Первый слайд презентации: Белорусский государственный университет физической культуры Кафедра психологии
Лекция 3 «Психологические особенности спортивной деятельности» Белорусский государственный университет физической культуры Кафедра психологии Tel. (+ 375 17 ) 2506324 http://www.psysport.by
Слайд 2
Психологическая характеристика спорта как вида деятельности. Психологическая структура спортивной деятельности, ее особенности. Мотивация спортивной деятельности, ее особенности на различных этапах достижения спортивного мастерства. Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений.
Слайд 3: 1. Психологическая характеристика спорта как вида деятельности
СПОРТИВНАЯ Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфическая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на развитие и совершенствование физических и психических качеств человека, в соответствии с целями спорта.
Слайд 4
Спортивная деятельность Как высшая форма двигательной активности Как тренировочный процесс в целом Как процесс соревновательного противоборства
Слайд 5
« Экстремальность условий деятельности – характерная черта спорта » А.Ц. Пуни Объективно-экстремальная Субъективно-экстремальная
Слайд 6
М аксимальные физические и психические напряжения (вплоть до экстремальных)
Слайд 7
СПОРТ Спортсмен заранее готов к преодолению трудностей Другие виды деятельности Человек избегает максимального напряжения
Слайд 8
АНТРОПОМАКСИМОЛОГИЯ НАУКА О МАКСИМАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА Психология спорта Космическая психология Военная психология Экстремальная психология
Слайд 11
Субъект: человек Субъект: человек СПОРТ ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объект : тело человека, его движения Объект: предметы, существа, другие люди
Слайд 12
21.02.2016 СОПЕРНИЧЕСТВО, КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ СОПЕРНИКАМИ ВНУТРИ КОМАНДЫ СОРЕВНОВАНИЕ ТРЕНИРОВКА
Слайд 14
21.02.2016 Сравнительная характеристика уровней спорта Характе - ристики Массовый спорт Спорт высших достижений Професси - ональный спорт Уровень c остяза-тельности Невысокий (в соревнованиях главное не победа, а участие) Высокий Предельно высокий Самосовершен-ствование как цель и как средство Самосовершен-ствование – цель. Деятельность направлена на получение удовольствия, на процесс Самосовер-шенствование – средство. Цель – высокие результаты, победа, завоевание престижа Самосовер-шенствование – средство. Цель- не только победы и престиж, но и высокие доходы
Слайд 15
Характе - ри c тики Массовый спорт Спорт высших достижений Профессио-нальный спорт Нагрузки Сочетание постепенно возрастающих физических нагрузок с оптимальными нервно-психическими нагрузками. Экстремальность физических и нервно-психических нагрузок Экстремаль- ность физичес - ких и нервно-психических нагрузок Степень специали-зации Чаще генерализован-ность, но возможна и узкая специализация в определенном виде спорта Как правило, узкая специализация Узкая специализа-ция обязательна Сравнительная характеристика уровней спорта
Слайд 16
2. Психологическая структура спортивной деятельности, ее особенности
Слайд 17: C труктура спортивной деятельности
Мотивация Средства Результаты Потребности Мотивы Цели Способы Условия Объективные Субъективные Индив и -дуальный стиль деятель- ности В узком смысле В широком смысле
Слайд 18: Блок мотивации в структуре спортивной деятельности выполняет ряд функций
Является пусковым механизмом деятельности. Поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения результатов.
Слайд 22
или Индивидуальный стиль деятельности – это относительно устойчивая система эффективных приемов и способов деятельности, отвечающая индивидуально-психологическим особенностям спортсмена
Слайд 23
Объективные (требования к спортсмену) общие требования спортивной деятельности; специфические требования вида спорта; конкретные условия спортивной деятельности (материальная база, качество инвентаря, квалификация тренера, технология обучения)… Условия спортивной деятельности Субъективные (возможности спортсмена и его активность по их расширению) природные задатки; развитые психические и психомоторные процессы; доминирующие психические состояния; спортивно-важные психические свойства; опыт спортсмена (знания, умения, навыки)…
Слайд 26
Мотивационно-потребностная сфера сложная система разнохарактерных мотивов (мотивационных установок, потребностей, интересов…), отражающих различные стороны деятельности 3. Мотивация спортивной деятельности
Слайд 27
По направленности на процесс или результат деятельности Процессуальные мотивы (интерес, удовольствие) Результативные мотивы (ожидание награды, позитивные социальные последствия победы)
Слайд 28
По степени устойчивости Ситуативные (кратковременные, проходящие) Устойчивые (долговременные, часто многолетние)
Слайд 29
По связи с целями спортивной деятельности Смыслообразующие (прямо связанные с целью) Стимулы ( побуждающие к деятельности, но прямо не связанные с ее целью )
Слайд 30
По месту в системе « Я-другие» Индивидуальные (мотивы личного самоутверждения ) Групповые ( патриотизм, мотивы честной борьбы)
Слайд 31
По доминирующей установке Мотивация достижения успеха (стремление к победе даже ценой риска) Мотивация избегания неудачи (стремление к психологической защите от возможных неудач )
Слайд 32: Мотивация и эффективность деятельности
Закон Йеркса-Додсона Эффективность деятельности Интенсивность мотивации
Слайд 34: Стадии развития мотивационной структуры по отношению к результативности
Результатив - ность начальная Мотивация: общая, положительная Результатив-ность выше среднего уровня Мотивация: дифференци-рованная, непосредствен- ная, положительна я Результатив-ность максимальная Мотивация: Специфическая (узкая), опосредо - ванная, отрицательная Результатив-ность высокая, но постепенно снижающаяся Мотивация: специфическая, но приближа-ющаяся к не-непосредствен-ной, положительная I стадия генерали - зации II стадия дифференциации III стадия стабилизации IV стадия инволюции
Слайд 35
Особенности мотивации на различных этапах достижения спортивного мастерства
Слайд 36: Мотивы начальной стадии занятий спортом
Мотив эмоциональной привлекательности; Мотив удовлетворения потребности в движении; 3. Мотив долженствования; 4. Мотивы, связанные с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта; 5. Стремление к самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению; 6. Социальные установки (мода на спорт, семейные спортивные традиции и т.д.). Мотивы начальной стадии занятий спортом
Слайд 37: Мотивы на стадии специализации
1. Интерес к виду спорта. 2. Собственно соревновательный мотив. 3. Стремление к самоутверждению, спортивному достижению 4. Общественные мотивы 5. Потребность в совершенствовании физических и психических качеств. 37 Мотивы на стадии специализации
Слайд 38: Мотивы на стадии высшего спортивного мастерства
1. Мотив достижения успеха (является доминирующим, основным побуждением, необходимым условием достижения результата в спорте). 2. Мотив соперничества и соревновательной борьбы 3. Мотив самосовершенствования. 4. Мотив спортивного общения 5. Мотив материального и морального стимулирования (поощрения, призы, материальные блага). 6. Патриотические мотивы. Мотивы на стадии высшего спортивного мастерства
Слайд 39: Мотивы ухода из спорта
1. Морально-волевые (психологическая усталость, потеря перспективы улучшения результата, возраст, состояние здоровья, травмы…); 2. Эгоистические (желание уйти непобежденным, конкуренция товарищей по команде, отношения с тренером…); 3. Бытовые (желание устроить личную жизнь, отношения в семье, создать приемлемые бытовые условия…). Мотивы ухода из спорта
Слайд 40: Механизмы формирования мотивации
Первый путь – воздействие на эмоционально-познавательную сферу Второй путь – воздействие на деятельностную сферу переосмысление потребностей, системы ценностей и отношений к действительности, путем возбуждения интереса и положительных эмоций. удовлетворение тех или иных потребностей через специально организованные условия деятельности, а затем формирование новых потребностей.
Слайд 42
4. Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений Т.Т. Джамгаровым (1979) разработана классификация видов спорта и соревновательных упражнений В качестве критерия избрано взаимодействие спортсменов в процессе соревнований, которое выступает в двух основных формах : по отношению к противнику – в форме противоборства (соперничества); по отношению к партнерам – в форме взаимодействия (сотрудничества).
Слайд 43
противоборство противников (соперничество) опосредованное (при отсутствии физического контакта) непосредственное (при жестком, нежестком, условном физическом контактах) I критерий:
Слайд 44
взаимодействие партнеров (сотрудничество) II критерий: совместно-взаимосвязанные действия совместно-синергические действия совместно-последовательные действия совместно-индивидуальные действия
Слайд 45
Показатель Виды контакта Содержание Группы видов спорта и соревновательных упражнений Характер взаимодействия с противником Жесткий физический Возможность непосредственного контакта с противником Бокс, борьба, фехтование, футбол, хоккей, регби… Физический Возможность контакта с противником через снаряд (мяч, волан) Волейбол, теннис, бадминтон… Условный Невозможность контакта, одновременное выполнение соревновательного упражнения Бег, ходьба, лыжные гонки, гребля, в елоспорт… Опосредованный Последовательное выполнение соревновательного упражнения Акробатика (парная и групповая), фигурное катание, прыжки в воду, фристайл…
Слайд 46
Показатель Виды контакта Содержание Группы видов спорта и соревновательных упражнений Характер взаимодействия с партнером Совместно-зависимые Одновременное выполнение самостоятельной работы, успех зависит от действий отдельных игроков, можно компенсировать Баскетбол, гандбол, водное поло, акробатика (парно-групповая), фигурное катание, спортивные танцы, бадминтон (парный разряд)… Совместно-синергические Одновременное выполнение совместной работы, усилия суммируются, успех зависит от слаженности действий Гребля (кроме одиночек), групповые виды художественной гимнастики, синхронные прыжки на батуте и прыжки в воду… Совместно-последовательные Последовательное выполнение работы, успех зависит от вклада каждого, компенсировать нельзя Эстафеты (л/атлетика, плавание, лыжные спорт) Совместно-индивидуальные Последовательное выполнение работы, успех зависит от индивидуальных действий каждого Бег, ходьба, лыжные гонки, гребля (одиночки), спортивная гимнастика, акробатика (прыжки), тяжелая атлетика…
Слайд 47: Практическое занятие 3:
Психологическая характеристика спорта как вида деятельности. Психологическая структура спортивной деятельности, ее особенности. Особенности формирования и диагностика мотивации спортивной деятельности. Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений.
Слайд 49: Рекомендуемая литература (основная):
21.02.2016 Рекомендуемая литература (основная):