Презентация на тему: БК-212 Эпоха возрождения(дополнение к лекции)

БК-212 Эпоха возрождения(дополнение к лекции)
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
Термин «Возрождение»
Возрождение – эпоха перехода
Ориентация на искусство и человека
Философия эпохи Возрождения
Основные направления философии эпохи Возрождения
БК-212 Эпоха возрождения(дополнение к лекции)
БК-212 Эпоха возрождения(дополнение к лекции)
БК-212 Эпоха возрождения(дополнение к лекции)
БК-212 Эпоха возрождения(дополнение к лекции)
БК-212 Эпоха возрождения(дополнение к лекции)
БК-212 Эпоха возрождения(дополнение к лекции)
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
Связь философии Возрождения с культурой античности и средневековья
Отношение к античности
Антропоцентризм и проблема личности
Формирование понятия личности
Важные свойства личности
Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности
Отношение к традиции индивида эпохи Возрождения
Секуляризация
Гуманизм
Новый гуманизм
Возросшая роль умственного труда
Возникновение интеллигенции
Гуманизм и католицизм
Ориентация на человека
Новый уровень самосознания человека
Человек в философии эпохи Возрождения
1/30
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 56)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (4250 Кб)
1

Первый слайд презентации

Изображение слайда
2

Слайд 2: Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

• совершенствование орудий труда и производственных отношений; • кризис феодализма ; • развитие ремесла и торговли ; • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; • укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; • появление первых парламентов ; • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; • повышение уровня образованности в Европе в целом; • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); • научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

Изображение слайда
3

Слайд 3: Термин «Возрождение»

Эпоха Возрождения ХV – ХVI вв. – период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин Возрождение употребляется для обозначения стремления ведущих деятелей эпохи возродить идеалы и ценности античной культуры. Однако в данном значении термин «Возрождение» трактуется весьма условно. Возрождение означало на деле поиск нового, а не реставрацию старого.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Возрождение – эпоха перехода

Возрождение не противопоставляло себя христианству, но это период возникает, как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе отпечаток многих её черт. Эпоху Возрождения также можно характеризовать как эпоху перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в это время закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего в сфере экономики, именно в данный период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Ориентация на искусство и человека

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление данного периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Философия эпохи Возрождения

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Антисхоластика : стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Основные направления философии эпохи Возрождения

Изображение слайда
8

Слайд 8

• гуманистическое ( XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; Данте Алигьери Франческо Петрарка Лоренцо Валли

Изображение слайда
9

Слайд 9

• неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; Николай Кузанский Пико делла Мирандола Парацельс

Изображение слайда
10

Слайд 10

• натурфилософское ( XVI - нач. XVII вв ), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; Николай Коперник Джордано Бруно Галилео Галилей

Изображение слайда
11

Слайд 11

• реформационное ( XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; Мартин Лютер Жан Кальвин Эразм Роттердамский

Изображение слайда
12

Слайд 12

• политическое ( XV - XV ] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей; Николо Макиавелли

Изображение слайда
13

Слайд 13

• утопическо-социалистическое ( XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Томас Мор Томмазо Кампанелла

Изображение слайда
14

Слайд 14: К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики); • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; • торжество индивидуализма ; • широкое распространение идеи социального равенства

Изображение слайда
15

Слайд 15: Связь философии Возрождения с культурой античности и средневековья

Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название "Ренессанс", то есть "Возрождение". В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Отношение к античности

Неверно было бы считать, что средневековье совсем не знало античности или целиком ее отвергало. Большое влияние на средневековую философию оказал вначале платонизм, а позднее - аристотелизм. В средние века в Западной Европе зачитывались Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния Старшего, любили Сенеку. Но при этом было сильное различие в отношении к античности в средние века и в Возрождение. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение - как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Антропоцентризм и проблема личности

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Формирование понятия личности

Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Важные свойства личности

Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV - XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности

В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Отношение к традиции индивида эпохи Возрождения

В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, - даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, - индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Атмосфера особенно характерна для кружков так называемых гуманистов. Эти кружки раньше возникли в Италии - во Флоренции, Неаполе, Риме. Их особенностью было оппозиционное отношение как к церкви, так и к университетам, традиционным центрам средневековой учености.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Секуляризация

Секуляризация -процесс освобождения различных сфер общественной жизни от контроля духовенства как социальной группы и церкви как института или моральной силы; уменьшение религиозного влияния и усиления светского. Впервые слово "секуляризация" в этом контексте было произнесено в 1646 г. на переговорах, предшествовавших заключению Вестфальского мира после Тридцатилетней войны. Речь шла об удовлетворении материальных претензий победивших держав за счет конфискации монастырских владений. Отчуждение в пользу светского государства земель и другой церковной собственности довольно широко практиковалось европейскими монархами в XVII - XVIII вв. (в России - Петром I и Екатериной II ). Впоследствии понятие секуляризации приобретает более широкое значение.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Гуманизм

Эпоха Возрождения характеризовалась умственным и художественным движением, выразившимся в стремлении восстановить греко-римскую образованность. Первоначальная цель данного умственного и художественного движения была послужить более качественному изложению и распространению христианской культуры. Сторонников такого движения стали называть гуманистами. По своей природе гуманизм не противен христианству. Первые гуманисты были последовательными и практикующими христианами.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Новый гуманизм

Более поздние гуманисты, увлекшись античной языческой культурой, стали пренебрегать христианством. Они отбросили богословие и христианскую философию как «софистику и варварство», и духовную пищу стали черпать из источников классической древности, считая христиан «обскурантами» (тёмными людьми). Начало, так называемого «нового гуманизма», в смысле языческом, было положено произведениями Данте, Петрарки и Бокаччо. Распространению этого направления способствовал упадок духовной жизни среди части христиан и прибытие в Западную Европу ученых греков. Новый подход к пониманию классических наук свершился постепенно.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Возросшая роль умственного труда

Важнейшая особенность, отличавшая эпоху Возрождения от всех предшествующих, состояла в сильно выросшей роли умственного труда, что нашло свое выражение в большом росте числа лиц свободных профессий. В европейском Средневековье они выходили в корпорации, объединяющие их по профессиям (цехам»), быть то преподаватели университетов и других школ, врачи, художники. Деятельность таких корпораций строго регламентировалась, что во многом объяснялось ее сакральной оценкой. Отсюда огромная роль Церкви в такого рода регламентациях.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Возникновение интеллигенции

Представители умственного труда, не связанные с Церковью, в условиях европейского Средневековья – явление очень редкое. Распад корпоративно-цеховных связей в городах и усиление в них роли индивидуального начала вместе с большим ростом числа лиц умственного труда, во многом предопределяли относительную независимость этой активнейшей социальной прослойки, не всегда находившейся непосредственно на службе Церкви. Появление данной категорий лиц, которая отнесла себя к гуманистам, положило начало процессу возникновения светской интеллигенции и секуляризации.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Гуманизм и католицизм

Немаловажно и то, что гуманистическое движение началось в эпоху упадка морально-политического авторитета папства, когда на церковных соборах оспаривалось верховенство пап в жизни церкви. Наступившее Возрождение и гуманизм характеризовались национализмом, индивидуализмом, мирским духом, критицизмом, обращением к духовной античности. В эпоху Возрождения возникает скрытая, но реальная враждебность к католическому христиантсву, которое стремилось умерить, обуздать человеческие инстинкты, кажущиеся многим естественными и таким образом католичество становится потенциальным и реальным их противником.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Ориентация на человека

Важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения – ориентация на человека. На передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти своё место в жизни. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек. Бог – начало всех вещей, а человек – центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему всё по плечу, он может всё.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Новый уровень самосознания человека

Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными чертами передового человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделяющихся среди людей своей волей, целеустремлённостью, огромной энергией.

Изображение слайда
30

Последний слайд презентации: БК-212 Эпоха возрождения(дополнение к лекции): Человек в философии эпохи Возрождения

Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его творцом мира и человека. Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять свою судьбу и отвоёвывать своё место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается на собственные силы человека. Оптимизм, вера в безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи. Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности. Материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе её человек не просто удовлетворяет свои земные потребности: он создаёт новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя.

Изображение слайда