Презентация на тему: Авангардные течения и направления первой половины XX в

Авангардные течения и направления первой половины XX в.
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Кубофутуризм
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Лучизм
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
м
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Неопримитивизм
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
Авангардные течения и направления первой половины XX в
1/62
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 92)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (10403 Кб)
1

Первый слайд презентации: Авангардные течения и направления первой половины XX в

Русский футуризм (лучизм, неопримитивизм, кубофутуризм )

Изображение слайда
2

Слайд 2

Художественная Франция стала эталоном современного поиска, современной живописи. Именно во Франции выдвигались централь­ные проблемы искусства, там же они и решались. Имен­но по отношению к французскому искусству выстраи­вали свои стратегии те отряды нацио­нальных художественных школ, которые хотели эти школы возглавить. Но исключения были, и такое исключение в России — это казус итальянского футуризма.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Когда мы говорим о русских аван­гардистах, само собой выскакивает слово «фу­туризм». Это слово появи­лось в 1909 году, когда поэт и гениаль­ный пиарщик Маринетти опубликовал в газете «Фигаро» «Мани­фест футуризма».

Изображение слайда
4

Слайд 4

Футуристы воспевали скорость, электри­чество, волны, пронзающие материю, энергию, и в том числе энергию войны. Человеческие страдания интересова­ли их ничуть не больше, чем страдания электри­ческой лампочки. И футуристы декларировали свою ненависть к музеям. Для итальянской моло­дежи это было понятно, потому что Италия уже превратилась к тому моменту в общеевропейский музей, собрание белых мраморов и священ­ных картин, которые гирей висели на ногах у итальянской художествен­ной молодежи.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Футуристы, в отличие от кубистов с их тяготением к ста­бильности, устойчивости, к ана­лизу формы, стремились передать движе­ние. Работы футуристов мы смотрели вместе с кубистами, вот пара работ что бы вы освежили их в памяти:

Изображение слайда
6

Слайд 6

Полет ласточки, Джакомо Балла

Изображение слайда
7

Слайд 7

Динамизм собаки на поводке , 1912 Джакомо Балла

Изображение слайда
8

Слайд 8

Получилось так, что футуризм в России приобрел сенсационную известность. Манифесты итальян­ских писателей и художников переводились. Для художников, живописцев было понятно, что в это сообществе теория отдельно, а практика отдельно.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. Термином "футуризм" обозначались самые разные тенденции русского авангардизма неопримитивизм лучизм кубофутуризм поиски художников, созвучные экспрессионизму, фовизму, дадаизму. Как направление в изобразительном искусстве и литературе футуризм существовал до начала 1920-х годов.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Кубофутуризм

Кубофутуризм  Локальное направление в русском авангарде (в живописи и в поэзии) начала XX в. В изобразительном искусстве кубофутуризма возник на основе переосмысления живописных находок, кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. Основные работы были созданы в период 1911-1915 гг.

Изображение слайда
11

Слайд 11

А.Шемшурин, Д.Бурлюк, В.Маяковский. Москва. Фотография. 1913.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Д.Бурлюк. Фотография. 1913

Изображение слайда
13

Слайд 13

Наиболее характерные картины кубофутуризма вышли из-под кисти  К. Малевича, а также были написаны  Бурлюком, Пуни,  Гончаровой, Розановой, Поповой, Удальцовой, Экстер.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Аристарх Лентулов, Василий Блаженный, 1913

Изображение слайда
15

Слайд 15

Аристарх Лентулов, Москва, 1913

Изображение слайда
16

Слайд 16

М.Ларинов, портрет Гончаровой

Изображение слайда
17

Слайд 17

Первые кубофутуристические работы Малевича экспонировались на знаменитой выставке 1913г. «Мишень», на которой дебютировал и лучизм  Ларионова. По внешнему виду кубофутуристические работы представляют собой полупредметные композиции, составленные из  цилиндро -, конусо -, колбо -, кожухообразных полых объемных цветных форм, нередко имеющих металлический блеск. Уже в первых подобных работах Малевича заметна тенденция к переходу от природного ритма к чисто механическим ритмам машинного мира («Плотник», 1912, «Точильщик», 1912, «Портрет Клюна », 1913).

Изображение слайда
18

Слайд 18

К.Малевич, Точильщик, 1912

Изображение слайда
19

Слайд 19

К.Малевич, Портрет Клюна, 1913

Изображение слайда
20

Слайд 20

К.Малевич «Утро после грозы»

Изображение слайда
21

Слайд 21

"Уборка ржи" К. Малевич, 1911

Изображение слайда
22

Слайд 22

Мы видим элементы кубизма, широко распространенные в изобразительном искусстве 1910-х годов, в "Уборке ржи" К. Малевича, где фигуры и пейзаж, толпа и снопы, живые и неживые тела трактуются одинаково. К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности.

Изображение слайда
23

Слайд 23

К. Малевич "Авиатор" 1914

Изображение слайда
24

Слайд 24

Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича "Авиатор" (1914). Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Но у футуристов ( кубофутуристов ) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. В "Авиаторе" геометризованная, закованная в металлические латы фигура венчается головой в цилиндре. Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная. Здесь же присутствует пила, игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески ("аптека", что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии. Как бы парит и сама фигура авиатора. Пространство лишено перспективы и горизонта, состоит из цветных плоскостей и цилиндрических объемов. Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Наиболее полно кубофутуристы были представлены на «Первой футуристической выставке «Трамвай В» (февраль 1915 г., Петроград) и частично на «Последней футуристической выставке картин „0,10“» (декабрь 1915 — январь 1916 г., Петроград), где Малевич впервые поразил публику своим новым изобретением — супрематизмом.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Изображение слайда
27

Слайд 27

«Последней футуристической» выставка была названа из-за желания организаторов завершить футуристический период в русской живописи и обозначить переход к супрематизму. «0,10» — это не одно число (одна десятая), а числа ноль и десять, перечисленные через запятую. Ноль означает отсутствие (нулевое количество) предметных форм в супрематизме. Десять означало количество художников, планировавших участвовать в выставке, но, когда участников стало четырнадцать, название не было изменено

Изображение слайда
28

Слайд 28

Кубофутуристы -художники активно сотрудничали с поэтами-футуристами из группы «Гилея»  А. Крученых, В. Хлебниковым, Е.  Гуро. Не случайно их работы называли еще «заумным реализмом», подчеркивая алогизм и абсурдность их поздних композиций. Малевич, между тем, считал алогизм кубофутуристических работ специфически русской характерной чертой, отличавшей их от западных кубистов и футуристов.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Поясняя смысл своей экспериментальной предельно алогичной картины «Корова и скрипка» (1913), Малевич писал: «Логика всегда ставила преграду новым подсознательным движениям, и чтобы освободиться от предрассудков, было выдвинуто течение алогизма».

Изображение слайда
30

Слайд 30

Алогичные работы кубофутуристов фактически разрабатывали эстетику абсурда, которая позже в Западной Европе составила основу таких направлений, как дадаизм и сюрреализм.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Типичными кубофутуристическими "произведениями" стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского "Танго с коровами" (1914). Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка : "Владимир пишет мой поясной портрет... Меня сейчас разложат на основные плоскости, искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально “характер моего лица”".

Изображение слайда
32

Слайд 32

Владимир и Давид Бурлюки (иллюстрации) к книге Василия Каменского "Танго с коровами" (1914)

Изображение слайда
33

Слайд 33

Изображение слайда
34

Слайд 34

Изображение слайда
35

Слайд 35

Изображение слайда
36

Слайд 36: Лучизм

Одна из первых систем беспредметной живописи в практике мирового художественного авангарда, разработанная М.Ф.Ларионовым. Впервые «луч лучизма» мелькнул в 1909 году — на выставке в Московском Обществе свободной эстетики была представлена картина Михаила Ларионова «Стекло».

Изображение слайда
37

Слайд 37

Стекло М.Ларионов 1912

Изображение слайда
38

Слайд 38

Начало прошлого века в России было щедро на эксперименты в сфере искусства. Попробуем разобраться, чем отличается лучизм от прочих  - измов  тех лет. Лучизм еще отталкивается от предметов — но именно что отталкивается. Окружающая действительность — только повод для скрещения лучей, которые и интересуют художника-лучиста. Не только предметы, но и наши чувства, впечатления, ощущения и мы сами — всё отображается в виде лучей, заявил Ларионов. Он мечтал, что когда-нибудь даже будет создан прибор, который позволит оценить, насколько сильно любящие друг друга любят

Изображение слайда
39

Слайд 39

Раскрашивающийся М.Ларионов. Фотография. 1913

Изображение слайда
40

Слайд 40

Лучистые линии, М.Ларионов 1911

Изображение слайда
41

Слайд 41

Если «Лучистые линии» Ларионова — чистая абстракция, то написанный Натальей Гончаровой  лучистый портрет Ларионова  опирается на вполне даже определенный объект.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Н.Гончарова, Кошки (Восприятие в чёрном и жёлтом), 1913

Изображение слайда
43

Слайд 43

Лучизм — это изображение ощущаемых художником лучей. И тут мы еще дальше отходим от так называемой «объективной реальности», потому что это не просто лучи вместо предмета, здесь нет претензии даже на «лучистую объективность» — это лучи, увиденные художником, то есть впечатления художника. Что и позволило Маяковскому определить лучизм как  кубистическую версию импрессионизма. Иными словами, лучизм — впечатление художника от действительности, выраженное с помощью изображаемых им лучей.

Изображение слайда
44

Слайд 44

Петух. Лучистый этюд М. Ларионов 1912

Изображение слайда
45

Слайд 45

При этом отметим, что лучистые работы Натальи Гончаровой, жены и единомышленницы Ларионова, более многообразны в смысле формы, ее лучи — не непременно именно лучи, они могут создать округлые дуги, изгибаться, вносить глубину и объем в холст.

Изображение слайда
46

Слайд 46: м

Ткач, Н.Гончарова 1913

Изображение слайда
47

Слайд 47

Лучистые лилии, Н.Гончарова 1913

Изображение слайда
48

Слайд 48: Неопримитивизм

нео­при­ми­ти­визм  — направление русского авангарда и художественное течение, с опорой на ко­то­ро­е позже был создан супрематизм. Выросший из желания пренебречь клас­си­че­скими живописными догмами с одной стороны и акку­ратного по­дра­жания примитивам Матисса и Гогена с другой, неопримити­визм про­цве­тал в период с 1908 по 1913 год.

Изображение слайда
49

Слайд 49

Михаил Ларионов. «Офицерский парик­махер» (1909)

Изображение слайда
50

Слайд 50

Русские источники неопримитивизма – мир русской крестьянской культуры и народного искусства, полный архаики и языческих переживаний. Художники авангарда черпали свое вдохновение в русской иконе и лубке, живописной вывеске, культуре городских «низов». Многие из них имели коллекции народных картинок, лубка, вывесок, балаганных афиш. Имело значение и средоточие в Санкт-Петербурге мирового значения коллекций первобытных культур Океании, Австралии и Северной Америки в музеях Академии наук.

Изображение слайда
51

Слайд 51

Михаил Ларионов. Весна. Времена года (Новый примитив). 1912 год

Изображение слайда
52

Слайд 52

Изображение слайда
53

Слайд 53

В примитиве, «великом бессознательном искусстве» художники-профессионалы ценили цельность и народную органику мироощущения, искренность и непосредственность чувств, наивное простодушие художника-ребенка. Признавая художественную ценность и значение примитива для мирового искусства, художники- неопримитивисты впервые глубоко поставили проблему взаимодействия профессионального и традиционного искусства. Представители н. – М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, А.В. Шевченко.

Изображение слайда
54

Слайд 54

Малевич, Полотеры

Изображение слайда
55

Слайд 55

Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде всего икона, лубок, скульптурную архаику.

Изображение слайда
56

Слайд 56

Гончарова Наталья, Крестьяне,  собирающие яблоки. 1907-1908 (и отсылки к Гогену!))

Изображение слайда
57

Слайд 57

Гончарова Наталья, Сенокос. 1910

Изображение слайда
58

Слайд 58

Михаил Ларионов. «Венера»

Изображение слайда
59

Слайд 59

Изображение слайда
60

Слайд 60

Изображение слайда
61

Слайд 61

«Венеры»  Ларионова символизируют переходный этап художника от неопримитивизма к абстракционизму. На этой картине Венера вполне телесно изображена, но ощущения телесности и чувственности ее изображение не несет. Она уже переходит в разряд абстракций. По сути, это схема Венеры, написанная со свойственной Ларионову мягкой улыбкой и тонкой ироничностью: вот, мол, смотрите, все по-настоящему, даже грудь имеется, да прорисована тщательно как. Волосы Венеры никуда не «ниспадают» и ничего не «окутывают», они заплетены в косички и торчат в разные стороны. Перину, на которой Венера возлежит, держит ангел. Его изображение весьма отличается от классических пухлых амуров (кстати, не сам ли Михаил Ларионов здесь изображен в столь ангелоподобном облике?). Да и Венера далека от греко-римских идеалов, прямо скажем. Надписи на картине сближают ее с жанром вывесок.

Изображение слайда
62

Последний слайд презентации: Авангардные течения и направления первой половины XX в

На следующем занятии разберем особенности русского конструктивизма и супрематизма. Будет много интерактивных ссылок и игры по русскому авангарду) Котик от Ларионова вам на последок:

Изображение слайда