачетные образовательные единицы как элемент кредитно-модульного принципа обучения впервые введены в практику национальной системы высшего образования в 2003 г. и закреплены в ныне действующем поколении образовательных стандартов. В настоящее время завершается разработка технологий использования зачетных единиц в образовательном процессе национальной высшей школы и соотнесение их с Европейской системой трансфера кредитов. 5. О национальной рамке квалификаций. С 2010 г. в РБ осуществляется разработка национальной рамки квалификаций. Она представляет собой обобщенное описание квалификационных образовательных уровней и основных образовательных траекторий их достижения на территории страны Она призвана стать реальным инструментом сопряжения рынка труда и сферы образования, интеграции бел. системы образования в мировое образовательное пространство. 6. Приложение к диплому о высшем образовании. В 2011 г. разработан проект Национального приложения к диплому о высше6м образовании на основе образца ЮНЕСКО (Совета Европы, который будет выдаваться выпускникам 2012 г 7. Межведомственная группа по осуществлению Болонских принципов создана приказом Министерства образования 30 сентября 2010 г 8. Государственная программа развития высшего образования на 2011-2015 гг. 9. Кодекс РБ об образовании, принятый в 2010 г. и вступивший в силу с 1 сентября 2011 г. завершил процесс формирования законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм.

Изображение слайда
27

Слайд 27: ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ В СИСТЕМЕ Высшей Школы РБ

1. Организационная перестройка образовательного процесса в ВШ, включающая в себя следующие элементы: а ) кредитно-модульная организация учебного процесса; б) создание эффективной системы менеджмента качества обучения по каждой специальности; в ) создание новых учебных планов и программ в рамках подготовки бакалавра-магистра; г ) завершение перехода на инновационные будущих специалистов технологии обучения. 2. Развитие академических свобод: студенческое самоуправление, повышение роли представительных, выборных структур вузов в совершенствовании учебно-воспитательного процесса (советов вузов, факультетов и др.) 3. Расширение прав вузов, их автономии в решении вопросов организации учебного процесса, самофинансирования, демократического избрания руководящего состава вузов. 4. Совершенствование материально-технической базы ВШ. 5. Повышение качества образования в ВШ. Решение этих проблем затрудняется следующими обстоятельствами: а) переполненность вузов и в связи с этим недостаток аудиторий, лабораторной базы и т.д. (обучение в 2 смены) б) износ научного и учебного оборудования превысил 70% от норматива, обеспеченность учебно-лабораторной базой составляет 52,5 %. в) недостаток кадров ППС, на одного преподавателя приходится 18-19 студентов, а в ряде частных вузов до 40, в СССР – 12, норматив -9-10. г) обеспеченность иногородних студентов общежитиями составляет 67%. д) нерешенной является проблема оценивания качества подготовки выпускников, методика мониторинга качества не разработана не только в РБ, но и странах-участницах Болонского процесса.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Высшее образование РБ в цифрах

Всего в Беларуси 45 государственных и 10 частных учреждений высшего образования: 31 университет, 7 академий, 3 института, 4 высших колледжа. Обучаются: 2000 г.- 281,7 тыс. студентов, 2010 – 442, 9 тыс.; 470 студентов на 10 тысяч населения. Ежегодный выпуск – 70 тыс. специалистов с в/о; из них распределяются около 20 тыс.(28%). С 2007 г. выпуск специалистов, обучавшихся заочно превысил число студентов стационара. Прием в белорусские вузы в последние 3-5 лет превышает количество выпускников средних школ и этот разрыв будет увеличиваться из-за демографической ситуации. Прогноз на 2015 г. – выпуск школы сократится до 45-50 тысяч человек. Состав ППС вузов – 2000 г – 20788, 2010 – 24478, из них доктора наук 1115 (2000 г) – 1342 (2010 г);. Кандидаты наук - 7767 (2000 г) – 8969 (2010 г.) Подготовка кадров с учеными степенями в РБ характеризуется следующими цифрами: в последние 5 лет присуждается в среднем за 1 год около 50 докторских степеней и 570 кандидатских

Изображение слайда
29

Слайд 29: Рб присоединяется к Болонскому процессу исходя из следующих мотивов:

система образования Республики Беларусь имеет европейские корни, в связи с этим логичным представляется учет изменений той системы, которая исторически послужила моделью-прототипом для системы отечественной; на Евросоюз приходится значительная часть отечественной внешней торговли и иных внешнеэкономических связей. Если высшее образование людей, реализующих эти связи, сопоставимо, то и связи налаживать и поддерживать легче; взаимодействие системы образования Республики Беларусь с единым образовательным пространством Европы предполагает общепринятые правила и, находясь «внутри» процесса, значительно легче влиять на принятие решений, которыми и определяются общепринятые правила; формирование общего образовательного пространства в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС и СНГ, часть участников которых реформировали национальные системы образования на основе Болонских принципов, так или иначе вынуждают Республику Беларусь в процессе построения общего образовательного пространства реформировать отечественную систему образования на тех же принципах; присоединение к этим принципам позволит повысить привлекательность и конкурентоспособность нашего национального образования в современном мире.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Плюсы вступления рб в болонский процесс

Как только Беларусь станет полноправной участницей Болонского процесса, перед нашими студентами откроется множество перспектив. Основной из них, конечно, является облегчение устройства на работу за пределами страны благодаря приложению к диплому европейского образца. Это позволит работодателям не путаться в разных системах оценок, что, в свою очередь, повысит лояльность к выпускникам белорусских ВУЗов за рубежом. Вторым весомым плюсом является свободный выбор студентами дисциплин для изучения. Гибкий подход к процессу обучения, его индивидуализация позволит студентам практически самостоятельно регулировать процесс обучения. Как отмечает Григорий Миненков, Декан бакалаврской школы ЕГУ, студенты благодаря такому подходу приобретают навыки общения и самопрезентации в международном пространстве. Они учатся критическому мышлению и анализу информации, что важно в эпоху развития и расширения сетевого общества. Еще одно преимущество дает европейская система кредитов. После её введения студенты смогут накапливать определенное количество кредитов, приостанавливать свою учебу и возобновлять её по желанию – то есть, фактически, учиться на протяжении всей жизни, как это делают жители Европы или Америки. Кроме того, вступление Беларуси в Болонский процесс позволит улучшить имидж высшей школы нашей страны, которая станет частью общеевропейской системы высшего образования.

Изображение слайда
31

Последний слайд презентации: Болонский процесс высшего образования и Республика Беларусь: минусы вступления рб в болонский процесс

Несмотря на удобство общеевропейской системы образования, у нее есть свои минусы. Например, в Санкт- Галленском университете, первым перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов (кредитов) ECTS (англ. European Credit Transfer System ) ударили по гуманитарным отделениям. По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение к Болонскому процессу может породить путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров. Ведь четырёхлетний бакалавриат, который не так давно пробовали ввести и в Беларуси, воспринимается работодателями как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём получение степени магистра, например, может впоследствии стать только платным. Также следует опасаться того, что в погоне за европейскими стандартами мы можем растерять все то ценное, что досталось нам от советской системы образования. Однако, как подчеркнул ректор БГУ С. Абламейко, принципиально ни нам, ни другим белорусским ВУЗам ничего менять не придется. Процессы интеграции с европейской системой образования в Беларуси идут уже давно и довольно успешно. Поэтому белорусской высшей школе после вхождения в Болонский процесс останется только взять лучшее от Европы, при этом сохранив свою индивидуальность. Благо, рекомендательный характер Болонской декларации это сделать позволяет.

Изображение слайда