Презентация на тему: 1 блок 6 сложные вопросы

1 блок 6 сложные вопросы
Что такое метод исследования? Приведите примеры биологических методов исследования и ситуации, в которых они применяются.
Назовите открытия, которые внесли существенный вклад в развитие биологии, и их авторов. Назовите не менее шести открытий.
Как в настоящее время формулируется клеточная теория?
Докажите, что клетка является саморегулирующейся системой.
Докажите, что клетка является открытой системой.
Каковы особенности и значение первичной структуры белка? Ответ обоснуйте.
Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории?
По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?
Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань — мышечная или соединительная — содержит больше митохондрий? Почему митохондрии называют «силовыми
Почему митохондрии называют «силовыми станциями» клеток?
Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе — 7,9%, в печени — 18,4%, в сердце — 35,8%.
В чём проявляется сходство в строении и функциях хлоропластов и митохондрий? Укажите 4 признака.
Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках (надпочечников, слюнных желез, поджелудочной железы). Объясните этот факт, используя
Какие черты сходства митохондрий с прокариотами позволили выдвинуть симбиотическую теорию происхождения эукариотической клетки?
Почему митохондрии, хлоропласты и другие органоиды клетки нельзя считать структурно-функциональной единицей живого ?
1 блок 6 сложные вопросы
Каким образом происходит формирование рибосом в клетках эукариот?
Какие признаки характерны для вирусов?
Как известно, существуют вирусы, имеющие наследственный аппарат в виде ДНК или РНК. Чем по химическому составу различаются РНК — и ДНК-содержащие вирусы?
Какие признаки характерны для бактерий?
Какие признаки характерны для грибов?
Как используется аккумулированная в АТФ энергия?
Как называются мономеры молекулы белка?
Какую функцию выполняют белки в реакциях обмена веществ?
Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации ?
Энергию какого типа потребляют гетеротрофные живые организмы?
Фотосинтез
Что происходит в световую фазу фотосинтеза?
В какую фазу фотосинтеза происходит синтез АТФ?
Какую роль играют электроны молекул хлорофилла в фотосинтезе?
В чём состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?
В каких реакциях обмена веществ осуществляется связь между ядром, ЭПС, рибосомами, митохондриями?
Какие процессы происходят на рибосоме при биосинтезе белка?
В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?
Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?
В чем заключается биологический смысл окислительного фосфорилирования?
К каким последствиям приведет снижение активности ферментов, участвующих в кислородном этапе энергетического обмена животных?
В процессе гликолиза образовались 112 молекул пировиноградной кислоты (ПВК). Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ
В чем проявляется взаимосвязь энергетического обмена и биосинтеза белка?
Объясните, в чём сходство и в чём различия биологического окисления органических веществ в клетке и процесса их горения в неживой природе.
Чем растительная клетка отличается от животной?
В чем сходство и различие процессов фотосинтеза и хемосинтеза?
В чем проявляется сходство фотосинтеза и энергетического обмена веществ?
Какова взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом веществ?
В чем сходство биосинтеза белка и фотосинтеза?
Какими путями вещества поступают в клетку? Каков механизм их поступления?
Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?
Почему реакции биосинтеза белка называют матричными?
Чем строение молекулы ДНК отличается от строения молекулы иРНК?
Чем отличается строение тРНК от рибонуклеиновых кислот других типов?
Чем отличаются клетки печени осла от клеток печени лошади?
Охарактеризуйте функции половых клеток животных и человека.
В чем заключается сходства и различия яйцеклеток лягушки и человека?
Каково значение интерфазы в жизни клетки?
Какие процессы происходят в ядре клетки в интерфазе?
В чем заключаются преимущества и недостатки бесполого и полового размножений?
В чем заключается биологический смысл митоза?
В чем заключается биологический смысл мейоза?
Что называется зиготой?
Почему для сохранения ценных гетерозиготных особей используют вегетативное размножение?
Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном.
Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?
Весной, при благоприятных условиях, самка тли, размножаясь партеногенетически, может воспроизвести до 60 особей только женского пола, каждая из которых через
Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом в клетках организмов из поколения в поколение?
Почему однояйцевые близнецы имеют одинаковый генотип?
В чем проявляется связь между митозом, мейозом и оплодотворением?
Учёный рассматривал два препарата ткани. На обоих клетки расположены плотно, при этом на одном из них все клетки касаются базальной мембраны, на другом — на
На препарате обнаружены ткани со следующими структурами: а) пласт клеток, тесно прилегающих друг к другу, б) клетки разделены хорошо развитым межклеточным
1 блок 6 сложные вопросы
Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?
Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на
Что изображено на рисунке? Каким методом получено это изображение? Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами?
Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?
Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Ответ обоснуйте. Какие процессы проис­ходят в этой фазе?
Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.
Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 1. Какие типы тканей, органы или части органов формируются из него?
1 блок 6 сложные вопросы
1 блок 6 сложные вопросы
1 блок 6 сложные вопросы
1 блок 6 сложные вопросы
1 блок 6 сложные вопросы
1 блок 6 сложные вопросы
1 блок 6 сложные вопросы
1 блок 6 сложные вопросы
1/85
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 65)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (7343 Кб)
1

Первый слайд презентации

Изображение слайда
2

Слайд 2: Что такое метод исследования? Приведите примеры биологических методов исследования и ситуации, в которых они применяются

1) Метод исследования — это способ научного познания. 2) Биологические методы иссл­ния: описание, наблюдение, сравнение, эксперимент, микроскопия, центрифугирование, гибридологический, близнецовый, биохимический метод и др. 3) Методы иссл­-ния применяются для достижения определенных целей. 4) Гибридологический — для изучения наследственности в селекции. Центрифугированием выделяют органоиды клетки.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Назовите открытия, которые внесли существенный вклад в развитие биологии, и их авторов. Назовите не менее шести открытий

1) Открытие законов наследственности Грегором Менделем в 1865 г. 2) Эволюционное учение Ч. Дарвина. 3) Клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена. 4) Открытие фагоцитарной теории И. Мечникова. 5) Теория абиогенного происхождения жизни А. Опарина. 6) Теория рефлексов и высшей нервной деятельности И. Павлова.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Как в настоящее время формулируется клеточная теория?

1) Клетка является универсальной структурной, функциональной и генетической единицей живого. 3) Новые клетки образуются только в результате деления исходных клеток. 4) Многоклеточный организм – система взаимосвязанных клеток. 5) Клетки состоят из системы органоидов 2) Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Докажите, что клетка является саморегулирующейся системой

1) Клетка - система, состоящая из множества взаимосвязанных и взаимодействующих структур — органоидов 2) Клетка- открытая система, экскреции, способна к обмену веществ 3) Клетка способна к саморегуляции, адаптациии, раздражимости, осуществляемой на генетическом уровне

Изображение слайда
6

Слайд 6: Докажите, что клетка является открытой системой

1) Клетка участвует в постоянном обмене веществ и энергии с окружающей средой. 2) Клетка отвечает на сигналы внешней среды и возвращается к исходному состоянию. Ее реакции обратимы. 3) Клетка способна к регуляции своего химического состава.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Каковы особенности и значение первичной структуры белка? Ответ обоснуйте

1) первичная структура белковой молекулы представляет собой линейную структуру — последовательность аминокислот; 2) первичная структура определяет все другие структуры молекулы белка (вторичную, третичную и четвертичную); 3) первичная структура определяет свойства и функции белка.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории?

1) Обосновала родство живых организмов, их общность происхождения. 2) Установила структурную и функциональную единицу живого. 3) Установила единицу размножения и развития живого. Назовите царство, тип, класс, род и вид

Изображение слайда
9

Слайд 9: По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?

1) Обмен веществ и превращение энергии. 4) Размножение, онтогенез, саморегуляция и т.  д. 3) Адаптация к условиям среды, раздражимость. 2) Наследственность и изменчивость.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань — мышечная или соединительная — содержит больше митохондрий? Почему митохондрии называют «силовыми станциями» клеток?

1. Митохондрии — окисление веществ с образованием АТФ — обеспечение энергией многих процессов 2. Мышечная ткань содержит больше митохондрий, чем соединительная 3. Т. к. мышечная ткань выполняет большую работу с затратой энергии

Изображение слайда
11

Слайд 11: Почему митохондрии называют «силовыми станциями» клеток?

1) В процессе окисле н ия ОВ в митохондриях освобождается энер­гия. 2) Эта энергия используется на синтез АТФ и запасается в них. 3) Энергия АТФ используется на все жизненные процессы.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе — 7,9%, в печени — 18,4%, в сердце — 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

1) Митохондрия - энергетическая станция клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ; 2) для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое; 3) в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.

Изображение слайда
13

Слайд 13: В чём проявляется сходство в строении и функциях хлоропластов и митохондрий? Укажите 4 признака

4) Способны к синтезу АТФ 3) Способны к синтезу белков и размножению 2) Внутренние мембраны — тилакоиды хлоропластов и кристы митохондрий 1) Двухмембранное строение

Изображение слайда
14

Слайд 14: Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках (надпочечников, слюнных желез, поджелудочной железы). Объясните этот факт, используя знания о функциях этого органоида в клетке

1) В клетках желез синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи ; 2) в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков; 3) из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток желез.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Какие черты сходства митохондрий с прокариотами позволили выдвинуть симбиотическую теорию происхождения эукариотической клетки?

1) М. и меют две замкнутые мембраны. В нешняя сходна с мембранами вакуолей, внутренняя — бактерий. 2) Размножаются бинарным делением независимо от деления клетки. 3) Генетический материал — кольцевая ДНК, не связана с гистонами, имеют рибосомы. 4) Рибосомы прокариотического типа.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Почему митохондрии, хлоропласты и другие органоиды клетки нельзя считать структурно-функциональной единицей живого ?

1) Обмен веществ и превращение энергии — основа жизни, участвуют все органоиды. 2) Отдельный органоид не обеспечивает всего обмена веществ. 3) Структурно органоиды связаны друг с другом и взаимозависимы.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Эндоплазматическая сеть шерох гладк Ядро Жгутик Оболочка ядрышко Хроматин Центриоли Микротрубочки ЦПМ внешняя ЦПМ внутр Аппарат Гольджи Лизосомы Митохондрии

Изображение слайда
18

Слайд 18: Каким образом происходит формирование рибосом в клетках эукариот?

1 ) В клетках эукариот рибосомы формируются в ядрышке. 2) На ДНК синтезируется р-РНК, к которой затем присоединяются белки. 3) Субчастицы рибосомы выходят из ядра в цитоплазму, и здесь завершается формирование полноценных рибосом

Изображение слайда
19

Слайд 19: Какие признаки характерны для вирусов?

1) Не имеют клеточного строения. 3) Имеют одну молекулу ДНК или РНК, заключенную в белковую оболочку (капсид). 2) Внутриклеточные паразиты, не способны к обмену веществ (росту, питанию и т.  д).

Изображение слайда
20

Слайд 20: Как известно, существуют вирусы, имеющие наследственный аппарат в виде ДНК или РНК. Чем по химическому составу различаются РНК — и ДНК-содержащие вирусы?

1) У ДНК-содержащих вирусов ДНК имеет — азотистое основание — тимин; углевод — дезоксирибоза. 2) У РНК-содержащих вирусов РНК — азотистое основание — урацил; углевод — рибоза. 3) ДНК-содержащие вирусы могут содержать разные ДНК — линейная одноцепочечная; спираль двуцепочечная; кольцевая 4) РНК-содержащие вирусы могут содержать только РНК – одноцепочечную линейную.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Какие признаки характерны для бактерий?

1) Клеточный тип – прокариоты, не имеют оформленного ядра, нет органоидов, гаплоидные. 3) Имеют пили, жгутики, капсулы, могут переживать неблагоприятные условия в виде спор 2) Гетеротрофы, хемотрофы, фототрофы. Паразиты и симбионты. В биосфере - редуценты

Изображение слайда
22

Слайд 22: Какие признаки характерны для грибов?

1) Клеточный тип - эукариоты. 3) Одноклеточные и многоклеточные. Не имеют тканей 2) Клетка – гиф, тело – мицелий. Клетка с клеточной стенкой из хитина. Запасное вещество - гликоген 4) Редуценты в биосфере.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Как используется аккумулированная в АТФ энергия?

1) АТФ - универсальный источник энергии в клетках всех живых организмов. 3) На размножение клетки, на сокращение мышц, на проведение импульсов и др. 2) Энергия АТФ тратится на синтез и транспорт веществ. 40

Изображение слайда
24

Слайд 24: Как называются мономеры молекулы белка?

Как называются мономеры молекул нуклеиновых кислот? Мономеры — исходные соединения для синтеза полимеров 3) Белки-полимеры. Их мономеры – аминокислоты 3)ДНК и РНК – полимеры 4) Их мономеры- нуклеотиды 2) Полимеры — сложные соединения, состоящие из мономеров

Изображение слайда
25

Слайд 25: Какую функцию выполняют белки в реакциях обмена веществ?

Какова роль ДНК в биосинтезе белка? Ферментативную (каталитическую) 2) Транспортную ДНК содержит информацию о первичной структуре белка 2) ДНК способна к самовоспроизведению, а следовательно копированию информации и ее передаче, является матрицей для его синтеза 3) Регулятроную

Изображение слайда
26

Слайд 26: Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации ?

1) Ферменты имеют белковую природу. 2) Воздействие неблагоприятных факторов внешней среды ведет к денатурации белков 3) Денатурация белков – потеря активности.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Энергию какого типа потребляют гетеротрофные живые организмы?

1) Используют энергию химических связей готовых органических соединений Энергию какого типа потребляют автотрофные организмы? 1) Фототрофы — энергию света. 2) Энергию, выделяемую при расщеплении органических веществ, эта энергия используется для жизнедеятельности клетки. 2) Хемотрофы — энергию окисления неорганических веществ.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Фотосинтез

Возбуждение хлорофилла – е Световая фаза Темновая фаза Фиксация СО2 4. Восстановление НАДФН+ 2. Синтез АТФ 38 моль 5. Выделение О2 3. Фотолиз воды – Н+ и ОН- 5. Синтез крахмала 2. Расход АТФ 3. Расход НАДФН+ 4. Цикл Кальвина – синтез глюкозы

Изображение слайда
29

Слайд 29: Что происходит в световую фазу фотосинтеза?

1) Фиксация СО2. Что происходит в темновую фазу фотосинтеза? 2) Синтез АТФ и высокоэнергетических атомов водорода. 1) Фотолиз 3) Выделение О2. 2) Синтез глюкозы и крахмала 3) Расход АТФ

Изображение слайда
30

Слайд 30: В какую фазу фотосинтеза происходит синтез АТФ?

1) В световой фазе происходит поглощение фотосинтетическими пигментами энергии квантов света. Какое вещество служит источником кислорода во время фотосинтеза? 1) Вода. 2) И преобразование поглощенной энергии в энергию химических связей высокоэнергетического соединения АТФ. 2) В результате фотолиза — распада под действием света в световой фазе, происходит выделение кислорода.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Какую роль играют электроны молекул хлорофилла в фотосинтезе?

1) Поглощают квант света 2) Преобразуют энергию света в энергию химических связей. 3) Электроны по электрон-транспортным цепям и передают свою энергию на образование АТФ. Какую функцию выполняют липиды в клеточных мембранах? 1) Строительную, являются основой клеточной мембраны. 2) Отграничивают внутреннее содержимое. 3) Обеспечивают избирательное поступление веществ в клетку.

Изображение слайда
32

Слайд 32: В чём состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?

1) Фотосинтез — образуется О2 и связывается СО2, который образовался в процессе дыхания, образуются ОВ, энергия запасается. 2) Дыхание — образуется углекислый газ для фотосинтеза и расходуется кислород, окисляются органические вещества. 3) При дыхании растения окисляют глюкозу, полученную при фотосинтезе, и получают из них энергию. Энергия нужна для синтеза ферментов, в том числе ферментов фотосинтеза.

Изображение слайда
33

Слайд 33: В каких реакциях обмена веществ осуществляется связь между ядром, ЭПС, рибосомами, митохондриями?

1) В реакциях биосинтеза белка. 2) Наследственная информация из ядра с помощью и-РНК переносится к рибосомам, где происходит трансляция – укладка аминокислот в полипептидную цепь. 3) Рибосомы располагаются в цитоплазме, на мембранах ЭПС. 4) Все реакции протекают с использованием АТФ, образованных в митохондриях.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Какие процессы происходят на рибосоме при биосинтезе белка?

1) тРНК взаимодействуют с аминокислотами и доставляют их к рибосомам. 2) По принципу комплементарности триплеты двух тРНК присоединяются к двум триплетам иРНК, расположенным на рибосоме. 3) Между аминокислотами, присоединенными к тРНК, образуется пептидная связь, рибосома перемещается по иРНК на следующий триплет, к которому присоединяется новая тРНК с аминокислотой, и так до конца.

Изображение слайда
35

Слайд 35: В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?

1) Если при замене нуклеотида, новый кодон соответствует той же аминокислоте или аминокислоте со сходным химическим составом, который не меняет структуру белка. 2) Eсли изменения произойдут на участках между генами или неактивных участках ДНК.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?

1) На подготовительном этапе расщепляются биополимеры до мономеров. 2) В процессе гликолиза глюкоза расщепляется до ПВК (или молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ. 3) На кислородном этапе ПВК расщепляется до СО 2 и Н 2 О и синтезируется 36 молекул АТФ.

Изображение слайда
37

Слайд 37: В чем заключается биологический смысл окислительного фосфорилирования?

1) В результате реакции окислительного фосфорилирования из АДФ и остатка фосфорной кислоты образуется молекула АТФ. 2) АТФ является источником энергии для всех процессов жизнедеятельности клетки. Почему брожение считают эволюционно более древним типом энергетического обмена, чем дыхание? 1) Брожение осуществляется без участия кислорода. 2) Кислорода не было в древней атмосфере.

Изображение слайда
38

Слайд 38: К каким последствиям приведет снижение активности ферментов, участвующих в кислородном этапе энергетического обмена животных?

Реакции окисления будут идти слабо, и в клетке будет преобладать бескислородное окисление — гликолиз. Синтез АТФ снизится, наступит недостаток энергии в клетке и организме. Будут накапливаться токсичные продукты неполного окисления. 3) Из-за недостатка молекул АТФ замедлятся процессы пластического обмена.

Изображение слайда
39

Слайд 39: В процессе гликолиза образовались 112 молекул пировиноградной кислоты (ПВК). Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при полном окислении глюкозы в клетках эукариот?

В процессе гликолиза образуется 2 молекулы ПВК Если 112 молекулы ПВК, то расщеплению подверглось 112 : 2 = 56 молекул глюкозы. 3) При полном окислении на одну молекулу глюкозы образуется 38 молекул АТФ. 4) При полном окислении 56 молекулы глюкозы образуется 38 х 56 = 2128 молекул АТФ

Изображение слайда
40

Слайд 40: В чем проявляется взаимосвязь энергетического обмена и биосинтеза белка?

1) При биосинтезе белка используется энергия АТФ, синтезируемых в процессе ЭО. 2) В реакциях ЭО участвуют ферменты, образованные в результате биосинтеза белка. 3) Процесс распада белков до аминокислот является промежуточным этапом ЭО.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Объясните, в чём сходство и в чём различия биологического окисления органических веществ в клетке и процесса их горения в неживой природе

Сходство: происходит окисление органических веществ до конечных продуктов углекислого газа и воды; Различие: 2) биологическое окисление происходит медленно, последовательно в процессе нескольких реакций, а горение – быстрый процесс в виде одной реакции; 3) при горении вся энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении часть энергии аккумулируется в молекулах АТФ в виде энергии химических связей.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Чем растительная клетка отличается от животной?

1) Содержат клеточную стенку из целлюлозы. 2) Содержат пластиды, хлорофилл. 3) Содержат вакуоли с клеточным соком.

Изображение слайда
43

Слайд 43: В чем сходство и различие процессов фотосинтеза и хемосинтеза?

1) Сходство: синтезируется глюкоза. 2) Различия: фотосинтез может происходит ь в клетках растений, в хлоропластах, а хемосинтез — в клетках хемосинтезирующих бактерий. 3) В результате фотосинтеза выделяется кислород, а в результате хемосинтеза — нет.

Изображение слайда
44

Слайд 44: В чем проявляется сходство фотосинтеза и энергетического обмена веществ?

1) Процессы протекают в двухмембранных органоидах (хлоропласты, митохондрии). 2) В обоих процессах происходит синтез АТФ. 3) Процессы идут при участии биоферментов.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Какова взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом веществ?

1) Для реакций пластического обмена (для синтеза веществ) нужна энергия АТФ, которая образуется в результате ЭО. 2) А для реакций ЭО (для распада веществ) нужны вещества, которые синтезируются в результате ПО. 3) В результате ПО (биосинтеза белков) образуются ферменты, которые участвуют в реакциях ЭО.

Изображение слайда
46

Слайд 46: В чем сходство биосинтеза белка и фотосинтеза?

1) Происходит образование ОВ. 2) Затрат ы энергии АТФ. 3) Процессы идут при участии ферментов.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Какими путями вещества поступают в клетку? Каков механизм их поступления?

1) Фагоцитоз —захват твердых частиц мембраной и последующее их переваривание. 2) Пиноцитоз — поглощение жидкостей мембраной; 3) Диффузия и осмос - поступлени е веществ по градиенту концентрации. 4) Активный транспорт — перенос веществ против градиента концентрации, с затратами энергии

Изображение слайда
48

Слайд 48: Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?

1) Содержат ДНК, в которой закодирована наследственная информация, 2) способны само удваиваться за счёт репликации ДНК, 3) способны равномерно распределяться между дочерними клетками, обеспечивая преемственность признаков.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Почему реакции биосинтеза белка называют матричными?

1) Матрица, это объект, с которого снимается копия. 2) Участок молекулы ДНК является матрицей для синтеза и-РНК 3) Молекула и-РНК является матрицей для сборки молекулы белка.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Чем строение молекулы ДНК отличается от строения молекулы иРНК?

1) ДНК построена по типу двойной спирали, и-РНК — одноцепочечная. 2) В нуклеотидах ДНК углевод дезоксирибоза и азотистое основание тимин 3) В нуклеотидах и-РНК — рибоза и урацил. 4)ДНК хранит и передает наследственную информацию, и-РНК — передает информацию на рибосомы.

Изображение слайда
51

Слайд 51: Чем отличается строение тРНК от рибонуклеиновых кислот других типов?

1) Транспортная РНК (тРНК) составляет около 10% всей РНК. Имеет короткую цепь нуклеотидов. 2) Форму трилистника. На одном конце трилис т ника находится триплет нуклеотидов (антикодон), кодирующий определенную аминокислоту. На другом конце триплет нуклеотидов, к кото р ому присоединяется аминокислота. 3) Находится в цитопла з ме и переносит аминокислоты к месту синтеза белка.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Чем отличаются клетки печени осла от клеток печени лошади?

Клетки отличаются кариотипом: 1) количеством, 2) размерами, 3) формами хромосом.

Изображение слайда
53

Слайд 53: Охарактеризуйте функции половых клеток животных и человека

1) Обеспечивают преемственность поколений 2) обеспечивают передачу наследственной информации и комбинацию признаков 3) яйцеклетка обеспечивает развитие зародыша 4)большое число сперматозоидов повышает вероятность оплодотворения 5) у некоторых животных имеется партеногенеза.

Изображение слайда
54

Слайд 54: В чем заключается сходства и различия яйцеклеток лягушки и человека?

1) Сходства: гаплоидны, вырабатываются в яичниках, неподвижны, округлой формы. 2) Различия: в размерах (у человека микроскопическая), в кариотипе (разное количество, размеры, формы хромосом), в содержании питательных веществ, в расположении (у лягушки — в икринках, у человека — внутри организма).

Изображение слайда
55

Слайд 55: Каково значение интерфазы в жизни клетки?

1) Интерфаза - период между двумя делениями клетки. 2) В ней происходит усиленный синтез веществ и их накопление, увеличение кол­ва органоидов, накопление АТФ. 3) Происходит репликация ДНК.

Изображение слайда
56

Слайд 56: Какие процессы происходят в ядре клетки в интерфазе?

1) В пресинтетический период идет синтез РНК: иРНК — транскрипция, рРНК, тРНК, идёт подготовка к репликации ДНК. 2) В S-периоде —репликация ДНК) 3) В постсинтетический период нити ДНК связываются с белками гистонами, спирализация ДНК

Изображение слайда
57

Слайд 57: В чем заключаются преимущества и недостатки бесполого и полового размножений?

Половое Бесполое 2) Недостатки бесполого : так как потомство одинаково, при неблагопр. усл­х все особи могут погибнуть, неэффективен естественный отбор. 1) Преимущества бесполого : быстрое увеличение численности особей при благоприятных условиях. 3) Преимущества: более эффективен естественный отбор из-за разнообразия потомства, быстрее приспосабливаются, больше шансов для сохранения вида. 4) Недостатки: длительное достижения половозрелости, нужны определенные условия, требуется доп. энергозатраты для перемещения на места размножений, для создания пар, для построения гнезд, нор и т. д.

Изображение слайда
58

Слайд 58: В чем заключается биологический смысл митоза?

1) Митоз обеспечивает точную передачу наследственной информации от материнской клетки к дочерним. 2) Лежит в основе роста тканей, органов. 3) Является способом размножения некоторых одноклеточных организмов.

Изображение слайда
59

Слайд 59: В чем заключается биологический смысл мейоза?

1) Способ образования половых клеток. 2) Редукция хромосом в гаметах позволяет при оплодотворении восстановить двойной набор хромосом, характерный для вида. 3) Перекрест и обмен участками гомологичных хромосом увеличивает разнообразие потомства.

Изображение слайда
60

Слайд 60: Что называется зиготой?

1) Зигота — это оплодотворенная яйцеклетка. 2) Диплоидна. 3) Служит для образования зародыша.

Изображение слайда
61

Слайд 61: Почему для сохранения ценных гетерозиготных особей используют вегетативное размножение?

1) Вегетативное размножение — это способ бесполого размножения 2) в потомстве сохраняются все признаки материнского организма 3) не происходит расщепления признака, как при половом размножении.

Изображение слайда
62

Слайд 62: Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном

1) При половом: у потомства комбинируются признаки обоих родителей 2) Причина комбинативной изменчивости — кроссинговер и случайное сочетание гамет при оплодотворении 3) При вегетативном: потомки идентичны друг другу и родительскому организмом, из соматических клеток которого они формируются.

Изображение слайда
63

Слайд 63: Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?

1) Содержат ДНК, в которой закодирована наследственная информация; 2) способны к самоудвоению за счет репликации ДНК; 3) способны распределяться в клетках, обеспечивая преемственность признаков.

Изображение слайда
64

Слайд 64: Весной, при благоприятных условиях, самка тли, размножаясь партеногенетически, может воспроизвести до 60 особей только женского пола, каждая из которых через неделю даст столько же самок. К какому способу относят такое размножение, в чём его особенность? Почему при этом образуются только женские особи?

1) Способ – партеногенез — относят к половому размножению. 2) Особенность – развитие из неоплодотворенной яйцеклетки. Из неоплодотворенной яйцеклетки у тлей может получиться только женская особь.

Изображение слайда
65

Слайд 65: Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом в клетках организмов из поколения в поколение?

1) Митоз обеспечивает постоянство числа хромосом в соматических клетках и рост организма 2) Мейоз образует гаплоидные гаметы 3) При оплодотворении диплоидность восстанавливается

Изображение слайда
66

Слайд 66: Почему однояйцевые близнецы имеют одинаковый генотип?

1) В процессе дробления зиготы образуются первые бластомеры 2) первые бластомеры одинаковы, они отделяются друг от друга 3) из каждой развивается новый организм с одинаковым генотипом

Изображение слайда
67

Слайд 67: В чем проявляется связь между митозом, мейозом и оплодотворением?

1) Мейоз — основа образования гамет с гаплоидным набором хромосом. 2) Образование зиготы с диплоидным набором хромосом происходит в результате оплодотворения. 3) Деление клеток путем митоза — основа роста дочернего организма. 4) Митоз, мейоз и оплодотворение — основа сохранения постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Изображение слайда
68

Слайд 68: Учёный рассматривал два препарата ткани. На обоих клетки расположены плотно, при этом на одном из них все клетки касаются базальной мембраны, на другом — на базальной мембране лежит базальный слой, а остальные слои расположены друг на друге. К какому типу ткани относятся препараты? Какие разновидности тканей представлены?

1) Оба препарата — эпителиальная ткань. 2) Первый — однослойный эпителий. 3) Второй — многослойный эпителий

Изображение слайда
69

Слайд 69: На препарате обнаружены ткани со следующими структурами: а) пласт клеток, тесно прилегающих друг к другу, б) клетки разделены хорошо развитым межклеточным веществом, в) клетки сильно вытянутые, и в них наблюдается поперечная исчерченность. Напишите, к какой ткани относится каждая из этих структур

1) эпителиальная ткань 2) соединительная ткань 3) поперечно­полосатая мышечная ткань

Изображение слайда
70

Слайд 70

Царство животные Тип моллюски Класс головоногие Род Наутилус Систематика? Черты строения? Голова со щупальцами-ногами; крупные глаза; раковина;

Изображение слайда
71

Слайд 71: Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?

Какой цифрой на рисунке обозначено ядрышко? 4 Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде? 1) Митохондрия. 1 — внешняя мембрана, 2 — матрикс митохондрии, 3 — кристы, внутренняя мембрана. 3) Энергетический процесс с образованием молекул АТФ.

Изображение слайда
72

Слайд 72: Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?

1) А — фагоцитоз (захват твердых частиц); Б — пиноцитоз (захват капель жидкости); 2) Участвует – клеточная (плазматическая) мембрана; 3) Образовался фагоцитарный пузырек, который соединившись с лизосомой образует пищеварительную вакуоль — бактерия переварится (лизис — подвергнется расщеплению) — образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму.

Изображение слайда
73

Слайд 73: Что изображено на рисунке? Каким методом получено это изображение? Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами?

1. Изображен фрагмент клетки. 2. Изображение получено методом электронной микроскопии. 3. Альтернативный метод – световая микроскопия. 4. Электронная микроскопия дает большую разрешающую способность, но более трудоемка и дорога, чем световая

Изображение слайда
74

Слайд 74: Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?

1) Тип и фаза деления: Мейоз — профаза1. 2) Процессы: Конъюгация, кроссинговер, обмен гомологичными участками хромосом. Взаимный обмен участками между гомологичными (попарными) хромосомами. 3) Результат: новая комбинация аллелей генов, следовательно комбинативная изменчивость

Изображение слайда
75

Слайд 75: Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Ответ обоснуйте. Какие процессы проис­ходят в этой фазе?

1) Тип и фаза деления клетки: митоз; анафаза. 2) Митоз — равномерное распределение между дочерними клетками наследственного материала, не произошло кроссинговера. 2) Нити веретена сокращаются и приводят к разрыву хроматид в районе центромеры. Во время анафазы составляющие каждую хромосому хроматиды (или сестринские хромосомы) разъединяются и расходят­ся к противоположным полюсам клетки.

Изображение слайда
76

Слайд 76: Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте

1) митоз 2) метафаза — заканчивается формирование веретена деления: хромосомы выстраиваются по экватору клетки, образуется метафазная пластинка 3) Набор хромосом и число молекул ДНК: 2n4c – в интерфазе в синтетический период: происходит удвоение (репликация, редупликация) ДНК.

Изображение слайда
77

Слайд 77: Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 1. Какие типы тканей, органы или части органов формируются из него?

1) 1 эктодерма. 2) Из эктодермы образуются нервная система и органы чувств, кожные покровы (и в том числе перья, волосы, чешуя, когти, железы), передний и задний отделы пищеварительной системы (ротовая полость и первая треть пищевода, конечный отдел прямой кишки), наружные жабры. Для повторения! 2 — вторичная полость тела (целом) 3 — энтодерма 4 — гастральная полость 5 — мезодерма 6 — нервная пластинка 7 — хорда

Изображение слайда
78

Слайд 78

В составе клетки обнаружено около 80 химических элементов, входящих в таблицу Д.И. Менделеева. Группу макроэлементов образуют водород, кислород, углерод и натрий. В меньших количествах в состав клетки входят калий, азот, кальций и хлор. Кальций и фосфор участвуют в формировании костной ткани. Кроме того, фосфор – элемент, от которого зависит нормальная свертываемость крови. Железо входит в состав гемоглобина – белка эритроцитов. Ошибки! Натрий - микро Азот - макро От кальция

Изображение слайда
79

Слайд 79

Белки – это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. Остатки мономеров соединены между собой пептидными связями. Последовательность мономеров, поддерживаемая этими связями, формирует первичную структуру белковой молекулы. Следующая структура – вторичная, поддерживается слабыми гидрофобными химическими связями. Третичная структура белка представляет собой скрученную молекулу в виде глобулы (шара). Поддерживается такая структура водородными связями. Аминокислоты водородными Гидрофобными и дисульфидными

Изображение слайда
80

Слайд 80

Быстрое протекание химических реакций в организме обеспечивают ферменты. Один фермент катализирует несколько разных реакций. Так, например, фермент, расщепляющий белки, может расщеплять и жиры. Это обусловлено тем, что молекула фермента может пространственно изменяться в зависимости от вещества, с которым он взаимодействует. Сам фермент не изменяется по своему химическому составу в результате реакции. Каждая молекула фермента может осуществлять несколько тысяч операций в минуту. одну нет не может Не может

Изображение слайда
81

Слайд 81

Углеводы – органические соединения, в состав которых входят углерод, кислород и вода. Углеводы делятся на моно-, ди- и полисахариды. Они выполняют в организме энергетическую, структурную и ферментативную функции. Крахмал откладывается в запас в клетках животных. Гликоген входит в состав растительных тканей. Углеводы могут выполнять и защитную функцию, т.к. жидкости, защищающие слизистые оболочки органов, богаты углеводами. водород ферментативная? растений животных

Изображение слайда
82

Слайд 82

Липиды – органические соединения, растворимые в воде и органических растворителях. По химической структуре липиды – это соединения глицерина и аминокислот. Липиды выполняют структурную, энергетическую, защитную, двигательную функции. Жиры плохо проводят тепло. У многих млекопитающих образуется «бурый жир», играющий роль терморегулятора. Многие липиды входят в состав гормонов. В воде не раств И жирных к-т Двигательная?

Изображение слайда
83

Слайд 83

Молекула ДНК состоит из мономеров – нуклеотидов. Каждый нуклеотид ДНК состоит из азотистого основания, углевода рибозы и остатка фосфорной кислоты. Нуклеотиды двух цепей ДНК связаны нековалентными водородными связями по правилу комплементарности. Четыре нуклеотида в цепи молекулы ДНК кодируют одну аминокислоту в молекуле белка, информация о строении которого заложена в гене. ДНК контролирует синтез иРНК на одной из своих цепей. Процесс синтеза иРНК на матрице ДНК называется трансляцией. Дезокси три транскрипция

Изображение слайда
84

Слайд 84

1. Джеймс Уотсон и Френсис Крик – расшифровали структуру молекулы ДНК и генетический код. 2. Теодор Шванн – открыл клеточное строение организмов. 3. Рудольф Вирхов – создал вакцины против бешенства и сибирской язвы. 4. Матиас Шлейден – один из создателей клеточной теории. 5. К.А. Тимирязев – доказал, что при фотосинтезе растения выделяют кислород. 6. Д.Ф. Ивановский – открыл вирус табачной мозаики. Клеточная теория Клеточная теория Пристли

Изображение слайда
85

Последний слайд презентации: 1 блок 6 сложные вопросы

Клетки зеленых растений, используя энергию солнечного света, способны синтезировать органические вещества. Исходными веществами для фотосинтеза служат углекислый газ и азот атмосферы. Процесс фотосинтеза как в прокариотических, так и в эукариотических клетках происходит в хлоропластах. В световой стадии фотосинтеза происходит синтез АТФ и разложение воды – фотолиз. В темновой стадии фотосинтеза образуются глюкоза и кислород. Энергия АТФ, запасенная в световой стадии, расходуется на синтез углеводов. азот У прокариот на мембранах Кислород – в световой

Изображение слайда