Презентация на тему: Архитектура XX века Ее идейные и социальные особенности отражают различие двух

Архитектура XX века Ее идейные и социальные особенности отражают различие двух общественных систем — капиталистической и социалистической.
Динамический характер движения стал даже эпиграфом некоторых художественных направлений и теорий, в которых получил свое идейное и программное выражение и
Во второй четверти XX в для концепции архитектуры стало характерным повышенное внимание к тем сторонам проблемы, которые поддавались точному измерению. С этим
На рубеже XIX—XX вв. в архитектуре произошли глубокие и решающие для ее последующего развития перемены, причины которых следует искать еще в прошлом веке. Это
Принципиальное отрицание историзма прошлого столетия стало общим моментом сначала для отдельных произведений, а позднее для нескольких художественных
Стиль модерн Возникновение стиля модерн в архитектуре и прикладном искусстве связано с основанием общества «Искусства и Ремесла» (1883), влияние которого
В этом духе развивалось и прикладное искусство, для которого атипичным стало использование мотивов растительного орнамента и в котором на первый план
Архитектурные формы модерна ассиметричны, здания объемны, нет прямых линий, зато обильны элементы декора, иногда даже излишние. Фасады зданий украшались
Движение «Искусства и Ремесла» достигло своей вершины в архитектуре и прикладном искусстве, разработав в английской архитектуре новую конструктивную эстетику,
«Новое искусство» Новые тенденции в искусстве, возникшие в некоторых странах Западной Европы, получили название «Новое искусство». Наиболее широко они
А. Ван де Вельде — по профессии художник, начал свою архитектурную деятельность с проекта собственного дома в Брюсселе (1894), имевшего простую кубическую
Новые тенденции в архитектуре предвосхитил в конце XIX в. испанский архитектор А. Гауди. Хотя период его деятельности по времени совпадал с существованием
Иррациональные моменты творчества Гауди были поняты только сюрреалистами в 30-е годы и интерес к нему снова возник в конце 50—60-х годов. Его работы
Югендстиль (Стиль молодых). Отход от историзма и появление нового искусства в Германии связаны с выступлением мюнхенских художников в 1892 г., объединившихся в
Представителями этого движения были Г. Ольбрист, О. Экман и А. Эндель, известный своим экспрессивным декором на фасаде ателье Эльвина в Мюнхене (1896) и
Художественно-декоративные тенденции сохранялись в Германии сравнительно короткое время. Под влиянием английских реформистских идеи возникло стремление вернуть
Футуризм и супрематизм. Футуризм зародился в Италии как ответная реакция на маньеризм в искусстве и архитектуре Для футуризма было характерно романтическое
Ярким представителем этого направления был итальянец А. Сант-Элиа, автор манифеста футуристической архитектуры, опубликованного в 1914, где он призывает
Эти предложения оказались тогда единственным примером отражения динамических ощущений футуризма в архитектуре. Однако они стали прообразом так называемого
К футуризму примыкал также и поэт В. В. Маяковский, который видел задачу всех искусств в революционной пропаганде, а местом их проявления считал улицы и
В 1920-е годы появился новый  стиль в архитектуре  –  конструктивизм, который считают новым направлением пролетарского искусства, воплотившегося и в
Архитекторы-конструктивисты проектировали не только промышленные здания, но и жилые дома, клубы, дома культуры. В рамках позднего конструктивизма возник
Леонидов Иван Ильич (1902-1959) российский советский архитектор, яркий представитель русского «бумажного» (т.е. ценного своими предвидениями, а не практикой)
Родился на хуторе Власиха близ села Бабино (Тверская губерния) в семье сторожа-лесника. В юности учился у деревенского иконописца, после революции работал
В вузовские годы вошел в состав «Объединения современных архитекторов» (ОСА), а также в редколлегию издававшегося этой группировкой журнала «Современная
Сложился как мастер в те времена, когда русский конструктивизм переживал тяжелый кризис: и в силу внутренних раздоров, и по причине разворачивающейся
В этих условиях замыслы Леонидова были изначально обречены на то, чтобы остаться в стадии проектов (хотя он упорно и логично доказывал их техническую
Однако конструктивизм (и породивший его футуризм) превратился в его макетно-«бумажном» творчестве в плодотворнейшую футурологию, наметившую будущие пути
В его замыслах, предназначенных для Москвы, — в проектах Института библиотековедения им. В.И. Ленина, клуба нового социального типа, памятника X. Колумбу, Дома
Отвергая «накладной» декор, Леонидов — романтик конструкции и самой формы, которая становится у него то «парящей», подвешенной на растяжках-вантах (Институт
Реально осуществить ему удалось совсем немного: ряд оформительских работ (в том числе дизайн интерьеров Дворца пионеров в Калинине), а также изысканную по
Мельников Константин Степанович (1890-1974) советский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР, родился в Москве в семье рабочего-строителя. Окончив приходскую
Крупный инженер В.Чаплин обратил внимание на художественные способности мальчика и принял участие в его судьбе, став для Мельникова близким человеком. Чаплин
После окончания этого отделения Мельников продолжил обучение на архитектурном отделении, которое окончил в 1917г.В те годы в русской архитектуре авторитетной
В 1918г., когда была организована Архитектурная мастерская Моссовета, молодые архитекторы работали в ней под руководством Жолтовского, который собирал их у
В начале 20-х годов шел бурный процесс становления новой архитектуры. В поисках основы формообразования молодые архитекторы обращались к инженерным
В этой ситуации появление в 1922-1923гг первых новаторских произведений Мельникова для многих оказались неожиданным. Проекты павильона «Махорка», жилой
Павильон Всероссийского махорочного синдиката на С/х выставке 1923г. в Москве был первым осуществленным проектом Мельникова, созданным в духе новой
В 1922г. В Москве состоялся Всероссийский конкурс на проекты домов для рабочих. Из 30 работ проект Мельникова резко выделялся – это дом «пила», проект
Мировую славу принес Мельникову советский павильон на Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925г.Жюри с участием Луначарского и Маяковского
Большой вклад внес Мельников в разработку нового типа общественного здания – рабочего клуба. В 1927г он создает проекты 4 клубов для Москвы, а в след.2 года
В проекте клубов «Свобода» и «Буревестник» под полом зрительного зала был задуман плавательный бассейн. Необычная форма клуба создавалась архитектором
Дом в Кривоарбатском переулке – это смелый эксперимент большого мастера. Мельников построил собственный дом в виде двух врезанных друг в друга цилиндров. В
Архитектура XX века Ее идейные и социальные особенности отражают различие двух
По проектам Мельникова было построено полтора десятка сооружений, большая часть из которых стала явлением в советской архитектуре. Проекты Мельникова нередко
Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной семье. В 1904—1914 гг. проживает в  Одессе  и обучается в
В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург. В Петербурге он поступает на Живописный факультет
После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. В 1927 году он
. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов.
На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры»
. Графика Чернихова 1920-х—1930-х гг. — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста
Проект дома отдыха для рабочих «Северолес». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, гражд. инж. А. П. Арешевым. Проект здания научно-исследовательского
Сецессия Центром этого направления в развитии архитектуры в Центральной Европе была Вена в 90-х годах XIX в. Происхождение и название этого движения связаны со
Для архитектуры в этом стиле стало характерно использование свободно скомпонованного плоского декора растительного или фигурального характера. Художники
Центром развития стиля стала Вена. Группу архитекторов, возглавлял О. Вагнер, профессор венской Академии искусств. Творчество О. Вагнера прошло через период
Еще сильнее различия в характере архитектуры следующего поколения, среди которого нужно выделить Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ и В. Гропиуса. Новаторские
Теоретическая и художественная концепции персонального модерна. Теоретические основы персонального модерна были заложены венским архитектором О. Вагнером.
Важным событием в истории архитектуры стало изобретение железобетона, запатентованного французским садовником Ж.Монье в 1867г, который уже за 10 лет до этого
Лионский архитектор Т.Гарнье далеко опередил время своим проектом «Индустриального города», где предложил функциональное зонирование города и новые арх.
Авангардистская архитектура Широкое движение, из которого в 20-е годы возник функционализм, основывалось на отрицании худ. принципов послевоенного романтизма и
Пуризм Исходный тезис пуризма сформулировал Ле Корбюзье и художник А.Озанфан в 1918г. в работе «После кубизма». Пуризм сам по себе означал сведение
Под влиянием французского математика А.Пуанкаре, который четвертым измерением пространства считал момент движения, архитекторы перестали трактовать
Баухауз. Баухауз, основанный в 20-е годы, стал центром современного худ. Воспитания в Европе. Он возник в 1919г путем слияния двух худ. Школ в Веймаре,
В 1923г. В.Гропиус выступил с принципом координации всех творческих сил на рационалистической базе с тем, чтобы достичь единства в архитектуре.Цель Баухауза
После изгнания Баухауза из Веймара В.Гропиус построил новый школьный комплекс, включая жилые дома в Дессау (1925-1926гг).Эти постройки стали одними из первых и
Последним директором школы был Мис ван де Роэ. Баухауз был закрыт в 1933г. после прихода к власти нацистов.
Функционализм и международный стиль. С середины 20-х годов прогрессивные силы европейской авангардистской архитектуры объединились на основе общей программы
Основным лозунгом функционализма стал лозунг «форма следует за функцией». Основным в концепции архитектуры стало требование функциональности, понимаемое не как
Теоретическую и худ. основу функционализма сформулировал Ле Корбюзье – художник, мыслитель, архитектор необычайной интеллектуальной и худ. силы, которая давала
Ле Корбюзье родился в Швейцарии, но работал в основном в Париже. Всемирную известность он приобрел своими работами. Его первый проект и постройка –серийный дом
Второй существенный вклад Ле Корбюзье – в определении основных принципов функционалистической архитектуры в пяти пунктах:1.колонны, поднимающие дом над землей,
Его принцип отделения несущей конструкции от планировочного решения относится к наиболее глубоким изменениям, которые 20век внес в архитектуру. Пять пунктов и
1/72
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 40)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (28821 Кб)
1

Первый слайд презентации: Архитектура XX века Ее идейные и социальные особенности отражают различие двух общественных систем — капиталистической и социалистической

С возникновением первого социалистического государства, а в середине века уже целой социалистической системы, были сформулированы новые идейные принципы, а в связи с этим и новые задачи архитектуры и градостроительства, связанные с всесторонним повышением жизненного уровня людей. Значительное влияние оказали на архитектуру в целом и на различные ее направления наука и техника. Время, проходящее между научным открытием и его практической реализацией, постоянно сокращается, ускоряется процесс передачи информации. Уже для начала века была характерна необычайная концентрация во времени важных научных открытий и технических изобретений, в результате которых изменились существовавшие ранее представления о физической сущности мира и расширились возможности его изучения и преобразования. Возросшие скорости движения дали нашему времени новую систему измерения и стали его специфическим знаком. Динамика овладела техникой и проявилась в способах жизни. В науке она выразилась в том, что вместо простой констатации и изучения отдельных явлений началось исследование их взаимных связей и отношений.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Динамический характер движения стал даже эпиграфом некоторых художественных направлений и теорий, в которых получил свое идейное и программное выражение и постепенно превратился в основной принцип концепции современной архитектуры

Если проследить в общих чертах развитие архитектуры в XX в., можно отметить, что вначале она рассматривалась как результат реализации определенной общественной программы, но получаемый на основе индивидуального опыта и с помощью индивидуальных выразительных средств. При этом в архитектуре, относимой в тот период к одному из видов искусства, главным считалось решение эстетических вопросов, хотя при этом учитывалось, что пространственное решение архитектурного объекта должно отвечать своему назначению. К этому периоду относится появление железобетонных конструкций. В основном, однако, строительные материалы и конструкции оставались в рамках традиций и опыта XX в., что отражалось и в архитектурной композиции.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Во второй четверти XX в для концепции архитектуры стало характерным повышенное внимание к тем сторонам проблемы, которые поддавались точному измерению. С этим были связаны стремления к научному исследованию и выявлению физического назначения архитектуры

Тогда же были заложены основы индустриализации строительства. Архитектурная форма стала создаваться исходя из соображений рационального характера. Планировка зданий решалась относительно независимой от принятой конструктивной системы, в частности от железобетонного каркаса, который в то время уже получил широкое распространение. Большое внимание стало уделяться вопросу, стандартизации. Популярность приобрела теория изменчивости функции, что вызвало стремление добиваться функциональной гибкости архитектурных объектов. Создается новая типология зданий и сооружений, вырабатывается новая система выразительных средств архитектуры, которые приобретают международный характер.

Изображение слайда
4

Слайд 4: На рубеже XIX—XX вв. в архитектуре произошли глубокие и решающие для ее последующего развития перемены, причины которых следует искать еще в прошлом веке. Это было время необычайно острых противоречий между глубоко вжившимися традициями и схемами и совершенно новым мироощущением и уровнем знаний

Новое понимание свободы и прогресса создало и новое представление об искусстве. Архитектура и градостроительство одновременно взяли курс на целесообразность. Интуиция была возведена до уровня самой главной способности творца, в результате чего произошел, переворот в общепризнанных эстетических критериях. Архитектура стала ближе скульптуре, а скульптура переняла тектонические принципы архитектуры. На смену простого соединения архитектуры и изобразительного искусства снова пришел их синтез, который за неполных два десятилетия своего существования обозначил образ наступающей эпохи.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Принципиальное отрицание историзма прошлого столетия стало общим моментом сначала для отдельных произведений, а позднее для нескольких художественных направлений, существенно отличных от предыдущих

Они возникли почти одновременно, но имели специфические черты и различные названия. Наиболее значительными и четко выраженными были английское движение «Искусства и Ремесла», в странах Западной Европы - «Новое искусство», в : Германии - «Югендштиль» и венский стиль «сецёсбий». Современная архитектура сформировалась под влиянием архитектурных стилей, господствовавших в двадцатом веке. Под стилем в архитектуре понимают определенные характеристики, общие черты зданий, присущие некоторому периоду времени.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Стиль модерн Возникновение стиля модерн в архитектуре и прикладном искусстве связано с основанием общества «Искусства и Ремесла» (1883), влияние которого распространилось на европейский континент. Они выдвигали принцип целесообразности формы и художественной выразительности естественных материалов

Изображение слайда
7

Слайд 7: В этом духе развивалось и прикладное искусство, для которого атипичным стало использование мотивов растительного орнамента и в котором на первый план художественных интересов также вышла целесообразность

В разных странах современный  стиль архитектуры называют по-разному –  модерном  в России и Англии, сецессионом в Австрии, югендстилем в Германии, арт-нуво во Франции и т. д. Как самостоятельный архитектурный стиль модерн  сформировался в 1890-1910 годах. Модерн не имеет четкой направленности, вобрав в себя особенности всех предыдущих стилей. В то же время, это протест против подражания историческим зданиям, нечто новое и современное. В модерне впервые стали использоваться новые материалы – металл (сталь), бетон, стекло, в дальнейшем – пластик, дополненные использованием традиционных материалов – дерева и камня. Это позволило придать архитектурным конструкциям произвольные и необычные, даже фантастические формы.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Архитектурные формы модерна ассиметричны, здания объемны, нет прямых линий, зато обильны элементы декора, иногда даже излишние. Фасады зданий украшались произвольными рисунками разнообразных форм. Здания в стиле модерн красивы, но в то же время функциональны.В эпоху модернизма получило широкое распространение строительство многоэтажных домов. С развитием модерна в нем было выделено несколько направлений, но некоторые определяют их как отдельные стили в архитектуре. Наиболее яркие представители модерна – Отто Вагнер, Виктор Орта, Петер Беренс, Хендрик Берлаге, Андрей Белогруд, Леон Богусский и др

Изображение слайда
9

Слайд 9: Движение «Искусства и Ремесла» достигло своей вершины в архитектуре и прикладном искусстве, разработав в английской архитектуре новую конструктивную эстетику, чем приблизился к модерну XX в. Наиболее известными его работами является здание чайной Кенстон (1907—1911) и Художественно-промышленной школы в Глазго (1897—1899)

Значительное распространение в Европе получила также идея «города-сада», которую в конце XIX в. сформулировал англичанин Э. Говард в своей книге «Города — сады будущего» (1898). Города-сады рассматривались как небольшие, но самообеспечивающие градостроительные комплексы на 32 тыс. жителей. Более широко эта идея была реализована только через 20 лет, когда по проекту Л. Суасона был построен город Уэльвин (1920), а также садовый пригород Роттердама (Г. Мольер).

Изображение слайда
10

Слайд 10: Новое искусство» Новые тенденции в искусстве, возникшие в некоторых странах Западной Европы, получили название «Новое искусство». Наиболее широко они распространились во Франции, Бельгии и Голландии. Для этого нового направления было характерно использование новых материалов и придание им совершенно новых форм

Богатая декоративность создавалась повторением натуралистических или стилизованных растительных мотивов, выполненных в металле, стекле и керамических материалах. К видным архитекторам, этого направления относится бельгиец В. Орта. Спроектированный им жилой дом на ул. Тюренн, а особенно уже не сохранившийся Народный дом в Брюсселе (1897) с полностью остекленным металлическим каркасом и с пластичным фасадом.

Изображение слайда
11

Слайд 11: А. Ван де Вельде — по профессии художник, начал свою архитектурную деятельность с проекта собственного дома в Брюсселе (1894), имевшего простую кубическую форму. На идее найти точный смысл и точную форму самых простых вещей основано большинство его проектов и реализаций предметов прикладного искусства, созданных в период 1900—1906 гг

Изображение слайда
12

Слайд 12: Новые тенденции в архитектуре предвосхитил в конце XIX в. испанский архитектор А. Гауди. Хотя период его деятельности по времени совпадал с существованием движения «Новое искусство», его произведения имеют очень своеобразный характер и, несмотря на очевидную связь с испанской готикой и барокко, являются в своем существе оригинальными

Изображение слайда
13

Слайд 13: Иррациональные моменты творчества Гауди были поняты только сюрреалистами в 30-е годы и интерес к нему снова возник в конце 50—60-х годов. Его работы сосредоточены преимущественно в Барселоне, где с 1893 г. до своей смерти в 1926 г. он осуществил ряд построек

Изображение слайда
14

Слайд 14: Югендстиль (Стиль молодых). Отход от историзма и появление нового искусства в Германии связаны с выступлением мюнхенских художников в 1892 г., объединившихся в последующие годы вокруг литературно-художественного ежемесячника «Молодые», (основанного в 1896 г.), от которого произошло и название движения

Изображение слайда
15

Слайд 15: Представителями этого движения были Г. Ольбрист, О. Экман и А. Эндель, известный своим экспрессивным декором на фасаде ателье Эльвина в Мюнхене (1896) и реконструкцией интерьеров театра в Берлине (1901)

Изображение слайда
16

Слайд 16: Художественно-декоративные тенденции сохранялись в Германии сравнительно короткое время. Под влиянием английских реформистских идеи возникло стремление вернуть целесообразность архитектуре и прикладному искусству

Его принципы возникли после 1900 г. и к концу второго десятилетия были подхвачены и получили развитие представителями авангардистской архитектуры. Начало персонального модерна было связано с изменением самого принципа планировочного решения, для которого впервые было сформулировано понятие функционального плана. К новым направлениям в архитектуре 20-х годов относятся итальянский футуризм, советский супрематизм и конструктивизм, немецкий и голландский экспрессионизм, голландский неопластицизм.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Футуризм и супрематизм. Футуризм зародился в Италии как ответная реакция на маньеризм в искусстве и архитектуре Для футуризма было характерно романтическое преклонение перед технической цивилизацией начала XX в. и перед возрастающей динамичностью жизни

Изображение слайда
18

Слайд 18: Ярким представителем этого направления был итальянец А. Сант-Элиа, автор манифеста футуристической архитектуры, опубликованного в 1914, где он призывает архитекторов к разработке футуристического города в виде своего рода огромной верфи, полной движения, а футуристический дом — в виде гигантской машины

Изображение слайда
19

Слайд 19: Эти предложения оказались тогда единственным примером отражения динамических ощущений футуризма в архитектуре. Однако они стали прообразом так называемого пространственного урбанизма, т. е. функционального зонирования города по вертикали

Изображение слайда
20

Слайд 20: К футуризму примыкал также и поэт В. В. Маяковский, который видел задачу всех искусств в революционной пропаганде, а местом их проявления считал улицы и площади

Изображение слайда
21

Слайд 21: В 1920-е годы появился новый  стиль в архитектуре  –  конструктивизм, который считают новым направлением пролетарского искусства, воплотившегося и в архитектурных формах. Главная идея конструктивизма – искусство должно служить производству. Так возникло производственное искусство. Основные материалы – бетон и железобетон

Изображение слайда
22

Слайд 22: Архитекторы-конструктивисты проектировали не только промышленные здания, но и жилые дома, клубы, дома культуры. В рамках позднего конструктивизма возник функциональный метод, в соответствии с которым проводился научный анализ функционального назначения зданий, а практические задачи сочетались с художественными

Изображение слайда
23

Слайд 23: Леонидов Иван Ильич (1902-1959) российский советский архитектор, яркий представитель русского «бумажного» (т.е. ценного своими предвидениями, а не практикой) зодчества XX в

Изображение слайда
24

Слайд 24: Родился на хуторе Власиха близ села Бабино (Тверская губерния) в семье сторожа-лесника. В юности учился у деревенского иконописца, после революции работал секретарем Бабинского волисполкома. В 1920 поступил в Свободные художественные мастерские в Твери; продолжил образование в московском Вхутемасе

Изображение слайда
25

Слайд 25: В вузовские годы вошел в состав «Объединения современных архитекторов» (ОСА), а также в редколлегию издававшегося этой группировкой журнала «Современная архитектура». В 1941—1943 находился в действующей армии

Изображение слайда
26

Слайд 26: Сложился как мастер в те времена, когда русский конструктивизм переживал тяжелый кризис: и в силу внутренних раздоров, и по причине разворачивающейся переориентировки всей культурной политики с авангарда на классическую традицию

Изображение слайда
27

Слайд 27: В этих условиях замыслы Леонидова были изначально обречены на то, чтобы остаться в стадии проектов (хотя он упорно и логично доказывал их техническую осуществимость)

Изображение слайда
28

Слайд 28: Однако конструктивизм (и породивший его футуризм) превратился в его макетно-«бумажном» творчестве в плодотворнейшую футурологию, наметившую будущие пути развития строительства и дизайна

Изображение слайда
29

Слайд 29: В его замыслах, предназначенных для Москвы, — в проектах Института библиотековедения им. В.И. Ленина, клуба нового социального типа, памятника X. Колумбу, Дома промышленности, системы соц. расселения при Магнитогорском металлургическом комбинате, дома Наркомтяжпрома — четко выразились идеи, предвосхитившие «органическую архитектуру» и «интернациональный стиль» середины и второй половины XX в

Изображение слайда
30

Слайд 30: Отвергая «накладной» декор, Леонидов — романтик конструкции и самой формы, которая становится у него то «парящей», подвешенной на растяжках-вантах (Институт библиотековедения), то величаво-незыблемой — наподобие древних, обращенных к небу монументов (небоскреб Наркомтяжпрома)

Изображение слайда
31

Слайд 31: Реально осуществить ему удалось совсем немного: ряд оформительских работ (в том числе дизайн интерьеров Дворца пионеров в Калинине), а также изысканную по композиции лестницу-«амфитеатр» в санатории имени С. Орджоникидзе в Кисловодске (1937—1938)

Изображение слайда
32

Слайд 32: Мельников Константин Степанович (1890-1974) советский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР, родился в Москве в семье рабочего-строителя. Окончив приходскую школу, он работал «мальчиком» в фирме «Торговый дом Залесский и Чаплин»

Изображение слайда
33

Слайд 33: Крупный инженер В.Чаплин обратил внимание на художественные способности мальчика и принял участие в его судьбе, став для Мельникова близким человеком. Чаплин помог ему поступить в 1905 г. В московское Училище живописи, ваяния и зодчества на живописное отделение

Изображение слайда
34

Слайд 34: После окончания этого отделения Мельников продолжил обучение на архитектурном отделении, которое окончил в 1917г.В те годы в русской архитектуре авторитетной была неоклассика. Кумирами молодежи были И.Жолтовский, И.Фомин, В.Щуко и др

Изображение слайда
35

Слайд 35: В 1918г., когда была организована Архитектурная мастерская Моссовета, молодые архитекторы работали в ней под руководством Жолтовского, который собирал их у себя дома и вел с ними профессиональные беседы. Мельников считал, что без мастера не было бы многих мастеров 20-х годов, т.к. именно Жолтовский привил им любовь к настоящей архитектуре

Изображение слайда
36

Слайд 36: В начале 20-х годов шел бурный процесс становления новой архитектуры. В поисках основы формообразования молодые архитекторы обращались к инженерным конструкциям, к динамическим композициям. Шел процесс накопления новых приемов и средств художественной выразительности

Изображение слайда
37

Слайд 37: В этой ситуации появление в 1922-1923гг первых новаторских произведений Мельникова для многих оказались неожиданным. Проекты павильона «Махорка», жилой комплекс «пила» и Дворец труда по своей форме и стилистике резко контрастировали с работами других архитекторов тех лет. Илл.Конкурсный проект здания московского отделения «Ленинградской правды»

Изображение слайда
38

Слайд 38: Павильон Всероссийского махорочного синдиката на С/х выставке 1923г. в Москве был первым осуществленным проектом Мельникова, созданным в духе новой архитектуры, а также самым интересным объектом выставки, в проектировании которой принимали участие виднейшие зодчие

Изображение слайда
39

Слайд 39: В 1922г. В Москве состоялся Всероссийский конкурс на проекты домов для рабочих. Из 30 работ проект Мельникова резко выделялся – это дом «пила», проект премировали

Изображение слайда
40

Слайд 40: Мировую славу принес Мельникову советский павильон на Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925г.Жюри с участием Луначарского и Маяковского присудили ему 1 премию. Это был триумфальный выход молодой советской архитектуры на мировую арену

Изображение слайда
41

Слайд 41: Большой вклад внес Мельников в разработку нового типа общественного здания – рабочего клуба. В 1927г он создает проекты 4 клубов для Москвы, а в след.2 года еще 3 проекта. Построены 6 клубов -5 в Москве и 1 в Дулеве под Москвой. Виртуозное решение интерьеров. Использование наружных лестниц, трансформация залов

Изображение слайда
42

Слайд 42: В проекте клубов «Свобода» и «Буревестник» под полом зрительного зала был задуман плавательный бассейн. Необычная форма клуба создавалась архитектором одновременно с внутренней организацией пространства

Изображение слайда
43

Слайд 43: Дом в Кривоарбатском переулке – это смелый эксперимент большого мастера. Мельников построил собственный дом в виде двух врезанных друг в друга цилиндров. В доме удивительно все-планировка, пространство, конструкции (перекрытия – единая решетчатая плита-мембрана – изобретение Мельникова).)

Изображение слайда
44

Слайд 44

Изображение слайда
45

Слайд 45: По проектам Мельникова было построено полтора десятка сооружений, большая часть из которых стала явлением в советской архитектуре. Проекты Мельникова нередко объявлялись нереальными, фантастическими, хотя конструктивно они были обоснованными

Изображение слайда
46

Слайд 46: Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной семье. В 1904—1914 гг. проживает в  Одессе  и обучается в Одесском Художественном училище (в те годы — филиал Императорской Академии Художеств). В этот период будущий зодчий зарабатывает себе на жизнь, трудясь разнорабочим. В Одессе начинается увлечение Якова Георгиевича графикой, он много рисует, работает над выработкой индивидуального графического языка

Изображение слайда
47

Слайд 47: В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург. В Петербурге он поступает на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 г. переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа

Изображение слайда
48

Слайд 48: После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования»

Изображение слайда
49

Слайд 49: Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства

Изображение слайда
50

Слайд 50: На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.)

Изображение слайда
51

Слайд 51: Графика Чернихова 1920-х—1930-х гг. — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези,  Антонио Сант'Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии

Изображение слайда
52

Слайд 52: Проект дома отдыха для рабочих «Северолес». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, гражд. инж. А. П. Арешевым. Проект здания научно-исследовательского института «Механобр». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, арх. С. В. Малиновским. Последние годы жизни архитектор проживал и работал в  Москве. Чернихов скончался 9 мая 1951 г

Изображение слайда
53

Слайд 53: Сецессия Центром этого направления в развитии архитектуры в Центральной Европе была Вена в 90-х годах XIX в. Происхождение и название этого движения связаны со стремлением молодых художников порвать с традициями официального искусства предшествующих поколений, что выразилось в организации группы «Сецессион» (Раскол). Илл.Франц Матч, Вена

Изображение слайда
54

Слайд 54: Для архитектуры в этом стиле стало характерно использование свободно скомпонованного плоского декора растительного или фигурального характера. Художники рецессии считали архитектуру одним из видов искусства

Изображение слайда
55

Слайд 55: Центром развития стиля стала Вена. Группу архитекторов, возглавлял О. Вагнер, профессор венской Академии искусств. Творчество О. Вагнера прошло через период неоренессанса, и он один из первых подвел сецессию к индивидуалистическому модерну

Это новое архитектурное течение нашло свое проявление в работах ведущих творческих личностей того времени — О. Вагнера, П. Беренса, Т. Гарнье, А. Лооса, А. Перре, в Америке—Ф.Л. Райта, в Скандинавии — Э. Сааринена и Р. Эстберга,

Изображение слайда
56

Слайд 56: Еще сильнее различия в характере архитектуры следующего поколения, среди которого нужно выделить Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ и В. Гропиуса. Новаторские произведения этих архитекторов, которые означали рождение совершенно новой архитектуры в первые 15 лет XX в., обычно объединяются под общим названием «Персональный модерн»

Изображение слайда
57

Слайд 57: Теоретическая и художественная концепции персонального модерна. Теоретические основы персонального модерна были заложены венским архитектором О. Вагнером. Полное выполнение требований, связанных с назначением строительного объекта, стало основой его принципов, которые он обобщил в своей книге «Современная архитектура» (1895)

Начало персонального модерна было связано с изменением самого принципа планировочного решения, для которого впервые было сформулировано понятие функционального плана. Принципы целесообразно организованного плана тщательно проработал Ф. Л. Райт

Изображение слайда
58

Слайд 58: Важным событием в истории архитектуры стало изобретение железобетона, запатентованного французским садовником Ж.Монье в 1867г, который уже за 10 лет до этого конструировал трубы из металлической сетки, обмазанной цементным раствором. Ф Геннебик создал монолитную конструктивную систему, включающую опоры, прогоны, балки и плиты перекрытия

Изображение слайда
59

Слайд 59: Лионский архитектор Т.Гарнье далеко опередил время своим проектом «Индустриального города», где предложил функциональное зонирование города и новые арх. решения отдельных зданий

Изображение слайда
60

Слайд 60: Авангардистская архитектура Широкое движение, из которого в 20-е годы возник функционализм, основывалось на отрицании худ. принципов послевоенного романтизма и эспрессионизма и на борьбе с академическими схемами. Носителем этой тенденции было в основном молодое поколение, начавшее творческую деятельность после первой мировой войны

Исходный импульс этому движению дали сразу после окончания Первой Мировой войны французская литература и прежде всего творчество Ле Корбюзье; голландское движение «Стиль»,немецкий Баухауз и советский конструктивизм

Изображение слайда
61

Слайд 61: Пуризм Исходный тезис пуризма сформулировал Ле Корбюзье и художник А.Озанфан в 1918г. в работе «После кубизма». Пуризм сам по себе означал сведение архитектурной формы к элементарной системе кубов, призм, цилиндров, конусов и шаров. Систему этих элементарных геометрических тел пуризм потом часто подчинял принципам классической композиции

Пуризм опирался на идею, что в архитектуре и в искусстве нужна не деформация, а формирование путем отбора и совершенствования. Это вело к принципу экономии формы и к теории стандарта, производства серийной продукции и массового потребления. Стиль Дальше всего в вопросе анализа пространства и формы ушли голландские архитекторы и художники, объединенные вокруг журнала «Стиль»(1916).Реформистские стремления голландских архитекторов касались не только внешнего вида, они были направлены прямо на существо архитектуры – создание пространства.

Изображение слайда
62

Слайд 62: Под влиянием французского математика А.Пуанкаре, который четвертым измерением пространства считал момент движения, архитекторы перестали трактовать пространство только как статический материал архитектуры, а определили его как четырехмерный пространственный континиум, организованный свободно расположенными плоскими элементами

Изображение слайда
63

Слайд 63: Баухауз. Баухауз, основанный в 20-е годы, стал центром современного худ. Воспитания в Европе. Он возник в 1919г путем слияния двух худ. Школ в Веймаре, которыми до этого руководил А.ван де Вельде. В.Гропиус – первый директор Баухауза, был автором первых программ

Изображение слайда
64

Слайд 64: В 1923г. В.Гропиус выступил с принципом координации всех творческих сил на рационалистической базе с тем, чтобы достичь единства в архитектуре.Цель Баухауза –создание коллективных произведений, в которых так же как и в архитектуре не существовало бы границ между монументальным и декоративным искусством

Изображение слайда
65

Слайд 65: После изгнания Баухауза из Веймара В.Гропиус построил новый школьный комплекс, включая жилые дома в Дессау (1925-1926гг).Эти постройки стали одними из первых и при этом стилистически наиболее зрелых примеров функционалистической архитектуры в Европе. В Баухаузе зародились основные принципы эстетики технической цивилизации

Изображение слайда
66

Слайд 66: Последним директором школы был Мис ван де Роэ. Баухауз был закрыт в 1933г. после прихода к власти нацистов

Среди преподавателей был русский художник Кандинский

Изображение слайда
67

Слайд 67: Функционализм и международный стиль. С середины 20-х годов прогрессивные силы европейской авангардистской архитектуры объединились на основе общей программы функционализма, который был следующей ступенью развития на пути перехода от поверхностного упрощения арх. форм к комплексной рациональности архитектуры

Изображение слайда
68

Слайд 68: Основным лозунгом функционализма стал лозунг «форма следует за функцией». Основным в концепции архитектуры стало требование функциональности, понимаемое не как нечто неизменное, постоянное, а скорее как перспектива, которую надо изучать, точно формулировать и даже создавать

Это привело архитектуру к необходимости решения новых форм жилья, что стало центральным мотивом функционализма периода между мировыми войнами. Одновременно существовало стремление широкого использования железобетона, новых конструктивных систем и материалов для создания новой архитектурной морфологии (специфический способ мышления).

Изображение слайда
69

Слайд 69: Теоретическую и худ. основу функционализма сформулировал Ле Корбюзье – художник, мыслитель, архитектор необычайной интеллектуальной и худ. силы, которая давала решающие импульсы развитию мировой архитектуры в течение 4 десятилетий

Изображение слайда
70

Слайд 70: Ле Корбюзье родился в Швейцарии, но работал в основном в Париже. Всемирную известность он приобрел своими работами. Его первый проект и постройка –серийный дом на одну семью из монолитного ж/б(1914), дом Ситроен, вилла в Париже (1922). Широкую огласку получили его градо-строительные эскизы города на 3 млн. жителей (1922) и реконструкция центра Парижа (План Вуазен) (1925)

Изображение слайда
71

Слайд 71: Второй существенный вклад Ле Корбюзье – в определении основных принципов функционалистической архитектуры в пяти пунктах:1.колонны, поднимающие дом над землей, 2.сад на крыше,3.свободный план,4.горизонтальное окно,5.свободный навесной фасад

Изображение слайда
72

Последний слайд презентации: Архитектура XX века Ее идейные и социальные особенности отражают различие двух: Его принцип отделения несущей конструкции от планировочного решения относится к наиболее глубоким изменениям, которые 20век внес в архитектуру. Пять пунктов и эта схема стали одной из наиболее сжатых формулировок рецептов арх. творчества вообще

Изображение слайда