Презентация на тему: А.Т. Твардовский «За далью – даль»

Реклама. Продолжение ниже
А.Т. Твардовский «За далью – даль»
А.Т. Твардовский «За далью – даль»
А.Т. Твардовский «За далью – даль»
А.Т. Твардовский «За далью – даль»
А.Т. Твардовский «За далью – даль»
Замысел и начало поэмы
Поэма «За далью — даль»
Сюжетная основа
«Лирическая летопись»
Поэма размышлений
Необъятность и величие Родины
Образ Родины
Волга – символ России
Воспоминания
Малая родина
Урал
Сибирь
Образ-символ эпохи
Масштаб дел русского народа
Дума о людях труда
Жизнь слилась с историей
Последствия эпохи Сталина
Сопричастность к делам
Ответственность за судьбу страны
Роль поэта и поэзии
А.Т. Твардовский «За далью – даль»
Тип попутчика
Финал поэмы
А.Т. Твардовский «За далью – даль»
1/29
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 44)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1096 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации

А.Т. Твардовский «За далью – даль»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
2

Слайд 2

Судьба страны в поэме А.Т. Твардовского «За далью – даль » Если уж писать о своем путешествии, то писать так, как в свое время писал «Путешествие» Радищев А. Твардовский

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3

Поэма « ЗА ДАЛЬЮ – ДАЛЬ» Александр Трифонович Твардовский 1910 – 1971

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4

Цели Показать идейно-художественное значение поэмы «За далью – даль». Осознать дорожные впечатления автора, переплетенные с путешествием памяти. Показать приемы изображения писателем Сибири. Увидеть и осмыслить трудовой подвиг народа.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

Словарная работа Пасквиль – клеветническое сочинение с оскорбительными нападками. Исповедь – откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. Конъюнктурщик (разг. пренебр.) – беспринципный человек, действующий в зависимости от сложившейся в данный момент обстановки, от стечения обстоятельств.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Замысел и начало поэмы

Работа над поэмой "За далью - даль" шла с перерывами в течение 10 лет (1950–1960). Это было трудное для Твардовского время. Сказывалась усталость, нажитая на войне; ему пришлось пережить массированный удар критиков за книгу прозы «Родина и чужбина», в 1953 г. – снятие с поста главного редактора журнала «Новый мир» за «неправильную линию в области литературы», «за идейно порочную» поэму «Теркин на том свете». До 1956 года на Твардовском висело клеймо «кулацкий сынок». «Трудный мой год, – записывает поэт 20 сентября 1954 года. – Целый этап жизни окончился решительно, и нужно начинать другой, а душевных сил мало». Поэт остро переживал свой творческий кризис. Он понимал, что ритм стиха «может одушевить только свежая поэтическая мысль». Поездки, дорогу поэт воспринимал как спасительное лекарство. Изведав горькую тревогу, В беде уверившись вполне, Я в эту бросился дорогу, Я знал, она поможет мне.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7: Поэма «За далью — даль»

Поэма «За далью — даль», за которую А.Т. Твардовскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных произведений зрелого творчества А.Т. Твардовского. Она состоит из 15 небольших глав.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Сюжетная основа

Основной мотив поэмы — мотив дороги. Лирический герой отправляется на поезде в путь по просторам родной страны. В самом начале произведения мы узнаем, что этот путь через Урал и Сибирь он задумал давно. Лирический герой вспоминает войну, разруху и хочет посмотреть на новую, отстроившуюся за мирные годы страну.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9: Лирическая летопись»

Сам Твардовский считает свою поэму «лирической летописью этих годов». Что горько мне, что тяжко было И что внушало прибыль сил, С чем жизнь справляться торопила – Я все сюда и заносил.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
10

Слайд 10: Поэма размышлений

В поэме показаны путевые зарисовки, впечатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь… Поэма полна драматизма. Все острые противоречия, составляющие конфликтный узел, происходят в сознании автора, едущего на Дальний Восток. «За далью — даль» можно назвать поэмой размышлений. Лиро-эпический характер поэмы дает возможность читателю зримо представить необъятность и величие Родины:

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
11

Слайд 11: Необъятность и величие Родины

... А там еще другая даль, Что обернется далью новой. И, наконец, конечная цель поездки: Не просто край иной, далекий, А Дальний именно Восток.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
12

Слайд 12: Образ Родины

В главах «За далью – даль», «Семь тысяч рек», «Две кузницы», «Огни Сибири», «На Ангаре», «К концу дороги» – воссоздается «державный образ Родины». «Окрестный мир земли обширной» живет в поэме в многочисленных зарисовках, передающих ощущение ее неоглядных далей.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
13

Слайд 13: Волга – символ России

Первым крупным событием поездки становится встреча с Волгой : — Она! — И справа, недалёко, Моста не видя впереди, Мы видим плес её широкий В разрыве поля на пути. Волгу русский человек воспринимает как символ всей России, ее природных богатств и просторов. А.Т. Твардовский не раз подчеркивает это, описывая радостное волнение героя и его попутчиков при встрече с матерью русских рек.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
14

Слайд 14: Воспоминания

Патриотическое чувство лирического героя переносит его в памятные военные годы, тем более что его сосед по купе воевал за эту Волгу под Сталинградом. Таким образом, любуясь видом на реку, герой поэмы восхищается не только природными красотами русской земли, но и мужеством ее защитников.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Малая родина

Память детства характеризует жизнь в этом краю как скудную, негромкую, небогатую. Символом тяжелого, но честного и нужного людям труда в поэме становится образ кузницы, которая стала для молодого человека своеобразной «академией наук». Воспоминания переносят лирического героя на его малую родину — в Загорье.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16: Урал

Автор соотносит тему малой родины с разговорами о судьбе всей державы. Пространство главы «Две кузницы » расширяется, образ Урала заметно укрупняется. Ярче воспринимается роль этого региона в индустриализации страны : «Урал! Опорный край державы, Её добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец».

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
17

Слайд 17: Сибирь

Галерею областей и регионов родной земли продолжает Сибирь. А лирический герой вновь погружается в воспоминания о войне, о детстве, затем разглядывает с интересом своих попутчиков. Сибирь в восприятии автора предстает пустынным краем, овеянным «дремучестью суровой». Это «недоброй славы край глухой», «глухомань вековечная».

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
18

Слайд 18: Образ-символ эпохи

Волга, Урал, Сибирь, Ангара, Байкал и другие регионы отражают историческую судьбу народа, с ее трудностями и ошибками. Именно поэтому размышления лирического героя так напряжены и драматичны. События личного характера соотнесены с историческим прошлым, полным трагедийного накала. Неожиданная встреча на таежной станции Тайшет с другом ранней юности, незаконно репрессированным в 30-е годы и сейчас возвращающимся обратно, рождает образ-символ сложной исторической эпохи: И вспомнил я тебя, друг детства, И тех годов глухую боль.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
19

Слайд 19: Масштаб дел русского народа

В пейзажах Твардовского доминируют укрупненные образы: «Волга–матушка», «Батюшка–Урал», «Огни Сибири». Автор прибегает к метафоре, гиперболе: в Волгу «смотрелось пол-России», «под кувалдой главного Урала земля отчетливо дрожала», «Как Млечный Путь, огни земные». Эти образы позволили поэту сказать о масштабах дел русского народа, «подвижника и героя». Великолепно передано ощущение Сибири, ее просторов, ее величия: Сибирь! И лег и встал – и снова Вдоль полотна пути – Сибирь.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20: Дума о людях труда

Всматриваясь в дорожную даль, в мелькающие за окном огни, Твардовский думает о людях «нелегкого труда», которые обживали эти суровые края: А что там – в каждом поселенье И кем освоена она... И как в иной таежный угол Издалека вели сюда Кого приказ, Кого заслуга, Кого мечта, Кого беда...

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21: Жизнь слилась с историей

В центральной главе «На Ангаре» поэт вспоминает еще одного друга, чья жизнь неотделимо слилась с историей, революцией, литературой, победами и ошибками и боль утраты которого до сих пор не затихает в сердце поэта: Как мне тебя недоставало, Мой друг, ушедший навсегда!.. Кто так, как ты, еще на свете До слез порадоваться мог Речам, глазам и людям этим! Зачем же голос твой умолк ?

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22: Последствия эпохи Сталина

Личные воспоминания преобразуются в яркие картины минувшего, связанные с драматическими обстоятельствами и последствиями эпохи культа личности Сталина: Так это было. Четверть века Призывом к бою и труду Звучало имя человека Со словом Родина в ряду. Мы звали — станем ли лукавить? — Его отцом в стране — семье. Тут ни убавить, Ни прибавить, — Так это было на земле.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
23

Слайд 23: Сопричастность к делам

Не убегая от прошлого, лирический герой оценивает и отстаивает гордость человека, пережившего вместе с народом суровые годы и сопричастность к великим свершениям: Да, все, что с нами было, — Было! А то, что есть, — То с нами здесь.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
24

Слайд 24: Ответственность за судьбу страны

Уже в этих воспоминаниях рядом с величественным и скорбным прошлым, отдельными судьбами людей, друзей детства и молодости, ощущается незаурядная фигура само­го лирического героя. Масштаб его личности под стать эпическим событиям, которые он пропускает через свое сознание. На душе лирического героя дополнительное бремя — он поэт. А следовательно, он несет особую ответственность за все, что происходит в мире, его долг говорить правду во имя будущего, во имя потомков:

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: Роль поэта и поэзии

Кому другому, но поэту Молчать потомки не дадут. Его к суровому ответу Особый востребует суд. Я не страшусь суда такого И, может, жду его давно, Пускай не мне еще то слово, Что емче всех, сказать дано. Мое — от сердца — не на ветер, Оно в готовности любой; Я жил, я был — за все на свете Я отвечаю головой.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
26

Слайд 26

Выводы Лирический герой говорит о своем предназначении, о жизни, посвященной великой цели. Поэт должен «жить и быть с народом». Автобиографичность, характер самого поэта, его отношение к жизни и поэзии, а поэзия у него неотделима от жизни. Подводится своеобразный итог жизни.

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27: Тип попутчика

Путешествие автора, в котором сливаются три образа: поэт, рассказчик (повествователь) и лирический герой, — длится десять суток в настоящем времени. Но вбирает в себя два последних века страны, десятилетия героев и автора, намечаются перспективы будущего. Емкость и глобальность времени, пространственный размах, воплощенный в поэме «За далью — даль», определили еще одну особенность — тип попутчика лирического героя.

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28: Финал поэмы

В финале поэмы лирический герой привозит свой поклон Владивостоку от матушки Москвы, от Волги-матушки, от батюшки Урала, от Байкала, от Ангары и от всей Сибири. Поэт признается в любви к родине, к народу и прощается с читателем до новой встречи. Автору удалось воплотить в поэме свой грандиозный замысел: представить обобщенный портрет родной земли и передать размах индустриальных планов и широту души русского человека.

Изображение слайда
1/1
29

Последний слайд презентации: А.Т. Твардовский «За далью – даль»

Прочитайте главы поэмы «За далью – даль ». Подумайте над вопросами учебника. 2. Ответьте на 3, 4 вопросы учебника стр. 248 (275 – 8Б). Домашнее задание:

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже